Файл: Сивенков_Экономика предприятия_2012.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2025

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

На основе повременной формы оплаты труда

 формируются 

следующие ее 

системы

:

– простая повременная;

– повременно-премиальная. 

Простая повременная

 оплата труда позволяет начислить зара-

боток работнику в соответствии с присвоенной ему тарифной став-

кой или окладом за фактически отработанное время.

При 

повременно-премиальной

 оплате заработок начисляется как 

при простой повременной оплате и дополнительно выплачивается 

премия за выполнение установленных показателей.

Кроме вышеперечисленных

 выделяют 

тарифную,

 

бестариф-

ные и контрактную

 системы оплаты труда.

Тарифная  система  оплаты  труда

  является  основой  системы 

оплаты  труда  на  предприятиях  Республики  Беларусь.  Она  пред-

ставляет  собой  совокупность  нормативов,  при  помощи  которых 

осуществляются  комплексная  дифференциация  и  регулирование 

размеров  заработной  платы  различных  групп  и  категорий  работ-

ников  в  зависимости  от  сложности  труда,  уровня  квалификации, 

особенностей работ и отраслевой специфики. Эта система принад-

лежит к классу индивидуальных систем оплаты труда.

Основными элементами тарифной системы являются 

тарифно-

квалификационные справочники, единая тарифная сетка, тариф-

ные ставки и оклады.

Бестарифные  системы

  основаны  на  распределительном  виде 

оплаты труда, при котором заработок работника или группы работ-

ников  ставится  в  полную  зависимость 

от  конечных  результатов 

работы всего коллектива,

 к которому принадлежит работник. Эти 

системы принадлежат к классу коллективных систем оплаты труда.

Контрактная система 

представляет собой совокупность прав, 

обязанностей и ответственности нанимателя и работника, условий 

оплаты и организации труда, устанавливаемых на основе особого 

вида трудового договора – 

контракта

, заключаемого в письменной 

форме и имеющего срочный характер (как правило, от 1 до 5 лет).

Контрактная система оплаты труда является одной из разновид-

ностей  бестарифной  системы.  Работодатель,  нанимая  работника, 

договаривается  с  ним 

о

 

конкретной  сумме  оплаты

  за  определен-

ную  работу,  доплатах,  надбавках,  поощрительных  выплатах  и  об 

условиях этой работы. 


background image

27

14  ПроИзВоДстВЕННая мощНость  

ПрЕДПрИятИя

Производственная мощность

 – максимально возможный объ- 

ем выпуска продукции в натуральном выражении за определенный 

период  времени  (обычно  за  год,  месяц)  при  полном  использова-

нии оборудования и производственных площадей на данном пред- 

прия тии.

Производственная  мощность  является  исходным  пунктом 

планирования  производственной  программы  предприятия.  Опре-

деление величины производственной мощности занимает ведущее 

место в выявлении и оценке ресурсного потенциала предприятия.

При расчете мощности принимаются во внимание следующие 

факторы:

а) структура и величина основных производственных фондов; 

б)  качественный  состав  оборудования,  уровень  физического 

и морального износа; 

в) передовые технические нормы производительности оборудо-

вания, использования площадей, трудоемкости изделий, выход про-

дукции из сырья; 

г)  прогрессивность  применяемых  технологических  процессов, 

степень специализации; 

д) режим работы предприятия; уро вень организации производ-

ства и труда; 

е) фонд времени работы оборудования; качество сырья и рит-

мичность поставок.

При  планировании  и  анализе  производственно-хозяйственной 

деятельности предприятия, а также при составлении баланса про-

изводственных мощностей различают входную, выходную и сред-

негодовую производственные мощности.

Входная  мощность 

–  это  производственная  мощность  пред-

приятия (цеха, участка) на 1 января текущего года или на конкрет-

ную дату.

Выходная мощность

 – производственная мощность предпри-

ятия (цеха, участка) на конец планового (отчетного) периода с уче-

том ввода и выбытия мощности путем капитального строительства, 

модернизации оборудования, совершенствования технологии и ор-

ганизации производства.


background image

28

Среднегодовая мощность (М

ср  

)

 – это мощность, которой будет 

располагать  предприятие  (цех,  участок)  в  среднем  за  расчетный  

период или за год. Она определяется по формуле

=

+

(12

)

12

12

ââ

í

âûá

í

ñð

âõ

Ì

Ò

Ì

Ò

Ì

Ì

,

где 

М

вх

 – входная производственная мощность;

 

М

вв

 

– производственная мощность вводимого оборудования;

 

М

выб 

–  производственная  мощность  выбывающего  оборудо- 

 

    вания;

 

Т

н

 – количество полных месяцев функционирования оборудо- 

 

    вания в течение года.

Коэффициент  использования  производственной  мощности

 

определяется как отношение объема продукции, произведенной за 

определенный период, к среднегодовой мощности за тот же период.

