ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6182

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 8. Принцип равноправия и самоопределения народов.

Как общепризнанный принцип право на самоопределение

возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого исполь­зуется формулировка «принцип равноправия и самоопределе­ния народов».

Его содержание раскрыто в ряде международ­ных документов: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Вен­ской декларации и программе действий, принятой на Всемир­ной конференции по правам человека 1993 г., и др.

На регио­нальном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.


Исходя из содержания указанных документов, можно сформу­лировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:

а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое дол­
жно уважаться всеми государствами;

б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявле­
ния, без какого бы то ни было вмешательства извне;

в) оно означает возможность выбора между внутренним само­
определением (в рамках данного государства, например по­
лучением статуса субъекта федерации, автономного образо­
вания и т.д.), отделением данного народа с созданием соб­
ственного государства или вхождением его на тех или иных
условиях в другое государство, т.е. возможность выбора по­
литического статуса, включая и выбор формы государства
(формы правления, государственного устройства, политичес­
кого режима);

г) оно означает выбор пути экономического, социального и куль­
турного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбо­
ра социально-экономического строя.

Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предоп­ределять другой.

Понятие «народ» в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию.

На­род, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней прожи­вающих, а как минимум определенная экономическая и куль­турно-историческая целостность, осознающая свое единство.

Любое государство обязано уважать право народа на само­определение. Необходимо учитывать, что на первом этапе раз­вития этого принципа акцент делался на статус колониальных народов, и в практике ООН его обычно связывали с народами, находящимися под колониальным господством.

Сегодня про­цесс деколонизации практически завершен, но принцип само­определения народов не перестал из-за этого существовать

Вопрос о праве на самоопределение приоб­рел свою актуальность после распада СССР, Чехословакии, Югославии.

Реализация этого права на практике в отдельных случаях привела к негативным последствиям — вооруженным конфликтам на территориях этих государств. Но в самой трак­товке права на самоопределение этих негативных последствий не заложено.


Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип рав­ноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределе­ние. Оно не должно осуществляться вне рамок права на само­определение.

Декларацию о принципах между­народного права 1970 г. и Венская декларация 1993 г., отделение допускается в следующих случаях:

а) если оно относится к народам территорий, подлежащих де­
колонизации (в настоящее время это положение утратило
прежнее значение в связи с тем, что процесс деколонизации
практически завершен);

б) если оно предусмотрено в конституции (или ином законе)
соответствующего государства. Например, право на выход
имеют члены федераций, если в их конституциях закрепле­
но это
право;

в) если территория, на которой проживает определенный на­род, была оккупирована или подвергалась аннексии после 1945г.;

г) если какие-либо народы проживают на территории государ­ства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечиваю­щего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной вла­сти. Поскольку основа принципа самоопределения видится в праве населения на участие в управлении государством.

Таким образом, только в этих случаях народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, вправе при наступлении ука­занных выше условий претендовать на признание их субъек­тами международного права, опираясь на принцип самоопреде­ления.

Государство, созданное в нарушение принципа равнопра­вия и самоопределения народов (народом, не имеющим права на отделение, или какой-либо частью населения государства, которая не может рассматриваться как народ), не должно считаться юридически существующим субъектом международ­ного права

Следует признать, что складывается обычная норма между­народного права, согласно которой вооруженная поддержка со стороны третьих государств движения за отделение воору­женным путем недопустима.

Далеко не всегда можно устано­вить, имеет ли тот или иной народ право на отделение, поэтому иностранная вооруженная поддержка вооруженной борьбы про­тив правительственных сил может вылиться в нарушение прин­ципа территориальной целостности и неприкосновенности госу­дарств. Вооруженная поддержка народа в таких ситуациях до­пустима лишь на основании решения Совета Безопасности ООН.

В принципе государство имеет право подавлять вооружен­ные антиправительственные выступления (с учетом необходи­мости соблюдать обязательства в области прав человека), за­щищая свой суверенитет, территориальную целостность и политическое единство.


Существует проблема самоопределения так называемых разделенных народов, т.е. народов, оказавшихся в силу исто­рического развития на территории нескольких государств.

Наи­более характерный пример такого народа - курды. Термин «раз­деленный народ» не является правовым. Трудно иногда уста­новить, действительно ли данный народ разделен или же в одном государстве он образует титульную нацию или одну из наций, напоминающих по фактическому влиянию титульную (например, в Швейцарии), а в других государствах лица, имею­щие соответствующую национальность, образуют лишь нацио­нальное меньшинство. Скорее всего, разделенным следует при­знать народ, проживающий на прилегающих друг к другу час­тях территории различных государств, в каждом из которых он образует компактно проживающее на данной чясти нацио­нальное меньшинство.


