Файл: Выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка результатов теста:

15-20 баллов – вполне удовлетворены работой;

21-32 балла – удовлетворены;

33-44 балла – не вполне удовлетворены;

45-60 баллов – не удовлетворены;

свыше 60 баллов – крайне не удовлетворены.

Методы математической статистики.

Для анализа результатов и подтверждения достоверности сделанных выводов использовался t-критерий Стьюдента.

Критерий позволяет найти вероятность того, что оба средних значения в выборке относятся к одной и той же совокупности.

Данный критерий наиболее часто используется для проверки гипотезы: «Средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности».

При использовании критерия можно выделить два случая. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и экспериментальная (опытная) группа, количество испытуемых в группах может быть различно (данный вариант наиболее приемлем для нашего исследования).

Во втором случае, когда одна и та же группа объектов порождает числовой материал для проверки гипотез о средних, используется так называемый парный t-критерий. Выборки при этом называют зависимыми, связанными[42].

Т- критерий Стьюдента (формулы для расчетов)

Статистика критерия для случая несвязанных, независимых выборок равна:

(1)

где,- средние арифметические в экспериментальной и контрольной группах,

- стандартная ошибка разности средних арифметических. Находится из формулы:

 , (2)

Где n1 и n2 соответственно величины первой и второй выборки.

Если n1=n2 (как в нашем случае), то стандартная ошибка разности средних арифметических будет считаться по формуле:

(3)

где n величина выборки.

Подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:

k = n1 + n2 – 2. (4)

При численном равенстве выборок k = 2n - 2.

Далее необходимо сравнить полученное значение tэмп с теоретическим значением t-распределения Стьюдента. Если tэмп < tкрит, то гипотеза H0 принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.


2.2. Выявление личностных характеристик клинического психолога

1. Для выявления личностных характеристик клинического психолога применялся 16-ти факторный опросник Кеттела (результаты см. в приложении 2)

Таблица 1.

Средние показатели выраженности личностных факторов успешных (А) и неуспешных (Б) клинического психолога.

А

В

С

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

MD

А

8,3

6,65

7,7

6,25

8,75

9,55

8,65

5,8

3,45

6,3

6,6

4,4

7,5

7,2

8,45

8,75

7,5

В

3,25

2,95

6

5

4,65

5,35

5,6

5,45

9,2

7

5,2

9,2

7,35

5,35

4,65

5,75

6,7

Рисунок 1. Совокупный личностный профиль успешных (А) и неуспешных (Б) клинического психолога.

Для выявления значимых различий в личностных характеристиках успешных и неуспешных психологов в клинике клиники применялся t-критерий Стьюдента (см. приложение 3)

Таблица 2.

Определение значимости различий в личностных характеристиках успешных (А) и неуспешных (Б) клинического психолога (t-критерий Стьюдента)

А

В

С

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

MD

А

8,3

6,65

7,7

6,25

8,75

9,55

8,65

5,8

3,45

6,3

6,6

4,4

7,5

7,2

8,45

8,75

7,5

В

3,25

2,95

6

5

4,65

5,35

5,6

5,45

9,2

7

5,2

9,2

7,35

5,35

4,65

5,75

6,7

t

9,56

***

10,05

***

4,13

***

2,83

**

9,40

***

10,99

***

4,96

***

0,36

***

12,06

***

0,87

1,97

5,57

***

0,18

3,09

**

7,74

***

6,64

***

1,03


* р ≥ 0,05=2,02 ** р≥0,01=2,71 *** р≥0,001=3,56

На рисунке 1 показано, что подгруппы не являются однородными и отличаются по таким факторам как:

Фактор А: «замкнутость – общительность». Испытуемых подгруппы А (экспериментальная) отличает общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, хорошая приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, легкость в установлении, межличностных контактов (А+). Все испытуемые данной подгруппы с легкостью могут установить деловой и личный контакт как с членами трудового коллектива, так и с клиентами, что является важным фактором успешности профессиональной деятельности для клинического психолога. Они легки в общении, добродушны, готовы к сотрудничеству, внимательны к людям, не боятся критики.

У 80% испытуемых подгруппы Б (контрольная) выраженными чертами личности являются скрытность, обособленность, необщительность, склонность к излишней строгости в оценке людей, В целом представительницы этой подгруппы сдержанны, эмоционально холодны, предпочитают работать в одиночку.

