Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе
1.1. Основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе
Глава 2 . Особенности формирования психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе
2.2. Изучение психолого-педагогической формирования готовности ребенка к обучению школе
Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые ребенок должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используются две инструкции.
«Хорошее» выполнение (3 балла) - правильное «отгадывание» всех загадок (возможно с повторным возвращением к «неразгаданным» загадкам). «Удовлетворительное» выполнение (2 балла) - ребенок осознал принцип решения задач («отгадок»), но с трудом мог им пользоваться, либо «отгадывал» с опорой на зрительный образец. «Неудовлетворительное» выполнение (1 балл) - ребенок либо не осознал принцип решения задач, либо не мог им пользоваться, старался отгадывать ответы.
Результаты методики «Сапожки» у детей подготовительной группы муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты методики «Сапожки» у детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»
Имя, фамилия |
«Хорошее» |
«Удовлетворитель |
«Неудовлетворите |
Уровни |
ребенка |
выполнение |
ное» выполнение |
льное» выполнение |
|
1. Алина П. |
- |
2 |
- |
С |
2. Аня И. |
- |
- |
1 |
Н |
3. Аня Ш. |
3 |
- |
- |
В |
4. Артем П. |
- |
2 |
- |
С |
5. Даша У. |
3 |
- |
- |
В |
6. Дима И. |
- |
- |
1 |
Н |
7. Маша С. |
- |
2 |
- |
С |
8. Миша А. |
3 |
- |
- |
В |
9. Никита Б. |
3 |
- |
- |
В |
10. Полина К. |
- |
2 |
- |
С |
Условные обозначения:
В - высокий уровень развития интеллектуальной и речевой сферы;
С - средний уровень развития интеллектуальной и речевой сферы;
Н - низкий уровень развития интеллектуальной и речевой сферы.
Результаты методики «Сапожки» у детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35» представлены отображены в гистограмме (рис.4)
Рисунок 4. Результаты методики «Сапожки» у детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»
Анализируя результаты проведения методики исследования интеллектуальной и речевой сферы «Сапожки» (таблица 4) и рисунка можно отметить, что полностью справились с задачей 40% детей, «удовлетворительно» - 40%, «неудовлетворительно» - 20% детейх. Только у двоих детей - у Ани И. и Димы И. присутствует низкий результат обучаемости, т.е. они не справляются с проблемой при решении задач по правилу, с которым раньше никогда не встречались и также при повторном возвращении к «неразгаданным» загадкам. Удовлетворительное выполнение у Алины П., Артема П., Маши С., Полины К., они осознали принцип решения задач («отгадок»), но с трудом могли им пользоваться, либо «отгадывали» с опорой на зрительный образец. Хорошее выполнение у Ани Ш., Даши У., Миши А. и Никиты Б., которые правильно «отгадывали» все загадки, хотя и с повторным возвращением к «неразгаданным» загадкам. Таким образом, необходима систематическая фронтальная работа педагогов по развитию интеллектуальной и речевой сферы в дошкольной образовательной организации.
Исследование интеллектуальной и речевой сферы. Методика «Последовательность событий». Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
В качестве исследовательского материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые ребенку в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи ребенка дошкольного возраста: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.
Если испытуемый правильно находил последовательность, но не мог составить хорошего рассказа, ему задавались вопросы, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит (например, сюжет «Половодье»). Точные вопросы позволяют понять причину плохого рассказа.
Составление рассказа с помощью наводящих вопросов ребенок правильно находил последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривалось как неудовлетворительное.
Считается, что ребенок не справился с заданием, если:
- не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность на соответствующую рассказу);
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными - в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
В протоколе фиксируются все воздействия, вопросы и ответы испытуемого, а еще все вопросы и высказывания экспериментатора.
Повествование ребенка дошкольного возраста записывается «слово в слово» со всеми лексическими отличительными чертами и грамматическими ошибками.
Хорошо выполненное задание классифицируется знаком "+".
Средне выполненное задание классифицируется символом "±".
Плохо выполненное задание классифицируется символом "-".
Результаты методики «Последовательность событий» у детей подготовительной группы представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты методики «Последовательность событий» у детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»
Имя, фамилия |
Хорошее |
Средне выполненное |
Плохо |
Уров |
ребенка |
выполнение |
!! I !! задание ± |
выполненное |
ни |
!! I !! задание + |
задание "-" |
|||
1. Алина П. |
- |
!!_|_!! |
- |
С |
2. Аня И. |
- |
!!_|_!! |
- |
С |
3. Аня Ш. |
- |
!!_|_!! |
- |
С |
4. Артём П. |
- |
!!_|_!! |
- |
С |
5. Даша У. |
- |
!!_|_!! |
- |
С |
6. Дима И. |
- |
!!_|_!! |
- |
С |
7. Маша С. |
- |
- |
Н |
|
8. Миша А. |
- |
- |
С |
|
9. Никита Б. |
- |
- |
С |
|
10. Полина К. |
- |
- |
Н |
Условные обозначения:
В - высокий уровень выполнения задания;
С- средний уровень выполнения задания;
Н - низкий уровень выполнения задания.