§ 9. Принцип нерушимости государственных границ.

Принцип нерушимости государственных границ тесно свя­зан с принципом неприменения силы и угрозы силой в между­народных отношениях и с принципом суверенного равенства государств.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа не­применения силы или угрозы силой: «Каждое государство обя­зано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ дру­гого государства или в качестве средства разрешения междуна­родных споров, в том числе территориальных споров и вопро­сов, касающихся государственных границ».

Государства - участники ОБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских государств, что имело важное значение, поскольку побежденные государ­ства не полностью признавали границы, установленные после Второй мировой войны. В этой связи существует мнение, что данный принцип не получил универсального признания, и по­этому носит региональный характер (только в отношениях государств - участников ОБСЕ), т.е. сфера его действия сужена.

Однако поскольку ни одно государство не выступило про­тив этого принципа, можно предположить, что молчаливое со­гласие способствует тому, что принцип нерушимости государ­ственных границ преобразуется в общепризнанный.

Исходя из содержания международных до­кументов, основное содержание принципа нерушимости госу­дарственных границ сводится к трем элементам:

а) признание государствами юридически установленных в со­
ответствии в международным правом границ;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний на дан­
ный момент или в будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том
числе путем угрозы силой или ее применения.


§ 10. Принцип территориальной целостности государств.

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение про­тив территориальной целостности (неприкосновенности) и по­литической независимости государств.


В Заклю­чительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную фор­мулировку принципа территориальной целостности госу­дарств:

«Государства-участники будут уважать территориаль­ную целостность каждого из государств-участников. В соответ­ствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представ­ляющих собой применение силы или угрозу силой. Государ­ства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приоб­ретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, одна­ко косвенные подтверждения его действия находятся в двусто­ронних договорах политического характера, в региональных документах.




§ 11. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Эволюция данного принципа происходила уже после Вто­рой мировой войны и носила более длительный характер.

Большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права че­ловека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области.

Однако при всей абстрактнос­ти уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных прин­ципов международного права.

В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преис­полненные решимости ... вновь утвердить веру в основные пра­ва человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и ма­лых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна пу­тем координации «международного сотрудничества в поощре­нии и развитии уважения к правам человека и основным сво­бодам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Нормативное содержание данного принципа разрабатыва­лось путем принятия специальных документов, к числу кото­рых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая деклара­ция прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пак­ты о правах человека, а также ряд других деклараций и кон­венций.

В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».


























Тема №5 Источники международного права.


План лекции:


Введение

  1. Понятие и классификация источников международного права.

  2. Договор и обычай как основные источники международного права.

  3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

  4. Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

  5. Акты международных межправительственных организаций.

  6. Источники «мягкого» международного права.

  7. Односторонние акты государств.

Заключение

Список литературных источников

Ключевые слова

Введение

1.Понятие и классификация источников международного права.

Под источниками международного права в формаль­ном (юридическом) смысле принято понимать определен­ные формы закрепления международно-правовых норм — формы, в которых воплощаются результаты соответству­ющего согласования государственных воль, направленного на формирование правовых норм.

круг источников:

В середине XX в. сложилась традиция, в силу которой воп­рос о круге источников позитивного, действующего междуна­родного права рассматривается в свете положений ст. 38 Ста­тута Международного Суда ООН. В частности, в этой статье говорится:

« Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:


а) международные конвенции, как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, определенно признанные споря-­
щими государствами;



  1. международные обычаи, как доказательство всеобщей прак-­
    тики, признанной в качестве правовой нормы;

  2. общие принципы права, признанные цивилизованными на­
    циями;

  3. с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и докт-­
    рины наиболее квалифицированных специалистов по пуб­
    личному праву
    различных наций в качестве вспомогатель­
    ного средства для определения правовых норм.


Нетрудно заметить, что на первом месте (под п. 1а и 1Ь) в ст. 38 фигурируют международный договор и международный обычай.

Судя по всему, именно они и должны рассматриваться в качестве основных источников международного права.




2. Договор и обычай как основные источники международного права.


Международный договор представляет собой явно выра-енное соглашение между двумя и более субъектами между-гродного права.

При этом важнейшее правообразующее значение имеют:

- международные договоры универсального характера;

- договоры, содержащие императивные нормы международного права;

- определенное правообразующее значение имеют и договоры, заключаемые двумя и несколькими государствами и иными объектами международного права. Это договоры, в которых находят свое отражение диспозитивные международно-правовые нормы;

- договоры, призванные зафиксировать решение тех или ных конкретных проблем, возникающих у ограниченного числа субъектов международного права.