Файл: Учебное пособие Госбюджет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1684

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет предоставляется в случае превышения прогнозного объема расходов местного бюджета над прогнозным объемом его доходов.

Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет может быть предоставлена только после учета в полном объеме собственных доходов бюджета и регулирующих доходов по необходимым для сбалансированности бюджета нормативам отчислений от доходов, определенным кодексом.

Межбюджетный трансферт из нижестоящего бюджета в вышестоящий бюджет передается в случае превышения прогнозного объема доходов местного бюджета над прогнозным объемом его расходов.

Объем межбюджетных трансфертов в форме дотаций на планируемый период определяется на основе разницы между прогнозным объемом доходов и прогнозным объемом расходов соответствующего местного бюджета.

Прогнозный объем доходов местного бюджета рассчитывается с учетом налогового потенциала административно-территориальной единицы.

Прогнозный объем расходов местного бюджета рассчитывается с учетом нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.

Норматив бюджетной обеспеченности – гарантированный Республикой Беларусь в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов.

 Объем дотации на планируемый период определяется на основании нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.

 Нормативы бюджетной обеспеченности для местных бюджетов определяются исходя из числа жителей либо потребителей предоставляемых государством товаров (работ, услуг) и уточняются с применением корректирующих коэффициентов, учитывающих разницу в стоимости предоставляемых государством товаров (работ, услуг) в зависимости от количества населения и потребителей предоставляемых государством товаров (работ, услуг), социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей административно-территориальных единиц по мере их определения.

Методика расчета дотаций, нормативов бюджетной обеспеченности, корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности утверждается Министерством финансов.

Субвенции предоставляются другому бюджету при передаче полномочий на осуществление функционального вида расходов, закрепленного за бюджетом в соответствии с настоящим Кодексом, и используются по целевому назначению.

Размер и цели субвенций консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Размер и цели субвенций из областных бюджетов консолидированным бюджетам районов и бюджетам городов областного подчинения, из районных бюджетов бюджетам сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями вышестоящих Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.


Неиспользованные и использованные не в полном объеме субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.



Тема 5. Доходы государственного бюджета

5.1. Сущность и виды доходов государственного бюджета

5.2.Методы планирования доходов бюджета

5.3. Доходы бюджетов Республики Беларусь, их распределение по уровням бюджетной системы


    1. Сущность и виды доходов государственного бюджета.


Доходы бюджета представляют собой экономические отношения,

возникающие у субъектов хозяйствования и населения с государством в процессе формирования бюджетного фонда.

Формой реализации этих отношений являются налоговые и неналоговые виды платежей. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней, позволяющей органам государственной власти выполнять свои функции.

Им свойственны денежная форма и обезличенность, а также безвозмездность и безвозвратность.

Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь, доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономического развития, стратегическими целями и методами их достижения.

Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных налогов, степень налогообложения граждан и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.

В соответствии с БК РБ доходы бюджетов классифицируются по следующим группам:

  • налоговые доходы;

  • взносы на государственное социальное страхование;

  • неналоговые доходы (обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский бюджет, местные бюджеты на осуществление расходов в соответствии с законодательством);

  • безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета

осуществляется в разрезе соответствующих подгрупп, видов, разделов м подразделов.

Доходная часть бюджета государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явлений, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объема национального дохода и общественного продукта страны.


Налоговые доходы включают в себя:

- республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

- пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

- проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

Неналоговые доходы бюджета включают:

  • доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

  • доходы от оказания платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления или находящимися в их ведении бюджетными учреждениями;

  • суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций, конфискаций и другие суммы принудительного изъятия;

  • доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней;

  • безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.

Привлечение доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, связано с процессом приватизации, в то время как среди доходов от использования этого имущества значительную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу имущества во временное пользование.

Безвозмездные поступления включают:

  • суммы, поступившие от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;

  • безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменением налогового либо бюджетного законодательства.

Среди неналоговых доходов бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли уставных в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и некоторые другие.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

  • иностранных государств;

  • международных организаций;

  • другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются.


    1. Методы планирования доходов бюджета.

Развитие инновационной экономики в Республике Беларусь требует формирования стабильной доходной базы бюджета, обеспечивающей осуществление преобразований. Решение этой задачи должно начинаться на этапе планирования доходов бюджета.

Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:


  • планирование всех видов доходов;

  • распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

  • определение размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящими бюджетами вышестоящим (дотаций, субсидий, субвенций);

  • формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц и определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов.

В настоящее время разработка многовариантных бюджетов в РБ не осуществляется. Вместе с тем сопоставление альтернативных вариантов позволило бы достигнуть рациональной структуры доходов, решить задачу их максимизации в условиях действующего налогового законодательства и предполагаемых его изменений. Такая организация бюджетного планирования потребует развития автоматизированной системы бюджетных расчетов, применения экономико-математических методов.

В связи с этим предлагается перейти от составления одновариантных бюджетов к многовариантным. При этом Министерство финансов РБ будет иметь возможность внести на рассмотрение правительства не один, а несколько вариантов проекта бюджета (республиканского и консолидированного). Одобренный Правительством вариант проекта бюджета на очередной бюджетный год представляется на рассмотрение президента.

На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов РБ, исходя из прогнозных макроэкономических показателей (ВВП, темп роста ВВП к предыдущему году, инфляция, среднемесячный размер заработной платы, обменный курс белорусского рубля).

На этом этапе могут быть использованы три основных метода прогнозирования:

  • детализированное моделирование.

  • применение фактической налоговой ставки.

  • определение эластичности налогов.

Наиболее точным представляется метод детализированного моделирования, поскольку он позволяет объективно оценить базу соответствующего налога и представить модель налогового законодательства. Однако практически реализация данного метода требует многовариантных расчетов на основе экономико-математических методов и программирования для выбора оптимального варианта, к чему отечественная практика пока не готова.

Определение эластичности налога, т.е. способности налоговых поступлений реагировать на рост ВВП (т.е. определение зависимости темпов роста налоговых поступлений от темпов роста ВВП) – метод, действенный в условиях стабильности экономики и налогового законодательства, устойчивости системы налогообложения. В нашей стране применение данного метода неоправданно.


В Республике Беларусь при планировании доходов бюджета, как правило, используется метод, основанный на применении фактической (средней) ставки налога к налогооблагаемой базе. Процесс сводится к определению налогооблагаемой базы и расчету среднего процента изъятия исходя из прогнозов социально-экономического развития страны на соответствующий год, изменения налогового и таможенного законодательства, а также с учетом ожидаемого поступления соответствующих доходов в текущем году.


5.3. Доходы бюджетов Республики Беларусь, их распределение по уровням бюджетной системы


В Республике Беларусь основную долю в доходах консолидированного бюджета занимают налоговые доходы – около 90 %. Более 30 % этих доходов составляют поступления от НДС, около 15 % - подоходный налог, доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от акцизов – более 10 %.

В Республике Беларусь, начиная с 2010 года, распределение доходов осуществляется не только между республиканским и местными бюджетами, но также между уровнями местных бюджетов. В результате образуются три группы доходов:

  • собственные;

  • регулирующие;

  • межбюджетные трансферты.

Собственные доходы – это доходы, законодательно закрепленные за

бюджетами определенного уровня на постоянной основе.

Бюджетный кодекс Республики Беларусь закрепляет на постоянной основе конкретные доходы за следующими уровнями бюджетов: республиканским бюджетом, областными бюджетами, бюджетами базового и первичных уровней, а также бюджетом г. Минска.

Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя:

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

  • безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.

Собственные доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь зачисляются в бюджеты по нормативам отчислений, в том числе установленным в виде нижнего уровня отчислений, от налоговых и неналоговых доходов, определенных Бюджетным кодексом Республики Беларусь и (или) законами.

Регулирующие доходы – это доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящим и нижестоящим бюджетами в целях бюджетного регулирования.

К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым в соответствии с Бюджетным Кодексом установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г.Минска определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.