ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6172

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инициатором такого подхода выступила Канада. В 1909 г. правительство Канады, в то время доминиона Британской Аме­рики, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впос­ледствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части нахо­дятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем ино­странным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без осо­бого на то разрешения канадского правительства1. Сегодня Ка­нада распространяет свой суверенитет на земли и острова, рас­положенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами — меридианы 60° и 141° з.д.

Первым документом, определяющим статус земель и остро­вов, прилегающих к арктическому побережью России, стала циркулярная нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. о принадлежности России всех земель и островов, со­ставляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья. Советский Союз в Меморандуме народного ко­миссариата иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г., на­правленного всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г. Исчерпывающе вопрос Советской приарктической зоны был урегулирован позднее в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Со­юза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледо­витом океане». Постановление указывало, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признан­ной Правительством Союза ССР территории каких-либо инос­транных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полю­са» 2. Принадлежность России этих территорий ныне офици­ально не оспаривается ни одной из арктических стран.

Секторальная теория, которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США и другими европейскими государ­ствами. Попыткой компромисса и явилась ст. 234 Конвенции 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах ши­риной не более 200 морских миль. То есть с точки зрения современного международного права линии, обозначающие бо­ковые пределы полярных секторов, не признаются государствен­ными границами. Это значит, что все государства мира имеют равные права на использование природных ресурсов Северного Ледовитого океана в этих секторах. В то же время все более актуальным является вопрос делимитации арктического кон­тинентального шельфа. И Россия в 2001 г., и Норвегия в 2006 г., действуя в соответствии с п.8 ст.76 Конвенции по морскому праву, передали в Комиссию по границам континен­тального шельфа данные о границах своих шельфов за преде­лами 200 морских миль от исходных линий, претендуя на тер­риторию вплоть до Северного полюса. Однако Комиссия посчи­тала представленные российскими экспертами материалы не полностью отвечающими ее требованиям и предложила допол­нить новыми данными 1.


Таким образом, правовой режим Арктики достаточно сложен. С одной стороны, как на часть мирового океана на Северный Ледовитый океан распространяются соответству­ющие международно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Чикагскую конвенцию о граж­данской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и пр. С другой стороны, важное значение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой право придерживать­ся традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каж­дой из этих стран, нашедших отражение в национальных пра­вовых нормах. В отсутствие универсального или регионально­го договора, определяющего международно-правовой режим Ар­ктики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров, имеющих непосредственное


в том числе к предотвращению загрязнения морской сре­ды (их около 80), о сложившейся системе международно-пра­вового регулирования Арктического региона говорить рано.

Весьма важным шагом в развитии судоходства в водах Арктики стало принятие в 2002 г. Международной морской организацией рекомендательного Руководства по эксплуата­ции судов в арктических водах, покрытых льдом (Арктическо­го руководства), направленного на обеспечение безопасности судоходства и предотвращения загрязнения в результате дея­тельности судов в полярных водах.

В 1996 г. в Оттаве была подписана Декларация об учреж­дении Арктического Совета — новой региональной междуна­родной организации, куда вошли 8 арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финлян­дия, Швеция). Среди целей Арктического Совета:

  • осуществление сотрудничества, координации и взаимодей­
    ствия арктических государств при активном участии корен­
    ных народов Севера и других жителей Арктики по общеар­
    ктическим вопросам;

  • контроль и координация выполнения экологических про­
    грамм;

  • разработка, координация и контроль выполнения программ
    устойчивого развития;

  • распространение информации, поощрение интереса и образо­
    вательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.
    Арктический Совет не будет заниматься проблемами воен­
    ной безопасности и демилитаризации Арктики.

Особенностью структуры Арктического Совета является включение в нее в статусе «постоянных участников» предста­вителей неправительственных организаций коренных народов Севера.

В мае 2008 г. министры иностранных дел пяти приаркти-ческих государств — Дании, России, Норвегии, США и Кана­ды — на встрече в г. Иллулисат приняли Декларацию, в кото­рой еще раз подтвердили приверженность сторон существую­щим договорам и правилам, включая Конвенцию ООН по мор­скому праву 1982 г., которые регламентируют поведение в ре­гионе, и подчеркнули, что «нет необходимости установления специально правового режима» для Северного Ледовитого оке-


государства подчеркнули свою особую от­ветственность и способность обеспечивать эффективные меха­низмы мониторинга и защиты морской экологии, безопасности судоходства на основе национального законодательства и меж­дународных норм.

Арктика как наследие «холодной» войны - милитаризо­ванное и нуклеаризованное ставит целый комплекс сложных политических, правовых и экономических вопросов. Для их решения необходим поиск взаимоприемлемого компромисса между интересами приарктических государств и всего мирового сообщества, что, как показывает практика, непросто.

5.3. Антарктика

Антарктида — материк в центре Антарктики, общей пло­щадью 13975 тыс. км2 (включая шельфовые ледники и остро­ва), причем свыше 99 % территории покрыто льдом. Антарк­тика — южная полярная область земного шара, включающая помимо Антарктиды, прилегающие к ней участки Атлантичес­кого, Индийского и Тихого океанов с морями, а также лежа­щие в субантарктических водах острова: Юж. Георгия, Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские, Юж. Шетлендские и др. Гра­ница Антарктики проходит в пределах 48-60 ю.ш.1

Антарктида — единственный земной материк, на котором отсутствует постоянное население, что объясняется климати­ческими особенностями: в восточной Антарктиде находится полюс холода Земли, где была зарегистрирована самая низкая на планете температура: -89,2 °С. Средние температуры зим­них месяцев от -60 до -70 °С, летних от -30 до -50 °С, на побережье зимой от -8 до -35 °С, летом 0-5 °С.

