ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2501

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Затраты на персонал частично подлежат отнесению на себестоимость продукции, а частично осуществляются за счет прибыли предприятия (особенно по разделам 2 и 3).

Помимо общих и удельных затрат организации на персонал рассчитываются в целях анализа также следующие показатели: доля затрат на персонал в объеме реализации продукции; затраты в расчете на одного сотрудника организации.

Все расходы организации на персонал регулируются посредством следующих мер:

  1. регулирование численности (ограничение числа работающих, прекращение приема, увольнение).

  2. регулирование денежные выплат (замораживание зарплаты, корректировки внутренних фондов социального обеспечения).

  3. анализ общих расходов и путей их снижения (по найму и др. позициям).

  4. повышение эффективности.

Билет 29

  1. Контроль как функция менеджмента

Контроль как функция управления призван обеспечить достижение целей организации путем систематического представления информации о действительном состоянии дела по вы­полнению плановых заданий, решений, нормативно установленных задач и предписаний, путем анализа этой информации и проведения соответствующих корректировок. Контроль включает учет, анализ и регулирование. По итогам учета менеджер должен получить объективную инфор­мацию о реальном состоянии объекта управления. На основе анализа оценивается состояние данного объекта, делаются практические выводы о результатах его фактической деятельности и потенциальных возможностях, при необходимости разрабатываются мероприятия, обеспечи­вающие достижение плановых целей. Воплощение разработанных мероприятий в практику - суть проведения корректировок. Необходимость контроля обусловлена фактором неопределен­ности. Система учета и контроля строится с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность из­мерить главным образом финансовые результаты тех действий, за которые отвечает руководи­тель.

Контроль – сопоставление фактически достигнутых результатов с запланированными.

Контроль обеспечивает руководителей своевременной достоверной информацией о состоянии организации, ее подсистем, отдельных элементов. Также контроль мотивирует.

Классификация контроля:

1. По содержанию: экономические, производственные, социальные и т.д.

2. По срокам достижения: кратко, средне, долгосрочные.

3. По уровню иерархии: общеорганизационные, цели отдельных структурных подразделений.

4. По степени повторяемости: стандартные, нестандартные.

5. По степени сложности: простые, многосоставные.

И т.д.

Выделяют следующие виды контроля:

1. предварительный контроль, который осуществляет­ся до фактического начала работ; текущий контроль, осуществляемый руководителем в ходе вы­полнения работ; заключительный контроль, который дает руководителю информацию для пла­нирования работы в будущем.


2. а) плановый б) внеплановый

3. а) внутренний б) внешний

Построение целостной системы контроля предполагает разработ­ку технологии контроля, т. е. определение методов и процедур, с помощью которых происходит отбор данных, необходимых для выявления отклонений от целей управления, определение ос­новных этапов и субъектов контроля. В целом система контроля представляет собой сово­купность субъектов, объектов и средств контроля, действующих как единое целое в процессе ус­тановления желаемых результатов исполнения, анализа и оценки выходных параметров и конеч­ных результатов производственной деятельности фирмы с последующей выработкой корректи­рующих воздействий.

Контроль – попытка предупредить возникновение кризисных ситуаций.

  1. Производительность труда, резервы её роста

Производительность труда характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо за­тратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ. Различают производительность живого и производительность общественного (совокупного) труда.

Производительность живого труда определяется затратами рабочего времени в каждом отдельном производстве, а производительность общественного (совокупного) труда - затратами живого и овеществленного (прошлого) труда.

