Файл: Учебное пособие Томкевичус новое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 1991

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них – практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обусловливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок. Второе условие связано с развитием самой науки в целом и ее отдельных отраслей. По мере развития науки происходила и дифференциация ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. По мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний, поскольку учетные дисциплины уже не способны были ответить на все требования практики. Дифференциация наук сопровождалась и определенными недостатками. Их суть сводилась к чрезмерной специализации наук, к излишнему дроблению, к утрате взаимосвязей. Положительным на этом фоне следует считать процесс интеграции наук, диалектически связанный с их дифференциацией. Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, а в ряде случаев способы и приемы исследования, присущие статистике, планированию, бухгалтерскому учету, математике и другим, непосредственно связанным с ним наукам.

Связь экономического анализа с бухгалтерским учетом. Бухгалтерский учет являлся и является основным «поставщиком» экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Доля экономической информации, получаемой через систему бухгалтерского учета, достигает на предприятиях и в объединениях 70% и более. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации, записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в бухгалтерской отчетности. Связь анализа с бухгалтерским учетом имеет двойственный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе, переадресуются бухгалтерскому учету.

Связь экономического анализа со статистикой. Статистику как науку более интересует обобщение проявлений экономической жизни, поиск общих тенденций развития экономики на макроуровне. Для этого она через средние величины, выборку или каким-либо другим способом старается исключить истинные явления, она почти никогда не опускается до детального анализа производства на уровне подразделений предприятия, на уровне рабочего места. Это исключает из задач статистики поиск резервов, их обоснование, разработку рекомендаций по их освоению, что свидетельствует о существенных отличиях статистики и анализа хозяйственной деятельности предприятий. Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во- первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа, так же как и бухгалтерский учет, необходимой информационной базой (правда, ее доля применительно к предприятиям невелика); во-вторых, в том, что статистическая наука, проблемно разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.

Связь экономического анализа с экономической теорией и отраслевыми экономиками. В первую очередь среди наук, с которыми связан анализ хозяйственной деятельности, нужно выделить экономическую теорию, которая изучает экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь анализ хозяйственной деятельности определенным образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики. Все сказанное, почти дословно можно перенести на взаимосвязь анализа с отраслевыми экономиками. Глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации производства на анализируемом предприятии. В свою очередь результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда, передового опыта. Анализ содействует подъему экономики конкретных предприятий и отрасли в целом.

Связь экономического анализа с планированием и управлением производством. Экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением производством. В анализе широко используется плановые материалы. Одновременно, научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятием невозможно осуществить без широкого использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

Связь экономического анализа с финансированием и кредитованием предприятий. Экономический анализ тесно связан также с финансированием и кредитованием предприятий. Без знания действующего порядка финансирования и кредитования соответствующих отраслей национальной экономики, взаимосвязей с финансовыми и кредитными органами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализ хозяйственной деятельности. С другой стороны, ставки выплат в бюджет, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочей финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих способов на производство.

Связь экономического анализа с науками не экономического направления. Среди наук не экономического направления, в первую очередь, нужно выделить математические и технологические. Необходимость решения сложных экономических задач явилось мощным стимулом развития математики. Здесь достаточно припомнить хотя бы историю возникновения математического программирования. Использование же в аналитических исследованиях математических методов существенно повысило их авторитет. Анализ стал глубоким, обоснованным. С помощью этих методов он может проводиться более оперативно, охватывать большее количество объектов, изучать значительно больше информации. Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время нужно отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований. Яркий пример тому – использование методики функционально-стоимостного анализа.

2 Метод комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Основные задачи факторного анализа:

- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможности системного подхода;

- определения формы зависимости между фактором и результатом;

- моделирование взаимосвязи между результатом и факторным показателем;

- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата;

- расчета с факторной моделью (практическое ее использование для управления процессом).

Основными типами факторного анализа являются: детерминированный (функциональный); прямой (дедуктивный); индуктивный; стохастический; корреляционный; одноступенчатый; многоступенчатый; статистический; диагностический; ретроспективный; перспективный.

Детерминированный факторный АХД - методика исследования влияния фактора, связь которого с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть определен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов. Функциональную зависимость между факторами и результативными показателями в детерминированном факторном анализе можно выразить различными моделями.

1.Аддитивная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:

, (3.1)

где – себестоимость продукции;

- доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия;

- объем отгруженной продукции;

- объем спроса на продукцию предприятия (емкость рынка);

- расходы службы маркетинга;

- коэффициент конкурентоспособности предприятия.

