ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6277
Скачиваний: 5
-
составление
общего плана основных работ в интересах
судо
ходства
на базе предложений и проектов придунайских
го
сударств;
- установление единой системы навигационной путевой обстановки на всем судоходном течении Дуная, а также, с учетом специфических условий отдельных участков, основных положений о плавании по Дунаю, включая основные положения лоцманской службы;
-
унификация правил речного надзора;
-
координация гидрометеорологической службы на Дунае, из
дание для Дуная единого гидрологического бюллетеня и гид
рологических прогнозов, краткосрочных и долгосрочных;
- статистика судоходства на Дунае;
— издание
справочников, лоций, навигационных карт
и атла
сов
для нужд судоходства.
Судоходство на Дунае осуществляется согласно правилам, установленным соответствующими придунайскими странами, по территории которых протекает Дунай, а в тех районах, где берега Дуная принадлежат двум разным государствам, — согласно правилам, установленным по соглашению между этими государствами. Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с соблюдением правил, установленных соответствующими придунайскими государствами, заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные операции, посадку и высадку пассажиров, а также пополнять запасы топлива, предметов снабжения и т.д.
Прибрежное государство осуществляет суверенитет над участком международной реки, протекающим по его территории с ограничениями, устанавливаемыми соглашением прибрежных государств и современным международным правом, которое регулирует также несудоходное использование международных рек для целей ирригации, гидроэнергетики, рыболовства
сплава, сброса отходов и т.п. Государства должны исходить из принципов разумного и справедливого использования вод и непричинения существенного трансграничного ущерба иным прибрежным государствам.
После распада СССР международными стали многие реки, протекающие по территории Беларуси, например, Неман, Днепр, Буг, Западная Двина. Однако пока специальных международных соглашений по данным рекам Беларусью не заключено.
В 2008 г. Республика Беларусь присоединилась к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения 1996 г., направленному на облегчение и развитие в Европе международных перевозок внутренним водным транспортом. Данное Соглашение представляет собой согласованный план развития и строительства «сети внутренних водных путей международного значения», куда входят внутренние водные пути и порты международного значения, указанные в приложениях к Соглашению. На основании данного Соглашения всем внутренним водным путям международного значения присуждаются двух-, четырех- или шестизначные номера. Так, путь [река Висла от Гданьска до Варшавы — Брест] - Пинск -река Днепр через Киев до Херсона имеет номер Е 40 (в квадратных скобках приведены участки водных путей, которые в настоящее время не существуют, но которые включены в программы развития инфраструктуры). Среди перечисляемых в Приложении к Соглашению портов внутреннего плавания международного значения, к сожалению, белорусских портов нет.
21 апреля 2003 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, принятой 17 марта 1992 г. в г. Хельсинки. Согласно Конвенции трансграничные воды — это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких границах; в тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.
Основной задачей Конвенции является предотвращение и минимизация последствий трансграничного воздействия которым понимаются любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которой расположен полностью или частично в районе, находящемся под юрисдикцией того или иного государства-участника, для окружающей среды в районе, находящемся под юрисдикцией другого государства-участника. К числу таковых для окружающей среды относятся последствия для здоровья и безопасности человека, флоры, фауны, почвы, воздуха, вод, климата, ландшафта и исторических памятников или других материальных объектов. Государства берут на себя обязанность принимать все меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия, включая ограничение загрязнения вод, использование трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера, сохранение и, когда это необходимо, восстановление экосистем.
Конвенция базируется на следующих принципах:
-
принятие мер предосторожности, в соответствии с кото
рым меры по предупреждению возможного трансграничного
воздействия утечки опасных веществ не должны отклады
ваться на том основании, что научные исследования не ус
тановили в полной мере причинно-следственной связи между
этими веществами, с одной стороны, и возможным транс
граничным воздействием — с другой; -
«загрязнитель платит», в соответствии с которым расхо
ды, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и
сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем; -
«равенство поколений», по которому управление водными
ресурсами осуществляется таким образом, чтобы потребнос
ти нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для
возможности будущих поколений удовлетворять свои соб
ственные потребности.
Конвенция предусматривает проведение консультаций между прибрежными государствами для развития сотрудничества по вопросам, охватываемым ее положениями, на основе взаимности, доброй воли и добрососедства по просьбе любого такого государства.
Прибрежные государства обязаны незамедлительно информировать друг друга о любой критической ситуации, которая
может стать причиной трансграничного воздействия. В случае возникновения критической ситуации прибрежные государства оказывают по запросу взаимную помощь, включая при необходимости упрощение пограничных формальностей.
Особо отмечается обязанность прибрежных государств обеспечить информирование общественности о состоянии трансграничных вод и мерах, принимаемых или планируемых с целью предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия, а также об эффективности этих мер. В частности, общественности предоставляется информация о целевых показателях качества воды, результатах взятия проб воды и стоков, осуществляемого с целью мониторинга и оценки, а также результатах проверки соблюдения целевых показателей качества воды.
Для описания мер, которые должны предприниматься прибрежными государствами, Конвенция использует термин «наилучшая имеющаяся технология», который означает последние достижения в разработке процессов, установок или эксплуатационных методов, доказавших практическую пригодность в качестве конкретной меры для ограничения сбросов, выбросов и отходов. При определении того, представляют ли собой процессы, установки или эксплуатационные методы наилучшую имеющуюся технологию в целом или в каждом отдельном случае, особо учитываются:
а) сравнимые
процессы, установки или эксплуатационные
ме
тоды,
успешно опробованные в последнее время;
б) технический
прогресс и изменения в научных знаниях
и
понимании
проблем;
в) возможность
применения такой технологии с
экономичес
кой
точки зрения;
г) временные
рамки для установки оборудования, как
на но
вых, так и на существующих
предприятиях;
д) характер и объем соответствующих сбросов и стоков;
е) малоотходная и безотходная технология.
Таким образом, наилучшая имеющаяся технология для конкретного процесса будет со временем претерпевать изменения под воздействием технического прогресса
В отношении ответственности за загрязнение положения Конвенции уточняются пока не вступившим в силу Протоколом о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды, 2003 г. Протокол применяется к ущербу, причиненному в результате трансграничного воздействия промышленной аварии на трансграничные воды, понесенному в государстве, не являющемся государством, в котором произошла промышленная авария. Для целей Протокола «ущерб» означает:
-
гибель людей или телесное повреждение;
-
утрату или повреждение имущества, иного, чем имущество
лица, несущего ответственность в соответствии с Протоко
лом; -
утрату дохода, непосредственно вытекающую из ущерба обес
печенным правовой защитой интересам, связанным с лю
бым использованием трансграничных вод в экономических
целях; -
затраты на меры по восстановлению пострадавших транс
граничных вод, ограниченные затратами на меры, которые
фактически приняты или должны быть приняты.
Такой ущерб должен быть причинен «промышленной аварией», т.е. событием, происшедшим в результате выхода из-под контроля опасной деятельности:
-
на предприятии, включая резервуары для опасных промыш
ленных отходов, например, в процессе производства, исполь
зования, хранения, обработки или удаления; -
при транспортировке в зоне проведения опасной деятельно
сти;
-
в ходе транспортировки по трубопроводам за пределы объекта.
Протокол исходит из концепции абсолютной
или способствовало его причинению, размер компенсации может быть уменьшен или в ней может быть отказано с учетом-всех существующих обстоятельств. Любое лицо несет ответственность за ущерб, который оно причинило или которому способствовало своими умышленными, халатными или небрежными действиями или бездействием.
Протокол устанавливает пределы материальной ответственности исходя из категорий опасной деятельности. В зависимости от токсичности опасных веществ и их концентрации по сравнению с пороговыми количествами, опасная деятельность делится на три категории: А, В и С. Пределы ответственности рассчитываются в специальных правах заимствования (далее -СПЗ) МВФ и устанавливаются на уровне 10 млн. СПЗ при опасной деятельности категории А и 40 млн. СПЗ при деятельности категорий В и С.
Для обеспечения выплат в случае ущерба Протокол предусматривает минимальные пределы финансового обеспечения, которые обеспечиваются страховыми полисами, гарантиями исполнения или другими финансовыми гарантиями, включая финансовые механизмы, предоставляющие компенсацию в случае неплатежеспособности. Минимальные пределы финансового обеспечения для трех категорий опасной деятельности исходят из 2,5 млн. СПЗ для опасной деятельности категории А и 10 млн. СПЗ для категорий В и С.
Протокол устанавливает сроки исковой давности: три года с того момента, когда истцу стало известно или, как можно разумно предположить, должно было стать известно об ущербе и о лице, несущем за него ответственность, при условии, что с даты промышленной аварии прошло не более пятнадцати лет.
Иски о компенсации в соответствии с Протоколом могут предъявляться лишь в судах того государства, где:
а) был нанесен ущерб;
б) произошла промышленная авария;
в) ответчик
имеет обычное место жительства или,
если ответ
чиком
является компания или другое юридическое
лицо
или
ассоциация физических или юридических
лиц, — основ
ное место его
деятельности, зарегистрированную
штаб-квар
тиру
или место нахождения центрального
§ 5. Правовой режим Арктики и Антарктики
5.1. Общие положения
Планета Земля имеет два противолежащих региона - полярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географических характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, относится к международным пространствам на основании системы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.
5.2. Арктика
В научной литературе приводится много определений Арктики вследствие большого количества критериев, которые необходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos — северный) - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Ее площадь — около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северный полярный круг (66°32" с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почти половина — площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом) 1.
Арктика - место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны как кратчайший путь между двумя супердержавами и до сих пор Северный Ледовитый океан является наиболее милитаризованным пространством, где активно задействованы военные суда и подводные лодки, в том числе атомные. Кроме того, Арктика характеризуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных
ресурсов1. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.
Огромную роль в освоении Арктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линии Северный морской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России в Арктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства. Продолжительность навигации на СМП составляет от 2 до 4 месяцев, однако при помощи ледоколов на отдельных участках она продлевается несколько дольше. В последние годы геополитическое значение СМП возросло в силу ряда факторов. Во-первых, повысился интерес к коммерческому использованию СМП для перевозки грузов между портами Европы и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Во-вторых, Россия активно экспортирует нефть и газ, в том числе из северных месторождений, СМП — это дешевый путь к ресурсам российского севера.
Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть применимы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, рыболовства, исследований. Статьей 234 Конвенции 1982 г. предусматривает возможность особого регулирования районов, большую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды. Полярные области — экологически очень хрупкий регион. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая определяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические и биологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняется там несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах. Именно защитой окружающей среды арктических районов приарктические государства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».