ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6296

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ельства действуют два субъекта. Из них один непосредственно ершает правонарушение, а второй содействует ему в этом. Практически все данные основания характерны и для госуств, однако, что касается четвертого косвенного основания -этивоправных деяний, санкционированных или испрошен-х международной организацией, то оно характерно исклю-гельно для международных организаций.

Когда установлен факт наличия международно-противоправ-го деяния и определено наличие международно-правовой от-гственности, возникает проблема реализации этой ответствен-сти. Реализация международно-правовой ответственности лючает в себя две составляющие: юридические последствия ждународно-противоправного деяния и механизмы призва-[я субъекта к ответственности. Можно выделить три юриди-ских последствия совершения международно-противоправно-

деяния: обязательство прекратить противоправное деяние, язательство предоставить гарантии неповторения, если того юбуют обстоятельства дела, и обязательство возместить на-юенный ущерб.

КМП ООН при разработке ПСОГ выделила три формы воз-ещения ущерба: реституция, компенсация, сатисфакция. Дан-ые формы возмещения вреда представляют собой способы осу-(ествления обязательства о возмещении. Эти лее формы отра­жены и в ст. 33 ПСОМО 1.

Реституция — это восстановление первоначального поло-сения вещей, т.е. положения, которое существовало до совер-1ения международно-противоправного деяния. Примером осу­ществления реституции со стороны международной организа-ии может служить факт удовлетворения требований Либерии : Панамы, которые они предъявили Международной морской рганизации в соответствии с Консультативным заключением Международного Суда ООН по делу Международной морской Фганизации 1960 г. Либерия и Панама потребовали восста-ювления их права быть членами Морского комитета по безо-тсности мореплавания. Данное требование было удовлетво­рено.

КМП ООН разделяет всю совокупность действий, относя­щихся к осуществлению реституции, на материальную и юри­дическую. В качестве примеров материального восстановления нарушенных прав применительно к государствам КМП ООН называет такие формы, в которых может реализовываться рес­титуция как возврат территории, освобождение неправомерно арестованных лиц, освобождение неправомерно арестованного имущества. Безусловно, к международным организациям не могут быть применимы все формы реституции, применяемые к государствам. Тем не менее и в случае, когда международная организация является истцом, и в случае, когда она является ответчиком, вполне применима такая форма реституции, как возврат имущества. В случае, когда организация является ист­цом, а государство ответчиком, может иметь место и такая форма реституции, как освобождение неправомерно арестован­ных лиц.


К понятию «юридическая реституция» относятся отзыв, отмена или изменение законодательного положения, принято­го в нарушение нормы международного права, аннулирование или пересмотр административной меры, неправомерно приня­той в отношении какого-либо лица или имущества иностран­ца. В случае ответственности организаций осуществлением реституции со стороны организации могут быть отмена или изменение изданных внутри организации правовых актов, ко­торые каким-либо образом нарушают права государств-членов в первую очередь либо третьих сторон. Особенно вероятна юри­дическая реституция в качестве возмещения со стороны орга­низации в случае правоотношений ответственности между Ев­ропейским сообществом и государствами — членами ЕС.

Компенсация представляет собой финансовую форму воз­мещения вреда. Говоря о применении данной формы возмеще­ния вреда в правоотношениях с участием международной орга­низации, можно констатировать, что организация способна как выплачивать, так и требовать денежную компенсацию. Однако здесь необходимо отметить некоторые особенности: во-первых, особенности, касающиеся выплаты денежной компенсации орга­низацией (т.е. в случае, когда организация является ответчи­ком), и, во-вторых, особенности истребования самой организа­цией денежных выплат (т.е. в случае, когда организация яв­ляется истцом).

jB первом случае основная проблема связана с вопросом о озможности финансового возмещения ущерба самой органи-ацией.

Во-первых, в такой ситуации организация по каким-либо ричинам может не иметь возможности выплатить именно сатериальный ущерб (т.е. она может осуществить и осуществ-яет реституцию и сатисфакцию, однако не осуществляет вып-ату компенсации). И здесь возникает вопрос о том, должны и государства-члены в такой ситуации (даже в случае, если ни не несут ответственности) предоставлять компенсацию по-ерпевшей стороне.

Во-вторых, в случае возмещения материального ущерба, [ричиненного деянием международной организации, необхо-имо уяснить, являются ли выплаты, производимые из фондов рганизации, выплатами, производимыми государствами-члена-1и. Дело в том, что некоторые авторы (в основном представи-ели советской доктрины международного права и их последо-;атели) считают невозможным самостоятельное возмещение гатериального ущерба со стороны организации. По их мнению, ;аже когда ущерб возмещается от имени организации, его можно читать возмещением со стороны государств-членов.

Безусловно, материальные фонды организации складыва-этся в основном за счет средств государств-участников. Одна-со денежные средства, переданные государством-членом в бюд-кет организации, перестают быть средствами этого конкретно-'о государства и становятся активами самой международной организации и именно международная организация все равно остается субъектом, несущим ответственность и все остальные госледствия совершения данного деяния. Таким образом, осо-бенности, связанные с формированием бюджета организации, ie должны влиять на ее самостоятельную обязанность по воз-дещению ущерба потерпевшей стороне. Такой вывод основан ia трех основных принципах: международные организации об-ладают самостоятельной правосубъектностью; ответственность "осударства-члена, прежде всего, должна быть основана на кри-герии присвоения поведения, а не на критерии членства; обя-шнность государств-членов предоставлять компенсацию может основываться только на нормах, обязательных для государств, — нормах об ответственности государств или положениях устава эрганизации.


























Тема №10 Институт правоприемства в международном праве.


План лекции:

Введение

1. Понятие правоприемства государств в международном праве.

2. Венская конвенция о правоприемстве государств в отношении договоров 1978г.

3. Венская конвенция о правоприемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г.

4. Практика правоприемства государств на территории бывших СССР.

5.Кодификационный процесс в сфере правоприемства государсмтв по вопросам гражданства.

Заключение.

Ключевые слова.

Приложение на листах.

§ 1. Понятие правопреемства государств в международном праве.

1.1. Понятие правопреемства государств в международно-правовой доктрине.

Проблема правопреемства государств признается одной из наиболее спорных и противоречивых в международно-право­вой доктрине.

Изначальная причина этой сложности связана с происхождением самого термина.

А,) Правопреемство как смена одного субъекта другим в несении соответствующих прав и обязанностей берет истоки в римском праве: право­преемство предполагает два обязательных условия: смерть наследодателя и переход правовых отношений от последнего к законному наследнику.

До начала XX в. исследователи института правопреемства отождествляли действие соответствующих норм в области час­тного и публичного права.

Б.) На сегодняшний день эта аналогия подвергается критике.

Принципиальное различие заключается в природе субъектов правопреемства:

- правопреем­ство в области частного права предполагает прекращение как юридического, так и физического существования лица,

- тогда, как правопреемство в области публичного права, обусловлено прекращением существования государства лишь в правовом плане, при этом его материальные компоненты (территория, население) не исчезают, а лишь претерпевают изменения.

Та­ким образом, употребляя термин «правопреемство» в связи с международными правами и обязанностя государств, сле­дует иметь в виду его относительный «метафорический» характер.

Дополнительную сложность привносит аналогия между пра­вопреемством различных субъектов международного права, то есть к государствам, правительствам и международным организациям.

1.) Что касается правопреемства правительств, как справедли­во отмечал один из основных специалистов в области право­преемства профессор Д. О'Коннелл, возникают сомнения в це­лесообразности аналитического различия между правопреем­ством государств и правительств. В современном междуна­родном праве действует общий принцип, согласно которому каждое новое правительство принимает права и обязаннос­ти предшествующего. Более того, государство выступает как обладатель международных прав и обязанностей, правитель­ство является органом государства, и смена правительств не затрагивает прав и обязанностей государств.


2.) С теоретической точки зрения, понятие правопреемства го­сударств включает два компонента, известных в англосаксон­ской доктрине как succession in fact и succession in law.

- правопреем­ство как территориальное изменение


- и, во-вторых, правопре­емство как переход прав и обязанностей от одного государ­ства к другому в результате этого изменения .

Однако среди юристов не было выработано единого подхода к проблеме двой­ственности концепции ни в отношении обязательного наличия двух элементов, ни в отношении их содержания.

В этой связи, представляется необъяснимой современная тенденция в запад­ноевропейской доктрине, характеризующаяся отказом от ка­кого бы то ни было определения правопреемства государств и ограничивающаяся непосредственным описанием практических случаев.

Относительно первого компонента, так называемого «фак­тического правопреемства», следует подчеркнуть, что терри­ториальные изменения являются основным объектом юриди­ческого анализа. До середины XX в. международное право до­пускало завоевание «цивилизованными народами» иных наро­дов и соответствующих территорий. Как следствие, аннексия выступала в качестве наиболее распространенной предпосыл­ки правопреемства государств.

После Второй мировой войны международное право пре­терпело коренные изменения. С одной стороны, аннексия была запрещена в силу п. 4 ст. 2 Устава ООН. С другой стороны, борьба против колониальной зависимости, охватившая Азию, Африку и Латинскую Америку, способствовала выделению иной доминирующей предпосылки правопреемства - образование нового независимого государства. В этом контексте вновь воз­ник спор о том, может ли социальная революция выступать основанием правопреемства государства.

Большинство западных ученых и представителей советской школы международного права придерживаются мнения, что подобные события не затрагивают правосубъектность государ­ства и не влекут правопреемства.

Тем не менее в советской и российской доктрине существовал и противоположный под­ход. Утверждалось, что внутренние изменения способны выз­вать прекращение юридической личности государства. В част­ности, концепция правопреемства рассматривалась в связи с преобразованием общественно-политических укладов России в 1917 г., Китая в 1949 г., Кубы в 1959 г. В этих случаях необходимость правопреемства обосновывается сменой обще­ственно-экономической формации.

Важность экономического фактора подчеркивается не только применительно к Российской революции 1917 г. и к процессу деколонизации, но и к процессу правопреемства вообще. Экономическое положение государства играет важную роль при правовой оценке террито­риальных изменений и их последствий: экономический фак­тор моделирует последующие практические результаты в обла­сти правопреемства.


Конец XX в. был отмечен новыми изменениями в полити­ческой ситуации: крахом системы Варшавского договора и обострением борьбы за национальную независимость народов отдельных стран бывшего социалистического лагеря. Возник­новение независимых государств в Западной и Восточной Ев­ропе (разделение Советского Союза, Чехословакии и Югосла­вии, объединение Германии) потребовало выработки нового под­хода к проблеме территориальных преобразований как пред­посылке правопреемства государств.

Еще более противоречивым является толкование второго компонента правопреемства, связанного с переходом прав и обязанностей от одного государства к другому. В период господства классического международного права общее призна­ние получила теория универсального правопреемства.

Ее со­здатель Г. Гроций отмечал: «Личность наследника в силу пре­емства как публичной, так и частной собственности мыслится как то же лицо, что и умерший предшественник». Неизмен­ность юридической личности подвергшейся модификации тер­ритории предопределяла автоматический переход прав и обя­занностей предшественника к преемнику. Заслуга этой докт­рины заключается в том, что она послужила отправным пунк­том для выработки принципа правопреемства в отношении прав и обязанностей государств с некоторыми исключениями.

Критика теории универсального правопреемства основыва­лась на невозможности переноса норм частного права в сферу публичного права, поскольку права и обязанности индивидов несравнимы с правами и обязанностями государств.

Отрицание этой теории практикой государств привело к выработке дру­гой радикальной концепции, согласно которой государство принимает на себя обязательства согласно своему волеизъявлению. Ее приверженцы ссылаются на отсутствие правовой связи между государством-предшественником и государством-преемником. Ввиду разрыва между устранением одного сувере­нитета и распространением другого государство-преемник по­лучает право принимать все, что может, и отвергать все, что хочет. Эта доктрина отрицает существование какого-либо об­щего принципа в области правопреемства и передает на усмот­рение государства вопрос о принятии прав и обязанностей.

Дан­ный тезис в своем наиболее радикальном проявлении был взят на вооружение новыми независимыми государствами Азии и Африки и получил название tabula rasa, или теория «чистой доски».

Вновь утверждалось, что государство не связано ни­какими договорами и не наследует никаких конкретных обяза­тельств.

В конечном счете, обе доктрины приводят к необходимости принятия компромиссного решения, т.е. к попытке вырабо­тать общие нормы правопреемства на базе анализа практичес­ких случаев.

1.2. Понятие правопреемства в международных конвенциях

Задача кодификации института правопреемства, поставлен­ная перед Комиссией международного права ООН в 1949 г., вызвала много трудностей, связанных с противостоянием меж­ду различными блоками государств.