ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1965
Скачиваний: 3
Антидемпинговые пошлины – вводятся государством (по требованию национального бизнеса) против иностранных конкурентов, продающих свои товары на рынке страны-импортера по более низким (демпинговым) ценам. В Евросоюзе, например, удовлетворяются 70% запросов бизнеса, в США – 80%.
Препятствием для импорта являются технические барьеры (национальные стандарты и сертификаты качества, требования к упаковке и маркировке, санитарные нормы и т.д.), которые страна вправе устанавливать как ей угодно. А можно искусственно затруднить и осложнить процедуру таможенного оформления, как сделали французы, когда пытались задавить японский экспорт видеокассет. Японцам была выделена одна, небольшая, где-то в провинции таможня. Было объявлено о часах ее работы, о времени обеденного перерыва, о наличии двух выходных, о санитарных днях, что неукоснительно выполнялось. Результат – длиннющие очереди, потеря времени и денег, сокращение японского экспорта. Таким образом импортные тарифы действительно снижаются, создавая видимость либерализации внешнеторговой политики. Одновременно сохраняется и усиливается сплошная полоса нетарифных препятствий, борьба с которыми пока почти безрезультатна.
Вторая известная форма внешнеторговой политики – политика свободной торговли (фритредерство), предусматривающая отмену ограничений (тарифных и нетарифных) в торговле между странами, фирмами и лицами.
Основные признаки свободной торговли заложены в принципы (правовые нормы) Всемирной торговой организации:
-
Обеспечение странами режима наибольшего благоприятствования (преимуществ, льгот) друг для друга.
-
Уравнивание прав импортных и местных товаров внутри страны за счет налогов, правил торговли и др.
-
Отказ от импортных квот и других количественных ограничений.
-
Прогрессивное снижение таможенных пошлин.
-
Предоставление преференциального (льготного) режима в торговле с развивающимися странами.
-
Разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров, обращения в третейские суды.
-
Взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
Дилемма состоит в том, чтó лучше – протекционизм или свободная торговля. Это предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. Исторически основной спор концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования таможенных тарифов.
6.4. Всемирная торговая организация
Предшественником ВТО было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), начавшее функционировать с 01.01.1948 г. Основная цель его – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации с целью повышения уровня торговли, обеспечения полной занятости; увеличения реальных доходов и спроса; более эффективного использования сырья; роста производства и торгового обмена.
Деятельность ГАТТ основывалась на следующих принципах:
-
равноправный режим торговли для всех стран-участниц;
-
снижение таможенных пошлин путем многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного повышения в будущем;
-
устранение импортных квот;
-
устранение торговых барьеров в обмене сельскохозяйственной продукцией и услугами;
-
отмена ограничений на иностранные инвестиции;
-
международная защита патентных, авторских прав и прав на торговую марку;
-
развитие торговли на основе справедливой конкуренции;
-
заключение региональных торговых соглашений;
-
установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.
Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 01.01.1995 г., являются ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и целый ряд других документов. Подавляющее число этих документов является обязательными для 148 стран–членов ВТО. С правовой точки зрения ВТО представляет собой многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется около 97% мировой торговли товарами и услугами.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
-
получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;
-
устранение дискриминации в торговле, обеспечение защиты национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
-
возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в выработке новых правил международной торговли.
Высшим органом
ВТО является Министерская
конференция,
объединяющая представителей всех
участников организации. Сессии конференции
проходят не реже одного раза в два года,
на которых обсуждаются
и принимаются
решения по принципиальным вопросам,
связанным с работой организации.
Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8–10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет контролирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов.
Исполнительным
органом организации является Секретариат
ВТО
в
Женеве (Швейцария), в структурных
подразделениях которого занято
500
человек. Рабочие языки ВТО – английский,
французский и испанский.
Процедура присоединения к Всемирной торговой организации многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5–7 лет.
На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политичес-кого режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами – членами ВТО.
Переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся сторона будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по этим соглашениям.
В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают все другие члены ВТО, что практически означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена ВТО страна может обратиться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного выполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с принципами ВТО и взятыми на себя обязательствами.
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, утвержденного Генеральным советом. После этого страна-кандидат получает статус члена ВТО.
Выводы:
1. Различная обеспеченность стран факторами производства (экономическими ресурсами) ведет к международному разделению труда, взаимозависимости стран и взаимовыгодной торговле между ними, которая удовлетворяет потребности каждой страны в недостающих, отсутствующих или более дешевых товарах.
2. Главными теориями, объясняющими причины, выгоды и эффективность международных торговых связей, являются меркантилизм, теория абсолютных преимуществ А. Смита, теория относительных преимуществ Д. Рикардо, теория Хекшера-Олина, теория конкурентных преимуществ М. Портера.
3. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику (протекционизм) и политику свободной торговли (фритредерство). В настоящее время подавляющее число стран отдают предпочтение политике фритредерства, усиливая, однако, «скрытые», нетарифные методы воздействия даже на партнеров по ВТО.