Фактор В: интеллект. Фактор  ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые подгруппы А и подгруппы Б показывают сходный уровень интеллекта, оперативности мышления, а также общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,001, испытуемые экспериментальной группы показывают более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса В+.

Таким образом, испытуемых подгруппы А отличает развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость, достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной (В+). При опросе испытуемых подгруппы А было установлено, что 28% имеют среднее специальное образование, а 56% - высшее либо неоконченное высшее образование, связанное с деятельностью в сфере услуг. 60% испытуемых постоянно повышают свой профессиональный уровень.

80% испытуемых подгруппы Б отличают такие черты характера, как конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры. Испытуемые данной группы демонстрируют меньшую способность к обучению, предпочитают конкретную, буквальную интерпретацию. При интервьюировании испытуемых также был выявлен интересный факт – подавляющее большинство испытуемых подгруппы А (89%) преимущественно работали в крупных, существующих длительное время клиниких, расположенных в центральной части города, тогда как основная масса испытуемых контрольной группы (76%) – в небольших клиниких на окраине города, зачастую узкоспециализированных. Также было установлено, что при устройстве на работу испытуемые подгруппы А проходили тестирование на соответствие их культурного, интеллектуального и психологического уровня специфике работы клиники, коллективу и контингенту клиентов. Испытуемые подгруппы Б таких тестирований не проходили.


Таким образом, необходимо отметить, что для клинического психолога, как и для большинства профессий медперсонала, для повышения уровня эффективности их профессиональной деятельности большую роль играет как уровень развития интеллекта, эрудиции, вербальной культуры, так и способность к обучению, а также возможность повышения уровня профессиональной компетенции и общей культуры.

Фактор С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность». Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе). Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.

В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые подгруппы А и подгруппы Б показывают сходный (средний или высокий) уровень эмоциональной стабильности. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустмой ошибки р≥0,001, испытуемые подгруппы А показывают более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса С+.

Таким образом испытуемых подгруппы А отличает – эмоциональная устойчивость, активность, зрелость. Показывают высокие способности к соблюдению общественных моральных норм.

В подгруппе Б полюс С+ отмечается только у 55% испытуемых. При этом, в данной группе 45% испытуемых отличают эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах, низкая сопротивляемость к фрустрации, раздражительность, утомляемость. Результаты тестирования становятся понятны, если учесть, что возраст большинства испытуемых: (67%) испытуемых подгруппы Б – от 20 до 22 лет. Данный возраст отличает некоторая импульсивность, отголоски юношеского максимализма, возможно, эмоциональная неустойчивость. Данное предположение подтверждает также тот факт, что абсолютное большинство (90%) испытуемых подгруппы А – молодые женщины в возрасте от 25 до 35 лет. В данном случае наличие определенного жизненного опыта, образовательный уровень, возрастные особенности, эмоциональная зрелость, рассудительность предопределяют такие результаты исследования.


Фактор Е: «подчиненность-доминантность». Фактор связан с социальным статусом. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого.

В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп показывают сходный уровень соотношения подчиненности/доминантности. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,01, испытуемые экспериментальной группы показывают более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса Е+ .

Таким образом испытуемых подгруппы А отличает самостоятельность, независимость, настойчивость. Здесь необходимо отметить, что при проведении опроса 55% испытуемых подгруппы А отметили, что хотели бы поработать на управляющих должностях.

30% испытуемых подгруппы А и 80% испытуемых подгруппы Б отличают тактичность, любезность, зависимость, услужливость, почтительность, готовность брать вину на себя.

Здесь необходимо отметить, что, возможно, такие результаты предопределены местом работы испытуемых – это учреждения медперсонала, где слово клиента – закон. Поэтому такие качества личности как тактичность, любезность, услужливость, почтительность, очень важны для клинического психолога, как для работников медперсонала и имеют положительное значение при определении успешности их профессиональной деятельности.

Фактор F: «сдержанность – экспрессивность». Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости. В целом фактор F ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки, художники, последователи – более низкие.

В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп показывают сходный уровень экспрессивности. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,001, испытуемые подгруппы А показывают более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса F +.