ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.12.2019

Просмотров: 2256

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ж. Ануй - французский поэт и драматург. Литературную деятельность начал в 1932 г.

На его первую пьесу «Горностай» большое влияние оказало творчество Ф.М.Достоевского.

В пьесах Ж.Ануйя второй половины 30-40-х годов «Путешественник без багажа», «Бал воров» и пр. в остро сатирической форме изображаются противоречия буржуазного общества, конфликт между богатыми и бедными.

В творчестве Ж.Ануйя отразился кризис мировоззрения современной буржуазной интеллигенции. Этой теме посвящен цикл пьес на античные сюжеты, написанный в 40-е годы. Лучшей из них является «Антигона» - главная мысль этой пьесы «Лучше погибнуть, чем покориться». «Антигона» была написана и показана в годы оккупации во Франции в 1943 г.

Творчество Ж.Ануйя противоречиво. Декларируя аполитичность, он тем не менее отражает в своих пьесах актуальные проблемы современности. Так, в пьесе «Жаворонок», посвященной Жанне Де Арк, прославляется подвиг, совершенный во имя народа.


Ануй (Anouilh) Жан (1910-87), французский драматург. В пьесах «Путешественник без багажа» (1937), «Дикарка» (1938) и др. — трагический конфликт героя с жестокостью окружающего мира. Лирико-иронические комедии («Ужин в Санлисе», 1942, и др.). В трагедии «Антигона» (1943), исторических драмах («Жаворонок», 1953, «Бекет или Честь божья», 1959) — гибель нравственно-бескомпромиссного героя, утверждающего свое человеческое достоинство. В многочисленных комедиях 1950-80-х гг. («Подвал», 1961) высмеивается мещанство и буржуазность.


Ануй Жан (полн. имя Жан Мари Люсьен Пьер) (23 июня 1910, Бордо — 3 октября 1987, Лозанна) французский драматург.

Семья Ануй переехала в Париж, когда Жан был подростком. В Париже он изучал право и некоторое время работал рекламным агентом. Однако в возрасте 18 лет, увидев драму Ж. Жироду «Зигфрид», открыл для себя театр и поэтический язык, который определил его дальнейшую судьбу. Ануй поступил секретарем к известному актеру и режиссеру Л. Жуве.

Первая пьеса Ануя «Горностай» была поставлена в 1932. Но успех драматургу принесла вторая пьеса «Пассажир без багажа» (1937; русский перевод 1969), за которой последовала «Дикарка» (1938; русский перевод 1969). Позднее Ануй объединил их в цикл-сборник «Черные пьесы» (1942), добавив драму «Эвридика» (1942; русский перевод 1969). В этих пьесах жестко очерчен бездуховный мир, в котором достоинство личности, ее ценности и надежды терпят поражение, а прекрасное обречено на гибель.

Ануй отвергал в творчестве как натурализм, так и реализм; он отстаивал то, что было позднее названо «театрализм», т. е. стремился вернуть на сцену поэзию и воображение. Для творчества Ануя характерно жанровое многообразие: от стилизации греческого мифа до перифраза исторического эпизода, от комического балета до современной комедии характеров. Характерные драматургические приемы Ануя — «пьеса в пьесе», перемена ролей, ретроспекция и проекция в будущее. Не являясь последовательным идеологом, каким был экзистенциалист Ж. П. Сартр, Ануй выработал собственный взгляд на жизнь, поставив во главу угла реалии человеческого существования, неоднозначные взаимоотношения между добром и злом. Ключевым для драматурга был вопрос о том, как далеко может зайти личность в своем компромиссе с истиной ради обретения счастья. Его героям приходится переживать утрату безмятежного мира детского счастья. Некоторым из персонажей удается примириться с неизбежным; другие, подобно легкомысленным героям «Бала воров» (1938), живут фальшивой жизнью; для третьих, таких как Антигона из одноименной пьесы (1943; русский перевод 1958) — предательство идеалов неприемлемо.

Начиная с «Приглашения в замок» (1947; русский перевод 1969) атмосфера пьес Ануя становится более мрачной. Стареющие пары в «Вальсе тореадоров» (1952) оказываются вовлеченными в танец смерти. В исторической драме «Жаворонок» (1953; русский перевод 1960) показан духовный поиск Жанны д'Арк, которая, подобно Антигоне и Терезе Тард из «Дикарки», является бунтаркой, восстающей против существующего миропорядка с его жалким и пошлым пониманием счастья. В другой исторической пьесе «Бекет, или Честь Божья» (1959; русский перевод 1969), показан смертельный исход борьбы героя, утверждающего в обстановке политических интриг свое человеческое достоинство.

