Файл: Выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Профессиональные качества работника
1.2 Психофизиологические особенности взаимодействия личности и профессии
1.3 Факторы препятствующие успешной профессиональной деятельности
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЛИЧНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Выявление личностных характеристик клинического психолога
Оценка результатов теста:
15-20 баллов – вполне удовлетворены работой;
21-32 балла – удовлетворены;
33-44 балла – не вполне удовлетворены;
45-60 баллов – не удовлетворены;
свыше 60 баллов – крайне не удовлетворены.
Методы математической статистики.
Для анализа результатов и подтверждения достоверности сделанных выводов использовался t-критерий Стьюдента.
Критерий позволяет найти вероятность того, что оба средних значения в выборке относятся к одной и той же совокупности.
Данный критерий наиболее часто используется для проверки гипотезы: «Средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности».
При использовании критерия можно выделить два случая. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и экспериментальная (опытная) группа, количество испытуемых в группах может быть различно (данный вариант наиболее приемлем для нашего исследования).
Во втором случае, когда одна и та же группа объектов порождает числовой материал для проверки гипотез о средних, используется так называемый парный t-критерий. Выборки при этом называют зависимыми, связанными[42].
Т- критерий Стьюдента (формулы для расчетов)
Статистика критерия для случая несвязанных, независимых выборок равна:
(1)
где,- средние арифметические в экспериментальной и контрольной группах,
- стандартная ошибка разности средних арифметических. Находится из формулы:
, (2)
Где n1 и n2 соответственно величины первой и второй выборки.
Если n1=n2 (как в нашем случае), то стандартная ошибка разности средних арифметических будет считаться по формуле:
(3)
где n величина выборки.
Подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:
k = n1 + n2 – 2. (4)
При численном равенстве выборок k = 2n - 2.
Далее необходимо сравнить полученное значение tэмп с теоретическим значением t-распределения Стьюдента. Если tэмп < tкрит, то гипотеза H0 принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.
2.2. Выявление личностных характеристик клинического психолога
1. Для выявления личностных характеристик клинического психолога применялся 16-ти факторный опросник Кеттела (результаты см. в приложении 2)
Таблица 1.
Средние показатели выраженности личностных факторов успешных (А) и неуспешных (Б) клинического психолога.
А |
В |
С |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
MD |
|
А |
8,3 |
6,65 |
7,7 |
6,25 |
8,75 |
9,55 |
8,65 |
5,8 |
3,45 |
6,3 |
6,6 |
4,4 |
7,5 |
7,2 |
8,45 |
8,75 |
7,5 |
В |
3,25 |
2,95 |
6 |
5 |
4,65 |
5,35 |
5,6 |
5,45 |
9,2 |
7 |
5,2 |
9,2 |
7,35 |
5,35 |
4,65 |
5,75 |
6,7 |
Рисунок 1. Совокупный личностный профиль успешных (А) и неуспешных (Б) клинического психолога.
Для выявления значимых различий в личностных характеристиках успешных и неуспешных психологов в клинике клиники применялся t-критерий Стьюдента (см. приложение 3)
Таблица 2.
Определение значимости различий в личностных характеристиках успешных (А) и неуспешных (Б) клинического психолога (t-критерий Стьюдента)
А |
В |
С |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
MD |
|
А |
8,3 |
6,65 |
7,7 |
6,25 |
8,75 |
9,55 |
8,65 |
5,8 |
3,45 |
6,3 |
6,6 |
4,4 |
7,5 |
7,2 |
8,45 |
8,75 |
7,5 |
В |
3,25 |
2,95 |
6 |
5 |
4,65 |
5,35 |
5,6 |
5,45 |
9,2 |
7 |
5,2 |
9,2 |
7,35 |
5,35 |
4,65 |
5,75 |
6,7 |
t |
9,56 *** |
10,05 *** |
4,13 *** |
2,83 ** |
9,40 *** |
10,99 *** |
4,96 *** |
0,36 *** |
12,06 *** |
0,87 |
1,97 |
5,57 *** |
0,18 |
3,09 ** |
7,74 *** |
6,64 *** |
1,03 |
* р ≥ 0,05=2,02 ** р≥0,01=2,71 *** р≥0,001=3,56
На рисунке 1 показано, что подгруппы не являются однородными и отличаются по таким факторам как:
Фактор А: «замкнутость – общительность». Испытуемых подгруппы А (экспериментальная) отличает общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, хорошая приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, легкость в установлении, межличностных контактов (А+). Все испытуемые данной подгруппы с легкостью могут установить деловой и личный контакт как с членами трудового коллектива, так и с клиентами, что является важным фактором успешности профессиональной деятельности для клинического психолога. Они легки в общении, добродушны, готовы к сотрудничеству, внимательны к людям, не боятся критики.
