Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1660

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

бод личности в обществе должны существовать конкретные меха-
низмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гра-
жданина получить образование, социальное обеспечение, квалифи-
цированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав,
эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность
вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права лич-
ности и рассчитывать на положительные действия государства в
его интересах. Верховенство закона подразумевает не только при-
оритет закона как разновидности нормативно-правового акта в от-
ношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и сво-
бод, закрепленных за членами общества действующим законода-
тельством. В правовом государстве любое ущемление прав челове-
ка недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и не-
укоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В
этой связи принципиальное значение приобретает проблема право-
вого равенства в различных сферах жизни общества и государства.
Ее решение предполагает создание государством надежных гаран-
тий, обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный пра-
вовому государству, содержится в международных актах: Всеобщая
декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, соци-
альных и культурных правах, Международный пакт о гражданских
и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ас-
самблеи ООН 16 декабря 1966 г. Перечень прав и свобод, провоз-
глашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в консти-
туциях правовых государств. Особое значение в них придается
юридической защищенности личности, которая немыслима без пре-
зумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что
подлинно демократическое государство признает, что все вопросы,
связанные с виновность или не виновностью граждан в совершении
того или иного преступления, следует решать только в судебном
порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым
может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требо-
вать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это
право отражено в ст.49 Конституции РФ.
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в
1948 г., состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что все люди
рождаются свободными и равными по своему достоинству и пра-


background image

72

вам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в от-
ношении друг друга в духе братства. Далее в ней указывается на
недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство,
обращение и наказания. В ст. 6 Декларации признается право каж-
дого человека на признание его правосубъектности, т.е. предостав-
ления человеку возможности приобретать права и осуществлять
обязанности, предусмотренные законодательством. Декларация
также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произ-
вольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек
имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и
беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопус-
тимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь
граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну
корреспонденции и т.п. Она закрепляет и другие права и свободы
человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми госу-
дарствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвиже-
ния в пределах каждого государства, право убежища в других стра-
нах, право на труд, на достойную оплату, право на свободный вы-
бор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание
профсоюзов и т.д.).
Политический и идеологический плюрализм - отличительный при-
знак правового государства. Без такого плюрализма оно просто не-
мыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различ-
ные социальные силы в лице своих политических организаций ве-
дут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в
честном политическом противоборстве со своими противниками.
Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свобод-
но излагать свои программные установки, беспрепятственно прово-
дить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических кон-
цепций. Политический и идеологический плюрализм является вы-
ражением и олицетворением демократизма общества, позволяет
каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности
к той или иной политической организации, идеологической при-
страстности. Отсюда становится понятным, почему государство не
должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или созда-
вать преимущество для той или иной политической организации.
Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть
реально обеспечены в государстве. Это достигается принятием и
проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, за-


background image

73

крепляющих их в соответствующей сфере общественных отноше-
ний. В числе международных документов о правах человека также
следует указать Международный пакт о гражданских и политиче-
ских правах, Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.
Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного
гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы
человека не только все более становятся целью законодательства и
направлений правовой политики, но и прямо включаются в содер-
жание правового регулирования как непосредственный критерий
при определении правомерности того, или иного поведения, пред-
мет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государ-
ственных актов в международные правосудные органы в случаях,
когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.
В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граж-
дан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в:
нарушении международных актов, относящихся к правам народов,
нарушении правового равенства граждан, использовании прав и
свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами,
элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют спе-
циальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы
российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически
права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в
жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элемен-
тарных прав и свобод. Ежедневно в мировом сообществе происхо-
дят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления
геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступле-
ния апартеида, военные преступления, а также преступления про-
тив человечества.
4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозгла-
шая определенные права и обязанности гражданина, само государ-
ство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином.
Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и
государственные органы несут ответственность за нарушение зако-
нов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализа-
ция такого подхода к взаимоотношениям личности и государства
означает существование определенных форм контроля общества
над деятельностью государственных органов. К формам такого
контроля относятся: политическая ответственность правительства


background image

74

перед парламентом, парламента перед народом, юридическая от-
ветственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граж-
дан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.
Некоторые авторы к признакам права также добавляют верховенст-
во закона в системе права, прямое действие конституции, возвыше-
ние суда. Разумеется, возможность реализации этих принципов -
признаков правового государства зависит от наличия ряда объек-
тивных условий.
Экономической основой правового государства являются произ-
водственные отношения, базирующиеся на различных формах соб-
ственности (государственной, коллективной, арендной, частной,
кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере
защищенных юридически. В правовом государстве собственность
принадлежит непосредственно производителям и потребителям ма-
териальных благ: индивидуальный производитель выступает как
собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало го-
сударственности реализуется только при наличии самостоятельно-
сти, которые экономически обеспечивают господство права, равен-
ство участников производственных отношений, постоянный рост
благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегули-
рующееся гражданское общество, которое объединяет свободных
граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания
такого государства находится человек и его интересы. Через систе-
му социальных институтов, общественных связей создаются необ-
ходимые условия для реализации каждым гражданином своих
творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм
мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных мето-
дов к правовой государственности связан с резкой переориентацией
социальной деятельности государства. Прочая социальная основа
государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечело-
веческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и сво-
боды личности. Конкретно это выражается в демократических ме-
тодах государственного управления, справедливости и правосудия,
в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с госу-
дарством, защите прав меньшинства, терпимости к различным ре-
лигиозным мировоззрениям.


background image

75

Правовое государство - это суверенное государство, которое кон-
центрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, насе-
ляющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту
и исключительность власти, такое государство обеспечивает свобо-
ду общественных отношений, основанных на началах справедливо-
сти, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом
государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и
исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в
правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его су-
веренитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу от-
дельного человека, если его поведение угрожает другим людям.
Политическая природа правового государства наиболее четко про-
является в суверенитете народа, который означает, что только на-
род - источник государственной власти, именно он выбирает выс-
шие органы государственной власти

[18]

.

В целом правовое государство - это одновременно и верховенство
государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все
государственные институты и правовые акты (конституция, законы,
подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по
форме, процедуре принятия и действия.

36.

Философия  культуры. Классификация

подходов к определению культуры.

Культура – это созданная человеком совокупность мат-х и дух-х
ценностей, навыков, способов их произв-ва и использования в целя
общественного прогресса.
Понятие культуры связано с понятием ценности.  Ценности – свое-
образная форма отношений между субъектом и объектом, когда
они удовлетворяют потребности субъекта.
Философское учение о ценностях – аксиология.
Ценности:
-материальные
- духовные
-«предметные»
-«субъектные»
Исходя из различия между матер. и дух-ми ценностями, различают
материальную и духовную культуру.