Антарктида была открыта 28 января 1820 г. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Предположительно первый флаг своей дер­жавы установил француз, Дюмон-д'Юрвиль. Первыми, 24 ян­варя 1895 г., на землю материка вступили капитан норвежс­кого промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, преподаватель естественных наук Карлстен Борхг-рёвинк, который собрал образцы минералов, увидел и описал

антарктический лишайник. То есть чуть более 100 лет назад данного материка для человечества не существовало.

Первая половина XX в. была посвящена изучению побере­жья и внутренних областей материка. В декабре 1911 г. экс­педиция норвежца Р. Амундсена и через месяц, в январе 1912 г. экспедиция британца Р. Скотта достигли Южного полюса. Пер­вый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 г. американский полярный исследователь, адмирал Р. Бэрд. В ноябре 1929 г. он на самолете достиг Южного полюса. В 1928—1947 гг. под его руководством было осуществлено че­тыре крупные экспедиции в Антарктику (в самой крупной, чет­вертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследо­вания, подтверждено наличие в Антарктиде крупных место­рождений каменного угля.

В 40-50-е гг. XX в. начинали создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибреж­ных районов. Особый вклад в этот процесс внес Международ­ный геофизический год (1957-1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам. На 1991 г. в Ан­тарктике работало 48 станций. На круглогодичных антаркти­ческих станциях живут и работают от 1000 до 4000 человек. На континенте действуют свои радио- и телестанция для аме­риканских полярников. В последние годы континент стал объек­том туризма.


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1104 утверждена Государственная целевая программа «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических эк­спедиций на 2007—2010 гг. и на период до 2015 г.»1, согласно которой будут осуществляться полярные исследования и ко­торая предусматривает создание первой белорусской антарк­тической станции.

Территориальные притязания на Антарктиду начали выд­вигаться различными государствами параллельно с исследова­тельской деятельностью. Претензии были выдвинуты

Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норве­гией, Францией, Чили. Например, Норвегия претендует на тер­риторию, превышающую свою собственную почти в десять раз, включая остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгау­зена-Лазарева. Австралия считает своей почти половину Ан­тарктиды, куда вклинивается «французская» ЗемляАдели. Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту лее террито­рию — Антарктический полуостров, который они по-разному называют.

Международный геофизический год показал плодотворность совместного исследования Антарктики и, основываясь на этом опыте, США предложили созвать конференцию для принятия Договора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г. Закончилась она подписа­нием бессрочного Договора об Антарктике, который всту­пил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписа­ли 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Фран­ция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Дого­вору об Антарктике 27 декабря 2006 г.

Договор распространяется на район южнее 60-й параллели ю.ш., включая все шельфовые ледники. Согласно Договору Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреп­лений, проведение военных маневров, а также испытания лю­бых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается использование военного персонала или ос­нащения. Помимо демилитаризации и нейтрализации Антарк­тики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике зап­рещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов.

Режим Антарктики базируется на принципе свободы науч­ных исследований и сотрудничестве в этих целях. В частно­сти, государства обязуются производить обмен:

1) информацией относительно планов научных работ в Антар­ктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;

  1. научным персоналом в Антарктике между экспедициями и
    станциями;

  2. данными и результатами научных наблюдений в Антаркти­
    ке и обеспечивать свободный доступ к ним.


В сущности, договор объявляет Антарктику международ­ной научной лабораторией.

Достаточно оригинально была решена проблема террито­риальных претензий. Согласно ст. IV Договора его положения не должны толковаться как:

«а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заяв­ленных прав или претензий на территориальный суверени­тет в Антарктике;

  1. отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой осно­
    вы для претензии на территориальный суверенитет в Ан­
    тарктике или сокращение этой основы, которую она может
    иметь в результате ее деятельности или деятельности ее
    граждан в Антарктике или по другим причинам;

  2. наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сто­
    рон в отношении признания или непризнания ею права или
    претензии, или основы для претензии любого другого госу­
    дарства на территориальный суверенитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Ника­кая новая претензия или расширение существующей пре­тензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».

То есть существовавшие на 1959 г. территориальные пре­тензии «замораживаются», а вся последующая деятельность на основе данного договора не может быть основанием для новых претензий.

Для контроля соблюдения положений Договора предусмат­ривается возможность инспекций. Наблюдатели, проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих их госу­дарств, их фамилии сообщаются каждому государству-участни­ку. Назначенные таким образом наблюдатели имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы

Тема №14 «Механизм разрешения споров в международном праве


План лекции:

Введение

  1. Понятие и классификация международных споров.

  2. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров.

  3. Арбитражная процедура разрешения международных споров.

  4. Международное судебное разбирательство.

  5. Механизм разрешения споров в рамках региональных международных организаций.


§ 1. Понятие и классификация международных

споров

1.

Поддержание международного мира и безопасности являет­ся важнейшей задачей современного международного права,

что выражается в одном из основополагающих принципов меж­дународного правапринципе мирного разрешения междуна­родных споров.

Особая значимость принципа мирного разреше­ния споров для международного сообщества подтверждается тем, что он закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права.

Ему также специально посвящен целый ряд деклараций, принятых в фор­ме резолюций ГА ООН, среди которых необходимо выделить