Файл: 0713822_397B1_otvety_na_ekzamen_po_filosofii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.12.2019

Просмотров: 1135

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20.Движение, пространство, время как атрибуты бытия.
Конечно, все свойства материи, материальных образований даже перечислить невозможно, а многие из них нам неизвестны, но есть коренные свойства материи, которые присущи всем предметам и явлениям, без которых материя не существует и которые без материи тоже не могут существовать. Это так называемые атрибуты материи — движение, пространство и время.Учение о движении материи разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Все изменения, происходящие в природе» сводились к пространственному перемещению тел или составляющих их частиц. В диалектическом материализме это понятие охватывает все изменения и процессы, происходящие во Вселенной, начиная от пространственного перемещения и кончая мышлением. "Движение как способ существования материи "обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы" — так писал Ф.Энгельс в своей работе "Диалектика природы".Движение может происходить по восходящей линии, т.е. может быть поступательным, прогрессивным, или по нисходящей, т.е. регрессивным, может усложняться, упрощаться, идти по кругу. Источником всех его конкретных видов диалектический материализм считает борьбу внутренних противоположностей — противоположных сторон, тенденций, процессов, присущих всем без исключения объектам действительности. Движение материи является, следовательно, ее "самодвижением".Энгельс показал, что движение, будучи коренным свойством материи, не существует без нее, но и материя без движения также немыслима. Движение не может исчезнуть, оно может лишь переходить из одной формы в другую.Движение есть единство противоположностей: абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, прерывного и непрерывного. Оно абсолютно, поскольку представляет собой основную форму, способ существования материи, которая без движения не существует. Но абсолютность движения не следует доводить до крайности. В потоке никогда не прекращающихся изменений материи существуют моменты покоя. Они проявляются, прежде всего, в сохранении самого состояния движения. Покой — это форма движения, или движение в равновесии. Возникновение нового в материальном мире есть результат движения изменения, т.е. отрицание состояния относительного покоя. Именно поэтому движение имеет определяющее значение в появлении и развитии нового. Покой же означает лишь сохранение состояния, достигнутого в процессе изменения и развития. Он вторичен в смысле своего значения по сравнению с движением. Любое сохранение качества явлений есть выражение покоя.Движение представляет собой единство прерывности и непрерывности. Эта двуединая природа движения была вскрыта уже философами древности. Вопрос ставился так: «Что значит — тело движется?» Таким образом, движение есть противоречие, есть единство противоречий.Материя бесконечна, бесконечны и формы ее проявления. Следовательно, мы можем говорить о бесконечности форм ее движения.
Пространство и время могут быть рассмотрены с разных точек зрения, их изучают многие науки. Например, свойства пространства являются предметом исследования геометрии и физики, а восприятие пространства изучается психологией. Вместе с тем пространство и время подлежат философскому осмыслению.Ставя перед собой вопрос, что такое пространство, что такое время, каждый человек прежде всего интересуется, существуют ли они "сами по себе", порождены Богом или пребывают лишь в нашем восприятии или разуме?Философский материализм рассматривает пространство и время как основные формы существования материи. Еще Л.Фейербах отметил, что пространство и время - не простые формы явлений, а условия бытия. Критикуя идеалистические взгляды Дюринга на пространство и время, Ф.Энгельс подчеркивал, что основные формы бытия суть пространство и время, бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства.Признавая объективность материи, диалектический материализм знает объективную реальность пространства и времени. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Понятие пространства выражает:1)взаимное расположение материальных объектов — впереди, сзади, вне, внутри, около, далеко и т.д.;2)способность их занимать определенный объем, иметь протяженность — длину, ширину и высоту;3)свойство объектов иметь определенную форму, структуру. Понятие "время" выражает такое всеобщее свойство материальных объектов и процессов, как:1)длительность существования предметов, процессов, продолжительность изменений и развития их отдельных фаз, сторон, ступеней т.д.;2)порядок следования, смену состояний, известную последовательность (до, после, одновременно и т.п.). Пространство и время — это не самостоятельные сущности, а коренные формы бытия, существования движущейся материи. Пространствен-временные отношения, поэтому обусловлены материей, зависят от нее определяются ею. Пространству и времени присущи такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство непрерывности и непрерывности, абсолютность и относительность.Вместе с тем, несмотря на наличие общих свойств, пространство и время имеют свою специфику, а в ряде существенных признаков они различны. Так, пространство трехмерно, время — одномерно, однонаправлено, течет от прошлого к настоящему и от него к будущему: пространство выражает протяженность, форму расположения л, то время — длительность их существования. Наконец, пространство обладает свойством симметрии, время же не обладает им, оно необратимо.Пространство и время есть единство бесконечного и конечного, при этом бесконечность следует понимать в количественном и качественном отношении. Количественная бесконечность пространства — не имеющая ни начала, ни конца, нигде не прекращающаяся связь примыкающих друг к другу материальных объектов и систем. Качественная бесконечность означает бесконечное многообразие качественно различных уровней структурной организации материи.Бесконечность времени состоит в том, что материя вечна в пролом и в будущем, что время — всеобщая форма существования беспечной материи. В мире происходят необратимые изменения, а не кругообороты.Конечность пространства находит выражение в прерывности движения, в дискретности и дифференцированности материи. Конечность же времени в том, что оно складывается из бесконечного множества длительностей существования отдельных материальных процессов, претерпевающих необратимые качественные изменения.Идея "квантования пространства и времени", интенсивно разрабатываемая в последнее время, свидетельствует о том, сколь необходим учет внутренней противоречивости пространства и времени, выражающейся в единстве присущих им непрерывности и дискретности.Нет сомнения, что последующие успехи науки в изучении, как микро, так и мегамира приведут к раскрытию еще более удивительных свойств пространства и времени. Эти всеобщие формы бытия материи столь же неисчерпаемы, как и сама материя. Однако как бы ни менялись представления о пространстве и времени, сами по себе эти изменения не могут исключить тот факт, что пространство и время существуют объективно, что материя не может двигаться иначе как в объективно реальных пространстве и времени.