У 80% испытуемых подгруппы Б (контрольная) выраженными чертами личности являются скрытность, обособленность, необщительность, склонность к излишней строгости в оценке людей, В целом представительницы этой подгруппы сдержанны, эмоционально холодны, предпочитают работать в одиночку.
Фактор В: интеллект. Фактор ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые подгруппы А и подгруппы Б показывают сходный уровень интеллекта, оперативности мышления, а также общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,001, испытуемые экспериментальной группы показывают более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса В+.
Таким образом, испытуемых подгруппы А отличает развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость, достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной (В+). При опросе испытуемых подгруппы А было установлено, что 28% имеют среднее специальное образование, а 56% - высшее либо неоконченное высшее образование, связанное с деятельностью в сфере услуг. 60% испытуемых постоянно повышают свой профессиональный уровень.
80% испытуемых подгруппы Б отличают такие черты характера, как конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры. Испытуемые данной группы демонстрируют меньшую способность к обучению, предпочитают конкретную, буквальную интерпретацию. При интервьюировании испытуемых также был выявлен интересный факт – подавляющее большинство испытуемых подгруппы А (89%) преимущественно работали в крупных, существующих длительное время клиниких, расположенных в центральной части города, тогда как основная масса испытуемых контрольной группы (76%) – в небольших клиниких на окраине города, зачастую узкоспециализированных. Также было установлено, что при устройстве на работу испытуемые подгруппы А проходили тестирование на соответствие их культурного, интеллектуального и психологического уровня специфике работы клиники, коллективу и контингенту клиентов. Испытуемые подгруппы Б таких тестирований не проходили.
Таким образом, необходимо отметить, что для клинического психолога, как и для большинства профессий медперсонала, для повышения уровня эффективности их профессиональной деятельности большую роль играет как уровень развития интеллекта, эрудиции, вербальной культуры, так и способность к обучению, а также возможность повышения уровня профессиональной компетенции и общей культуры.
Фактор С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность». Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе). Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.
В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые подгруппы А и подгруппы Б показывают сходный (средний или высокий) уровень эмоциональной стабильности. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустмой ошибки р≥0,001, испытуемые подгруппы А показывают более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса С+.
Таким образом испытуемых подгруппы А отличает – эмоциональная устойчивость, активность, зрелость. Показывают высокие способности к соблюдению общественных моральных норм.
В подгруппе Б полюс С+ отмечается только у 55% испытуемых. При этом, в данной группе 45% испытуемых отличают эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах, низкая сопротивляемость к фрустрации, раздражительность, утомляемость. Результаты тестирования становятся понятны, если учесть, что возраст большинства испытуемых: (67%) испытуемых подгруппы Б – от 20 до 22 лет. Данный возраст отличает некоторая импульсивность, отголоски юношеского максимализма, возможно, эмоциональная неустойчивость. Данное предположение подтверждает также тот факт, что абсолютное большинство (90%) испытуемых подгруппы А – молодые женщины в возрасте от 25 до 35 лет. В данном случае наличие определенного жизненного опыта, образовательный уровень, возрастные особенности, эмоциональная зрелость, рассудительность предопределяют такие результаты исследования.
Фактор Е: «подчиненность-доминантность». Фактор связан с социальным статусом. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого.
В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп показывают сходный уровень соотношения подчиненности/доминантности. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,01, испытуемые экспериментальной группы показывают более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса Е+ .
Таким образом испытуемых подгруппы А отличает самостоятельность, независимость, настойчивость. Здесь необходимо отметить, что при проведении опроса 55% испытуемых подгруппы А отметили, что хотели бы поработать на управляющих должностях.
30% испытуемых подгруппы А и 80% испытуемых подгруппы Б отличают тактичность, любезность, зависимость, услужливость, почтительность, готовность брать вину на себя.
Здесь необходимо отметить, что, возможно, такие результаты предопределены местом работы испытуемых – это учреждения медперсонала, где слово клиента – закон. Поэтому такие качества личности как тактичность, любезность, услужливость, почтительность, очень важны для клинического психолога, как для работников медперсонала и имеют положительное значение при определении успешности их профессиональной деятельности.
Фактор F: «сдержанность – экспрессивность». Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости. В целом фактор F ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки, художники, последователи – более низкие.
В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп показывают сходный уровень экспрессивности. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,001, испытуемые подгруппы А показывают более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса F +.