ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1969
Скачиваний: 3
Заслуга меркантилистов заключалась в том, что они впервые привлекли внимание к проблемам и важности внешней торговли, обосновали систему защитных (протекционистских) мер для национальной экономики, обеспечили первоначальное накопление капитала для будущего экономического роста экономики, описали и обосновали соотношение затрат на экспорт и импорт, заложив основы торгового и платежного балансов.
Однако развитие и обогащение одних стран (экспортеров) оборачивалось экономическим ущербом для других (стран-импортеров). Для меркантилистов это было в порядке вещей. В реальной же действительности национальное богатство стран должно прирастать не только за счет внутренних факторов, но и за счет внешней торговли, которая по сути своей должна быть выгодной для всех ее участников.
На взаимозависимость экономического развития и внешней торговли страны впервые указали экономисты-классики. Критикуя позиции меркантилистов, Адам Смит отмечал, что благосостояние нации зависит не столько от количества накопленного ею золота, сколько от ее способности производить в достаточном количестве и более дешевые товары, удовлетворяя свои потребности и потребности других стран.
В своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) Адамом Смитом была изложена первая классическая теория внешней торговли – теория абсолютных преимуществ.
Ее появление
отвечало духу времени – в Англии
начиналась первая промышленная революция.
Мануфактура с ее ручным трудом вытеснялась
фабриками машинной индустрии с массовым
производством, продукция которых
переполняла внутренний рынок и требовала
внешних рынков сбыта. С другой стороны,
Англия нуждалась в товарах, которые не
могла или не хотела производить в силу
высокой их затратности. Вследствие
этого А. Смит сделал очень простой
и гениальный вывод, имеющий до сих пор,
как думается, фундаментальное значение
для формирования внешнеторговой
политики. «Если какая-либо страна, –
писал А. Смит, – может снабжать нас
каким-нибудь товаром по более дешевой
цене, чем мы сами в состоянии изготовлять
его, гораздо лучше покупать его у нее
на некоторую часть продукта нашего
собственного промышленного труда,
прилагаемой в той области, в которой мы
обладаем некоторым преимуществом» [15,
с. 333]. Иными словами, теория абсолютных
преимуществ гласит, что страна должна
экспортировать те товары, по которым у
нее издержки производства ниже, чем за
рубежом, а импортировать те товары, по
которым издержки производства ниже в
других странах.
Для обеих стран выигрыш очевиден: каждая из них увеличивает производство и экспорт товаров, которые у них дешевле или их нет в других странах, приобретая те товары, которые производятся дешевле за границей. И обе страны экономят на том, что не открывают новые для себя производства, используя сэкономленные ресурсы для развития традиционных, специализированных производств.
К наиболее сильной стороне теории абсолютных преимуществ можно отнести то, что она демонстрирует преимущества, выгоды международной торговли для всех ее участников. Слабая сторона – здесь нет места странам, у которых товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами.
Отмеченный выше недостаток стимулировал появление теории относительных преимуществ Д. Рикардо.
В 1817 г. Д. Рикардо издает свой труд «Принципы политической экономии и налогового обложения», в одной из глав которого он доказал выгодность участия всех стран в международной торговле.
Д. Рикардо считал, что в международной торговле «абсолютное преимущество» имеет частный характер, т.е. может быть использовано в торговых отношениях между двумя странами. Когда же много стран-участниц, следует использовать принцип «сравнительных преимуществ (издержек)», который предполагает, во-первых, сопоставление издержек производства однотипных товаров между странами, что позволит тем из них, где издержки выше, изменить специализацию. Во-вторых, предполагает сравнение издержек на производство разнородных товаров внутри страны, так как ей невыгодно развивать даже те отрасли, в которых издержки ниже, чем в других странах, но выше по сравнению с издержками в традиционных или в эффективных отраслях экономики. Подобным сопоставлением страна может правильнее определить свою специализацию и активно участвовать в международной торговле, получая выгоды.
