ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6177

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- составление общего плана основных работ в интересах судо­
ходства на базе предложений и проектов придунайских го­
сударств;

- установление единой системы навигационной путевой обстановки на всем судоходном течении Дуная, а также, с учетом специфических условий отдельных участков, основ­ных положений о плавании по Дунаю, включая основные положения лоцманской службы;

  • унификация правил речного надзора;

  • координация гидрометеорологической службы на Дунае, из­
    дание для Дуная единого гидрологического бюллетеня и гид­
    рологических прогнозов, краткосрочных и долгосрочных;

- статистика судоходства на Дунае;

издание справочников, лоций, навигационных карт и атла­
сов для нужд судоходства.

Судоходство на Дунае осуществляется согласно правилам, установленным соответствующими придунайскими странами, по территории которых протекает Дунай, а в тех районах, где берега Дуная принадлежат двум разным государствам, — со­гласно правилам, установленным по соглашению между этими государствами. Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с со­блюдением правил, установленных соответствующими приду­найскими государствами, заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные операции, посадку и высадку пас­сажиров, а также пополнять запасы топлива, предметов снаб­жения и т.д.

Прибрежное государство осуществляет суверенитет над уча­стком международной реки, протекающим по его территории с ограничениями, устанавливаемыми соглашением прибрежных государств и современным международным правом, которое регулирует также несудоходное использование международных рек для целей ирригации, гидроэнергетики, рыболовства

сплава, сброса отходов и т.п. Государства должны исходить из принципов разумного и справедливого использования вод и непричинения существенного трансграничного ущерба иным прибрежным государствам.

После распада СССР международными стали многие реки, протекающие по территории Беларуси, например, Неман, Днепр, Буг, Западная Двина. Однако пока специальных международ­ных соглашений по данным рекам Беларусью не заключено.

В 2008 г. Республика Беларусь присоединилась к Европей­скому соглашению о важнейших внутренних водных путях меж­дународного значения 1996 г., направленному на облегчение и развитие в Европе международных перевозок внутренним вод­ным транспортом. Данное Соглашение представляет собой со­гласованный план развития и строительства «сети внутренних водных путей международного значения», куда входят внутрен­ние водные пути и порты международного значения, указанные в приложениях к Соглашению. На основании данного Соглаше­ния всем внутренним водным путям международного значения присуждаются двух-, четырех- или шестизначные номера. Так, путь [река Висла от Гданьска до Варшавы — Брест] - Пинск -река Днепр через Киев до Херсона имеет номер Е 40 (в квадрат­ных скобках приведены участки водных путей, которые в на­стоящее время не существуют, но которые включены в про­граммы развития инфраструктуры). Среди перечисляемых в Приложении к Соглашению портов внутреннего плавания меж­дународного значения, к сожалению, белорусских портов нет.


21 апреля 2003 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции по охране и использованию трансграничных во­дотоков и международных озер, принятой 17 марта 1992 г. в г. Хельсинки. Согласно Конвенции трансграничные воды — это любые поверхностные или подземные воды, которые обо­значают, пересекают границы между двумя или более государ­ствами или расположены на таких границах; в тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположен­ными на линии малой воды на их берегах.

Основной задачей Конвенции является предотвращение и минимизация последствий трансграничного воздействия которым понимаются любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансгранич­ных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которой расположен полностью или частично в рай­оне, находящемся под юрисдикцией того или иного государ­ства-участника, для окружающей среды в районе, находящем­ся под юрисдикцией другого государства-участника. К числу таковых для окружающей среды относятся последствия для здоровья и безопасности человека, флоры, фауны, почвы, возду­ха, вод, климата, ландшафта и исторических памятников или других материальных объектов. Государства берут на себя обя­занность принимать все меры для предотвращения, ограниче­ния и сокращения любого трансграничного воздействия, вклю­чая ограничение загрязнения вод, использование трансгранич­ных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера, сохранение и, когда это необхо­димо, восстановление экосистем.

Конвенция базируется на следующих принципах:

  1. принятие мер предосторожности, в соответствии с кото­
    рым меры по предупреждению возможного трансграничного
    воздействия утечки опасных веществ не должны отклады­
    ваться на том основании, что научные исследования не ус­
    тановили в полной мере причинно-следственной связи между
    этими веществами, с одной стороны, и возможным транс­
    граничным воздействием — с другой;

  2. «загрязнитель платит», в соответствии с которым расхо­
    ды, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и
    сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем;

  3. «равенство поколений», по которому управление водными
    ресурсами осуществляется таким образом, чтобы потребнос­
    ти нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для
    возможности будущих поколений удовлетворять свои соб­
    ственные потребности.

Конвенция предусматривает проведение консультаций меж­ду прибрежными государствами для развития сотрудничества по вопросам, охватываемым ее положениями, на основе взаим­ности, доброй воли и добрососедства по просьбе любого такого государства.


Прибрежные государства обязаны незамедлительно инфор­мировать друг друга о любой критической ситуации, которая

может стать причиной трансграничного воздействия. В случае возникновения критической ситуации прибрежные государства оказывают по запросу взаимную помощь, включая при необхо­димости упрощение пограничных формальностей.

Особо отмечается обязанность прибрежных государств обес­печить информирование общественности о состоянии трансгра­ничных вод и мерах, принимаемых или планируемых с целью предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия, а также об эффективности этих мер. В частности, общественности предоставляется информация о целевых пока­зателях качества воды, результатах взятия проб воды и сто­ков, осуществляемого с целью мониторинга и оценки, а также результатах проверки соблюдения целевых показателей каче­ства воды.

