ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1685
Скачиваний: 24
Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) областных бюджетов в консолидированные бюджеты районов и бюджеты городов областного подчинения определяются решениями областных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) районных бюджетов, бюджетов городов областного подчинения в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Например, в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь не менее 50 % доходов от налога на прибыль и не более 70 % поступлений от НДС должны зачисляться в республиканский бюджет.
Формами межбюджетных трансфертов являются дотации и субвенции.
Таким образом, доходы республиканского бюджета формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, и межбюджетных трансфертов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов, и межбюджетных трансфертов.
Итак, основу доходов бюджетов составляют собственные доходы. Для обеспечения местных бюджетов объемом доходов, адекватных расходам, им передается часть доходов бюджетов другого уровня – регулирующие доходы. Если все же доходов недостаточно для покрытия расходов, то местным бюджетам передаются трансферты.
В составе республиканского бюджета и местных бюджетов могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды за счет доходов, определенных Бюджетным Кодексом и иными актами законодательства..
Распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется на основе следующих принципов:
-
значимости доходов;
-
формы собственности плательщика;
-
его территориальной принадлежности.
В соответствии с принципом значимости доходов в республиканский
бюджет на постоянной основе зачисляются наиболее существенные, регулярно поступающие доходы, учитывая роль республиканского бюджета в финансировании государственных расходов. В местные бюджеты зачисляются менее значимые доходы, в том числе местные налоги и сборы, вводимые местной властью (налог с владельцев собак, курортный сбор и сбор с заготовителей).
Практика зачисления доходов в бюджет в зависимости от формы собственности плательщика стала применяться уже с середины 1990-х гг. так, согласно Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год» налог на прибыль, уплачиваемый организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) находится в республиканской собственности и передано республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, в управление, получаемого на территории соответствующей области и г. Минска, зачисляется в доход республиканского бюджета – в размере 100 %.
Соответственно налог на прибыль, поступающий в бюджет от предприятий негосударственной и коммунальной форм собственности, зачисляется в бюджет соответствующих административно-территориальных единиц.
Принцип территориальной принадлежности означает, что доходы зачисляются в бюджет той административной единицы, на территории которой находится объект или плательщик налога. Например, к таким доходам относятся доходы от подоходного налога, земельного и налога на недвижимость.
Тема 6. Расходы государственного бюджета.
6.1. Сущность и содержание расходов бюджета, их виды и значение.
-
Методы планирования расходов бюджета.
-
Расходы бюджетов Республики Беларусь, их распределение по уровням бюджетной системы.
6.1. Сущность и содержание расходов бюджета, их виды и значение.
Реализация основных направлений бюджетной политики государства осуществляется не только при формировании доходной части бюджета, но и посредством расходов бюджета.
По своей сущности расходы бюджета – это денежные отношения, возникающие у государства с получателями бюджетных средств в процессе исполнения бюджета. Они обеспечивают перераспределение денежных средств, регулируют направления бюджетных потоков, их мощность и целевое назначение.
Бюджетные расходы призваны обеспечить выполнение расходных обязательств органов власти всех уровней. В этом состоит их роль.
Осуществляя расходы, государство выступает производителем особых товаров, работ, услуг, обеспечивающих как защиту конституционных прав граждан в социальной сфере, так и регулирование экономического развития страны. При этом государственные расходы в основном направлены на внутренний рынок, и поэтому оказывают влияние и на производство, и на расширение совокупного внутреннего спроса, обеспечивая экономический рост.
По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на 2 группы: текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование; другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимость основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь она включает следующие расходы:
-
инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации;
-
финансирование модернизации, реконструкции;
-
другие расходы, связанные увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
-
расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в коммунальной и республиканской собственности.
В составе капитальных расходов бюджета отражаются также расходы
на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
По функциональному назначению расходы упорядочиваются в соответствии с функциональной классификацией расходов; по распорядителям бюджетных средств – в соответствии с ведомственной классификацией расходов; по целевому назначению – в соответствии с экономической классификацией расходов; по участию в реализации программ – в соответствии с программной классификацией расходов бюджета.
В зависимости от назначения расходов бюджета и их видов определяются формы предоставления средств из бюджета. Бюджетным кодексом Республики Беларусь предусмотрены следующие формы расходов бюджета:
-
расходы на функционирование бюджетных организаций;
-
бюджетные трансферты населению;
-
субсидии организациям и физическим лицам;
-
бюджетные трансферты за границу;
-
межбюджетные трансферты;
-
расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
-
бюджетные ссуды, бюджетные займы;
-
бюджетные кредиты;
-
расходы на обслуживание долговых обязательств;
-
другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
По предметному признаку. Расходы бюджета подразделяются на несколько крупных групп. Это, как правило, следующие группы расходов: 1) финансирование народного хозяйства; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) финансирование науки; 4) финансирование обороны; 5) содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; 6) расходы по внешнеэкономической деятельности; 7) создание резервных фондов; 8) расходы по обслуживанию государственному долга; 9) прочие расходы и выплаты. Дополнительно к указанным группам могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Каждая из указанных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам. Ведомственный признак выделяет соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. По целевому признаку бюджетные расходы подразделяются на конкретные виды затрат (заработная плата, канцелярские и хозяйственные расходы; командировки и служебные разъезды; приобретение оборудования и инвентаря; капитальный ремонт и др.)
Структура бюджетных расходов неодинакова в разных странах и даже в разные периоды ее развития. На величину и структуру расходов влияют не только политика государства, но и общий уровень экономического развития, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике.
Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие:
- затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия – 40-50 %;
- затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям. Субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ – 10-20 %;
- расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20 %;
- административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочее – 5-10 %;
- платежи по государственному долгу – 7-8 %.
Первое место в бюджетных расходах занимают затраты на социальные услуги. Эта группа расходов охватывает широкий спектр социальных мероприятий, призванных смягчить дифференциацию населения, свойственную рыночному хозяйству, облегчить доступ менее обеспеченных граждан к получению образования, медицинского обслуживания, гарантированной минимальной пенсии и других социальных пособий.
Социальные программы широко используются в бюджетно-налоговой политике государства и позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Кроме того, расходы на социальные цели являются главным инструментом воздействия государства на воспроизводство рабочей силы. В свою очередь, воспроизводство трудовых ресурсов, выступающих важнейшим элементом расширенного воспроизводства, стимулирует рост общественного производства, национального дохода. В связи с этим большое значение приобретают государственные инвестиции в человеческий капитал. Расходы на образование и здравоохранение улучшают качество трудовых ресурсов, способствуют повышению производительности труда и росту конкурентоспособной продукции.
Общее назначение расходов государства в экономику – создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской инициативы.
В рыночной экономике участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями:
- финансирование отраслей инфраструктуры;
- финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение (атомная промышленность, освоение космоса, некоторые отрасли химической промышленности и др.);
- финансирование убыточных отраслей (добыча каменного угля, например, во многих странах национализирована);
- финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости (например, строительство ГЭС);
- финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для других отраслей;
- финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера;
- финансирование внешнеэкономической экспансии (осуществляется в виде кредитов, военной помощи, подготовки кадров, предоставления технологий и сырья, долевого участия в экономических мероприятиях, в форме вывоза капитала и т.д.).
Государственное финансирование производственной инфраструктуры обеспечивает необходимые условия для функционирования сферы материального производства. К производственной инфраструктуре относятся все виды транспорта и транспортного строительства (автодорог, портов, аэродромов и т.д.), средства связи (телефон, телеграф и др.), электро-, газо-, водоснабжение, ирригационные сооружения. Наиболее широкое участие государства в развитии инфраструктуры наблюдается в ФРГ, США, Японии. Так, в США наиболее крупные затраты идут на дорожное строительство, строительство аэропортов.
Развитие производственной инфраструктуры ведет к улучшению экономической среды, повышает конкурентоспособность национального хозяйства, темпы экономического развития.
В составе государственных расходов по вмешательству в экономику большую роль играют ассигнования на капиталовложения, выступающие важным фактором общественного воспроизводства (особенно в периоды кризисов), источником обновления и расширения основного капитала, средством стимулирования накопления капитала. За счет бюджетных средств развиваются новые, прогрессивные отрасли. К ним в значительной степени относятся наукоемкие и технологически сложные отрасли, создание которых требует огромных первоначальных затрат, длительного освоения и экспериментирования, что нередко делает их развитие невыгодным для частного бизнеса ни с точки зрения средств, ни с точки зрения времени.
Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства. В силу специфики функционирования агропромышленного производства в рыночных условиях оно нуждается в государственной поддержке. Необходимость государственной поддержки агропромышленного сектора обусловлена сезонным характером сельскохозяйственного производства; использованием природных ресурсов, состояние которых может непредсказуемо измениться; значительным размером затрат капитального характера на осушение, орошение земель, реконструкцию действующих мелиоративных земель и т.п.
Важным направлением государственного воздействия на экономику является стимулирование научно-технического прогресса, способствующего возникновению новых отраслей и видов производств, повышению эффективности экономики. Именно научные результаты способствуют так называемому технологическому прорыву, обеспечивают устойчивый экономический рост при соблюдении экономии наиболее ограниченных ресурсов. К середине 90-х годов бюджетные расходы на научные исследования и разработки составляли по отношению к ВВП: в США – 4,5 %, в Израиле – 3,5 %, в Японии – 2,9 %, в ФРГ – 2,7 %, во Франции – 2,4 %, в Великобритании – 2,2 %, в КНР – 0,82 %, в Чили – 0,56 %, в России – 0,54 % (10, с. 356-357).
При сопоставлении принципов государственного стимулирования научно-технического прогресса выделяется опыт Франции и Японии. Так, во Франции государство финансировало фундаментальные и прикладные исследования, производимые главным образом государственными научными организациями и университетами, в результате чего успешно развивались такие наукоемкие отрасли, как аэрокосмическая и атомная энергетика. В Японии же государственное стимулирование ориентировалось в большей степени на поощрение научных достижений, полученных в других странах, освоение новейших методов, предельное сокращение сроков внедрения. Разработки японских фирм стимулировались государством, как правило, лишь в тех случаях, когда не имелось аналогов в мировой практике.