15  ПроИзВоДстВЕННая Программа  

ПрЕДПрИятИя

Производственная  программа 

–  это  план  производства  про-

дукции предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, каче-

ству и срокам производства.

Основные разделы производственной программы – план произ-

водства в натуральном выражении и план производства в стоимост-

ном выражении.

При составлении 

плана производства в натуральном выра-

жении

  применяют  натуральные  измерители  физического  объема 

выпускаемой продукции (штуки, тонны, метры и т. п.). Все расчеты 

плана производства ведут по номенклатуре и ассортименту выпус-

каемой продукции.

Номенклатура

 

–  систематизированный  перечень  названий 

мате риалов, производимых и продаваемых товаров и услуг.

Ассортимент

 – перечень видов и разновидностей продукции 

и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам).

Второй раздел производственной программы – это 

план произ-

водства в стоимостном выражении. 

В этом разделе рассчитыва-

ются

 следующие показатели:


background image

29

– валовая продукция;

– товарная продукция;

– реализованная продукция;

– чистая продукция.

Валовая  продукция

  –  это  стоимость  всей  выпущенной  пред-

приятием продукции и оказанных услуг за определенный период 

времени.

Товарная продукция

 – 

стоимость всей продукции, произведен-

ной организацией (предприятием) за определенный период времени 

(например, за год), за вычетом продукции, произведенной для соб-

ственных нужд и не законченной производством продукции. 

Реализованная  продукция

  –  это  денежное  выражение  объема 

продукции, поступившей на рынок, проданной организацией (пред-

приятием) за определенный период и оплаченной покупателем.

Чистая  продукция

  характеризует  вновь  созданную  на  пред-

приятии  стоимость.  В  нее  не  входят  издержки  предприятия  на 

приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т. п., а также 

амортизационные  отчисления,  включаемые  в  себестоимость  про-

дукции.

16  ВИДы ПлаНоВ На ПрЕДПрИятИИ:  

соДЕржаНИЕ И классИфИкацИя

Планирование 

– это процесс разработки планов экономическо-

го развития предприятия. Планирование является функцией фор-

мирования целей предприятия и способов их достижения.

По  содержанию  и  форме  проявления  различают  следующие 

формы планирования и виды планов:

1 С точки зрения

 обязательности плановых заданий –

 дирек-

тивное и

 

индикативное

 

планирование. 

Директивное планирование

 представляет собой процесс приня-

тия решений, имеющих обязательный характер для объектов пла-

нирования. 

Индикативное  планирование

  представляет  собой  наиболее 

распространенную  во  всем  мире  форму  государственного  плани-

рования макроэкономического развития. В составе индикативного 

плана могут быть обязательные задания, но их число весьма огра-

ничено. В целом же оно носит направляющий, рекомендательный 

характер. Задания индикативного плана называются индикаторами. 


background image

30

В качестве индикаторов используются показатели, характеризу-

ющие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние 

финансов,  денежного  обращения,  рынка  ценных  бумаг,  движение 

цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические 

связи и т. п. Основная роль индикативного плана заключается не 

только  в  том,  чтобы  дать  количественную  оценку  этих  показате-

лей,  но  и  обеспечить  взаимоувязку  и  сбалансированность  всех  

показателей  развития  экономики.  Поэтому  роль  индикативного 

плана  –  выявить  те  параметры  экономики,  которые  могут  быть 

скорректированы  государством,  если  экономическое  развитие 

будет осуществляться не по благоприятному сценарию. 

2  В  зависимости  от 

срока,  на  который  составляется  план, 

и степени детализации плановых расчетов

 принято различать 

дол-

госрочное

  (перспективное

),  среднесрочное

 

и  краткосрочное

  (те-

кущее) планирование.

Перспективное  планирование

  охватывает  период  более  5  лет, 

например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долго-

временную стратегию предприятия, включая социальное, экономи-

ческое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование

 осуществляется на период от 1 года 

до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование 

совмещается с текущим. 

Текущее  планирование

  охватывает  период  до  1  года,  включая 

полугодичное,  квартальное,  месячное,  недельное  (декадное)  и  су-

точное планирование.

По содержанию плановых решений

 выделяют 

стратегическое, 

тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование,

 как правило, ориентировано на 

долгосрочную  перспективу  и  определяет  основные  направления 

развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического 

планирования принимаются решения о том, как расширить деятель-

ность  в  области  бизнеса,  создать  новые  сферы  бизнеса,  стимули-

ровать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия 

следует предпринять для удовлетворения рыночного спро са, на ка- 

ких рынках лучше действовать, какую продукцию выпус кать или 

какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т. п.

Тактическое  планирование. 

В  результате  тактического  плани-

рования составляется план экономического и социального развития