Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1714

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

ка».  Эта мысль требует онтологического обоснования. Эпикур  на-
следует атомистику Демокрита, но вносит в нее одно существенное
свойство - приписывает атому способность спонтанного т. е. само-
произвольного отклонения. Это и составляет предпосылку свободы
человека. По Эпикуру человек стремится к счастью (общегреческая
идея). В чем заключается счастье? Счастье есть стремление к благу.
Благо есть все то, что порождает удовольствие. Обоснованию уче-
ния  о  пути, ведущем  человека  к  счастью, должно  предшествовать
устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешатель-
ством богов в человеческую жизнь, страха перед смертью и загроб-
ным миром. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих стра-
хов.  Боги не страшны, ибо они неспособны вмешиваться в челове-
ческую жизнь; они живут не в нашем мире, а в промежутках между
мирами. Так  как  душа  смертна  и  есть  временное  соединение  ато-
мов, то  осознавший  эту  истину  философ  освобождается  от  всех
прочих страхов, препятствующих счастью.

Освобождение  от гнетущих  душу  страхов открывает путь  к  сча-

стью. Мудрец различает 3 вида удовольствия:

•   природные и необходимые для жизни;
•   природные, но для жизни не необходимые;
•   не необходимые для жизни и не природные.
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех ос-

тальных. Результат  такого  воздержания - полная  невозмути-
мость/безмятежность, которая и есть счастье философа.

Стоицизм.

Против учения Эпикура  вела борьбу школа стоиков, основанная

Зеноном из Итиона на Кипре (не Зенон-элеец). Так же как и эпику-
рейцы, стоики главной задачей философии считали создание этики,
опирающейся на физику и на учение о познании, которое они назы-
вали «логика».

Физика стоиков возникла как синтез физики Аристотеля, в част-

ности учения о форме и материи с некоторыми элементами учения
Гераклита. У Аристотеля соотносительность материи и формы пре-
кращалась у границы, отделяющей мир от неподвижного перводви-
гателя, т.е. бога который уже не есть единство материи и формы, а
только  форма  без  материи.  У  стоиков,  напротив,  мир  есть  единое
тело - живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его те-
лесным дыханием (пневмой).


background image

12

Единый  телесный  мир  наделяется  божественными  свойствами,

отождествляется с богом. Учение о строжайшей необходимости, по
которой все в мире происходит, сочетается с учением о совершен-
стве  и целесообразности мира, в котором все части, тела и сущест-
ва зависят от целого, определяются целым и его совершенством.

Положению Эпикура о бесконечном множестве атомов и пустоте

стоики противопоставили  учение  о  единстве  мира и  сплошной  за-
полненности  мирового  шара  телами  и  пневмой; эпикурейскому
учению о множестве миров - тезис о существовании одного единст-
венного  мира; отрицанию  целесообразности в  мире - убеждение  в
том, что  все  свидетельствует  о  существовании  мирового  плана  и
всеобщей  целесообразности; атеизму  эпикурейцев  - учение  о  бо-
жественности  мира  и  пневмы, пронизывающей  мир, и  разума, об-
наруживающегося в мире. От Гераклита стоики заимствовали уче-
ние о происхождении мира из огня, о периодически повторяющем-
ся возвращении мира в огонь, а так же учение о Логосе,т.е. законе.

В этике противоположность между стоицизмом и эпикурейством

сказалась  в  вопросе  о  понимании  свободы  и  высшего  назначения
человеческой жизни. Вся физика и этика эпикурейцев направлены к
тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков
же  необходимость (судьба, рок) - непреложна. Свобода  как  ее  по-
нимает  Эпикур  для  стоиков  невозможна. Действия  людей  отлича-
ются  не потому, свободно или  несвободно  они  совершаются - все
они происходят только по необходимости - а лишь потому, добро-
вольно  или  по  принуждению  исполняется  неотвратимая  во  всех
случаях  необходимость. Судьба  согласного  с  нею  ведет, противя-
щегося - тащит.

   Так как человек - существо общественное и вместе с тем часть

мира, то  движущее  его  поведением  естественное  стремление  к  са-
мосохранению, по мнению стоиков, возвышается до заботы о благе
государства  и  даже  до  понимания  обязанностей  по  отношению  к
мировому  целому. Поэтому  мудрец  выше  личного  блага  ставит
благо  государства  и  при  необходимости  не  колеблется  принести
ему в жертву свою жизнь.

Киникизм.

Киникизм -  философское  учение, согласно  которому  наилучшая
жизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни бы-
ло, избавленное от условностей и прочих искуственных сложностей
существование, подобное  жизни  собаки. В  период  между 350 до


background image

13

н.э. и 500 н.э. кинизма в той или иной форме придерживались мно-
гие  мыслители. От  слова "собака" (греч. "кюон"), по-видимому, и
происходит  название  кинической  школы. Самый  известный  ее
представитель, Диоген Синопский (ок. 412 - ок. 323 до н.э.), кото-
рый, вероятно, ее и основал, имел прозвище "собака". Недавние ис-
следования  опровергли  традиционные  представления, что  основа-
телем школы был ученик Сократа афинянин Антисфен, а Диоген у
него  учился, и что свое название школа получила от обыкновения
Антисфена преподавать в гимнасии Киносарге. Сколько можно су-
дить, Антисфен  умер  примерно  за 16 лет  до появления Диогена в
Афинах; по взглядам он стоял гораздо ближе к философии Сократа,
нежели киники.

Киники  кормились  подаянием, презирали  собственность, опрят-
ность, вежливость, сексуальные  ограничения, они  без  уважения
относились  к  общественным  институтам  и  условностям. В  своем
отрицании  всего  этого  они  не  ведали  никакого  стыда. Возможно,
киники вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа,
его практически полным бескорыстием, а также его учением о том,
что  пристрастие  к  роскоши  препятствует  добродетели. Большей
зрелостью  отличаются  восходящие  также  к  Сократу  воззрения
стоиков, утверждавших, что добродетельна подчиненная уму уме-
ренная жизнь, свободная от пристрастий и антипатий.

9. Основные  проблемы  и  этапы  развития  Сред-

невековой философии.

Особенности:

1)

Теоцентризм – Бог в центре

2)

Доказательство бытия Бога. Ф.Аквинский -  один из учителей
церкви.

3)

Спор об универсалиях.
- Номинализм. Номиналисты  считали, что  общие  имена
сущ.как названия предметов, в природе их нет.
-Реалисты – считали, что  общ.понятия  существуют  реально
(идеи Бога, Тройцы).

В  Средневековье  не  развивались  науки. Развивалась  логика, на-

рмония веры и разума.


background image

14

Наука изучает материальный мир.
Этапы:

1)

Апологетика
Принципы: отстоять  догмат  церкви, формир.идеологию  церк-
ви.

2)

Патристика: у церкви начали появляться отцы церкви

3)

Схоластика (схола-школа). Время философии и богословия.

10.

 Основные  философские  идеи  эпохи  Воз-

рождения.

Прямая противоположность Средневековью. Период (15-16вв)
Основные черты
1) Гуманизм (каждый  человек  уникальный). Начала  провозгла-

шаться  красота  человека, ценность  человеческой  жизни, ис-
кусство.

2) Новое понимание природы

- Пантеизм – бог содержится в природе.
- Гемоцентризм.

    3) Новое понимание общества. Появляется новое понятие гос-ва.
М.Маккиявелли – пособия полит. технологов гос-в должен казаться
великим, могучим, вести политику «льва и лисицы». Льва – чтобы
уничтожить внешних врагов, лисицы – внутренних.

- Нач. в  геталии, в  это  время  нач.зарождение  буржуазии. Фило-

софия выражает себя через искусство.

11.

Проблема  научного  познания  в  фило-

софии Нового Времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

Два направления познания мира:
1 – эмпиризм (опыт) – Ф.Бэкон
2-рационализм (разум) – Р.Декарт

Методы познания:
1- Индукция - восхождение от частного к общему(Бэкон)
2- Дедукция - от общего к частному (Декарт)
Бэкон – «знание – сила». Задача  науки  - изучение  природы  на

основе опыта. Опыт начинается с ощущения. Знание и наука – это
главные средства чел. над природой.


background image

15

Декарт – сомневатьяс можно АО всем, кроме самого мышления.
«Мыслью  следовательно  существуют». Учение  Декарта – дуа-

лизм.

В  эпохе  нового  времени 17-18вв. философия  проявляла  себя  в

науке. Эпоха борьбы методов познания (импер. и рацион.)

12.

 Немецкая 

классическая 

философия

(И.Кант, Г.В.Ф. Гегель).

Немецкое просвящение.
Кант (1724 - 1804)

Деятельность делится на 2 периода:
1 – Докритический
2- Критический

1 период:
Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практи-

ческого разума».

2 период:
Основные вопросы Канта: Что я могу знать? На что могу наде-

яться? Что я могу делать? Что есть человек?

Учения теория познания и нравственность
Окружающий  нас  мир  существ.объективно, его  вещи  воз-

действ.на нас, вызывают ощущения, ощущ.группируются и осмыс-
ливаются человеком с помощью чел.способности.

Ощущения  формируются  с  помощью  рассудка, пространства  и

времени. Пространство и время – оплорны (означ., что существуют
изначально). В результате человек познает вещи на уровне явления
или  они  называются «вещи  для нас». Кроме  явлений  вещи  имеют
сущность, чтобы ее познать человек использует разум, но он оттал-
кивает на противоречия, у Канта назыв. – антиномии.

Гегель (1770-1835)
Разработал  систему  объективного  идеализма  и  диалектический

метод. Основа  и  сущность  мира – абсолютная  идея. Проходит 3
стадии саморазвития:

1)Система законов и категорий
2)Появление  природы. Природа  не  способна  к  развитию, она

только разворачивается в пространстве в виде механ., физич.,
химич., биологич. форм. Идея дает стимул к развитию.