Доля прибыли предприятия от коммерческой деятельности является определяющим показателем при оценке качества организации, функционирования и управления маркетинговой системой, т.к. цель любого коммерческого предприятия заключается в максимизации получаемой им прибыли. Показатели спроса на продукцию предприятия и величины ее фактической отгрузки в течение определенного периода времени позволяют определить способность предприятия полностью удовлетворить спрос потребителей, что в условиях рынка также становится одной из основных целей. Анализ расходов службы маркетинга необходимо сопоставлять с вышеназванными показателями для оценки адекватности расходуемых средств финансовым результатам коммерческой деятельности. Оценку прибыльности коммерческой деятельности предприятия целесообразно проводить на основе определения коэффициента конкурентоспособности.

Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность по продукту:

а) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на рынке:

КРД =ОП / ООПР, (6.1)

где ОП – объем продаж продукта фирмой;

ООПР – общий объем продаж продукта на рынке;

б) коэффициент предпродажной подготовки (КПП) характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. Если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то КПП = 1. Данный показатель рассчитывается по формуле:

КПП = ЗПП / ЗПОП, (6.2)

где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж;

в) коэффициент изменения объема продаж (КИОП) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж:

КИОП = ОПКОП / ОПНОП, (6.3)

где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по цене:

а) коэффициент уровня цен (КУЦ) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения цен на продукт:

КУЦ = (Цmax + Цmin) / (2 х ЦУФ), (6.4)

где Цmax – максимальная цена товара на рынке;

Цmin – минимальная цена товара на рынке;

ЦУФ – цена товара, установленная фирмой.

Конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:

а) коэффициент доведения продукта до потребителя (КСБ), отражающий стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения своей сбытовой деятельности:

КСБ = (КИОП х ЗСБКОП) / ЗСБНОП (6.5)

где ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:

а) коэффициент рекламной деятельности (Крекл.д) отражает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности (Крекл.д):

Крекл.д. = (КИОП х ЗРДКОП) / ЗРДНОП, (6.6)

где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.

Суммировав вышеперечисленные коэффициенты и найдя среднеарифметическую величину, определим промежуточное значение коэффициента конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта (ККМД).

Для расчета итогового коэффициента конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе анализа баланса предприятия за отчетный период.

Таким образом, полная формула расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП) будет выглядеть следующим образом:

ККП = ККМД х КТЛ х КОСС, (6.7)

где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;

КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.

7 Анализ объема производства и продаж

РП = ГП н. + ТП - ГП к. (7.2)

2 Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать:

ГП н. + ТП + ОТ н. = РП + ОТ к. + ГП к., (7.3)

где ОТ н. - остатки готовой продукции, неоплаченные платежи.

Отсюда:

РП = ГП н. + ТП + ОТ н. - ОТ к. - ГП к. (7.4)

Расчет влияния данных факторов на объем реализованной продукции производится сравнением фактических уровней показателей с плановыми, или за предыдущие периоды, вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

7.2 Анализ структуры, ассортимента и качества продукции

Анализ структуры продукции. При формировании структуры выпуска продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции, по данным таблицы 7.1.

3 Удельный вес продукции высшей категории качества.

4 Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам.

5 Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны.

Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции.

1 Показатели полезности.

2 Надежность.

3Технологичность - характеризует эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость).

4 Энергетичность изделий.

Косвенные показатели.

1 Штрафы за некачественную продукцию.

2 Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака.

Первая задача анализа качества продукции: изменить динамику перечисленных показателей, выполнения плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

В процессе анализа выполнения плана по качеству продукции рассчитывается средний коэффициент сортности, который определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего сорта.

Анализ качества рассмотрим с использованием таблицы 7.3.

Таблица 7.3 - Анализ качества продукции

К сорт. пл. = 31300000 : (67600 х 600) = 0,772.

К сорт. ф. = 27468000 : (50400 х 600) = 0,908.

% выполн. плана = (К сорт. ф. : К сорт. пл.) х 100= 118(%).

Косвенным показателем выпущенной продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний и внешний. В процессе анализа, изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, и определяют потери брака.

Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.

В анализе используются показатели:

- валовая прибыль;

- прибыль по реализации работ и услуг;

- прибыль от прочей реализации;

- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль.

12.2 Факторный анализ прибыли

3 Для каждой функции определяются полные годовые затраты и количество рабочих часов.

4 Для каждой функции на основе оценок из пункта 2 определяется количественная характеристика источника издержек.

В ФСА применяются два типа источников по отношению к распределению затрат.

