Файл: Формирование готовности детей̆ к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преобладание выраженности данных особенностей отражают сформированность психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Таким образом, с помощью интерпретации данных, было установлено, что низкая психологическая готовность к обучению в школе доминирует у Даши У. и Димы И. Наблюдения за ними так же показало, что у них явно повышенный уровень тревожности, они замкнуты, не уверены в себе.

На основе полученных результатов необходимо использовать психокоррекционную программу, которая помогла бы не только этим детям улучшить свои показатели, но и остальным детям повысить свой уровень психологической готовности к обучению в школе.

Исследуя педагогическое воздействие образовательного процесса дошкольной образовательной организации на закладывание основы готовности к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности можно отметить, что оно наиболее эффективно осуществляется в детском коллективе, в совместной деятельности детей.

Поэтому психокоррекционная программа рассчитанная для Даши У. и Димы И. будет осуществляться в совместной деятельности.

Таким образом, для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к обучению в школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед психологом муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35».

Результаты диагностики по уровневым показателям для разных методик у детей подготовительной группы муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» представлена в таблице 7.

Таблица 7

Результаты диагностики по уровневым показателям для разных

методик у детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»

Имя, фамилия ребенка

Методики исследования

Результаты

С.А. Банкова

«Домик»

«Да и нет»

«Сапож ки»

«После­дователь ность

событий »

«Звуко

вые прятки»

1. Алина П.

В

В

В

С

С

Н

В-3, С-2, Н- 1

2. Аня И.

С

С

С

Н

С

С

С-5, Н-1

3. Аня Ш.

Н

Н

Н

В

С

Н

в-1, С- 1, Н-4

4. Артем П.

В

Н

Н

С

С

Н

В-1,С-2, Н- 3

5. Даша У.

С

С

С

В

С

С

С-5, В-1

6. Дима И.

Н

В

В

Н

С

В

В-3, С- 1, Н-2

7. Маша С.

С

Н

Н

С

Н

В

В-1, С-2, Н- 3

8. Миша А.

В

В

В

В

С

Н

В-4, С-1, Н- 1

9. Никита Б.

С

С

С

В

С

С

В-1, С-5

10. Полина К.

Н

Н

Н

С

Н

В

В-1, С-1, Н- 4


Согласно результатам тестовой методики С.А. Банкова большинство детей (30%) имеют высокий уровень психосоциальной зрелости, то есть считаются готовыми к обучению в школе и (40%) имеют средний уровень психосоциальной зрелости, а 3 ребенка (30%) имеют низкий уровень психосоциальной зрелости.

Методика «Домик» выявила проблемы 40% детей в умении ориентироваться в своей работе на образец, в умении точно скопировать его, выявляет недостаточное развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

По результатам методики «Да и нет» хорошо развитое внимание имеют 30% детей, слабо развитое внимание 30%, плохо развитое внимание - 40% воспитанников.

Как и в предыдущем исследовании произвольной сферы по методике «Да и нет» проблемы с плохим развитием внимания выявлены у Ани Ш., Артема П., Маши С. И Полины К.

Детям с проблемами внимания необходимы индивидуальные и фронтальные занятия на развитие этих психических процессов.

Анализируя результаты проведения методики исследования интеллектуальной и речевой сферы по методике «Сапожки» можно отметить, что полностью справились с задачей 40% детей, «удовлетворительно» - 40%, «неудовлетворительно» - 20% детей. Проблемы возникают при решении задач по правилам, с которым раньше никогда не встречались, большинство детей с трудом могли ими пользоваться, либо «отгадывали» с опорой на зрительный образец. В связи с этим необходима систематическая фронтальная работа педагогов по развитию интеллектуальной и речевой сферы в дошкольной образовательной организации.

Исследование интеллектуальной и речевой сферы по методике «Последовательность событий» выявило низкие речевые способности детей по следующим параметрам: связность речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.), и средние способности по правильности (четкости) произношения.

В результате наблюдения дети с дефектами произношения не обнаружены. Однако связность речи у большинства детей (80%.) на среднем для данного возраста уровня.

Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости систематической работы по развитию интеллектуальной и речевой сферы детей, особенно по развитию связности речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.) и правильности (четкости) произношения.

Результаты методики «Звуковые прятки» у детей подготовительной группы дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35». Хороший фонематический слух у 30% детей, удовлетворительный - у 30%, неудовлетворительный - у 40%.