Производительность общественного (совокупного) труда применительно ко всему народ­ному хозяйству рассчитывается как национальный доход на одного занятого в отраслях матери­ального производства. На предприятиях производительность труда определяется затратами только живого труда и рассчитывается через показатели выработки и трудоемкости продукции, между которыми существует обратно пропорциональная зависимость. Для оценки эффективно­сти использования трудовых ресурсов используют понятие производительности труда. При из­мерении производительности труда используются два метода: 1. "прямой" 2. "обратный". При обратном способе расчёта производительности труда применяют величину, обратную выработке "трудоёмкость". Трудоёмкость (ТР) показывает, сколько времени требуется для производства единицы продукции. Выработка и трудоёмкость - это две взаимодополняющие характеристики производительности труда. На предприятиях выработка определяется разными способами в за­висимости от того, в каких единицах измеряются объем продукции и трудовые затраты. Приме­няют три основных метода определения (измерения) объема производства продукции, работ, ус­луг: стоимостный (денежные единицы); натуральный (физические единицы — штуки, метры, тонны и т.д.); трудовой (нормо-часы). Рост производительности труда должен быть обоснован, а уровень производительности труда формируется и изменяется под воздействием многообразных организационных, технических, экономических и иных воздействий, явлений, которые называ­ются факторами изменения производительности труда. С факторами тесно связаны резервы роста производительности труда. Под резервами принято понимать неиспользованные реально имеющиеся возможности повышения производительности труда. К внутрипроизводственным резервам роста производительности труда относятся: Снижение трудоемкости изделий. Улучше­ние использования рабочего времени Рациональное использование кадров.


3. Организационная культура на предприятии

Под организационной культурой понимается система ценностей, символов, убеждений, образцов поведения, разделяемых подавляющим большинством членов организации. На органи­зационную культуру оказывают воздействие социальное и деловое окружение, национально­государственный и этнический факторы. Культура организации многогранна и состоит, во- первых, из субкультур отдельных подразделений или социальных групп. Они могут ее кон­кретизировать и развивать, мирно существовать с ней или противоречить ей. Во-вторых, органи­зационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности - предпринимательства, управления, делового общения, внутренних взаимоотношений.

По месту организации и степени влияния на нее выделяют несколько типов культур.

  1. Бесспорная культура характеризуется небольшим количеством основных ценностей и норм и неукоснительной ориентацией на них. Она не допускает бесконтрольного влияния на свои основы как извне, так и изнутри, являясь, таким образом закрытой (закрытость проявляется в игнорировании недостатков, нежелании «выносить сор из избы»).

  2. Слабая культура практически не содержит общих ценностей и норм: у каждого элемен­та организации они свои, причем зачастую противоречащие другим. Это разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления. Нормы и ценно­сти слабой культуры легко изменяются под внутренним и внешним влиянием.

  3. Сильная культура открыта влиянию как изнутри, так и извне (открытость предполагает свободный обмен мнениями между всеми участниками, организациями и посторонними лица­ми), активно ассимилирует все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате только стано­вится сильнее.

По отношению к организации культура выполняет ряд функций:

  • интегрирующую - объединяет людей в их повседневной деятельности, формирует об­щую для всех психологию, чувство принадлежности к организации, гордости за нее, вызывает стремление посторонних лиц включиться в нее (что облегчает решение кадровых проблем);

  • регулирующую - поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов орга­низации, их взаимоотношения, контакты с внешним миром, что является гарантией ее стабиль­ности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов;

  • адаптивную - облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осущест­вляется также воспитание сотрудников.

  • формирование имиджа организации как результата непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее тем не ме­нее огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.


Управление организационной культурой осуществляется с помощью контроля над ее со­стоянием со стороны менеджеров; пропаганды и обучения персонала необходимым навыкам; подбора кадров, соответствующих требуемой культуре, и избавления от тех, кто в нее не вписы­вается; широкого использования новой символики, обрядов.

