ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6267

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секрета­риатом для замечаний Шестому комитету ГА ООН и государ­ствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при даль­нейшей работе над подготовкой Проекта статей и представ­ляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и непра­вительственные организации по своей инициативе могут зани­маться разработкой проектов статей, которые через Секретари­ат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему ус­мотрению вопрос о возможности их использования в каче­стве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса ко­дификации международного права и обусловливает его затяж­ной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств.

Итогом работы КМП ООН является подготовка оконча­тельного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (на­пример, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправ­ные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, сознай кон ференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).































Тема №4 Основные принципы международного права.


План лекции:

Введение


1.Понятие и особенности принципов международного права.


2.Принципы суверенного равенства прав.

3.Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

4.Принцип мирного разрешения международных споров.

5.Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях.

6.Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

7.Принцип сотрудничества государств.

8.Принцип равноправия и самоопределения народов.

9.Принцип нерушимости государственных границ.

10.Принцип территориальной целостности государств.

11.Принцип уважения прав человека и основных свобод

1. Понятие и особенности принципов международного права.

Особенностью системы современного международного является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой.

Основные принципы международного права - обобщенные общепризнанные правила поведе­ния субъектов международного права, имеющие наиболее важ­ное значение для обеспечения нормального функционирования всей системы международных отношений и решения между­народных проблем на определенном историческом этапе.


Употребление названия «основные» означает, что речь идет о принципах общего международного права, которое является ядром всей системы международного права.


Появление и существование комплекса основных принципов обусловлено закономерностями исторического развития.

По мнению Р.Л. Боброва, «основные принципы - это нормы, концетрированно выражающие самое важное в современных международных отношениях, порождено, в конечном счете, ведущими закономерностями эпохи».


Важно отметить, что, отдельные отрас­ли международного права имеют свои специальные принципы.

Например, принцип дипломатической неприкосновенности от­носится к разряду отраслевых принципов права внешних сно­шений.


Более подробно:

Основные принципы международного права это нормы международного права, которые в его системе занимают осо­бое место

вследствие присущих им особенностей:

  1. это руководящие начала (фундамент) современного между­
    народного правопорядка;

  2. они имеют универсальную сферу действия, ориентированы
    на все международное сообщество. Все субъекты междуна­
    родного права обязаны строго соблюдать эти принципы, по­
    скольку любое их нарушение будет с неизбежностью затра-­
    гивать законные интересы других участников международ­
    ных отношений;

  3. они носят императивный характер норм jus cogens («не­
    оспоримое право»), составляют внутреннюю основу системы
    международного права. Вследствие этого принципы между­
    народного права являются критерием законности всей сис-­
    темы, критерием правомерности любой иной международ-­
    но-правовой нормы и в силу этого защищаются наиболее
    жесткими мерами принуждения;

  4. принципы принимаются и признаются в таком качестве международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, обеспечивающим пред­ставительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира;

  5. принципы в исключение из правил действия международно-
    правовых норм во времени имеют обратную силу, позволя-­
    ющую им распространять свое действие на любую норму, возникающую ранее самого принципа, вплоть до объявления такой нормы недействительной и непризнания связанных с ней последствий;

  6. все основные принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принци­пов.

Императивных норм находятся на верхней ступени и занимают центральное положение в системе международного права ! Их задача — определить основные права и обязанности государств, т.е. правовой статус членов международного сообщества и основных субъектов международного права.

Важно отметить:

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН (преамбула, ст. 1, ст. 2 с Уставом ООН 1970 г следую­щие основные принципы, международного права:


- суверенное равенство государств;

- добросовестное выполнение международных обязательств;

- мирное урегулирование международных споров;

- неприменение силы и угрозы силой в международных отно­шениях;

- невмешательство во внутренние дела государств;

- сотрудничество государств;

- равноправие и самоопределение народов.

В случае если обязательства государств по Уставу ООН придут в противоречие с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103).







Хотя принципы и отличаются стабильностью, их содержание эволюционирует:

А)

- Современные трактовки даются сегодня резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Так, кроме перечис­ленных в Уставе ООН, получили закрепление еще три новых принципа и раскрыто содержание каждого из них:

  • территориальная целостность государств;

  • нерушимость государственных границ;

  • уважение прав человека и его основных свобод;


Б).

- Итоговый документ Копенгагенского совещания госу­дарств - членов СБСЕ 1990 г. сформулировал принцип справедливости, который находится сейчас в стадии признания на универсальном уров­не. Этот принцип основан на признании государством высшей ценностью человеческой личности и ее гарантий. Данный прин­цип является неотъемлемым атрибутом демократического пра­вового государства;

В).

Основные принципы сегодня перечисляются практически во всех важных универсальных, региональных и двусторонних договорах.

Однако, закрепление основных принципов в международно-правовых документах не означает их трансфор­мацию в договорную норму международного права, они носят обычно-правовой характер.

Вывод:

1. Приведенный перечень основных принципов не является раз и навсегда определенным, неизменным. Возрастание роли международно-правового регулирования, появление глобальных проблем неизбежно ведут к увеличению их числа.

2. В этой свя­зи необходимо обратить внимание на процесс формирования в настоящее время ряда новых основных принципов, таких, на­пример, как принцип защиты и охраны окружающей среды.

Многие авторы обосновывают действие следующих новых принципов:

всеобщее и полное разоружение; общее наследие человечества; охрана окружающей среды.

3. Определенный вклад в развитие устоявшихся принципов международного права вносит Устав Содружества Не­зависимых Государств. В этом документе к числу принципов, закрепленных в универсальных актах, добавлены:

  • верховенство международного права в межгосударственных
    отношениях;

- учет интересов членов СНГ и самой Организации;

- объединение усилий и оказание поддержки друг другу в
целях создания мирных условий жизни народов государств -
членов СНГ;

- обеспечение их политического, экономического и социаль­
ного прогресса;


  • духовное единение народов, которое основано на уважении
    их самобытности;

  • тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей
    и культурного обмена.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:


§ 2. Принцип суверенного равенства государств.

Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение суверенитета всех госу­дарств и их равноправие в международных отношениях.

Эти составляющие объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе су­веренного равенства всех ее членов».

Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что сувере­нитет может существовать только в условиях равноправия.

Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международ­ного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г., а также Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное назначение указанного принципа - обеспечение равного участия всех государств в международных отношени­ях, независимо от различий экономического, социального, по­литического или иного характера.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равен­ства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полно-­
му суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность дру-­
гих государств;

территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

каждое государство имеет право свободно избирать и раз­вивать свои политические, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добро­совестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Государства - участники СБСЕ 1975 г., заявили о своем намерении «ува­жать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость». Они согласились также уважать право друг друга свободно выбирать и разви­вать свои политические, социальные, экономические и куль­турные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

И, так:

1.В рамках международного права все государства-участни­ки имеют равные права и обязанности.

2. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмот­рению их отношения с другими государствами согласно между­народному праву.

3. К числу элементов принципа суверенного ра­венства относится право государств принадлежать или не при­надлежать к международным организациям, быть или не быть участником, двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.


3.Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Данный принцип зародился достаточно давно в форме меж­дународного обычая и долгое время действовал как принцип pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»).

В со­временный период он превратился в договорную норму и на­шел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвен­циях о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г., а также Декларации о принципах международного права 1970 г.

В Преамбуле Устава ООН подчеркивается решимость чле­нов ООН «создать условия, при которых могут соблюдатьсясправедливость и уважение к обязательствам, вытекающих из договоров и других источников международного права. В п. 2 ст. 2 Устава закреплена обязанность членов ООН добросовест­но выполнять принятые на себя по Уставу обязательства.


Важным шагом в договорном закреплении этого принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В преамбуле Конвенции отмечается, что «принцип сво­бодного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание». А в ст. 26 Конвенции установ­лено: «Каждый действующий договор обязателен для его уча­стников и должен ими добросовестно выполняться». Более того, участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора (п. 1 ст. 27).

В соответствии с Декларацией 1970 г. сущность принципа добросовестного выполнения международных обязательств сво­дится к следующему.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обя­зательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, государства обязаны доб­росовестно выполнять свои договорные обязательств.

Существенными признаками принципа добросовестного вы­полнения международных обязательств является недопусти­мость одностороннего отказа от принятых на себя обяза­тельств, принятия новых обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами, а также международно-правовая ответственность за их нару­шение.

§ 4. Принцип мирного разрешения международных споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с прин­ципом неприменения силы и угрозы силой.

Их становление происходило практически одновременно. На I и II Гаагских конференциях мира в 1899 г. и 1907 г. были приняты Кон­венции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда.

В Конвенциях содержалась лишь рекомендация обращать­ся к добрым услугам или посредничеству, прежде чем прибег­нуть к военным методам урегулирования спора.

Статут Лиги Наций содержал правило об обязательном обращении государств к мирным средствам разрешения спо­ров. И лишь в случае, если такое обращение не принесло поло­жительного результата, государства могли прибегать к войне.