Таким образом, способность слышать, понимать, различать звуки - т.е. «Фонематический слух» присутствует у 60%, поэтому его нужно целенаправленно и систематически развивать через систему упражнений для развития фонематического слуха. Высокий уровень преобладает у Алины П. и Миши А. Только у Ани Ш. преобладает низкий уровень, что требует проведения индивидуальной коррекционной работы.

По итогам диагностики составим таблицу процентных показателей (Таблица 8).

Таблица 8

Таблица процентных показателей по итогам диагностики детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»

Уровни

Методики

В

С

Н

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Выводы

детей

детей

детей

С. А. Банков

3

30

4

40

3

30

Требуются фронтальные занятия

«Домик»

3

30

3

30

4

40

Требуется

индивидуальная работа

«Да и нет»

3

30

3

30

4

40

Требуется

индивидуальная работа

«Сапожки»

4

40

4

40

2

20

Требуются фронтальные занятия

«Последовате

льность

событий»

8

80

2

20 Пр

Требуются фронтальные занятия

одолжение таблицы 8

«Звуковые прятки»

3

30

3

30

4

40

Требуется

индивидуальная работа

В индивидуальной работе и фронтальным занятиям нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как память, образно-логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объема, развития произвольности. Также систематическая работа необходима по развитию интеллектуальной и речевой сферы деятельности детей, особенно по развитию связности речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.) и правильности (четкости) произношения.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод, что дети к обучению в школе готовы, т. к. преобладает средний уровень. В связи с наличием по всем методикам низкого уровня (от 20% до 40%) необходимы как фронтальные занятия, так и индивидуальная работа.


Высокий уровень преобладает у Алины П. и Миши А. Средний уровень у большинства детей (у Ани И., Артема П., Даши У., Димы И., Маши С., Никиты Б., Полины К. ). Только у Ани Ш. преобладает низкий уровень, что требует проведения индивидуальной коррекционной работы.

На основе полученных результатов необходимо использовать психокоррекционную программу, которая помогла бы не только Ане Ш. улучшить свои показатели, но и остальным детям повысить свой уровень психолого-педагогической готовности к обучению в школе. Исследуя педагогическое воздействие в дошкольной образовательной организации, считаю, что задачей дошкольной образовательной организации выступает постепенное закладывание основы готовности к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе изучения проблемы психолого-педагогической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе решены поставленные задачи.

  • Проанализированы теоретические основы психолого- педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов психологической готовности к обучению в школе можно отнести: психомоторную (функциональную); интеллектуальную; эмоционально-волевую;

мотивационную; личностную; социально-психологическую готовность.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам подготовки детей к обучению в школе следует рассматривать как двусторонний процесс. «Дошкольная образовательная организация - семье» процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи.

  • Изучены основные направления взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: родительские собрания, беседы и консультации, наглядная пропаганда, посещение семей, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.


Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между дошкольной образовательной организацией и школой и повышению ответственности родителей за воспитание детей.

  • Изучен опыт работы дошкольной образовательной организации по подготовке детей к обучению в школе.

В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области проводится систематическая работа по формированию психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе, поскольку это одна из важнейших задач, от решения которой зависит успешное обучение ребенка в школе. В связи с этим в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35» проводятся регулярные собеседования, консультации с родителями, выставляется информация в родительских уголках, родительские собрания, помогающие подготовке детей к обучению в школе.

Педагоги дошкольной образовательной организации умеют также организовывать все виды деятельности, необходимые для развития ребенка дошкольного возраста: предметную, познавательную, игровую.

  • Изучен уровень психолого-педагогической готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

В исследовании принимали участия 10 детей первой подготовительной группы дошкольного возраста 6 - 7 лет общеразвивающей направленности, из них 6 девочек и 4 мальчика, посещающих муниципальное автономное дошкольная образовательная организация «Детский сад № 35».

Диагностика психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе проводилась по разным методикам и носила групповой и индивидуальный характер. Основой исследования послужила программа Н.И. Гуткиной.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод, что дети к обучению в школе в основном готовы, однако преобладает средний уровень готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

5. На основании результатов диагностического исследования были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по работе со слабо подготовленными к обучению в школе детьми и рекомендован развивающий материал для занятий.

Главным условием осуществления программы психолого- педагогического сопровождения родителей детей старшего дошкольного возраста и ее высокой результативности является совместная работа педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации и родителей, их активность и заинтересованность в готовности детей к обучению в школе.