Файл: Сивенков_Экономика предприятия_2012.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2064

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

фирмы, представляющий комплексную программу производствен-

ной, хозяйственной и социальной дея тельности фирмы на соответ-

ствующий период.

Оперативно-календарное  планирование  (ОКП).

  Оперативно-

кален дарное планирование является завершающим этапом в плани-

ровании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП 

состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью 

организации повседневной планомерной и ритмичной работы пред-

приятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование.

  Бизнес-план  предназначен  для  оценки  

целесообразности  внедрения  того  или  иного  мероприятия.  Осо-

бенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализа-

ции крупных инвестиций.

Бизнес-план  инвестиционного  проекта  разрабатывается  для 

обоснования:

1)  текущего  и  перспективного  планирования  развития  пред-

приятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

2)  возможности  получения  инвестиционных  и  кредитных  ре-

сурсов, а также возврата заемных средств;

3)  предложений по созданию совместных и иностранных пред-

приятий;

4)  целесообразности оказания мер государственной поддержки.

17  ИзДЕржкИ ПроИзВоДстВа  

И сЕбЕстоИмость ПроДукцИИ

Затраты

  –  это  стоимость  использованных  производственных 

ресур сов в натуральной форме. 

Затраты ресурсов, выраженные в денежной форме, называются 

издержками производства

.

В процессе своей деятельности предприятие осуществляет раз-

личные по своему экономическому содержанию и целевому назна-

чению затраты:

– на производство и реализацию продукции;

– на расширение и совершенствование производства;

–  на  удовлетворение  материальных  и  социально-культурных 

потребностей членов трудового коллектива.


background image

32

Можно выделить следующие группы издержек, обеспечиваю-

щие выпуск продукции:

– предметов труда (сырья, материалов);

– средств труда (издержки основного капитала);

– по использованию живого труда.

Вышеперечисленные издержки называются 

издержками про-

изводства

.

Кроме  затрат,  связанных  с  производством  продукции,  пред-

приятие  несет  расходы  по  ее  сбыту  и  продвижению  на  рынок, 

например,  расходы  по  транспортировке  изделий  потребителям, 

проведению  маркетинговых  исследований,  организации  рекламы  

и др. Выраженные в денежной форме такие затраты представляют 

собой 

издержки реализации

 продукции (издержки обращения).

Наряду  с  издержками  производства  и  реализации  продукции 

предприятие платит налоги, сборы, отчисления в различные фонды, 

которые в соответствии с действующим законодательством также от-

носятся на издержки реализации продукции (издержки обращения).

Сумма  издержек  производства  и  реализации,  налогов,  сборов 

и обязательных отчислений в различные фонды образует 

издержки 

производства и реализации.

Классификация затрат 

по экономическим элементам

 является 

единой и обязательной для предприятий всех отраслей, независимо 

от формы собственности и организационно-правовой формы. Она 

состоит из следующих элементов:

Материальные затраты.

 

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

.

Амортизация основных фондов

.

Прочие затраты.

Издержки производства и реализации, сгруппированные и сфор-

мированные в соответствии с требованиями действующего законо-

дательства, принимают форму 

себестоимости.

Себестоимость  продукции

  (

работ,  услуг

)  –  это  стоимостная 

оценка потребленных в процессе производства и реализации про-

дукции производственных ресурсов, а также другие затраты в со-

ответствии с действующим законодательством.

Себестоимость  продукции  служит  базой  формирования  цен, 

дохода, прибыли предприятия, выступает основой технико-эконо-


background image

33

мических расчётов эффективности внедрения новой техники, тех-

нологии, организации производства. 

Экономическое назначение себестоимости 

– возместить пред-

приятию  понесенные  затраты  и  обеспечить  тем  самым  простое 

воспроизводство всех элементов производства: производственных 

фондов и рабочей силы. Поэтому важнейшими элементами себесто-

имости  являются  стоимость  потребленных  материальных  ресур-

сов, амортизационные отчисления и заработная плата.

Расчет  себестоимости  единицы  продукции  называется

  каль-

кулированием. 

Перечень 

статей  калькуляции

  при  определении 

себестоимости  продукции  определяется  отраслевыми  методиче-

скими рекомендациями. 

18  ИсточНИкИ И факторы  

сНИжЕНИя сЕбЕстоИмостИ ПроДукцИИ

Различают понятия «резервы» и «факторы» снижения себестои-

мости продукции.

Резервы 

 

это  неиспользованные  возможности  снижения  се-

бестоимости  продукции.  Резервы  реализуются  за  счет  много-

численных  факторов,  которые  классифицируются  по  различным 

признакам. Наиболее важна группировка факторов на зависящие от 

деятельности предприятия (внутрипроизводственные) и не завися-

щие от нее (внепроизводственные).

К  внутрипроизводственным  факторам

 

относятся:  повыше-

ние  технического  уровня  производства,  улучшение  организации 

производства и труда, изменение объема и структуры продукции, 

улучшение использования природных ресурсов.

Наибольшее влияние на снижение издержек оказывают 

техно-

логические  факторы. 

Они  обеспечивают  снижение  трудоемкости 

продукции,  сокращение расхода материалов,  увеличение выпуска 

продукции  и  повышение  ее  качества,  уменьшение  непроизводи-

тельных потерь за счет использования в производственном процессе 

новых технологий, оборудования и т. п. В результате обеспечивает-

ся экономия всех видов затрат на единицу продукции.

Организационные факторы 

включают углубление специализа-

ции производства, улучшение организации производства и труда, 


background image

34

управления  и  обслуживания  производства,  материально-техниче-

ского обеспечения и другие. Значение данной группы факторов уси-

ливается в настоящее время. Приватизация собственности, оптовая 

торговля средствами производства и другие прогрессивные формы 

организации  управления  производством  обеспечивают  экономию 

всех  видов  затрат,  и  в  первую  очередь  управленческих  расходов, 

уменьшают непроизводительные и излишние затраты и потери.

Изменение  объема  и  структуры  выпускаемой  продукции 

спо-

собствует снижению затрат на единицу продукции за счет умень-

шения условно-постоянной их части. Это происходит в результате 

улучшения использования основных фондов (через амортизацию), 

сокращения расходов на управление, повышения качества продук-

ции и т. д.

В  отраслях  добывающей  промышленности  важное  значение 

в формировании издержек имеют 

природные факторы. 

К ним от-

носятся состав и качество сырья, продуктивность месторождения, 

способы добычи природного сырья.

Ввод и освоение новых видов продукции, как правило, повы-

шают затраты на изготовление продукции, особенно в начальный 

период. Поэтому факторами снижения издержек в данном случае 

являются  сокращение  срока  освоения  проектных  показателей, 

а именно, досрочный выход предприятия на проектные показате-

ли: производственную мощность, издержки, производительность 

труда и т. д.

Внепроизводственные  факторы

  не  зависят  от  деятельности 

предприятий и обусловлены механизмом государственного регули-

рования экономики. Они включают изменение норм амортизации, 

ставок платы за ресурсы, нормативов отчислений на социальную 

защиту  населения,  тарифов  на  грузоперевозки  и  электроэнергию, 

цен на сырье и материалы, состава и ставок налогов и отчислений, 

включаемых в себестоимость продукции, и т. п.

В настоящее время внепроизводственные факторы в основном 

обусловливают рост издержек. В связи с этим снижение издержек 

обеспечивается  преимущественно  за  счет  внутрипроизводствен-

ных факторов. 


background image

35

19  мЕтоДы ПлаНИроВаНИя цЕНы  

На ПроДукцИю ПрЕДПрИятИя

В зависимости от степени участия государства в регулировании 

цен  могут  применяться  три  их  вида:  фиксированные,  регулируе-

мые, свободные.

Фиксированные цены 

 это твердые, установленные государством 

цены, уровень которых определен в прейскурантах. Предприятие при 

планировании цен не вправе их изменять.

Регулируемые цены

 – это цены, на которые государство уста-

навливает  максимальный  или  минимальный  уровень,  переходить 

который предприятия не имеют права.

Свободные  цены

  –

  это  цены,  уровень  которых  предприятие 

устанавливает  самостоятельно  исходя  из  собственных  соображе-

ний и спроса на продукцию.

В зависимости от обслуживаемого оборота все цены подразде-

ляются на отпускные цены предприятия, оптовые и розничные.

Отпускная цена

 

предприятия

 – это цена, по которой предпри-

ятие реализует продукцию потребителям. Она включает издержки 

производства  и  реализации  продукции  (полную  себестоимость), 

прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость и акцизы.

Оптовая цена

 –

 это цена, по которой оптово-сбытовые посредни-

ки отпускают товар розничной торговой сети и иным потребителям. 

Она  состоит  из  отпускной  цены  предприятия  и  сбытовых  наценок 

оптовых  фирм  и  призвана  покрыть  их  издержки  по  продвижению 

продукции до потребителя и обеспечить рентабельную работу.

Розничная  цена 

  это  цена,  по  которой  розничные  торговые 

фирмы реализуют продукцию населению и фирмам. Она включает 

оптовую цену (отпускную цену предприятия, если товар был заку-

плен непосредственно у изготовителя) и торговые наценки рознич-

ных торговых фирм.

При планировании цен на продукцию в процессе обоснования 

объема продаж предприятия могут применять следующие альтер-

нативные основные методы ценообразования:

1)  на основе издержек;

2)  с ориентацией на уровень конкуренции;

3)  с ориентацией на спрос;

4)  параметрические методы.