1Источники издержек по функциям, показывающие, как поведение объекта затрат влияет на уровни детализации функций.

2Источники издержек по ресурсам, показывающие, каким образом уровни активности функций влияют на потребление ресурсов.

После того как для всех функций будут определены их источники издержек, проводится окончательный расчет затрат на производство конкретного продукта или услуги.



4.2 Информационное обеспечение экономического анализа


Состав, содержание и качество информации, которая привле­кается к анализу, играют определяющую роль в обеспечении действенности АХД. Анализ не ограничивается только эконо­мическими данными, а широко использует техническую, техно­логическую и другую информацию. Все источники данных для АХД делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, те­кущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды от­четности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа при­надлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наибо­лее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их ре­зультаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и от­четности, обеспечивает принятие корректирующих мер, направ­ленных на успешное выполнение планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процес­сов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет, и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерс­ким учетом обеспечению анализа необходимыми данными (на­пример, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии про­изводственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы.

1 Официальные документы, которыми обязан пользовать­ся субъект хозяйствования в своей деятельности: законы го­сударства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов уп­равления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия.


2 Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3 Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов.

Эффективность анализа может быть обеспечена только тог­да, когда есть возможность оперативно вмешиваться в процесс производства по его результатам. Это значит, что информация должна поступать к аналитику как можно быстрее.


5 Классификация и принципы поиска резервов в экономическом анализе



5.1 Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация


Под резервами следует понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений. Устранение потерь и нерациональных затрат – один из путей использования резервов. Другой путь связан с ускорением научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Резервы в полном объеме представляют собой разрыв между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала организации. В экономике различают два понятия резервов: резервные запасы (например, сырья, материалов), которые необходимы для непрерывного и планомерного развития хозяйства; резервы как еще не использованные возможности роста производства, улучшения его качественных показателей.

Принципы классификации резервов и принципы организации поиска резервов. Классификация факторов, определяющих экономические категории и показатели, является основой классификации резервов. Основной принцип классификации резервов – по источникам повышения эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда): сам труд, предмет труда и средства труда. Классифицируют резервы также по конечным результатам, на которые эти резервы воздействуют. Различают резервы повышения объема продукции, совершенствования структуры и ассортимента изделий, повышения качества, снижения себестоимости продукции или по элементам затрат, или по статьям затрат, или по центрам ответственности; резервы повышения прибыльности продукции, укрепления финансового положения и повышения уровня рентабельности. При сводном подсчете резервов важно исключить дублирование и двойной счет, для чего следует строго соблюдать определенные принципы классификации резервов. Например, резервы увеличения объема и повышения качества продукции, а также резервы снижения себестоимости одновременно являются резервами увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности хозяйствования.

Для рациональной организации поиска резервов большое значение имеет их группировка по стадиям процесса воспроизводства (снабжение, производство и сбыт продукции), а также по стадиям создания и эксплуатации изделий (предпроизводственная стадия – конструкторская и технологическая подготовка производства; производственная стадия – освоение новых изделий и новых технологий в производстве; эксплуатационная стадия – потребление изделия).


По признаку срока использования резервы подразделяются на текущие (реализуемые на протяжении данного года) и перспективные (которые можно реализовать в более далекой перспективе).

По способам выявления резервы классифицируются на явные (ликвидация очевидных потерь и перерасходов) и скрытые, которые могут быть выявлены путем глубокого экономического анализа, его особых методов, например сравнительного межхозяйственного анализа, функционально-стоимостного анализа.

Принципы организации поиска резервов. В процессе осуществления поиска хозяйственных резервов необходимо руководствоваться следующими принципами.

1 Поиск резервов должен носить научный характер, осно­вываться на положениях материалистической диалектики, зна­ниях экономических законов, достижениях науки и передовой практики. Важно при этом хорошо понимать экономическую сущность и природу хозяйственных резервов, источники и главные направления их поиска, а также методику и технику их подсчета и обобщения.

2 Поиск резервов должен носить комплексный и системный характер. Комплексность требует всестороннего выявления резервов по всем направлениям хозяйственной деятельности.


5.2 Методика определения и обоснования величины резервов


Для того чтобы величина выявленных резервов была реальной, подсчет резервов должен быть по возможности точным и обоснованным. Методика подсчета резервов зависит от характера резервов (интенсивные или экстенсивные), способов их выявления (явные или скрытые) и способов определения их величины (формальный подход или неформальный). При формальном подходе величина резервов определяется без увязки с конкретными мероприятиями по их освоению. Неформальный подход (выявление резервов по сущности) основывается на конкретных оргтехмероприятиях. Для подсчета величины резервов в анализе хозяйственной деятельности используется ряд способов: прямого счета, сравнения, детерминированного факторного анализа, стохастического факторного анализа, функционально-стоимостного анализа, маржинального анализа, математического программирования.