По результатам исследования из данных таблицы 5 следует, что 80% детей справились с заданием. Не справились только двое - Полина К. и Маша С., что вызвано, как было видно из наблюдения за детьми, личностными причинами - боязни допустить ошибку, выраженной неуверенностью в себе, отсутствием коммуникативного опыта вследствие возраста или особенностей темперамента.
Кроме того, с помощью данной методики были выявлены низкие речевые способности детей по следующим параметрам: связность речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.), и средние способности по правильности (четкости) произношения.
В результате наблюдения дети с дефектами произношения не обнаружены. Однако связность речи у всех детей (кроме Полины К. и Маши С.) на среднем для данного возраста уровня. Это говорит о необходимости систематической работы по развитию интеллектуальной и речевой сферы детей, особенно по развитию связности речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.) и правильности (четкости) произношения.
Исследование речевой сферы, проверка фонематического слуха. Методика «Звуковые прятки».
Предлагается поочередно искать звуки: «о», «а», «ш», «с».
Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребенку, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.
Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено «хорошо» (3 балла). Если допущена одна ошибка, то считается, что задание выполнено «удовлетворительно» (2 балла). Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено «неудовлетворительно» (1 балл).
Результаты методики «Звуковые прятки» у детей подготовительной группы представлены в таблице 6 и отображены в гистограмме (рис. 4).
Таблица 6
Результаты методики «Звуковые прятки» у детей подготовительной группы муниципального автономного дошкольной образовательной
организации «Детский сад № 35»
Имя, фамилия |
Задание |
Задание |
Задание |
Уровни |
ребёнка |
выполнено |
выполнено |
выполнено |
|
«хорошо» (3 балла). |
«удовлетворител ьно» (2 балла). |
«неудовлетворите льно» (1 балл). |
||
1. Алина П. |
- |
- |
1 |
Н |
2. Аня И. |
- |
2 |
- |
С |
3. Аня Ш. |
- |
- |
1 |
Н |
4. Артем П. |
- |
- |
1 |
Н |
5. Даша У. |
- |
2 |
- |
С |
6. Дима И. |
3 |
- |
- |
В |
7. Маша С. |
3 |
- |
- |
В |
8. Миша А. |
- |
- |
1 |
Н |
9. Никита Б. |
- |
2 |
- |
С |
10. Полина К. |
3 |
- |
- |
В |
Условные обозначения:
В - высокий уровень развития фонематического слуха;
С - средний уровень развития фонематического слуха;
Н - низкий уровень развития фонематического слуха.
Результаты методики "Звуковые прятки" у детей подготовительной группы МАДОУ "Детский сад № 35"
Рисунок 5. Результаты методики «Звуковые прятки» у детей подготовительной группы муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35»
Анализируя результаты методики ( гистограмма - рис. 4) видим, что на «хорошо» справились с заданием 30% детей, «удовлетворительно» - 30% (ряд 2,4,5,6,10),«неудовлетворительно»-40%.
Таким образом, хороший фонематический слух у Полины К., Димы И., Маши С., удовлетворительный- у Ани И., Даши У., Никиты Б., плохой слух у Алины П., Ани Ш., Артёма П., Миши А. Способность слышать, понимать, различать звуки - т.е. «фонематический слух» - не возникает сам собой даже при наличии острого природного слуха: его нужно целенаправленно развивать.
По окончании исследования был проведен анализ его результатов.
Если ребенок не справляется с заданиями методик, то с большой долей вероятности можно сделать вывод о том, что он психологически не готов к обучению в школе и у него будут трудности при овладении школьной программой. Если ребенок показывает по данной диагностике высокий уровень развития (включая мотивационную готовность к обучению в школе), то это означает, что он может хорошо учиться, если ему не помешают личностные проблемы, например, не сложившиеся отношения с педагогом или исчезновение учебной мотивации, которое возможно в результате того, что в первом классе школы ученики несколько раз изучают один и тот же учебный материал. Сначала им дают его в подготовительной группе дошкольной образовательной организации, потом в подготовительной группе при школе и, наконец, в первом классе. Для познавательного интереса это губительно.
Анализируя составленную по результатам всех методик сводную таблицу 7, видно, что большинство детей дошкольного возраста психологически готовы к обучению в школе. При этом «хорошо» подготовлены к школе 5 детей (50%), «удовлетворительно» - 4 ребенка (40%) и неудовлетворительно 1 ребенок (10%).
В результате можно утверждать, что у детей подготовительной группы преобладает аффективно-потребностная, мотивационная сфера, логическое мышление и умение обобщать предметы, явления. Выраженность данных показателей подтверждают закономерные особенности психического развития детей дошкольного возраста.