В своем знаменитом условном примере с производством вина и сукна в Португалии и Англии Д. Рикардо обосновал идеи своего принципа:
Страна |
Рынок |
|||||
До специализации |
После специализации |
|||||
Вино (час.) |
Сукно (час.) |
Всего (час.) |
Вино (час.) |
Сукно (час.) |
Всего (час.) |
|
Португалия |
80 |
90 |
170 |
160 |
– |
160 |
Англия |
120 |
100 |
220 |
– |
200 |
200 |
Итого |
200 |
190 |
390 |
160 |
200 |
360 |
Если исходить из абсолютных преимуществ, то Англии необходимо прекращать производство и вина, и сукна и покупать их в Португалии. Но закрыть все виды производства в стране невозможно, поэтому Англия прекращает производить тот продукт, который наиболее дешевый за границей. В данном случае это вино: в Португалии его производство дешевле на 33%, чем в Англии:
80 100 / 120 = 67%.
В самой Англии издержки на сукно ниже издержек на вино на 17% (100 100 / 120 = 83%). В результате в Англии сокращается производство вина и увеличивается производство сукна в таком количестве, которое требуется для внутренних потребностей и приобретения необходимого количества вина в Португалии.
Сукно в Португалии тоже дешевле, чем в Англии. Но Португалия предпочитает специализироваться на производстве вина, так как затраты на него по сравнению с сукном ниже на 12% (80 100 / 90 = 88%), а сукно требует затрат больше, чем вино на 12% (90 100 / 80 = 112%).
Вывод Д. Рикардо:
1) Англия должна специализироваться на производстве сукна, так как издержки на его производство составляют 83% от издержек на вино, т.е. на 17% ниже;
2)
Португалия должна специализироваться
на производстве вина, так как издержки
на его производство составляют 88% от
издержек на сукно,
т.е. на 12% ниже;
3) после специализации выгоды внешней торговли для обеих стран состоят в том, что они минимизируют затраты на производство и потребление товаров. Так, до специализации совокупные затраты на производство вина и сукна в Португалии составляли 170 час., в Англии – 220. После специализации и выхода на мировой рынок совокупные затраты на производство этих товаров будут составлять в Португалии 160 час. (на 10 час. меньше), в Англии – 200 (на 20 час. меньше). Если для удовлетворения потребностей в обеих странах раньше нужно было 390 час. совокупных затрат, то после специализации – только 360. В последующем экономисты доказали, что выгоды от специализации и внешней торговли распространяются на любое количество стран и товаров.
Главным достоинством теории сравнительных издержек (преимуществ) является убедительное доказательство того, что международное разделение труда и международная торговля выгодны всем ее участникам, хотя одним они могут давать меньше выгоды, а другим – больше. Основным недостатком теории Д. Рикардо можно считать то, что она учитывала и опиралась лишь на один фактор производства – труд, не учитывая другие.
Этот недостаток
постарались исправить последователи
Д. Рикардо
в XX
в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б.
Олин. Они предложили свою концепцию
международной торговли, которая в
экономической истории получила название
модель
Хекшера-Олина.
Хекшер и Олин считают, что
в настоящее
время во всех странах имеют место все
факторы производства: и труд, и земля,
и капитал, и предпринимательский талант.
Но они распределены между странами
неравномерно, дифференцированы по
качеству. В одних странах обилие, а
возможно, избыток труда, что делает этот
фактор дешевым по сравнению с другими,
скудными факторами. Это позволяет,
например, Индии изготавливать очень
трудоемкую, но достаточно конкурентоспособную
на внешнем рынке продукцию (текстиль,
обувь
и т.д.). Избыток капитала
стимулирует специализацию на производстве
капиталоемких и высокотехнологичных
изделий. Так, США специализируются на
производстве автомобилей, новейших
систем компьютеров, реактивных самолетов,
космических аппаратов; Япония – на
создании промышленной и бытовой радио-,
аудио- и видеотехники, автомобилей,
танкеров. Саудовская Аравия и другие
нефтедобывающие страны имеют сравнительные
преимущества в запасах и добыче нефти
и производстве нефтепродуктов.
Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешевым и на внутреннем рынке, и на внешнем, обладая относительными преимуществами. Поэтому, считали Хекшер и Олин, каждый участник международной торговли должен производить и экспортировать ту продукцию, которая требует привлечения к своему производству наиболее дешевого, избыточного, мощного фактора производства, находящегося в его распоряжении. Импортировать же страна должна те товары, для производства которых в других странах имеются свои избыточные и дешевые факторы, отсутствующие в стране-импортере.
Своеобразным обобщением современного развития теорий внешней торговли является теория международных конкурентных преимуществ американского профессора М. Портера. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее фирм (их конкурентоспособность) на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями (детерминантами):
-
количеством и качеством различных факторов производства;
-
спросом на внутреннем рынке;
-
наличием смежных и обслуживающих отраслей;
-
стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.
Первое условие – наличие факторов производства, по Портеру, является определяющим в обеспечении сравнительных преимуществ. Но, считает Портер, не следует ограничиваться факторами, подаренными природой или предшествующими поколениями. Их следует совершенствовать и развивать, особенно такие специализированные факторы, как научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д. Именно этим объясняется ускоренное развитие промышленности Японии, основанной на материало- и энергосберегающих технологиях, вызванных к жизни ограниченными ресурсами страны.
Второе условие – спрос на внутреннем рынке – вытекает из первого. Те же японские технологии и их продукты были востребованы на внутреннем рынке, а затем позволили фирмам, использующим их, выйти на внешний рынок, демонстрируя своими товарами эффективность этих технологий. Благодаря этому последние получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.
Третье условие – наличие смежных и обслуживающих отраслей, которые обеспечивают быстрый допуск к необходимым ресурсам и производят взаимодополняющую продукцию, являясь дополнительным стимулом совершенствования продукции и повышения ее конкурентоспособности. Например, завоевание итальянскими обувщиками своих позиций на мировом рынке связано с развитием двух производств – выделки кожи и изготовления колодок. Высококачественные кожа и колодки, исключающие возможность деформации изделий в процессе потребления, обеспечили преимущества итальянским фирмам на мировом рынке обуви.
Четвертое условие – стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке – заставляет фирмы постоянно совершенствовать свое производство и искать новых покупателей, снижая издержки производства (и цену), повышая качество продукции. Наличие множества однотипных производителей, выпускающих однородную продукцию, обостряет конкуренцию, что заставляет каждую фирму искать новых покупателей не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Успех на последнем возможен лишь при наличии конкурентоспособного товара, который формируется на внутреннем рынке.
Хотя теории международной торговли и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают перечень тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.
6.3. Внешнеторговая политика
В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Внешняя торговля по-прежнему остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика, во многом зависит место страны в мировой экономике.
Внешнеторговая политика – это система государственных принципов и методов, нацеленных на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, на стимулирование роста объема внешней торговли, рационализацию структуры экспорта / импорта и направлений товарных потоков.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику (протекционизм) и политику свободной торговли (фритредерство).
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных методов.
Тарифный метод предполагает использование таможенного тарифа – свода ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары, перемещаемые через таможенную границу государства. Таможенная пошлина – специальный налог, которым облагается товар, провозимый через границу.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
-
фискальную (налоговую), при которой доход полностью изымается в государственный бюджет;
-
протекционистскую (защитную), которая относится к импортным пошлинам, с помощью которых государство защищает отечественных производителей от иностранных конкурентов;
-
балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, устанавливаемым с целью предотвращения вывоза товаров, которых либо недостаточно на внутреннем рынке, либо их цены ниже мировых.
Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла: средний уровень импортных пошлин снизился с 40–50% в конце 40-х гг. до 3–5% в настоящее время. Однако значительно расширились формы и методы нетарифного регулирования (точнее, нетарифных торговых ограничений) во всех странах.
Наиболее старым, испытанным методом нетарифного ограничения является квотирование – это ограничение в количественном и стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) и к вывозу из страны (экспортная квота).
Квотирование предполагает лицензирование – государственное разрешение на импорт или экспорт товаров в пределах установленных квот. Одновременно запрещается нелицензированная торговля.
В настоящее время получила распространение такая нетарифная мера, как добровольные экспортные ограничения – экспортные квоты, установленные страной-экспортером под влиянием либо политического давления, либо угроз страны-импортера применить более жесткие протекционистские меры (например, Япония и азиатские НИС квотировали свой экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстиля в США).