ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 1254
Скачиваний: 9
Решения
о роспуске палат Парламента Президент
принимает не позднее чем в двухмесячный
срок после официальных консультаций
с председателями палат.
Существуют ограничения на роспуск палат: их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. Внеочередные сессии палат созываются указами Президента в случае особой необходимости по инициативе Президента, а также по требованию большинства – не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.
Палата
представителей и Совет Республики из
своего состава избирают Председателей
и их заместителей, а также постоянные
комиссии
и иные органы для ведения
законопроектной работы, предварительного
рассмотрения и подготовки вопросов,
относящихся к ведению палат.
Основные
полномочия палат Парламента закреплены
в ст.
97, 98 Конституции Республики Беларусь.
Палата представителей: 1) рассматривает
проекты законов; 2) назначает выборы
Президента; 3) дает согласие Президенту
на назначение Премьер-министра; 4)
заслушивает доклад Премьер-министра о
программе деятельности Правительства
и одобряет или отклоняет программу;
повторное отклонение палатой программы
означает выражение вотума недоверия
Правительству; 5) рассматривает по
инициативе Премьер-министра вопрос о
доверии Правительству; 6) по инициативе
не менее одной трети от полного состава
Палаты представителей выражает вотум
недоверия Правительству; вопрос об
ответственности Правительства не может
быть поставлен в течение года после
одобрения программы его деятельности;
7) принимает отставку Президента; 8)
выдвигает большинством голосов от
полного состава Палаты представителей
обвинение против Президента в совершении
государственной измены или иного тяжкого
преступления; на основании соответствующего
решения Совета Республики принимает
большинством – не менее двух третей
голосов от полного состава решение о
смещении Президента
с должности; 9)
отменяет распоряжения Председателя
Палаты представителей.
Совет
Республики: 1) одобряет или отклоняет
принятые Палатой представителей проекты
законов о внесении изменений и дополнений
в Конституцию; о толковании Конституции;
проекты иных законов; 2) дает согласие
на назначение Президентом Председателя
Конституционного Суда, Председателя и
судей Верховного Суда, Председателя и
судей Высшего Хозяйственного Суда,
Председателя Центральной комиссии по
выборам и проведению республиканских
референдумов, Генерального прокурора,
Председателя и членов Правления
Национального банка; 3) избирает шесть
судей Конституционного Суда; 4) избирает
шесть членов Центральной комиссии
Республики Беларусь по выборам и
проведению республиканских референдумов;
5) отменяет решения местных Советов
депутатов, не соответствующие
законодательству; 6) принимает решение
о роспуске местного Совета депутатов
в случае систематического или грубого
нарушения им требований законодательства
и в иных случаях, предусмотренных
законом; 7) рассматривает выдвинутое
Палатой представителей обвинение против
Президента в совершении государственной
измены или иного тяжкого преступления,
принимает решение о его расследовании.
При наличии оснований большинством –
не менее двух третей голосов от полного
состава принимает решение о смещении
Президента с должности; 8) рассматривает
указы Президента о введении чрезвычайного
положения, военного положения, полной
или частичной мобилизации и не позднее
чем в трехдневный срок после их внесения
принимает соответствующее решение.
Важнейшая
задача белорусского Парламента – это
осуществление законодательной
деятельности.
Право
законодательной инициативы принадлежит
Президенту, депутатам Палаты представителей,
Совету Республики, Правительству, а
также гражданам, обладающим избирательным
правом, в количестве не менее 50 тыс.
человек и реализуется
в Палате
представителей.
Как правило, законопроект вначале
рассматривается в Палате представителей,
а затем в Совете Республики и становится
законом после принятия Палатой
представителей и одобрения Советом
Республики большинством голосов от
полного состава каждой палаты. В
дальнейшем закон представляется
Президенту на подпись, который обладает
правом вернуть его на доработку. Законы
вступают в силу через десять дней после
официального опубликования, если иное
не указано
в самом
законе.
13. Правовые основы деятельности Правительства
Правительство – Совет Министров – осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь и является центральным органом государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.
Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей, министров, руководителей иных республиканских органов государственного управления. Структуру Правительства определяет Президент.
Работой
Правительства руководит Премьер-министр,
который назначается Президентом с
согласия Палаты представителей. Решение
по этому вопросу принимается Палатой
представителей не позднее чем
в
двухнедельный срок со дня внесения
предложения по кандидатуре Премьер-министра.
В случае двукратного отказа в даче
согласия на назначение Премьер-министра
Палатой представителей Президент вправе
назначить исполняющего обязанности
Премьер-министра, распустить Палату
представителей и назначить новые выборы.
Других членов Правительства Президент
назначает единолично.
Согласно
ст. 107 Конституции Республики Беларусь,
Совет Министров: руководит системой
подчиненных ему органов государственного
управления и других органов исполнительной
власти; разрабатывает основные направления
внутренней и внешней политики и принимает
меры по их реализации; разрабатывает и
представляет Президенту для внесения
в Парламент проект республиканского
бюджета и отчет о его исполнении;
обеспечивает проведение единой
экономической, финансовой, кредитной
и денежной политики, государственной
политики в области науки, культуры,
образования, здравоохранения, экологии,
социального обеспечения и оплаты труда;
принимает меры по обеспечению прав и
свобод граждан, защите интересов
государства, национальной безопасности
и обороноспособности, охране собственности
и общественного порядка, борьбе с
преступностью; выступает от имени
собственника в отношении имущества,
являющегося собственностью Республики
Беларусь, организует управление
государственной собственностью;
обеспечивает исполнение Конституции,
законов
и декретов, указов и
распоряжений Президента; отменяет акты
министерств и иных республиканских
органов государственного управления.
Правительство
издает постановления,
имеющие обязательную силу на всей
территории Республики Беларусь.
Премьер-министр издает
в пределах
своей компетенции распоряжения.
14. Судебная власть
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Образование чрезвычайных судов запрещается. Система судов строится на принципах территориальности и специализации и включает в себя общие суды, хозяйственные суды и Конституционный Суд.
К общим судам относят: Верховный Суд, областные и Минский городской суды, районные (городские) суды, военные суды (Белорусский военный суд, межгарнизонные суды). К хозяйственным судам – Высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и г. Минска.
Суды
осуществляют правосудие на основе
Конституции и принятых в соответствии
с ней иных нормативных актов. Если при
рассмотрении конкретного дела суд
придет к выводу о несоответствии
нормативного акта Конституции, он
принимает решение в соответствии с
Конституцией
и ставит в установленном
порядке вопрос о признании данного
нормативного акта неконституционным.
Дела в судах рассматриваются коллегиально,
а в предусмотренных законом случаях –
единолично судьями. Разбирательство
дел во всех судах открытое. Слушание
дел в закрытом судебном заседании
допускается лишь в случаях, определенных
законом, с соблюдением всех правил
судопроизводства. Правосудие осуществляется
на основе состязательности и равенства
сторон в процессе. Судебные постановления
являются обязательными для всех граждан
и должностных лиц. Стороны
и лица,
участвующие в процессе, имеют право на
обжалование решений, приговоров и других
судебных постановлений.
Особое место в судебной системе занимает Конституционный Суд, который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.
Конституционный Суд по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дает заключения о соответствии нормативных правовых актов вышестоящим нормативным правовым актам.
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
По предложению Президента Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
15. Органы государственного надзора и контроля
В систему органов государственного надзора и контроля включают Прокуратуру и Комитет государственного контроля.
На
Генерального прокурора и подчиненных
ему прокуроров
возлагается надзор за точным и
единообразным исполнением законов,
декретов,
указов и иных нормативных
актов министерствами и другими
подведомственными Совету Министров
органами, местными представительными
и исполнительными
органами, предприятиями, организациями
и учреждениями, общественными
объединениями, должностными лицами и
гражданами.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Из сферы надзора органов прокуратуры исключены Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Суд.
При осуществлении своих полномочий Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы и руководствуются законодательством. Генеральный прокурор подотчетен Президенту.
Органы
Прокуратуры представляют собой единую
и централизованную систему,
которую возглавляет Генеральный
прокурор, назначаемый Президентом с
согласия Совета Республики. Нижестоящие
прокуроры назначаются Генеральным
прокурором. В систему органов Прокуратуры
включают: прокуратуру Республики
Беларусь, прокуратуры областей
и г.
Минска, прокуратуры районов и городов,
межрайонные прокуратуры, специализированные
прокуратуры.
Органом государственного контроля является Комитет государственного контроля, который образуется Президентом. Он осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
В систему органов государственного контроля включают: Комитет государственного контроля Республики Беларусь, комитеты государственного контроля областей и г. Минска.
16. Предмет и система административного права
Каждая отрасль национального права имеет собственный предмет правового регулирования, т. е. совокупность общественных отношений, которые урегулированы соответствующими правовыми нормами. Предметом административного права являются нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти, государственной управленческой деятельности.
При
этом исполнительная власть представляет
собой самостоятельный вид единой
государственной власти, которая
реализуется
в форме
исполнительно-распорядительной
деятельности уполномоченных органов.
К органам
исполнительной власти (органам
государственного управления) относят:
– Совет Министров Республики Беларусь;
– министерства;
– государственные комитеты;
– комитеты при Совете Министров;
– исполкомы (областные, городские, районные, поселковые, сельские);
– администрации районов в городах с районным делением.
Система административного права включает в себя Общую и Особенную части. В Общую часть включаются правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, общие для всех сфер и отраслей управления. Они определяют правовое положение субъектов государственного управления, формы и методы деятельности органов государственного управления, способы обеспечения законности. Особенная часть административного права включает нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях государственного управления, а также межотраслевое управление.
17. Государственная служба
Правовые основы государственной службы установлены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г.
Государственная
служба – это профессиональная деятельность
лиц,
занимающих государственные должности,
осуществляемая в целях
непосредственной реализации
государственно-властных полномочий
и
(или) обеспечения выполнения
функций
государственных
органов.
Государственная
служба основывается на следующих
принципах:
верховенства Конституции Республики
Беларусь; служения народу Республики
Беларусь; законности; приоритета прав
и свобод человека и гражданина, гарантий
их реализации; гуманизма и социальной
справедливости; единства системы
государственной службы и ее дифференциации
исходя из концепции разделения власти
на законодательную, исполнительную
и
судебную; гласности; профессионализма
и компетентности государственных
служащих; подконтрольности и подотчетности
государственных служащих; персональной
ответственности за неисполнение либо
ненадлежащее исполнение ими своих
служебных обязанностей; добровольности
поступления граждан на государственную
службу; равного доступа граждан к любым
должностям в государственной службе и
продвижения по государственной службе
в соответствии с их способностями и
профессиональной подготовкой; стабильности
государственной службы в целях обеспечения
преемственности власти; экономической,
социальной и правовой защищенности
государственных служащих.
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
Право поступления на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе.