ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6275

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в ст. 2 пре­дусматривалось, что урегулирование всех разногласий или конф­ликтов должно осуществляться только мирными средствами.

В качестве одного из основных принцип мирного разреше­ния международных споров был сформулирован в Уставе ООН: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвер­гать угрозе международный мир и безопасность и справедли­вость» (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрыва­ется в Декларации

Согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в лю­бом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддер­жанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор мирными средствами.

Государства обязались добросовестно и в духе сотрудниче­ства прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В случае, если стороны не достигнут разрешения спора пу­тем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного уре­гулирования спора.

Государства, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства, должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степе­ни, что будет поставлено под угрозу поддержание международ­ного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегу­лирование спора более трудным.

Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.


§ 5. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях

В течение XX в. международное сообщество проделало боль­шой путь в деле запрещения применения силы для достиже­ния политических целей и разрешения межгосударственных споров. Если до Первой мировой войны война считалась законным методом осуществления власти государства, то после нее были предприняты попытки ограничить право на войну.

Статут Лиги Наций запретил членам Лиги обращаться к вой­не в течение трехмесячного срока после провала переговоров по нахождению мирного решения спора. Статут предусматривал также возможность применения санкций в отношении тех чле­нов Лиги, которые вступили бы в войну в нарушение его поста­новлений. Так, в 1939 г. Советский Союз был исключен из Лиги Наций за необоснованное применение вооруженной силы против Финляндии.

Начальный этап становления указанного принципа обыч­но связывают с принятием на Гаагских конференциях мира Конвенции о мирном решении международных столкновений (1907 г.) и Конвенции об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907 г.).

Особое значение в процессе формирования принципа непри­менения силы имел Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана — Кел-лога) 1928 г. В нем осуждалось обращение к войне для урегу­лирования всех разногласий. Участники Договора отказыва­лись от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики (ст. 1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональ­ной политики, т.е. в общих интересах государств. Но эффек­тивность Парижского договора была поставлена под сомнение событиями, приведшими ко Второй мировой войне.


Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., уста­новил новые положения, которые выходили за пределы запре­тов, установленных Пактом Бриана - Келлога. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН предусматривает: «Все члены Организации Объе­диненных Наций воздерживаются в их международных отно­шениях от угрозы силой или ее применения как против терри­ториальной неприкосновенности или политической независи­мости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций». Использование в Уставе термина «сила» значительно шире, чем «война». То есть запрещается не только применение вооружённой силы, но и невооружённое насилие


Декларация о принципах международного права 1970 г. выявляет следующие конкретные действия, которые запреще­ны в соответствии с п. 2 ст. 4 Устава ООН:

  1. Агрессивные войны.

  2. Угроза силой или применение силы с целью нарушения су­
    ществующих международных границ другого государства
    (включая демаркационные линии) или в качестве средства
    разрешения международных споров, в том числе территори­
    альных.

  3. Репрессалии с использованием силы.

  4. Использование силы с целью лишить народы их права на
    самоопределение и независимость.

  5. Организация, поощрение организации иррегулярных сил или
    вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения
    на территорию другого государства.

  6. Организация, подстрекательство, помощь или участие во
    внутреннем конфликте или террористических актах на тер­
    ритории другого государства.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН подтверждает следующий, не являющийся исчерпывающим, перечень запрещенных дей­ствий:

  1. Вторжение или нападение на территорию другого государ­
    ства или любая военная оккупация, даже временная, явля­
    ющаяся результатом такого вторжения или нападения или
    любая аннексия с применением силы против территории
    другого государства или части ее.

  2. Бомбардировка вооруженными силами государства террито­
    рии другого государства или применение любого оружия го­
    сударством против территории другого государства.

  3. Блокада портов или берегов государства вооруженными си­
    лами другого государства.

  4. Нападение вооруженных сил государства на сухопутные, мор­
    ские или военно-воздушные силы другого государства.

  5. Применение вооруженных сил одного государства, находя­
    щихся на территории другого государства по соглашению с
    последним, в нарушение условий, предусмотренных в согла­
    шении об их пребывании, или любое продолжение их пре­
    бывания на территории этого государства после прекраще­
    ния действия соглашения.

  6. Предоставление государством своей территории в распоря­
    жение другого государства для совершения акта агрессии
    против третьего государства.

  7. Засылка государством или от его имени вооруженных банд,
    групп и иррегулярных сил или наемников, которые совер­
    шают акты применения силы против другого государства,
    имеющие столь серьезный характер, что их можно прирав­
    нять к актам агрессии.


Из семи перечисленных в ст. 3 резолюции Генеральной Ас­самблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. действий, первые пять относятся к прямой аг­рессии, седьмой - к косвенной. В п. i ст. 3 речь идет о соучас­тии в агрессии.

В дополнение к перечисленным запрещенным актам при­менения силы СБ ООН может определить, что другие акты пред­ставляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.

Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отноше­ниях 1987 г. в большинстве своем повторяет положения других резолюций Генеральной Ассамблеи, однако некоторые ее пункты расширяют сферу общего запрета приме­нения силы. Например, Декларация 1987 г. определяет, что:

  1. Никакие соображения не могут быть приведены в оправда­ние


  1. Государства, выполняя свои обязательства по международ-­
    ному праву, будут воздерживаться от организации, подстре­-
    кательства, помощи или участия в полувоенных, террорис-­
    тических или иных подрывных действиях, включая действия
    наемников, в других государствах, либо попустительство­
    вать совершению подобных действий на территории других
    государств.

  2. Государства должны воздерживаться от вооруженной ин­
    тервенции и от всех других форм вмешательства, а также
    от угроз применения силы против других государств или
    против их политических, экономических и культурных струк­
    тур.

В Уставе ООН установлены средства законного применения силы. Эти меры согласно ст. 41 Устава ООН могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздуш­ных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сооб­щения, а также разрыв дипломатических отношений.

Что касается правомерного применения вооруженной силы, то Устав ООН предусматривает лишь два случая: по решению СБ ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрес­сии (ст. 42); в порядке осуществления права на индивидуаль­ную или коллективную самооборону (ст. 51).

Причем в последнем случае применение вооруженной силы правомерно только в случае вооруженного нападения на госу­дарство и до тех пор, пока СБ ООН не примет необходимых мер.

Дискуссионными в международном праве по-прежнему ос­таются проблемы применения силы в случаях гуманитарной интервенции, интервенции против незаконных режимов.




§ 6. Принцип невмешательства во внутренние дела государств

Принцип невмешательства тесно связан с принципом суве­ренного равенства государств, параллельно с которым он и раз­вивался.

Согласно п. 8 ст. 15 Статута Лиги Наций, «если одна из сторон заявляет, и это будет установлено Советом, что спор между сторонами относится к вопросам, которые согласно меж­дународному праву относятся исключительно к внутренней ком­петенции этой стороны, Совет должен установить этот факт и воздержаться от вынесения рекомендации по урегулированию данного спора».


Как следует из содержания указанной статьи, государства стремились оградить свой суверенитет от любых посягательств со стороны самой организации - Лиги Наций, а не отдельных стран.

С принятием Устава ООН запрет на вмешательство стал одним из основных принципов международного права. Как следует из формулировки п. 7 ст. 2 Устава, ООН не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в поряд­ке настоящего Устава».

Современное понимание принципа невмешательства конк­ретизировано в таких международных документах, как Декла­рация о недопустимости вмешательства во внутренние дела го­сударств, Декларация о принципах между­народного права 1970 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещают государствам вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела, входящие во внутрен­нюю компетенцию другого государства.

Вооруженное вмеша­тельство и все другие формы вмешательства или всякие угро­зы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются на­рушением международного права.

Ни одно государство не мо­жет применять либо поощрять применение экономических, по­литических или иных мер с целью добиться подчинения себе цругого государства в осуществлении им прав, присущих его зуверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества тюбого рода.

Принцип невмешательства включает в себя также •еотъемлемое право каждого государства выбирать свою по-итическую, экономическую, социальную и культурную сис-гему без вмешательства в какой бы то ни было форме со тороны другого государства.

С развитием международных отношений кроме ранее извест-ых запрещенных форм вмешательства (военного, политичес-ого, экономического) стали известны и такие, как информационное вмешательство,стал актуален запрет на пропоганду войны и агрессии. А в эпоху глобализации международное сообщество столкнулось и с такой формой вмешатель-ва, как электронное вмешательство. с использованием формационных технологий.

Вследствие изменений, произошед­ших в мире на пороге XXI в., иногда обосновывается право­мерность вмешательства под предлогом борьбы с международ­ным терроризмом в отношении государств, правительства ко­торых оказывают содействие террористам (как это имело мес­то в отношении Афганистана после событий 11 сентября 2001 г., как это было провозглашено в качестве официальной позиции России после Беслана в сентябре 2004 г. и др.), а также для предотвращения распространения оружия массового уничтожения (как это имело место в отношении Ирака) или для свержения режима, не соответствующего определенным стандартам демократии.


Содержание понятия «дела, по существу входящие во внут­реннюю компетенцию государства» также изменялось с разви­тием международного права.


В процессе развития международ­ного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые постепенно перестают относиться исключительно ко внутрен­ней компетенции и подпадают под международно-правовое ре­гулирование. Государства на добровольной основе ограничива­ют свою компетенцию в вопросах обороны (ограничение воору­жений), экономического развития, прав человека с расширени­ем полномочий международных контрольных органов в этих и других областях. Поэтому зачастую решение проблемы о де­лах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике вызывает споры.

§ 7. Принцип сотрудничества государств.


Сотрудничество государств в качестве принципа междуна­родного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитле­ровской коалиции во время Второй мировой войны. Он пред­ставляет собой не столько право, сколько обязанность госу­дарств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять между­народное сотрудничество в разрешении международных про­блем экономического, социального, культурного и гуманитар­ного характера», а также обязаны «поддерживать междуна­родныймир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.

Многие положения Устава ООН содержат ссылки на принцип сотрудничества.

Так, например, Глава IX Уста­ва ООН посвящена международному экономическому и соци­альному сотрудничеству.

После принятия Устава ООН этот принцип был подтверж­ден в уставах многих международных организаций, в междуна­родных договорах, резолюциях и декларациях.

Содержание принципа сотрудничества государств Декла­рация определяет следующим образом:

а) государства сотрудничают с другими государствами в под­
держании международного мира и безопасности;

б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уваже­
ния и соблюдения прав человека, основных свобод для всех
и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех
форм расовой нетерпимости;

в) государства осуществляют свои международные отношения
в экономической, социальной, культурной, технической и
торговой областях в соответствии с принципами суверенно­
го равенства и невмешательства.

Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных На­ций.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. конкретизирует содер­жание

Государства взяли на себя обязательство предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятству­ющим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы раз­вивающихся стран во всем мире.