Файл: Оганесян.Управление персоналом.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.12.2019

Просмотров: 2071

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Базовой в отечественной практике является классификация по категориям работников, закрепленная в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь (Профессии рабочих и должности служащих. – Минск: Белстандарт, 1996.). Правила учета персонала определены Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, которая регламентирует методы определения списочного состава, среднесписочной численности работников, перечень занятых в основной и неосновной деятельности, категории персонала, порядок учета, приема и выбытия кадров и др. (НРПА РБ. – 2001. – № 94, 8/7299).

Численность персонала. Нормативная (плановая) величина определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных и управленческих процессов, степенью автоматизации.

Списочная (фактическая) численность представляет собой количество сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент. В составе списочной численности выделяют три категории работников: постоянные, принятые в организацию бессрочно или на срок более одного года; временные, принятые на срок до 2 месяцев или для замещения отсутствующего лица – до 4 месяцев; сезонные, принятые на работу, носящую сезонный характер, на срок до 6 месяцев. Не включаются в списочную численность и относятся к работникам несписочного состава внешние совместители; лица, привлеченные для разовых и специальных работ, работающие на основе договоров; лица, направленные на учебу с отрывом от производства и получающие стипендию за счет предприятия.

Списочная численность персонала ежедневно учитывается в табельных записях, где отмечаются все работники – как присутствующие на работе (явочная численность), так и отсутствующие по тем или иным причинам, т.е. общая сумма явок и неявок на работу.

Списочная численность персонала может рассматриваться не только как моментная, но и как средняя величина, т.е. среднесписочная за период (месяц, квартал, год). Она определяется путем деления суммы списочной численности за все дни периода (включая выходные и праздничные, где она определяется по численности предыдущего рабочего дня) на количество календарных дней в периоде.

Состав и структура персонала. В рыночных условиях необходимый профессионально-квалификационный состав работников каждого предприятия формируется с учетом действующих на рынках труда и производства законов спроса и предложения.

Распределение персонала в организации отражается прежде всего по участию в основных видах деятельности. Классификация персонала на примере промышленного предприятия представлена на рисунке 1.


ПЕРСОНАЛ





Персонал основных видов деятельности (промышленно- производственный)

Персонал неосновных

видов деятельности

(непроизводственный)






Рабочие

Служащие

(управленческий персонал)




основные


вспомогательные


руководители

специалисты

технические

исполнители



высшего уровня


линейные



среднего уровня

функциональные



низового уровня





Рисунок 1 – Классификация персонала промышленного предприятия


Выделяется персонал основных видов деятельности (промышленно-производственный). К нему относят лиц, работающих в основных и вспомогательных производственных подразделениях, аппарате управления, т.е. всех занятых созданием продукции или услуг, осуществляющих обслуживание этих процессов и управление ими. В отдельную самостоятельную группу выделяют персонал неосновных видов деятельности (непроизводственный). К нему относят работников жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы (общежития, базы отдыха, центры обучения, детские дошкольные учреждения, здравпункты и другие, состоящие на балансе предприятия).

По характеру трудовых функций в процессе производства предусматривается деление сотрудников на рабочих и служащих.

Рабочие осуществляют свою деятельность с преобладающей долей физического труда, непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Принято различать основных и вспомогательных рабочих. Первые из них заняты в технологических процессах, изменяющих форму, структуру, свойства предмета труда, в результате чего создаются материальные продукты и услуги. Вспомогательные рабочие связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест, сосредоточены во вспомогательных подразделениях – ремонтных, инструментальных, транспортных, складских. К рабочим относится и младший обслуживающий персонал (МОП), занятый оказанием не связанных с основной деятельностью услуг, – дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений.

По уровню квалификации рабочие делятся на неквалифицированных, которым для выполнения своих функций не требуется специальная подготовка; малоквалифицированных, которым требуется незначительная специальная подготовка; квалифицированных, получающих подготовку на производстве в течение 6 месяцев; высококвалифицированных, требующих более длительной (до 2–3 лет) подготовки для выполнения трудовых функций.

Служащие относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуальным трудом. Они осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, юридические, исследовательские и другие функции. Объединяются служащие в несколько подгрупп: руководители, специалисты, технические исполнители (другие служащие).

Руководители осуществляют функции общего управления, распоряжаются ресурсами предприятия. Принципиальное отличие руководителей заключается в юридическом праве принятия решения и наличии в подчинении других работников. Условно их разделяют на три уровня: высший (организации в целом), средний (основных структурных подразделений), низовой (работающий непосредственно с исполнителями). К руководителям высшего уровня относят также их заместителей и главных специалистов. В совокупности они образуют администрацию. Кроме того, принято выделять линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.


Специалисты различного профиля являются наиболее многочисленной подгруппой служащих. В зависимости от результатов их труда они условно подразделяются на специалистов-инженеров, в деятельности которых используется конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, конструкторы, проектировщики, механики и др.), и специалистов, работающих непосредственно с управленческой информацией (экономисты, финансисты, маркетологи и др.). Специалисты разрабатывают и осваивают новые виды продукции, совершенствуют формы и методы организации производства, труда и управления, создают технические и экономические нормативы, выполняют проектные расчеты и т.п. Специалисты не принимают самостоятельных решений, но обеспечивают своих руководителей и различные звенья управления необходимыми для принятия их решений материалами, расчетами, рекомендациями, без чего невозможно компетентное руководство сложным современным производством.

Наконец, подгруппу технических исполнителей (других служащих) составляют работники, выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе, – создание, тиражирование, передачу, преобразование, хранение информации (машинистки, операторы, курьеры, архивариусы и др.).