Билет 30

  1. Управление организационными процессами

Управление организационными процессами - воздействия: на все сферы деятельности предприятия, на отдельные стадии производственного процесса, на отдельные факторы производства. Состав конкретных функций управления в системе управления компанией определяет состав функциональных органов управления. Состав конкретных функций управления зависит главным образом от масштаба организации и степени диверсификации деятельности: чем больше масштаб организации и разнообразнее ее деятельность, тем уже специализация менеджеров и в большей степени дифференцируются конкретные функции. Так, из функции рационализации производства и технологии может быть выделена функция координации технических разработок; функция маркетинга может быть расчленена на функции: маркетинговые исследования, реклама, сбыт, послепродажное обслуживание; не исключено, что целесообразно выделить конкретную функцию связи с общественностью и т.д. На предприятиях малых масштабов нет необходимости в узкой специализации менеджеров и конкретные функции укрупняются. Специальная функция управления есть подфункция конкретной функции, ориентированная на достижение определенной цели деятельности, то есть на достижение установленных стратегической программой (планом) конечных результатов деятельности по соответствующей конкретной стратегии (направлению деятельности). Состав специальных функций, принадлежащих к той или иной конкретной функции, определяет ответственность конкретного органа управления за достижение тех или иных целей. Состав специальных функций, принадлежащих к различным конкретным функциям (органам управления) но ориентированных на одну и ту же цель, определяет зоны ответственности функциональных органов управления за достижение данной цели.

Общие и специальные функции взаимосвязаны друг с другом и образуют единую систему, так как характеризуют процесс управления с двух сторон: во времени и пространстве. Выполнение каждой специальной функции управления предполагает исполнение всех общих функций управления. Так, маркетинг планируется, организуется, контролируется, мотивируется и регулируется так же, как любая другая специальная функция. Всю деятельность по управлению можно представить в виде поля, по одной стороне которого представлены специальные функции управления, а по другой стороне – общие функции.

2. Экономическая эффективность производства, пути ее повышения


В самом общем виде экономическая эффективность означает результативность и определяется как отношение экономического результата к затратам, вызвавшим этот результат. В качестве результата на макроуровне иогут выступать такие показатели как национальный доход, ВВП, чистый продукт и т.д. На микроуровне – объем продаж, балансовая прибыль, чистая прибыль и т.д. Критерием экономической эффективности является максимизация эффекта при заданных затратах или минимизации затрат для достижения заданного результата. Эффективность – это всегда сопоставление результата и затрат, т.е. это всегда величина относительная. Абсолютная экономическая эффективность (АЭЭ) – отражает конечную результативность деятельности предприятия. К показателям АЭЭ относятся: производительность труда, фондоотдача, рентабельность, оборачиваемость капитала. Сравнительная экономическая эффективность (СЭЭ) определяется в тех случаях, когда приходится сравнивать несколько вариантов решения той или иной задачи с выделением инноваций. СЭЭ очень часто отражает эффективность конструкции, совершенствования, модернизации определенного вида техники и технологий, но не эффективность предприятия в целом.

Пути повышения экономической эффективности:

ускорение научно-технологического прогресса, повышение техничес-кого уровня производства и продукции, сокращение инновационного цикла;

совершенствование отраслевой структуры промышленности на основе приоритетного развития наукоемких, импортозамещающих, экспортоориентированных отраслей и производств;

разгосударствление экономики на основе расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов, развития негосударственного сектора, реформирования государственной собственности путем преобразования предприятий в акционерные общества и приватизации;

реструктуризация предприятий, включая технологическую, организационно-правовую, имущественную, управленческую, кадровую и финансовую, для адаптации предприятия к изменениям внешней среды и обеспечения внутреннего равновесия его производственного потенциала;

обеспечение конкурентоспособности продукции на основе высокого качества, доступной для потребителя цены и сервисного послепродажного обслуживания:

совершенствование форм общественной организации производства на основе рационального сочетания крупных, средних и малых предприятий, повышения уровня специализации, диверсификации, кооперирования и комбинирования;

реформирование механизма хозяйствования на основе трансформации административно-командной экономики в рыночную, совершенствования системы управления, планирования, стимулирования, внедрения коммерческого расчета как метода хозяйствования предприятий.

3. Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе