ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6275
Скачиваний: 5
В Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в ст. 2 предусматривалось, что урегулирование всех разногласий или конфликтов должно осуществляться только мирными средствами.
В качестве одного из основных принцип мирного разрешения международных споров был сформулирован в Уставе ООН: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрывается в Декларации
Согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор мирными средствами.
Государства обязались добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.
В случае, если стороны не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора.
Государства, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства, должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным.
Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.
§ 5. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях
В течение XX в. международное сообщество проделало большой путь в деле запрещения применения силы для достижения политических целей и разрешения межгосударственных споров. Если до Первой мировой войны война считалась законным методом осуществления власти государства, то после нее были предприняты попытки ограничить право на войну.
Статут Лиги Наций запретил членам Лиги обращаться к войне в течение трехмесячного срока после провала переговоров по нахождению мирного решения спора. Статут предусматривал также возможность применения санкций в отношении тех членов Лиги, которые вступили бы в войну в нарушение его постановлений. Так, в 1939 г. Советский Союз был исключен из Лиги Наций за необоснованное применение вооруженной силы против Финляндии.
Начальный этап становления указанного принципа обычно связывают с принятием на Гаагских конференциях мира Конвенции о мирном решении международных столкновений (1907 г.) и Конвенции об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907 г.).
Особое значение в процессе формирования принципа неприменения силы имел Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана — Кел-лога) 1928 г. В нем осуждалось обращение к войне для урегулирования всех разногласий. Участники Договора отказывались от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики (ст. 1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств. Но эффективность Парижского договора была поставлена под сомнение событиями, приведшими ко Второй мировой войне.
Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., установил новые положения, которые выходили за пределы запретов, установленных Пактом Бриана - Келлога. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН предусматривает: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций». Использование в Уставе термина «сила» значительно шире, чем «война». То есть запрещается не только применение вооружённой силы, но и невооружённое насилие
Декларация о принципах международного права 1970 г. выявляет следующие конкретные действия, которые запрещены в соответствии с п. 2 ст. 4 Устава ООН:
-
Агрессивные войны.
-
Угроза силой или применение силы с целью нарушения су
ществующих международных границ другого государства
(включая демаркационные линии) или в качестве средства
разрешения международных споров, в том числе территори
альных. -
Репрессалии с использованием силы.
-
Использование силы с целью лишить народы их права на
самоопределение и независимость. -
Организация, поощрение организации иррегулярных сил или
вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения
на территорию другого государства. -
Организация, подстрекательство, помощь или участие во
внутреннем конфликте или террористических актах на тер
ритории другого государства.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН подтверждает следующий, не являющийся исчерпывающим, перечень запрещенных действий:
-
Вторжение или нападение на территорию другого государ
ства или любая военная оккупация, даже временная, явля
ющаяся результатом такого вторжения или нападения или
любая аннексия с применением силы против территории
другого государства или части ее. -
Бомбардировка вооруженными силами государства террито
рии другого государства или применение любого оружия го
сударством против территории другого государства. -
Блокада портов или берегов государства вооруженными си
лами другого государства. -
Нападение вооруженных сил государства на сухопутные, мор
ские или военно-воздушные силы другого государства. -
Применение вооруженных сил одного государства, находя
щихся на территории другого государства по соглашению с
последним, в нарушение условий, предусмотренных в согла
шении об их пребывании, или любое продолжение их пре
бывания на территории этого государства после прекраще
ния действия соглашения. -
Предоставление государством своей территории в распоря
жение другого государства для совершения акта агрессии
против третьего государства. -
Засылка государством или от его имени вооруженных банд,
групп и иррегулярных сил или наемников, которые совер
шают акты применения силы против другого государства,
имеющие столь серьезный характер, что их можно прирав
нять к актам агрессии.
Из семи перечисленных в ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. действий, первые пять относятся к прямой агрессии, седьмой - к косвенной. В п. i ст. 3 речь идет о соучастии в агрессии.
В дополнение к перечисленным запрещенным актам применения силы СБ ООН может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.
Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. в большинстве своем повторяет положения других резолюций Генеральной Ассамблеи, однако некоторые ее пункты расширяют сферу общего запрета применения силы. Например, Декларация 1987 г. определяет, что:
-
Никакие соображения не могут быть приведены в оправдание
-
Государства, выполняя свои обязательства по международ-
ному праву, будут воздерживаться от организации, подстре-
кательства, помощи или участия в полувоенных, террорис-
тических или иных подрывных действиях, включая действия
наемников, в других государствах, либо попустительство
вать совершению подобных действий на территории других
государств. -
Государства должны воздерживаться от вооруженной ин
тервенции и от всех других форм вмешательства, а также
от угроз применения силы против других государств или
против их политических, экономических и культурных струк
тур.
В Уставе ООН установлены средства законного применения силы. Эти меры согласно ст. 41 Устава ООН могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Что касается правомерного применения вооруженной силы, то Устав ООН предусматривает лишь два случая: по решению СБ ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 42); в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51).
Причем в последнем случае применение вооруженной силы правомерно только в случае вооруженного нападения на государство и до тех пор, пока СБ ООН не примет необходимых мер.
Дискуссионными в международном праве по-прежнему остаются проблемы применения силы в случаях гуманитарной интервенции, интервенции против незаконных режимов.
§ 6. Принцип невмешательства во внутренние дела государств
Принцип невмешательства тесно связан с принципом суверенного равенства государств, параллельно с которым он и развивался.
Согласно п. 8 ст. 15 Статута Лиги Наций, «если одна из сторон заявляет, и это будет установлено Советом, что спор между сторонами относится к вопросам, которые согласно международному праву относятся исключительно к внутренней компетенции этой стороны, Совет должен установить этот факт и воздержаться от вынесения рекомендации по урегулированию данного спора».
Как следует из содержания указанной статьи, государства стремились оградить свой суверенитет от любых посягательств со стороны самой организации - Лиги Наций, а не отдельных стран.
С принятием Устава ООН запрет на вмешательство стал одним из основных принципов международного права. Как следует из формулировки п. 7 ст. 2 Устава, ООН не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава».
Современное понимание принципа невмешательства конкретизировано в таких международных документах, как Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, Декларация о принципах международного права 1970 г.
Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещают государствам вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства.
Вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются нарушением международного права.
Ни одно государство не может применять либо поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью добиться подчинения себе цругого государства в осуществлении им прав, присущих его зуверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества тюбого рода.
Принцип невмешательства включает в себя также •еотъемлемое право каждого государства выбирать свою по-итическую, экономическую, социальную и культурную сис-гему без вмешательства в какой бы то ни было форме со тороны другого государства.
С развитием международных отношений кроме ранее извест-ых запрещенных форм вмешательства (военного, политичес-ого, экономического) стали известны и такие, как информационное вмешательство,стал актуален запрет на пропоганду войны и агрессии. А в эпоху глобализации международное сообщество столкнулось и с такой формой вмешатель-ва, как электронное вмешательство. с использованием формационных технологий.
Вследствие изменений, произошедших в мире на пороге XXI в., иногда обосновывается правомерность вмешательства под предлогом борьбы с международным терроризмом в отношении государств, правительства которых оказывают содействие террористам (как это имело место в отношении Афганистана после событий 11 сентября 2001 г., как это было провозглашено в качестве официальной позиции России после Беслана в сентябре 2004 г. и др.), а также для предотвращения распространения оружия массового уничтожения (как это имело место в отношении Ирака) или для свержения режима, не соответствующего определенным стандартам демократии.
Содержание понятия «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства» также изменялось с развитием международного права.
В процессе развития международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые постепенно перестают относиться исключительно ко внутренней компетенции и подпадают под международно-правовое регулирование. Государства на добровольной основе ограничивают свою компетенцию в вопросах обороны (ограничение вооружений), экономического развития, прав человека с расширением полномочий международных контрольных органов в этих и других областях. Поэтому зачастую решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике вызывает споры.
§ 7. Принцип сотрудничества государств.
Сотрудничество государств в качестве принципа международного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность государств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международныймир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.
Многие положения Устава ООН содержат ссылки на принцип сотрудничества.
Так, например, Глава IX Устава ООН посвящена международному экономическому и социальному сотрудничеству.
После принятия Устава ООН этот принцип был подтвержден в уставах многих международных организаций, в международных договорах, резолюциях и декларациях.
Содержание принципа сотрудничества государств Декларация определяет следующим образом:
а) государства
сотрудничают с другими государствами
в под
держании
международного мира и безопасности;
б) государства
сотрудничают в установлении всеобщего
уваже
ния
и соблюдения прав человека, основных
свобод для всех
и
в ликвидации всех форм расовой
дискриминации и всех
форм
расовой нетерпимости;
в) государства
осуществляют свои международные
отношения
в
экономической, социальной, культурной,
технической и
торговой
областях в соответствии с принципами
суверенно
го
равенства и невмешательства.
Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных Наций.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. конкретизирует содержание
Государства взяли на себя обязательство предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире.