ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1714
Скачиваний: 4
11
ка». Эта мысль требует онтологического обоснования. Эпикур на-
следует атомистику Демокрита, но вносит в нее одно существенное
свойство - приписывает атому способность спонтанного т. е. само-
произвольного отклонения. Это и составляет предпосылку свободы
человека. По Эпикуру человек стремится к счастью (общегреческая
идея). В чем заключается счастье? Счастье есть стремление к благу.
Благо есть все то, что порождает удовольствие. Обоснованию уче-
ния о пути, ведущем человека к счастью, должно предшествовать
устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешатель-
ством богов в человеческую жизнь, страха перед смертью и загроб-
ным миром. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих стра-
хов. Боги не страшны, ибо они неспособны вмешиваться в челове-
ческую жизнь; они живут не в нашем мире, а в промежутках между
мирами. Так как душа смертна и есть временное соединение ато-
мов, то осознавший эту истину философ освобождается от всех
прочих страхов, препятствующих счастью.
Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к сча-
стью. Мудрец различает 3 вида удовольствия:
• природные и необходимые для жизни;
• природные, но для жизни не необходимые;
• не необходимые для жизни и не природные.
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех ос-
тальных. Результат такого воздержания - полная невозмути-
мость/безмятежность, которая и есть счастье философа.
Стоицизм.
Против учения Эпикура вела борьбу школа стоиков, основанная
Зеноном из Итиона на Кипре (не Зенон-элеец). Так же как и эпику-
рейцы, стоики главной задачей философии считали создание этики,
опирающейся на физику и на учение о познании, которое они назы-
вали «логика».
Физика стоиков возникла как синтез физики Аристотеля, в част-
ности учения о форме и материи с некоторыми элементами учения
Гераклита. У Аристотеля соотносительность материи и формы пре-
кращалась у границы, отделяющей мир от неподвижного перводви-
гателя, т.е. бога который уже не есть единство материи и формы, а
только форма без материи. У стоиков, напротив, мир есть единое
тело - живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его те-
лесным дыханием (пневмой).
12
Единый телесный мир наделяется божественными свойствами,
отождествляется с богом. Учение о строжайшей необходимости, по
которой все в мире происходит, сочетается с учением о совершен-
стве и целесообразности мира, в котором все части, тела и сущест-
ва зависят от целого, определяются целым и его совершенством.
Положению Эпикура о бесконечном множестве атомов и пустоте
стоики противопоставили учение о единстве мира и сплошной за-
полненности мирового шара телами и пневмой; эпикурейскому
учению о множестве миров - тезис о существовании одного единст-
венного мира; отрицанию целесообразности в мире - убеждение в
том, что все свидетельствует о существовании мирового плана и
всеобщей целесообразности; атеизму эпикурейцев - учение о бо-
жественности мира и пневмы, пронизывающей мир, и разума, об-
наруживающегося в мире. От Гераклита стоики заимствовали уче-
ние о происхождении мира из огня, о периодически повторяющем-
ся возвращении мира в огонь, а так же учение о Логосе,т.е. законе.
В этике противоположность между стоицизмом и эпикурейством
сказалась в вопросе о понимании свободы и высшего назначения
человеческой жизни. Вся физика и этика эпикурейцев направлены к
тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков
же необходимость (судьба, рок) - непреложна. Свобода как ее по-
нимает Эпикур для стоиков невозможна. Действия людей отлича-
ются не потому, свободно или несвободно они совершаются - все
они происходят только по необходимости - а лишь потому, добро-
вольно или по принуждению исполняется неотвратимая во всех
случаях необходимость. Судьба согласного с нею ведет, противя-
щегося - тащит.
Так как человек - существо общественное и вместе с тем часть
мира, то движущее его поведением естественное стремление к са-
мосохранению, по мнению стоиков, возвышается до заботы о благе
государства и даже до понимания обязанностей по отношению к
мировому целому. Поэтому мудрец выше личного блага ставит
благо государства и при необходимости не колеблется принести
ему в жертву свою жизнь.
Киникизм.
Киникизм - философское учение, согласно которому наилучшая
жизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни бы-
ло, избавленное от условностей и прочих искуственных сложностей
существование, подобное жизни собаки. В период между 350 до
13
н.э. и 500 н.э. кинизма в той или иной форме придерживались мно-
гие мыслители. От слова "собака" (греч. "кюон"), по-видимому, и
происходит название кинической школы. Самый известный ее
представитель, Диоген Синопский (ок. 412 - ок. 323 до н.э.), кото-
рый, вероятно, ее и основал, имел прозвище "собака". Недавние ис-
следования опровергли традиционные представления, что основа-
телем школы был ученик Сократа афинянин Антисфен, а Диоген у
него учился, и что свое название школа получила от обыкновения
Антисфена преподавать в гимнасии Киносарге. Сколько можно су-
дить, Антисфен умер примерно за 16 лет до появления Диогена в
Афинах; по взглядам он стоял гораздо ближе к философии Сократа,
нежели киники.
Киники кормились подаянием, презирали собственность, опрят-
ность, вежливость, сексуальные ограничения, они без уважения
относились к общественным институтам и условностям. В своем
отрицании всего этого они не ведали никакого стыда. Возможно,
киники вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа,
его практически полным бескорыстием, а также его учением о том,
что пристрастие к роскоши препятствует добродетели. Большей
зрелостью отличаются восходящие также к Сократу воззрения
стоиков, утверждавших, что добродетельна подчиненная уму уме-
ренная жизнь, свободная от пристрастий и антипатий.
9. Основные проблемы и этапы развития Сред-
невековой философии.
Особенности:
1)
Теоцентризм – Бог в центре
2)
Доказательство бытия Бога. Ф.Аквинский - один из учителей
церкви.
3)
Спор об универсалиях.
- Номинализм. Номиналисты считали, что общие имена
сущ.как названия предметов, в природе их нет.
-Реалисты – считали, что общ.понятия существуют реально
(идеи Бога, Тройцы).
В Средневековье не развивались науки. Развивалась логика, на-
рмония веры и разума.
14
Наука изучает материальный мир.
Этапы:
1)
Апологетика
Принципы: отстоять догмат церкви, формир.идеологию церк-
ви.
2)
Патристика: у церкви начали появляться отцы церкви
3)
Схоластика (схола-школа). Время философии и богословия.
10.
Основные философские идеи эпохи Воз-
рождения.
Прямая противоположность Средневековью. Период (15-16вв)
Основные черты
1) Гуманизм (каждый человек уникальный). Начала провозгла-
шаться красота человека, ценность человеческой жизни, ис-
кусство.
2) Новое понимание природы
- Пантеизм – бог содержится в природе.
- Гемоцентризм.
3) Новое понимание общества. Появляется новое понятие гос-ва.
М.Маккиявелли – пособия полит. технологов гос-в должен казаться
великим, могучим, вести политику «льва и лисицы». Льва – чтобы
уничтожить внешних врагов, лисицы – внутренних.
- Нач. в геталии, в это время нач.зарождение буржуазии. Фило-
софия выражает себя через искусство.
11.
Проблема научного познания в фило-
софии Нового Времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт).
Два направления познания мира:
1 – эмпиризм (опыт) – Ф.Бэкон
2-рационализм (разум) – Р.Декарт
Методы познания:
1- Индукция - восхождение от частного к общему(Бэкон)
2- Дедукция - от общего к частному (Декарт)
Бэкон – «знание – сила». Задача науки - изучение природы на
основе опыта. Опыт начинается с ощущения. Знание и наука – это
главные средства чел. над природой.
15
Декарт – сомневатьяс можно АО всем, кроме самого мышления.
«Мыслью следовательно существуют». Учение Декарта – дуа-
лизм.
В эпохе нового времени 17-18вв. философия проявляла себя в
науке. Эпоха борьбы методов познания (импер. и рацион.)
12.
Немецкая
классическая
философия
(И.Кант, Г.В.Ф. Гегель).
Немецкое просвящение.
Кант (1724 - 1804)
Деятельность делится на 2 периода:
1 – Докритический
2- Критический
1 период:
Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практи-
ческого разума».
2 период:
Основные вопросы Канта: Что я могу знать? На что могу наде-
яться? Что я могу делать? Что есть человек?
Учения теория познания и нравственность
Окружающий нас мир существ.объективно, его вещи воз-
действ.на нас, вызывают ощущения, ощущ.группируются и осмыс-
ливаются человеком с помощью чел.способности.
Ощущения формируются с помощью рассудка, пространства и
времени. Пространство и время – оплорны (означ., что существуют
изначально). В результате человек познает вещи на уровне явления
или они называются «вещи для нас». Кроме явлений вещи имеют
сущность, чтобы ее познать человек использует разум, но он оттал-
кивает на противоречия, у Канта назыв. – антиномии.
Гегель (1770-1835)
Разработал систему объективного идеализма и диалектический
метод. Основа и сущность мира – абсолютная идея. Проходит 3
стадии саморазвития:
1)Система законов и категорий
2)Появление природы. Природа не способна к развитию, она
только разворачивается в пространстве в виде механ., физич.,
химич., биологич. форм. Идея дает стимул к развитию.