В 1950-х в драматургии Ануя появляются элементы политической злободневности: «Бедняга Битос, или Обед знаменитостей» (1956) и некоторые другие пьесы.

В 1960-е творчество Ануя многими начало восприниматься как устаревшее, утратившее актуальность, особенно в сравнении с работами мастеров театра абсурда Э. Ионеско и С. Беккета. Пьеса Ануя «Булочник, булочница и маленький подмастерье» (1968) была принята холодно, однако ряд последовавших за ней произв. подтвердил славу драматурга: «Дорогой Антуан, или Неудачная любовь» (1969), «Золотые рыбки, или Этот герой, мой отец» (1970), «Не будите госпожу» (1970), «Директор оперы» (1972), «Арест» (1975), «Сценарий» (1976), «Да здравствует Генрих IV» (1977), «Штаны» (1978).

Ануй написал также несколько киносценариев и перевел на французский ряд пьес англоязычных драматургов.



---------------------------------------------------------------------------------------------------------







22. Жизнь и творчество Фёдора Волкова.

Волков Федор Григорьевич - первый русский профессиональный актер (1729 - 1763). За ним утвердилось имя основателя русского театра. Формально это не совсем верно, но действительно лишь с Волковым наш театр вступил на правильный путь. Сведения о нем и о его деле не отличаются ни полнотой, ни достоверностью. По всей вероятности, родина Волкова - Кострома, а не Ярославль, как предполагали раньше. Отец его, костромской купец, умер, когда он был еще ребенком. Мать его вступила во второй брак с ярославским купцом Полушкиным, оказавшим доброе влияние на пасынка. Учась в Москве, Волков, по свидетельству Шаховского  , "отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты". Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, "пристрастно прилежал, - по словам Новикова, - к познанию наук и художеств". Он рано стал принимать участие в делах отчима, быть может, даже управлял ими. Это вызвало ряд его поездок в Петербург, где увидал впервые и итальянскую оперу, и немецкие спектакли труппы Аккермана, и русские любительские спектакли. После смерти Полушкина (1747), Волков решил завести театр у себя в Ярославле. Первые попытки его в этом направлении относятся к 1750 - 1751 гг. Не точно установлено и место первых спектаклей, как происходивших еще в мало приспособленном помещении, так и перенесенных уже в настоящий театр. Лишь приблизительно известен и репертуар этих ярославских спектаклей. Несомненно, что Волков с товарищами, среди которых был Нарыков, позднее прославившийся под именем Дмитревского, сыграли в Ярославле комедии Дмитрия Ростовского, комедию Грегори и оперу "Титово Милосердие", Метастазио, причем либретто было, вероятно, переведено самим Волковым. Есть догадка, что было в репертуаре и несколько пьес Волкова, написанных на ярославские нравы. Молва о театре ярославских юношей дошла до императрицы Елизаветы  . Последовал приказ привезти ярославцев в Петербург. В январе 1752 г. ярославцы были уже в Петербурге, поместились в Смольном дворе, а 18 февраля они, в присутствии императрицы и "некоторых знатных персон", "отправляли" комедию "О покаянии грешного человека" Дмитрия Ростовского. Опыт был удачен; волковскую труппу оставили в Петербурге и поместили в кадетский корпус, где будущие актеры занимались словесностью, иностранными языками, гимнастикой, а также декламацией и сценическими приемами. Волков стал учиться с увлечением, тратил последнее на выписку из-за границы "театральных и проспективических книг". Вероятно, давались и спектакли, не только закрытые, но и открытые. 30 августа 1756 г. состоялся указ, начинавшийся словами: "повелели мы нынче учредить русской для представления трагедий и комедий театр, для которого отдал Головинской каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома". Указом этим открывается официальная история российского театра. "Дирекция того русского театра поручается от нас, - говорится дальше в указе, - бригадиру Александру Сумарокову". Приблизительно через месяц Сумароков   составил труппу, в которую, как основное ее ядро, вошли ярославцы, затем семь человек певчих и четыре актрисы: ярославка Мусина-Пушкина , Зорина и две Ананьины . Об этом периоде жизни Волкова мы имеем всего меньше точных сведений. Волков, выделявшийся и своей подготовленностью, и своим развитием, и своими сценическими способностями, был облечен званием "первого русского актера". Он был и актером, и режиссером, по некоторым сведениям - и драматургом; никаких пьес его, оригинальных или переводных, не сохранилось. Приписываются ему, между прочим, переводы Мольера; всего с его именем связывают около 15 произведений, им сочиненных или только переделанных или переведенных. Как актер, Волков производил впечатление очень большое. В "Чистосердечном признании о делах моих и помышлениях" Фонвизин   передает впечатления от виденного им в Петербурге, когда ему было 14 лет, спектакля. О Волкове он пишет так: "Муж глубокого разума, исполненный достоинства, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным". Новиков, также говоря о "проницательном и обымчивом разуме" Волкова, признает в нем "редкие дарования, украшенные многими учением и прилежанием". "Театральное искусство, - прибавляет Новиков, - Волков знал в высшей степени". По-видимому, в игре его были простота и большая страстность; по крайней мере, один из современников свидетельствует, что ему лучше всего удавалась роль бешеного. В декламации его были, по-видимому, дефекты; она была далека от того совершенства, которого добился Дмитревский. Волков читал стихи, по одному свидетельству, протяжно и нараспев, но голосом гармоничным и звучным, и "исполненной страсти игрой увлекал и соотечественников, и иностранцев". В 1759 г. Волков, вместе с актером Шумским, был командирован в Москву, чтобы устроить и там публичный театр. Театр Локателли , в котором в ту пору игрались итальянские оперы и русские драмы, пришел в расстройство; Волков, по-видимому, занялся приведением его в порядок, выписал для этого театра несколько актеров из Петербурга. Ему приписывается видная роль в том перевороте, который возвел на престол Екатерину II  . Легенда рассказывает, что он в критическую минуту прочитал, держа перед собой чистый лист, не бывший написанным манифест. Рассказывается, далее, что Екатерина, воцарившись, предложила Волкову быть кабинет-министром, возлагала на него орден Андрея Первозванного, но Волков будто бы от всех этих почестей отказался, сохранив за собой доступ в кабинет государыни без доклада. П.О. Морозов делает вероятную догадку, что все эти рассказы относятся не к актеру Федору Волкову, но к кабинет-секретарю Петра III  Дмитрию Волкову . Невыясненным остается и пожалование Екатериной Волкову дворянства и семисот душ крестьян. В дни коронования императрицы Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарадного гулянья, носившего название: "Торжествующая Минерва", по программе, написанной Херасковым  , с хорами, написанными Сумароковым. Описание этого грандиозного маскарада дает, заимствовав его из старинной брошюры, И. Горбунов   в своих "Очерках из истории театра". Волкову это гулянье стоило не только большого труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Он похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине девяностых годов на кладбище установлена памятная доска. Н. Э. 




23. Русская драматургия второй половины ХVIII века.

Драматургия и взгляд на театр Екатерины II.

Я.Б.Княжнин (1742-1791 гг.) – «Вадим Новгородский» как вершина художественных достижений русского классицизма ХVIII в.

Я.Б.Княжнин – основоположник русской классической комедии и его комедия «Хвастун».

Русская комическая опера как национальный жанр. «Мельник, колдун, обманщик и сват» А.А.Облесимова (1741-1783 гг.).

Д.И.Фонвизин – основатель русского реалистического направления в драматургии и его комедии «Бригадир» и «Недоросль». Значение творчества Д.И.Фонвизина для становления русской драматургии и театра.



Во второй половине века комедийный жанр получает особенно широкое развитие. Драматурги Я. Б. Княжнин (1742—1791), В. В. Капнист (1757—1823) в своих сатирических комедияхкри­тикуют дворянское общество, едко высмеивают его пороки, пока­зывают характеры, выхваченные из русской действительности. В ко­медийных произведениях Княжнина и Капниста заметна связь с классицистской комедией. В них четко обозначена основная нравоучи­тельная идея, действующие лица строго разделены на положитель­ных и отрицательных, имена и фамилии персонажей определяют черты их характера и место в развитии сюжета; любовные перипетии, как правило, оканчивающиеся благополучно, занижают в развитии действия не последнее место. Комедии эти, как и чисто классицистские, написаны стихом. 
Вместе с тем в сатирических комедиях ощутима связь и с драма­тургическими достижениями Фонвизина, и с пьесами прогрессивных зарубежных авторов. Осмеяние пороков в них социально заострено, в образах много жизненно достоверных черт. Наконец, в большей мере, чем в комедиях классицизма, здесь наблюдается связь с народ­ным театром, с игрищами, с озорным и остроумным искусством скоморохов. 
Приемом гротеска широко пользуется Княжнин в стихотворной комедии «Хвастун» (1786). Образы дворян, домогающихся высоких постов, автор наделяет живыми характерными чертами, заостряет их, вводя различные комические ситуации, использует яркую речевую характеристику. Пьеса осуждает фаворитизм, так прочно утвердив­шийся при дворе Екатерины II, самодурство и невежество дворян, которых без особого труда может обмануть случайный врунишка-проходимец. 
Врагом екатерининского законодательства, чиновничьего произ­вола и взяточничества выступает Капнист в комедии «Ябеда» (1793). Идея и тема этой пьесы, даже имена действующих лиц пере­кликаются со статьями журналов Новикова, с произведениями Фон­визина. Многое в содержании комедии подсказано автору его собст­венными наблюдениями. Ему пришлось судиться из-за незаконно отобранного имения. Гнев вызвала у него страшная картина судебно­го произвола. Капнист был далек от мысли писать и говорить об этом как о частном случае. События в пьесе происходят в одном из провинциальных городов, но автор представляет дикий судебный разгул как явление типическое, повсеместное. Драматург прибе­гает к смелым, социально значимым обобщениям. Судебная палата, где решается дело, представлена как образ российской администра­ции и суда. 
Естественно, что такая пьеса не могла долго продержаться в репертуаре. После четырех представлений в петербургском театре на нее был наложен царский запрет.


Комическая опера

Значительное место в репертуаре русского театра занимала комическая опера, возникшая в начале 70-х годов XVIII столетия. Комическая опера была тесно связана с жизнью крестьян, судьба которых всегда волновала передовую общественную мысль. Героями комических опер являлись крестьяне и разночинцы. В отличие от героев классицистской комедии они выступали здесь не только в виде слуг или иных смешных персонажей, которым не­доступны высокие чувства, но оказывались способны на благород­ные поступки, на борьбу за свои права. Смешение драматического и комедийного в сюжете отражалось и в структуре образов. 
Комическая опера XVIII века не похожа на известные нам ныне оперные представления. Это драма, включающая различные вокаль­ные номера, сольные и хоровые, а также танцевальные сцены. Гла­венствовали в ней черты драматического спектакля. Актуальность тематики, сочетание в одном спектакле различных сценических искусств, живость и яркость представления делали комическую, оперу популярным жанром. Особенно большим успехом пользова­лась она у демократической аудитории. Комическая опера сблизи­ла профессиональную сцену с русским песенно-танцевальным фоль­клором, с бытовыми обрядами. 
Жанр комической оперы развивался по двум направлениям. Первое из них включало в себя элементы обличительно-реалисти­ческие. К нему принадлежали М. И. Попов (1742—1790), Я. Б. Княж­нин, И. А. Крылов и Н. П. Николев. Эти драматурги в своих произве­дениях говорили о тяжелой крестьянской доле, о бесправии крепост­ных. Сюжетные коллизии их комических опер нередко опирались на реальную жизнь, язык был близок к разговорной речи. 
Второе направление было представлено дворян­скими писателями во главе с Екатериной II. Они идиллически изо­бражали жизнь крестьян на лоне природы, их любовь к отцам-помещикам. Спектакли эти обставлялись пышно и торжественно, крестьян одевали в атласные костюмы. Действие в этих комических операх нередко происходило в сказочном царстве, сюжеты полностью отрывались от реальной почвы. 
Первой русской комической оперой и первой пьесой, в которой героями являлись крестьяне, была «Анюта» М. И. Попова, постав­ленная в 1772 году. В этой пьесе автор устами крестьян обличает по­мещиков, с симпатией рисует простых людей, сочувствует им. Вместе с тем крестьяне у него как бы существа низшего разряда: они не способны на тонкие чувства, на настоящую любовь. 
Более остро и драматично тема крепостного гнета и беззакония выражена в комической опере Н. П. Николева «Розана и Любим» (1776). Красивая крестьянка Розана понравилась помещику Щедрову. Он пытается соблазнить ее богатыми подарками, обещанием безбедной жизни в его усадьбе. Но видя, что уговоры не приводят ни к чему, он похищает девушку. 
Пьеса Николева примечательна не только показом барского произвола, надругательством над человеческим достоинством; в ней оправдывает он гнев крестьян, их объединение для борьбы с по­мещиком. 
Об участи крепостных, страдающих из-за барских капризов, суеверия, прихоти, находящихся под угрозой быть проданными, отданными в солдаты, сосланными на каторгу, рассказывается в комических операх «Несчастье от кареты» Б. Я. Княжнина (1779) и «Кофейница» И. А. Крылова  (1783). 
Много комических опер написала сама Екатерина II. Ее псевдо­народные произведения строились на смешных недоразумениях, сказочных сюжетах. Спектакли по ее пьесам ставились как феери­ческие представления. 



