ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6274
Скачиваний: 5
§ 8. Принцип равноправия и самоопределения народов.
Как общепризнанный принцип право на самоопределение
возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов».
Его содержание раскрыто в ряде международных документов: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., и др.
На региональном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.
Исходя из содержания указанных документов, можно сформулировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:
а) каждый
народ имеет право на самоопределение,
которое дол
жно
уважаться всеми государствами;
б) оно
должно осуществляться путем свободного
волеизъявле
ния,
без какого бы то ни было вмешательства
извне;
в) оно
означает возможность выбора между
внутренним само
определением (в
рамках данного государства, например
по
лучением статуса субъекта
федерации, автономного образо
вания
и т.д.), отделением данного народа с
созданием соб
ственного
государства или вхождением его на тех
или иных
условиях в другое государство,
т.е. возможность выбора по
литического
статуса, включая и выбор формы
государства
(формы
правления, государственного устройства,
политичес
кого
режима);
г) оно
означает выбор пути экономического,
социального и куль
турного
развития, т.е., в первую очередь, возможность
выбо
ра
социально-экономического строя.
Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предопределять другой.
Понятие «народ» в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию.
Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а как минимум определенная экономическая и культурно-историческая целостность, осознающая свое единство.
Любое государство обязано уважать право народа на самоопределение. Необходимо учитывать, что на первом этапе развития этого принципа акцент делался на статус колониальных народов, и в практике ООН его обычно связывали с народами, находящимися под колониальным господством.
Сегодня процесс деколонизации практически завершен, но принцип самоопределения народов не перестал из-за этого существовать
Вопрос о праве на самоопределение приобрел свою актуальность после распада СССР, Чехословакии, Югославии.
Реализация этого права на практике в отдельных случаях привела к негативным последствиям — вооруженным конфликтам на территориях этих государств. Но в самой трактовке права на самоопределение этих негативных последствий не заложено.
Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределение. Оно не должно осуществляться вне рамок права на самоопределение.
Декларацию о принципах международного права 1970 г. и Венская декларация 1993 г., отделение допускается в следующих случаях:
а) если
оно относится к народам территорий,
подлежащих де
колонизации
(в настоящее время это положение
утратило
прежнее
значение в связи с тем, что процесс
деколонизации
практически
завершен);
б) если
оно предусмотрено в конституции (или
ином законе)
соответствующего
государства. Например, право на выход
имеют
члены федераций, если в их конституциях
закрепле
но это право;
в) если территория, на которой проживает определенный народ, была оккупирована или подвергалась аннексии после 1945г.;
г) если какие-либо народы проживают на территории государства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивающего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной власти. Поскольку основа принципа самоопределения видится в праве населения на участие в управлении государством.
Таким образом, только в этих случаях народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, вправе при наступлении указанных выше условий претендовать на признание их субъектами международного права, опираясь на принцип самоопределения.
Государство, созданное в нарушение принципа равноправия и самоопределения народов (народом, не имеющим права на отделение, или какой-либо частью населения государства, которая не может рассматриваться как народ), не должно считаться юридически существующим субъектом международного права
Следует признать, что складывается обычная норма международного права, согласно которой вооруженная поддержка со стороны третьих государств движения за отделение вооруженным путем недопустима.
Далеко не всегда можно установить, имеет ли тот или иной народ право на отделение, поэтому иностранная вооруженная поддержка вооруженной борьбы против правительственных сил может вылиться в нарушение принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств. Вооруженная поддержка народа в таких ситуациях допустима лишь на основании решения Совета Безопасности ООН.
В принципе государство имеет право подавлять вооруженные антиправительственные выступления (с учетом необходимости соблюдать обязательства в области прав человека), защищая свой суверенитет, территориальную целостность и политическое единство.
Существует проблема самоопределения так называемых разделенных народов, т.е. народов, оказавшихся в силу исторического развития на территории нескольких государств.
Наиболее характерный пример такого народа - курды. Термин «разделенный народ» не является правовым. Трудно иногда установить, действительно ли данный народ разделен или же в одном государстве он образует титульную нацию или одну из наций, напоминающих по фактическому влиянию титульную (например, в Швейцарии), а в других государствах лица, имеющие соответствующую национальность, образуют лишь национальное меньшинство. Скорее всего, разделенным следует признать народ, проживающий на прилегающих друг к другу частях территории различных государств, в каждом из которых он образует компактно проживающее на данной чясти национальное меньшинство.
§ 9. Принцип нерушимости государственных границ.
Принцип нерушимости государственных границ тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях и с принципом суверенного равенства государств.
В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа неприменения силы или угрозы силой: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».
Государства - участники ОБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских государств, что имело важное значение, поскольку побежденные государства не полностью признавали границы, установленные после Второй мировой войны. В этой связи существует мнение, что данный принцип не получил универсального признания, и поэтому носит региональный характер (только в отношениях государств - участников ОБСЕ), т.е. сфера его действия сужена.
Однако поскольку ни одно государство не выступило против этого принципа, можно предположить, что молчаливое согласие способствует тому, что принцип нерушимости государственных границ преобразуется в общепризнанный.
Исходя из содержания международных документов, основное содержание принципа нерушимости государственных границ сводится к трем элементам:
а) признание
государствами юридически установленных
в со
ответствии
в международным правом границ;
б) отказ
от каких-либо территориальных притязаний
на дан
ный
момент или в будущем;
в) отказ
от любых иных посягательств на эти
границы, в том
числе путем угрозы
силой или ее применения.
§ 10. Принцип территориальной целостности государств.
Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств.
В Заключительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств:
«Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».
Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах.
§ 11. Принцип уважения прав человека и основных свобод.
Эволюция данного принципа происходила уже после Второй мировой войны и носила более длительный характер.
Большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права человека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области.
Однако при всей абстрактности уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных принципов международного права.
В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Нормативное содержание данного принципа разрабатывалось путем принятия специальных документов, к числу которых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пакты о правах человека, а также ряд других деклараций и конвенций.
В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».
Тема №5 Источники международного права.
План лекции:
Введение
-
Понятие и классификация источников международного права.
-
Договор и обычай как основные источники международного права.
-
Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.
-
Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
-
Акты международных межправительственных организаций.
-
Источники «мягкого» международного права.
-
Односторонние акты государств.
Заключение
Список литературных источников
Ключевые слова
Введение
1.Понятие и классификация источников международного права.
Под источниками международного права в формальном (юридическом) смысле принято понимать определенные формы закрепления международно-правовых норм — формы, в которых воплощаются результаты соответствующего согласования государственных воль, направленного на формирование правовых норм.
круг источников:
В середине XX в. сложилась традиция, в силу которой вопрос о круге источников позитивного, действующего международного права рассматривается в свете положений ст. 38 Статута Международного Суда ООН. В частности, в этой статье говорится:
« Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
а)
международные
конвенции,
как общие, так и специальные,
устанавливающие
правила, определенно признанные
споря-
щими
государствами;
-
международные обычаи, как доказательство всеобщей прак-
тики, признанной в качестве правовой нормы; -
общие принципы права, признанные цивилизованными на
циями; -
с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и докт-
рины наиболее квалифицированных специалистов по пуб
личному праву различных наций в качестве вспомогатель
ного средства для определения правовых норм.
Нетрудно заметить, что на первом месте (под п. 1а и 1Ь) в ст. 38 фигурируют международный договор и международный обычай.
Судя по всему, именно они и должны рассматриваться в качестве основных источников международного права.
2. Договор и обычай как основные источники международного права.
Международный договор представляет собой явно выра-енное соглашение между двумя и более субъектами между-гродного права.
При этом важнейшее правообразующее значение имеют:
- международные договоры универсального характера;
- договоры, содержащие императивные нормы международного права;
- определенное правообразующее значение имеют и договоры, заключаемые двумя и несколькими государствами и иными объектами международного права. Это договоры, в которых находят свое отражение диспозитивные международно-правовые нормы;
- договоры, призванные зафиксировать решение тех или ных конкретных проблем, возникающих у ограниченного числа субъектов международного права.