4. Первостепенное значение для развития мировой торговли имеют торгово-экономические организации и соглашения, среди которых наиболее авторитетной является Всемирная торговая организация. ВТО создает благоприятные условия для своих членов для выхода на мировые рынки товаров, услуг, капиталов, требуя одновременно выполнения ими подписанных договоренностей и правил.
Тема VII. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ
-
Сфера услуг: понятие, роль в экономике, факторы развития.
-
Классификация услуг на мировом рынке.
-
Особенности рынка услуг.
-
Сфера услуг: понятие, роль в экономике, факторы развития
Сфера услуг вообще – это виды полезной деятельности, которые не создают материальных ценностей, но, являясь необходимой сферой экономики, служат для удовлетворения национальных и международных потребностей. Услуги охватывают торговлю и транспорт, банковское дело и страхование, посредничество и туризм, гостиничный бизнес и информацию и т.д.
Сегодня сфера услуг – одна из перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Она является центром хозяйственной деятельности в индустриально развитых странах, где в сфере услуг сосредоточено до 75% трудоспособного населения.
Такое смещение
акцентов экономической деятельности
произошло не сразу и не вдруг. Изначально
ведущие позиции в экономике на протяжении
веков занимало сельское хозяйство. С
развитием технического прогресса
сельское хозяйство постепенно стало
утрачивать свою ведущую роль. На смену
пришла новая эпоха, которая ознаменовалась
началом индустриализации. В XIX
в. произошел быстрый рост промышленного
производства.
В результате центр
хозяйственной деятельности переместился
с сельского хозяйства на промышленность,
доля которой постоянно увеличивалась,
превратившись в конце концов в доминирующий
сектор экономики.
Со второй половины XX в. индустриально развитые страны в результате НТП начали переходить в постиндустриальную эру. Для нее характерно:
-
увеличение доли наукоемких производств;
-
расширение и увеличением доли услуг;
-
повышение уровня образования населения, и в первую очередь молодежи;
-
повышенное внимание к окружающей среде;
-
увеличение затрат в человеческий капитал (в развитие образовательной сферы, здравоохранения, в переподготовку кадров, в туризм и другие социальные сферы);
-
развитие и повышение роли информации;
-
всяческая поддержка малого и среднего бизнеса как наиболее мобильного в торговле товарами и услугами.
Постиндустриальную стадию общества в странах Запада часто определяют как «экономику услуг», и для этого имеются веские основания. Во-первых, все более отчетливо проявляется одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. Во-вторых, в услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научные знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии, глобализация хозяйственной деятельности и т.п. В-третьих, научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг повышают их вклад в развитие постиндустриального общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса. В-четвертых, в рамках сферы услуг объединяется широкий спектр направлений хозяйственной деятельности, нацеленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом.
К концу 90-х гг. сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62–74% в ВВП, 63–75% – в общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений [3, с. 331].
Рост сферы услуг в экономике определяется рядом следующих основополагающих факторов:
-
Научно-техническая революция оказала и оказывает многостороннее воздействие на услуги. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций возник и основательно укрепился на рынках целый спектр новых услуг (такие, например, как франчайзинг, инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационные услуги и т.д.). Радикально обновляются традиционные виды услуг, повышаются качественные показатели обслуживания.
2.
Стимулом развития ряда услуг послужила
крупномасштабная структурно-технологическая
перестройка материального производства
в развитых
странах в 80-е годы. В ходе ее возросли
потребности промышленных компаний в
качественных деловых услугах, связанных
с разнообразными
и сложными проблемами
их перестройки и развития – техническими,
сбытовыми, продовольственными,
управленческими и т.д. Одновременно из
состава крупных фирм выделялись и
переходили на самостоятельный бизнес
их непрофильные подразделения,
специализирующиеся на услугах. Так
появились инжиниринг
– инженерно-консультационные услуги
(работы исследовательского,
проектно-конструкторского,
расчетно-аналити-ческого характера,
подготовка технико-экономических
обоснований проектов, выработка
рекомендаций в области организации
производства и уп-равления, реализации
продукции); консалтинг
– комплексные консультационные услуги,
предоставляемые специализированными
фирмами по вопросам экономики, финансов,
внешнеэкономических связей, исследования
и прогнозирования рынков, разработки
программ маркетинга, создания и
регистрации предприятий;
франчайзинг
– предоставление за определенную плату
известной компанией другой, менее
известной компании права на ведение
хозяйственной деятельности под своей
торговой маркой;
лизинг
– долгосрочная
аренда машин, оборудования, транспортных
средств, сооружений производственного
назначения за арендную плату с правом
выкупа арендуемого имущества по
остаточной стоимости.
Итогом взаимодействия новых отраслей услуг с промышленными фирмами стали более стабильный экономический рост и повышение эффективности хозяйства.
3. Развитие услуг интенсифицируют проводимые во многих странах приватизация (приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежавшие государству), дерегулирование (снижение или отмена государственного регулирования) многих отраслей экономики (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг) и либерализация внешнеэкономических операций.