Способ прямого счета применяется для подсчета резервов экстенсивного характера, когда известна величина дополнительного привлечения или величина безусловных потерь ресурсов. Возможность увеличения выпуска продукции

(Р ↑VВП) в этом случае определяется следующим образом: дополнительное количество ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов по вине предприятия делится на плановую и возможную норму их расхода на единицу продукции , или умножается на плановую (возможную) ресурсоотдачу .

Способ сравнения применяется для подсчета величины резервов интенсивного характера, когда потери ресурсов или возможная их экономия определяются в сравнении с плановыми нормами или с их затратами на единицу продукции на ведущих предприятиях. Резервы увеличения производства продукции за счет недопущения перерасхода ресурсов по сравнению с нормами определяются так: сверхплановый расход ресурсов на единицу продукции умножается на фактический объем ее производства в натуральном выражении и делится на плановую норму расхода или умножается на плановый уровень ресурсоотдачи.


Для определения величины резервов в анализе хозяйственной деятельности используются способы детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц. Например, если объем валовой продукции (VВП) представить в виде произведения количества рабочих (ЧР) и производительности труда (ГВ) (VВП=ЧР*ГВ), то резервы увеличения объема производства продукции за счет увеличения численности рабочих, используя способ абсолютных разниц, можно подсчитать по формуле:

Р↑VВПчр=(ЧРв-ЧРф)*ГВф, ( 5.1 )

где Р↑VВПчр – резерв увеличения выпуска продукции за счет увеличения численности работников;

(ЧРв,ЧРф) – возможная и фактическая численность работников;

ГВф – фактическая годовая выработка одним работником.

А за счет увеличения производительности труда:

Р↑VВПгв=(ГВв-ГВф)*ЧРф, ( 5.2 )

где Р↑VВПгв – резерв увеличения выпуска продукции за счет увеличения годовой выработки;

ГВв,ГВф – возможная и фактическая годовая выработка работника;

ЧРф – численность работников фактическая.


6 Анализ маркетинговой стратегии предприятия



6.1 Понятие, значение и задачи анализа маркетинговой стратегии предприятия


Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. Деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:

- изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;

- оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;

- разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

- оценка эффективности производства и сбыта продукции.

Целью маркетинговых исследований является создание и периодическая актуализация данных, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности, а также снижения степени неопределенности при принятии управленческих решений и обеспечения контроля их реализации.



6.2 Система показателей, характеризующих спрос на продукцию


Анализ эффективности управления маркетингом на предприятии целесообразно основывать на расчете динамики показателей, характеризующих прибыльность коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность:

- доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия;

- объем отгруженной продукции;

- объем спроса на продукцию предприятия (емкость рынка);

- расходы службы маркетинга;

- коэффициент конкурентоспособности предприятия.

Доля прибыли предприятия от коммерческой деятельности является определяющим показателем при оценке качества организации, функционирования и управления маркетинговой системой, т.к. цель любого коммерческого предприятия заключается в максимизации получаемой им прибыли. Показатели спроса на продукцию предприятия и величины ее фактической отгрузки в течение определенного периода времени позволяют определить способность предприятия полностью удовлетворить спрос потребителей, что в условиях рынка также становится одной из основных целей. Анализ расходов службы маркетинга необходимо сопоставлять с вышеназванными показателями для оценки адекватности расходуемых средств финансовым результатам коммерческой деятельности. Оценку прибыльности коммерческой деятельности предприятия целесообразно проводить на основе определения коэффициента конкурентоспособности.

Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность по продукту:

а) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на рынке:

КРД =ОП / ООПР, (6.1)

где ОП – объем продаж продукта фирмой;

ООПР – общий объем продаж продукта на рынке;

б) коэффициент предпродажной подготовки (КПП) характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. Если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то КПП = 1. Данный показатель рассчитывается по формуле:

КПП = ЗПП / ЗПОП, (6.2)

где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж;

в) коэффициент изменения объема продаж (КИОП) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж:

КИОП = ОПКОП / ОПНОП, (6.3)

где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по цене:

а) коэффициент уровня цен (КУЦ) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения цен на продукт:

КУЦ = (Цmax + Цmin) / (2 х ЦУФ), (6.4)

где Цmax – максимальная цена товара на рынке;