21.Диалектика и метафизика. Принципы диалектики.
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности. Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика. В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла Идеалистическая диалектика немецкой классической философии(Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе. Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель —материалистическая диалектикасовременности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам. Метафизика — антипод диалектики. Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» — частно-научного знания.В современном обществознании ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКА» ИМЕЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ:
1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории — это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.
2. Особая философская наука — ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК ТАКОВОМ, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.
3. ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь.Самая характерная, существенная черта метафизики — ОДНОСТОРОННОСТЬ, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:
1. «СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.
2. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения,б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»):д) как движение, из которого изымается его сущность — противоречие;е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.

Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении.Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик. Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества. К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др. Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.



22.Законы диалектики.
Закон есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы. Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон — ядро диалектики. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, необходимо уяснить прежде всего такие исходные понятия, как тождество, различие, противоположность.Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие.Тождество— это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Иначе говоря, любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. Так, при всех изменениях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение. Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости. Вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве. Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности : различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Отношение между противоположностями есть противоречие. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.На всех этапах развития противоречия выступают его движущей силой, а не тормозом. При этом различают следующие фазы (ступени) развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей), З) существенное различие, 4) противоположность (конфликт) и 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные и др.Внутренние противоречия — это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия. Внешние противоречия — это противоречия данной системы с окружающими ее системами.В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям. Они служат источником самодвижения вещей.Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:1) если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;2) противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;3) борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей — это закон;4) в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;5) борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон показывает, как, каким путем возникает новое. При выходе количественных параметров изменений за границы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество каким-либо иным путем? Нет. В этом суть закона.
Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок— это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условия развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т. д.
Закон отрицания отрицания. Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.


23.Понятие сознания и его структура.
Философия сознания. Под сознанием понимается высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий (целеполагание) и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Понятие «сознания» характеризует важнейший компонент человеческой психики. Главная трудность заключается в том, что сознание ненаблюдаемо, его практически невозможно зафиксировать в чистом виде.Согласно субстанциональному подходу, сознание трактуется как существующее реально и признается первичным по отношению к объективной действительности. В философии Нового времени формируется функциональный подход к объяснению сознания. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. В современной западной философии складывается так называемый экзистенциально-феноменологический подход к проблеме сознания. Согласно феноменологии Гуссерля, сознание всегда направлено на предмет, всегда есть сознание о чем-то (в восприятии всегда нечто воспринимают, в суждении о чем-то судят). Любой воспринимаемый предмет зависит от сознания, т.к. предмет есть то, что обнаруживается лишь в акте сознания. Сознание высвечивает, конструирует бытие предмета, наделяет его смыслом и значением. Экзистенциализм анализирует «абсолютное сознание», которое является сферой свободы и условием существования человека. С точки зрения философии диалектического материализма, сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения. Элементарной формой отражения, присущей всем живым организмам, является раздражимость, означающая избирательное реагирование на внешние воздействия. По мере усложнения живого развивается и новая форма отражения – чувствительность, т. е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений. Еще одной формой отражения является информация, определяемая как упорядоченное отражение, появляющееся при возникновении первичных биосистем. Раздражимость и чувствительность – элементарные формы биологической информации. Более сложный характер в органической природе имеет психическое отражение, выражающее способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа.
Структура сознания. Сознание можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.Чувства – это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличие от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.




24.Проблема человека в философии и науке.
В истории философской мысли складывались разные образы человека. У Демокрита человек — часть космоса, единого «порядка» и «строя» природы, микрокосм, отображение и символ Вселенной. Аристотель определяет человека как живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни. Декарт в разуме человека видит специфическую особенность человека: «мыслю, следовательно, существую». Б. Франклин рассматривает человека как животное, производящее орудия. В классической немецкой философии человек выступает как субъект духовной деятельности, созидающий мир культуры, как носитель общечеловеческого сознания, всеобщего начала — абсолютного духа, разума. И. Кант видит в человеке существо, принадлежащее двум различным мирам —природной необходимости и нравственной свободе. В центре философского учения Л. Фейербаха — человек, понимаемый как венец природы, как гармоничное единство «я» и «ты». У Ф. Ницше главное в человеке — не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений. Все эти определения, конечно же, позволяли отличить человека от других живых существ, но не раскрывали его сущности, как это сделано в марксистской философии. Марксистская трактовка человека основывается на понимании его как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. Через приобщение к социальной наследственности, к культурным, исторически сложившимся традициям, а также через механизмы биологической наследственности происходит становление человека. С этой точки зрения каждый человек — неповторимая индивидуальность и вместе с тем частица и носитель родовой общечеловеческой сущности, субъект исторического процесса. Множество образов человека выражается определенными метафорами.Весьма отличается друг от друга понимание человека в восточной и западной цивилизациях. Эти отличия касаются отношения человека к самому себе, миру, природе, обществу. Для человека восточной цивилизации характерна неразрывная связь с природой, нацеленность на гармоничное вживание в природу, в окружающую среду, а не стремление к деятельному ее изменению, как это свойственно человеку западной цивилизации. Для человека же техногенной цивилизации была характерна иная установка, согласно которой человек, вооруженный знаниями, должен покорять, изменять, подчинять себе природу, рассматривая ее как «мастерскую», безграничную кладовую для удовлетворения своих потребностей и распространяя такое «силовое отношение» и на социальное переустройство мира. В философской традиции человека одновременно рассматривали как природное начало, включенное в многообразие естественных процессов на уровне тела; социальное начало, воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи с отношения; конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение. Соответственно этим началам сформировались следующие основные стратегии интерпретации человека: натурализаторская, экзистенциально-персоналистская, рационалистическая и социологизаторская. В рамках натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с нею законам функционирования. Образы такого понимания человека – это «человек-машина» эпохи Просвещения; биологизаторские концепции человека, объясняющие законы общества и культуры посредством проведения аналогий с организацией природных сообществ (Э. Уилсон); человек как венец природы (классические версии); человек как несостоявщееся животное, тупик природного развития (ряд подходов неклассической философии, начиная с Ф. Ницше). Экзистенциально-персоналистская стратегия понимания человека рассматривает его как особое началов мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора.Рационалистическая парадигма человека сущностные особенности человека связывает с наличием у него разума, сознания, целеполагающей, в отличие от животного, деятельности. Причем разум здесь рассматривается как основание не только человеческого, но и природно-космического существа, в противоположность натуралистической концепции, трактующей разум как естественное развитие животных инстинктов. Социологизаторская программа рассматривает человека как продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человек обретает себя только в обществе, где в процессе социализации реализуются его генети-чески унаследованные качества. Так, в марксистской концепции сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений». В структурализме человек предстает как элемент и производная функция от обуславливающих его различных социальных структур, политических и семантических факторов.


25.Соотношение биологического, психического и социального в человеке.
Соотношение биологического и социального в человеке.Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.Происхождение человека как существа биосоциального явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства. Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens, в пределах которого традиционно выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую). Расы – это исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными. По основным же признакам, характерным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, способности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются. Образование рас – сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возникать и в результате таких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляция. С развитием цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает снижаться. В результате усиления взаимодействия между народами начинает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п.





26.Проблема познаваемости мира в философии.
 При решении этой проблемы
 выделяются три философских направления. Первое из них - гносеологический (познавательный) реализм. Согласно ему, мир познаваем до уровня сущности (причин и законов) явлений, непознаваемых сущностей нет, хотя в силу неисчерпаемости мира есть вещи ещё непознанные или мало познанные. Второе направление — скептицизм (от греч. «скептикос» — исследующий, критикующий), для которого характерно сомнение в возможностях познания, представление о том, что, возможно, человек может иметь правильное знание, а, возможно, и нет. Поэтому скептики во избежание ошибок рекомендовали воздерживаться от всяких суждений. И третье направление — агностицизм (от греч. «а» - не, «гносис» - знание), представители которого признают возможность достижения неглубокого, поверхностного знания на уровне явлений, но отрицают возможность постижения сущности (глубинных основ) явлений и систем. Иногда агностицизм неточно характеризуют как учение,  вообще отрицающее познаваемость мира. В действительности же таких агностиков никогда не было, а были философы, ограничивавшие познавательные возможности человека миром явлений или ощущений. Нередко скептицизм отождествляют с агностицизмом.
Скептицизм (от греч. skeptomai - сомневаюсь) признает существование вещей вне человека, вне его сознания. Но человеческие чувства могут давать разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, т.е. достижения адекватного знания. Скептицизм возник в глубокой древности. Его наиболее крупные представители: Пиррон (IV-III вв. до н.э.) древне-греческий философ из Элиды, основатель скептической школы, его ученик Тимон (IV-III до н.э.), Секст Эмпирик (2-я пол. II в. - нач. III вв. до н.э.) и другие. Они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания, об одних и тех же явлениях и процессах (например, в зависимости от состояния нашего организма) и что всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Поэтому скептики предлагали воздерживаться от каких-либо суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии.В Новое время скептицизм развился в агностицизм (от греч. а - не; gnosis - знание). Принято говорить о двух формах (разновидностях) агностицизма: юмовского и кантовского.Позиции гносеологического оптимизма разделяют все материалисты и значительная часть идеалистов. Например, у Платона теория познания - это "припоминание" душой прежних впечатлений, приобретенных ею до вселения в человеческое тело. Для Гегеля же, по замечанию Ф. Энгельса, утвердительный ответ подразумевается сам собой, так как мышление может познать то содержание, которое заранее было содержанием мысли.В учении Э. Гуссерля познание трактуется как умозрительное, интуитивное, "непосредственное созерцание содержащихся в нашем сознании феноменов". А неотомизм основой познания называет "божественное откровение", посредством которого Бог делает человеку доступными "высшие ценности". Для представителей метафизического материализма было характерным рассмотрение субъекта и объекта познания как двух природных систем, первое из которых пассивно воспринимает воздействие второй. Для субъективного идеализма "мир - совокупность моих ощущений". Значит то, что порождено сознанием субъекта, может быть им и познано. Надо лишь правильно описать свои ощущения. Как видим, за общим утвердительным ответом скрывается разное содержание. Поэтому следует иметь ввиду, что решение вопроса о познаваемости мира, т.е. об отношении мысли к предмету мысли, зависит от решения одного из важнейших философских вопросов о природе мира(материален он или идеален?).