Основой отнесения людей к той или иной группе (категории) является занимаемая должность, т.е. штатная единица организации (первичный элемент в структуре управления), которая определяется в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными справочниками. Должность управ-ленческая – первичный структурный элемент в органах управления, определяемый установленными задачами, правами и ответственностью. В Квалификационном справочнике должностей служащих (КСДС) содержится более 500 квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов, других служащих. Наименования должностей являются основой разработки схем должностных окладов, штатных расписаний, должностных инструкций и других организационно-регламентирующих документов. Можно выделить должности штатные, вакантные, ведущие, руководящие, специальные, технические и др.

Структура персонала предприятия характеризуется процентным соотношением между отдельными категориями работников. Наибольший удельный вес (до 80%) общей численности работающих составляют рабочие. На структуру персонала предприятий в различных отраслях оказывает влияние многообразие факторов, главным из которых является научно-технический прогресс. Благодаря ему возрастают наукоемкость производства, потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах.

В соответствии с принятой классификацией работников предприятий на ряд категорий осуществляется выделение персонала по группам и профессиям.


В составе управленческих кадров (в зависимости от выполняемой роли и возлагаемых на персонал должностных обязанностей) также принято выделять административный, специальный и вспомогательный персонал. Согласно данной классификации, административный персонал осуществляет важнейшие управленческие функции, решает основные вопросы развития производства, разработки стратегических планов и текущей деятельности аппарата управления. Специальный персонал участвует в подготовке решений, проведении технико-экономических расчетов, а затем в реализации принятой стратегии и тактики развития предприятия с учетом рыночных требований. Вспомогательный персонал выполняет различные технические функции по информационному обслуживанию управленческих органов: сбор, обработку, хранение и передачу информации.


4.2 Динамика персонала

Важнейшей характеристикой персонала является его динамика. Персонал находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других сотрудников. Процесс обновления коллектива называется сменяемостью кадров. Выбытие может быть обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых: биологические (ухудшение здоровья), производственные (сокращение штатов), социальные (наступление пенсионного возраста), личные (семейные обстоятельства), государственные (призыв на военную службу). Однако в целом повышенный оборот кадров снижает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает от обязанностей высококвалифицированных специа-листов для помощи новым сотрудникам, нарушает морально-психологи-ческий климат в коллективе, вызывает экономические потери.

Движение персонала учитывается таким показателем, как оборот кадров, – это совокупность принятых на работу (зачисленных в списочный состав) и выбывших сотрудников по отношению к их среднесписочной численности. В статистике используются многочисленные абсолютные и относительные показатели оборота по приему и выбытию кадров.

Абсолютные показатели (характеризующие масштабы процессов):

Оборот по приему – число лиц, зачисленных на работу после окончания учебных заведений, в порядке перевода из других организаций, по направлению органов трудоустройства, по приглашению самой организации.

Оборот по выбытию – численность лиц, уволившихся из организации по собственному желанию, уволенных по инициативе администрации за нарушение трудовой дисциплины, в связи с окончанием срока контракта.

Относительные показатели (характеризующие интенсивность процессов):

Коэффициент приема кадров ( ) – определяется отношением количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднесписочной численности персонала за этот же период:


где – число принятых работников;


– среднесписочная численность работников.

Коэффициент выбытия кадров ( ) – определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период времени, к среднесписочной численности персонала за этот же период:


где – численность уволенных работников.

Коэффициент текучести кадров ( ) – определяется отношением численности работников, уволенных по собственному желанию или по инициативе администрации за данный период времени, к среднесписочной численности персонала за тот же период:



где – численность уволенных по собственному желанию и по инициативе администрации, т.е. по субъективным причинам.

Коэффициент стабильности кадров ( ) – рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством:


где – численность работников, состоящих в списках организации за весь период.

Движение кадров отражается в балансе по труду, который содержит данные о численности работников на начало и конец периода, числе поступивших и выбывших за период (квартал, год) по специальностям, профессиям, категориям, источникам прибытия и причинам ухода.

Наибольший практический интерес с позиции менеджмента представляет текучесть кадров, которая связана с субъективными причинами: увольнение по собственному желанию сотрудника, а также по инициативе администрации. Текучесть кадров в организации имеет как положительный, так и отрицательный аспект. С уходом, например, отдельных сотрудников улучшается, как правило, морально-психологический климат в орга­низации, на вакантное место можно назначить лучшего во всех отношениях руководителя или специалиста. В случае, если хороший работник уходит в другую организацию, это позволяет не только не терять с ним трудового контакта, но и через него расширять деловые связи с другими организациями. Более того, хороший руководитель, специалист, проработав в вышестоящей структуре и выполняя круг более сложных должностных обязанностей, может быть снова приглашен в «материнскую» организацию, но на более высокую должность.

Отрицательные последствия более значительны, особенно с уходом руководящих, ключевых работников. Во-первых, организация будет иметь потери прибыли, если не удалось сразу найти соответствующую замену. Во-вторых, может снизиться качество работы, так как новичок не сразу входит в курс дела. Кроме того, организация будет нести определенные затраты, связанные с адаптацией нового работника. В-третьих, уход работника может повлечь утечку конфиденциальной и стратегической информации. В-четвертых, возможно временное снижение уровня требовательности руководства к имеющимся работникам из-за боязни, что уход одного может спровоцировать увольнение других членов коллектива. Всё это влечет за собой также и повышение напряженности, ненужные обсуждения и слухи. В-пятых, увеличивается нагрузка на работников кадровой службы. Достаточно сказать, что на поиск одного реального кандидата (в зависимости от уровня должности) ими затрачивается от 10 до 25, а то и до 40 чел.-часов.