ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 2042
Скачиваний: 3
- возможности увеличения спроса на реализацию продукции и целесообразности ее продажи в кредит,
- оценки кредитоспособности покупателя или заказчика, обеспечивающей своевременность погашения дебиторской задолженности.
Управленческие действия в области снижения дебиторской задолженности тесно связаны с рациональной системой ее взыскания. Она базируется на систематическом контроле за выполнением обязательств в установленные сроки погашения дебиторской задолженности, предоставления системы скидок за досрочную оплату счетов. В современном мире широкое распространение находит также практика продажи просроченной дебиторской задолженности, которая позволяет отказаться от трудоемкого и дорогого взимания соответствующего долга. В этих случаях, риск получения задолженности принимает на себя тот, кто приобрел ее и сразу погасил соответствующую сумму. Во всех случаях она бывает ниже купленного долга. Это дает возможность кредитодателю снизить уровень задолженности, улучшить свою ликвидность и финансовое состояние, а специализированной фирме получить дополнительные доходы. Решение этих проблем становится реальностью только при наличии хорошо организованного контроля. Текущий контроль осуществляется при проведении каждой операции, исходя из ее законности, экономической целесообразности и подчинения главной цели управления дебиторской задолженностью. Существенное значение играет и последующий контроль, который производится в основном методами экономического анализа, используя отчетные данные предприятия за истекшие периоды. Прежде всего следует определить фактическое состояние дебиторской задолженности на начало и конец года, квартала и сравнить динамику ее роста (уменьшения) с темпами увеличения или уменьшения доходов от реализации продукции. Позитивной считается ситуация, когда объем реализации растет быстрее дебиторской задолженности. Многие предприятия производят детальный анализ дебиторской задолженности, акцентируя внимание на следующих моментах:
- оценивается удельный вес просроченной дебиторской задолженности в общем объеме, и выясняются причины ее возникновения,
- исчисляется показатель оборота конверсии дебиторской задолженности и сравнивается его динамика за анализируемые периоды.
Управление дебиторской задолженностью предполагает выполнение следующих мероприятий:
1. разработка и реализация политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
2. разделение по группам клиентов в зависимости от объёмов закупок, кредитной истории и предпочтения условий оплаты;
3.контроль над погашением дебиторской задолженности;
4.нахождение путей ускорения погашения долгов и уменьшения безнадёжных долгов;
5.установление условий продажи, гарантирующих сокращение и исключение невостребованных долгов;
6. прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Выделяют следующие методы управления дебиторской задолженностью.
1.Анализ и учёт продаж, оформление счетов и определение характера дебиторской задолженности.
2. Проведение анализа дебиторов.
3..Расмотрение дебиторской задолженности по видам продукции для выявления «невыгодных» товаров.
4. Расчёт стоимости существующей в настоящий период времени дебиторской задолженности.
5. Вычет из реальной стоимости дебиторской задолженности суммы безнадёжных долгов.
6. Контроль соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.
7.Принятие мер, стимулирующих сокращение задолженности (установление скидок при досрочной оплате)
8.Анализ и оценка использования факторинга – продажи дебиторской задолженности.
7. Управление товарно-материальными запасами организации.
В структуре оборотных активов большинства предприятий важное место занимают запасы материальных ценностей, без которых становится невозможным непрерывный процесс производства продукции и ее реализация. Формирование и содержание запасов в текущей деятельности хозяйствующего субъекта является объективной необходимостью, поскольку существуют технические, организационные и экономические препятствия их мгновенного получения для последующего целенаправленного использования. Создание и расходование запасов существенно отражается на финансовых результатах деятельности предприятия, поскольку их формирование и сохранность требует значительных вложений денежных средств. неслучайно, данные проблемы решаются посредством ФМ, главной целью которого является оптимизация объема запасов и минимизация затрат на их создание и использование. При этом необходимо обеспечить непрерывность хозяйственного процесса и его эффективность. Достижение намеченной цели предполагает сосредочение внимание экономических служб на следующих вопросах:
1. формирование рациональной структуры запасов (в разрезе отдельных видов), отвечающей потребностям рационального функционирования предприятия.
2. снижение уровня затрат на приобретение запасов и их хранение.
3. эффективное расходование материальных ценностей (экономное использование, сокращение технологических потерь и излишних запасов).
Управленческие действия, в области ФМ осуществляются в процессе планирования, маневрирования и контроля за состоянием и движением запасов с учетом их воздействия на финансовое положение предприятия. На первом этапе обосновывается плановый объем запасов в разрезе важнейших их групп. Во многих случаях действующие предприятия рассчитывают плановый объем запасов, исходя из сложившихся в предыдущих периодах соотношениях между величиной произведенной, реализуемой продукции и потребленными на эти цели материальными ценностями. Маневрирование уровнем и структурой запасов осуществляется в процессе организации текущей деятельности предприятия в соответствии с изменением внешней ситуации и основных параметров хозяйствования (изменение ассортимента продукции, технологии производства, условий сбыта, снабжения). В решении этих вопросов принимают участие многие службы, которые обеспечивают выполнение поставок сырья, материалов, готовой продукции и их синхронизацию с производственным процессов. Финансовые менеджеры акцентируют свое внимание на проблемах, связанных с уровнем затрат, выполнением финансовых обязательств перед партнерами и с реализацией излишних запасов. Эффективное маневрирование производственными запасами должно базироваться на информации, получаемой в результате текущего и последующего контроля. Текущий контроль позволяет определить потенциальных поставщиков материальных ценностей, размеры поставок с учетом экономической выгоды для предприятия. Он содействует выполнению плановых заданий, поскольку предоставляет возможность сравнения фактического состояния с обоснованными прежде решениями. Текущий контроль ведется за ритмичностью и комплектностью поставляемых материалов в соответствии с заказами, уровнем затрат на их содержание, что позволяет устранить выявленные недостатки. Особое внимание работников должно уделяться рациональному потреблению сырья и материалов в производстве. На основе бухгалтерских данных устанавливается производственное использование материальных ценностей, определяются отклонения от нормативов, выявляется уровень отходов и других непроизводственные убытки. Это дает основание принять меры к сокращению потерь, повысить уровень рационального использования запасов. В процессе текущего контроля также выявляются ненужные (излишние) материальные ценности, реализация которых может стать дополнительным доходом предприятия. Не менее важным является последующий контроль, который дает возможность с помощью экономического анализа оценить правильность и рациональность всех управленческих действий по формированию и использованию запасов. Главной целью экономического анализа запасов является оценка эффективности хозяйствования ими, исходя из их воздействия на экономические результаты данного предприятия. В связи с чем необходимо производить детальную оценку многих показателей, характеризующих объем запасов, затраты на их содержание, уровень использования. К основным из них относятся:
- удельный вес запасов в оборотных активах, а также изменения пропорций между их величиной и объемом производства и реализации продукции,
- оборачиваемость запасов в днях (= среднее состояние запасов в днях / объем реализации *360)
Общая оценка влияния запасов на финансовые результаты включает также анализ уровня затрат и их долю в общих издержках производства, степень потребления материальных ценностей, объем излишних запасов.
8. Дивиденды и виды дивидендной политики.
1) Дивидендная политика как процесс принятия решения о выплате, либо реинвестирования дивидендов.
Дивиденды – денежные выплаты, которые получает акционер в результате распределения чистой прибыли организации пропорционально числу акций. Дивидендная политика представляет собой компромисс между требованиями акционеров на заработанную прибыль и формированием предприятием собственного финансового источника развития.
2) Виды дивидендной политики.
Виды дивидендной политики 1) политика остаточного дивиденда – строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей организации, т.е. дивиденды выплачиваются после удовлетворения инвестиционных потребностей. 2) политика фиксированного дивидендного выхода – организации могут устанавливать оптимальное значение дивидендного выхода и придерживаться его. Но так как величина чистой прибыли изменяется по годам, то дивидендные выплаты будут различны. 3) постоянное процентное распределение прибыли. 4) политика стабильного роста – когда дивиденд составляет небольшой процент от номинальной стоимости, но постоянно растет из года в год, т.е. установлен темп роста дивиденда. 5) политика выплаты дивидендов акциями – может проводиться как при неблагополучном финансовом состоянии, так и при временном недостатке финансовых средств.
3) Факторы, определяющие выбор политики.
1).Ограничения правового характера. Цель таких ограничений – защита прав кредиторов. Для того чтобы ограничить возможности организации тратить свой капитал, в законодательстве указаны источники выплат дивидендной политики, а также запрещены выплаты дивидендов деньгами, если предприятие неплатежеспособно;
2). Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды могут быть выплачены в денежной форме, если у предприятия есть денежные средства на расчетном счете;
3). Ограничения в связи с расширением производства. Предприятия, которые находятся на стадии развития, нуждаются в источниках финансирования для своей деятельности. В таком случае нужно ограничить выплату дивидендов, а прибыль реинвестировать в производство;
4). Ограничения в связи с интересами акционеров. Совокупный доход акционеров складывается из сумм полученных дивидендов и прироста курсовой стоимости акций. Необходимо оценить, как величина дивидендов повлияет на цену предприятия в целом;
5). Ограничения рекламно – информационного характера. Сбои в выплате дивидендов, отклонения от сложившейся данной организации практики выплаты дивидендов могут привести к понижению рыночной цены акции.
4) Влияние дивидендной политики на развитие организации.
9.Оценка стоимости фин.активов.
У каждого финансового актива есть т.н. внутренняя или теоретическая стоимость, которая не зависит от цены и рассчитывается по определенным методикам. Если цена актива меньше внутренней стоимости, то такой актив выгоден для покупки. Если цена выше внутренней стоимости, то такой актив выгодно продать. Сущ. несколько теоретических подходов к оценке финансовых активов: Фундаменталисткая концепция: Финансовые аквтивы оцениваются на основе будущих поступленй от этих активов (облигаций - по будущим процентам, акций - по будущим дивидендов) и их дисконтирования к настоящему моменту премени. Технократическая концепция: Стоимость определяется на основании прошлых тенденций развития цен и прогнозирования этих тенденций на будущее. Недостаток этой теории - нет гарантии сохранения старых тенденций. Теория ходьбы наугад: Все изменения в будущем (ожидания) и в прошлом фокусируются в цене настоящий момент времени. Т.е. ожидания и прошлые тенденции оказывают равновеликое воздействие на стоимость актива. Наибольшее влияние имеет фундаменталистская теория. Стоимость финансового актива в соответствии с этой теории равна сумме денежных потоков, генерируемых этим активом, приведенной к настоящему моменту времени. Таким методом оценивается внутренняя стоимость и облигаций, и акций. Оценка финансовых активов во многом базируется на ожиданиях инвестора. Много субъективных факторов. При постоянных темпах роста дивидендов доходность определяется по формуле: r = Дивиденд / P0 + g. (g - темп роста дивидендов) Capital Assets Pricing Model (CAPM) - модель оценки доходности финансовых активов. Шарп за эту модель получил Нобелевскую премию. Эта модель устанавливает взаимосвязь между риском, доходностью рынка и доходностью безрисковых финансовых активов. r = Доходность безрисковых фин. активов + Бетта*(Рыночная доходность - Доходность безрисковых финансовых активов) Рыночная доходность - доходность всех ц.б., котируемых на рынке. R - Доходность безрисковых ц.б = Бетта (Рыночная доходность - Доходность безрисковых активов).
практике фин. Менеджмента применяют несколько методов оценки стоимости активов:
1. Метод балансовой оценки осущ. на основе данных последнего отчетного баланса и имеет ряд разновидностей:
оценка по учетной балансовой стоимости сводится к суммированию остаточной стоимости ОС и немат. активов, стоимости незавершенных капитальных вложений и оборудования к монтажу, запасов и фин.активов за минусом обязательств;
оценка по восстановительной стоимости производится путём корректировки учетной балансовой стоимости отдельных видов мат. активов на реальные темпы инфляции после послед индексации;
оценка по стоимости производственных активов заключается в очистке балансовых активов от непроизводительных видов и неликвидов и корректировки активов с учетом ценностей, находящихся на забалансовых счетах.
Общий недостаток в этих методах состоит, в том, что они не отражают непосредственных результатов хоз. Деятельности, генерируемых этими активами.
2. Метод оценки стоимости замещения или затратный метод, своидится к определению стоимости затрат, необходимых для воссоздания имущественного комплекса в современных условиях в разрезе отдельных его элементов с учетом реального износа каждого из них:
оценка по фактическому комплексу активов;
оценка стоимости замещения с учетом гудвилла.
Недостаток метода, в том, что он оперирует стабильными среднеотраслевыми показателями прибыльности и рентабельности, что в реальных условиях в нашей стране пока недостижимо
3. Метод оценки рыночной стоимости основан на рыночных индикаторах цен покупки-продажи аналогичной совокупности активов. Оценка в этом случае может осущ. По аналоговой рыночной стоимости, что в наст. Время достаточно затруднительно из-за незначительного кол-ва продаж, и по котируемой стоимости акций.
4. Метод оценки предстоящего чистого денежного потока определяет стоимость имущественного комплекса суммойреального чистого дохода, который может быть получен инвестором в процессе эго эксплуатации. Предстоящий чистый денежный поток определяется с помощью суммы прибыли после налогооблажения и нормы капитализации чистого денежного потока (нормы прибыли на капитал или ставки ссудного %). Данный етод ограничен в применении в современной отечественной практике, так как не представляется возможным говорить о стабильности денежного потока, генерируемого активами, конъюнктуры фин. рынка и макроэкономических факторов.
На практике как правило используют сразу несколько методов оценки, а не один.
10. Формы финансовой поддержки предприятий малого бизнеса в РБ.
Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который является юридическим лицом – это некоммерческая организация, создаваемая с целью финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг.
Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счет отчислений из республиканского бюджета, а также за счет других источников, предусмотренных настоящей статьей.
Положение о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей утверждается Президентом Республики Беларусь.