24. Творчество Д. И. Фонвизина.

Знаменитый писатель Екатерининской эпохи Д.И. Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве, в богатой дворянской семье. Происходил из лифляндского рыцарского рода, совершенно обрусевшего (до середины XIX века фамилия писалась Фон-Визен). Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича. В 1755-1760 годах Фонвизин учился в только что открытой гимназии при Московском университете; в 1760 году был "произведен в студенты" философского факультета, но пробыл в университете всего 2 года. 


Особое место в драматургии этого времени занимает творчество Дениса Ивановича Фонвизина (1745—1792), явившееся вершиной театральной культуры XVIII века. Наследуя традиции классицистской комедии, Фонвизин уходит далеко вперед, по существу являясь родоначальником критического реализма в русской драматургии. А. С. Пушкин назвал великого драматурга «сатиры смелым властелином», «другом свободы». М. Горький утверждал, что Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально плодотворная линия русской литературы — линия обли­чительно-реалистическая. Творчество Фонвизина оказало огромней­шее влияние на современных ему и последующих писателей и драматургов. 
Д. И. Фонвизин рано приобщился к театру. Театральные впечат­ления — самые сильные в его юности: «...ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел в первый раз отроду. Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозмож­но». Еще студентом Фонвизин принимает участие в жизни Москов­ского университетского театра. В дальнейшем Денис Иванович под­держивает связи с крупнейшими деятелями русского театра — драматургами и актерами: А. П. Сумароковым, И. А. Дмитревским и другими, выступает с театральными статьями в сатирических журналах. Эти журналы оказали большое влияние на творчество Фонвизина. В них он порой черпал мотивы для своих комедий. 
Драматургическая деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы. Поначалу он переводит иностранные пьесы и «перелагает» их на русский лад. Но это было только пробой   пера.   Фонвизин   мечтал   создать   национальную   комедию. 
«Бригадир» — первая оригинальная пьеса Фонвизина. Она была написана в конце 60-х годов. Незамысловатость сюжета не помешала Фонвизину создать остросатирическое произведение, показать нравы и характер своих недалеких героев. Пьесу «Бригадир» современники назвали «коме­дией о наших нравах». Эта комедия была написана под влиянием передовых сатирических журналов и сатирической комедий русско­го классицизма и проникнута заботой автора о воспитании моло­дежи. 
«Бригадир» — первое в России драматургическое произведение, наделенное всеми чертами национальной оригинальности, ничем не напоминающее комедий, создаваемых по заграничным эталонам. 
В языке комедии множество народных оборотов, афоризмов, метких сравнений. Это достоинство «Бригадира» было немедленно подмечено современниками, и лучшие из словесных оборотов Фон­визина перешли в повседневную жизнь, вошли в поговорки. 
Комедия «Бригадир» была поставлена в 1780 году в Петербург­ском театре на Царицыном лугу. 
Вторая комедия «Недоросль» написана Д. И. Фонвизиным в 1782 году. Она принесла автору долгую славу, поставила его в первые ряды борцов с крепостничеством. В пьесе разрабатываются важ­нейшие для эпохи проблемы. В ней говорится о воспитании дво­рянских сынков-недорослей и о нравах придворного общества. Но острее других поставлена проблема крепостничества, злонравия и безнаказанной жестокости помещиков. 
«Недоросль» создан рукой зрелого мастера, сумевшего населить пьесу живыми характерами, построить действие по признакам не только внешней, но и внутренней динамики. 
Комедия «Недоросль» решительно не отвечала требованиям Екатерины II, предписавшей сочинителям «лишь изредка касаться к порокам» и проводить критику непременно «в улыбательном духе». 
24 сентября 1782 года «Недоросль» была поставлена Фонвизиным и Дмитревским в театре на Царицыном лугу. Спектакль поль­зовался большим успехом у широкой публики. 14 мая 1783 года состоялась премьера «Недоросля» на сцене Петров­ского театра в Москве. Премьера и дальнейшие спектакли шли с огромным успехом. 
«Выбор гувернера» — комедия, написанная Фонвизиным в 1790 году, была посвящена животрепещущей теме воспитания молодежи в аристократических дворянских домах. Пафос комедии направлен против иностранных авантюристов-псевдоучителей в пользу про­свещенных русских дворян.