Для описания мер, которые должны предприниматься при­брежными государствами, Конвенция использует термин «наи­лучшая имеющаяся технология», который означает последние достижения в разработке процессов, установок или эксплуата­ционных методов, доказавших практическую пригодность в качестве конкретной меры для ограничения сбросов, выбросов и отходов. При определении того, представляют ли собой про­цессы, установки или эксплуатационные методы наилучшую имеющуюся технологию в целом или в каждом отдельном случае, особо учитываются:

а) сравнимые процессы, установки или эксплуатационные ме­
тоды, успешно опробованные в последнее время;

б) технический прогресс и изменения в научных знаниях и
понимании проблем;

в) возможность применения такой технологии с экономичес­
кой точки зрения;

г) временные рамки для установки оборудования, как на но­
вых, так и на существующих предприятиях;

д) характер и объем соответствующих сбросов и стоков;

е) малоотходная и безотходная технология.

Таким образом, наилучшая имеющаяся технология для конкретного процесса будет со временем претерпевать измене­ния под воздействием технического прогресса

В отношении ответственности за загрязнение положения Конвенции уточняются пока не вступившим в силу Протоко­лом о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды, 2003 г. Протокол применя­ется к ущербу, причиненному в результате трансграничного воздействия промышленной аварии на трансграничные воды, понесенному в государстве, не являющемся государством, в ко­тором произошла промышленная авария. Для целей Прото­кола «ущерб» означает:

  1. гибель людей или телесное повреждение;

  2. утрату или повреждение имущества, иного, чем имущество
    лица, несущего ответственность в соответствии с Протоко­
    лом;

  3. утрату дохода, непосредственно вытекающую из ущерба обес­
    печенным правовой защитой интересам, связанным с лю­
    бым использованием трансграничных вод в экономических
    целях;

  4. затраты на меры по восстановлению пострадавших транс­
    граничных вод, ограниченные затратами на меры, которые
    фактически приняты или должны быть приняты.


Такой ущерб должен быть причинен «промышленной ава­рией», т.е. событием, происшедшим в результате выхода из-под контроля опасной деятельности:

  • на предприятии, включая резервуары для опасных промыш­
    ленных отходов, например, в процессе производства, исполь­
    зования, хранения, обработки или удаления;

  • при транспортировке в зоне проведения опасной деятельно­
    сти;

  • в ходе транспортировки по трубопроводам за пределы объекта.

Протокол исходит из концепции абсолютной

или способствовало его причинению, размер компенсации мо­жет быть уменьшен или в ней может быть отказано с учетом-всех существующих обстоятельств. Любое лицо несет ответ­ственность за ущерб, который оно причинило или которому способствовало своими умышленными, халатными или небреж­ными действиями или бездействием.

Протокол устанавливает пределы материальной ответствен­ности исходя из категорий опасной деятельности. В зависи­мости от токсичности опасных веществ и их концентрации по сравнению с пороговыми количествами, опасная деятельность делится на три категории: А, В и С. Пределы ответственности рассчитываются в специальных правах заимствования (далее -СПЗ) МВФ и устанавливаются на уровне 10 млн. СПЗ при опасной деятельности категории А и 40 млн. СПЗ при дея­тельности категорий В и С.

Для обеспечения выплат в случае ущерба Протокол предус­матривает минимальные пределы финансового обеспечения, которые обеспечиваются страховыми полисами, гарантиями исполнения или другими финансовыми гарантиями, включая финансовые механизмы, предоставляющие компенсацию в слу­чае неплатежеспособности. Минимальные пределы финансово­го обеспечения для трех категорий опасной деятельности ис­ходят из 2,5 млн. СПЗ для опасной деятельности категории А и 10 млн. СПЗ для категорий В и С.

Протокол устанавливает сроки исковой давности: три года с того момента, когда истцу стало известно или, как можно разумно предположить, должно было стать известно об ущербе и о лице, несущем за него ответственность, при условии, что с даты промышленной аварии прошло не более пятнадцати лет.

Иски о компенсации в соответствии с Протоколом могут предъявляться лишь в судах того государства, где:

а) был нанесен ущерб;

б) произошла промышленная авария;

в) ответчик имеет обычное место жительства или, если ответ­
чиком является компания или другое юридическое лицо
или ассоциация физических или юридических лиц, — основ­
ное место его деятельности, зарегистрированную штаб-квар­
тиру или место нахождения центрального



§ 5. Правовой режим Арктики и Антарктики

5.1. Общие положения

Планета Земля имеет два противолежащих региона - по­лярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географичес­ких характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, от­носится к международным пространствам на основании систе­мы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.


5.2. Арктика

В научной литературе приводится много определений Арк­тики вследствие большого количества критериев, которые не­обходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos северный) - северная полярная область Земли, вклю­чающая окраины материков Евразия и Северная Америка, по­чти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме при­брежных островов Норвегии), а также прилегающие части Ат­лантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики со­впадает с южной границей зоны тундры. Ее площадь — около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северный полярный круг (66°32" с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почти половина — площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом) 1.

Арктика - место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны как кратчайший путь между двумя супердержавами и до сих пор Северный Ледови­тый океан является наиболее милитаризованным простран­ством, где активно задействованы военные суда и подводные лодки, в том числе атомные. Кроме того, Арктика характери­зуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных

ресурсов1. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.

Огромную роль в освоении Арктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линии Северный мор­ской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России в Арктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства. Продолжительность навигации на СМП составляет от 2 до 4 месяцев, однако при помощи ледоколов на отдельных участках она продлевается несколько дольше. В последние годы геополитическое значе­ние СМП возросло в силу ряда факторов. Во-первых, повысил­ся интерес к коммерческому использованию СМП для перевоз­ки грузов между портами Европы и странами Азиатско-тихо­океанского региона. Во-вторых, Россия активно экспортирует нефть и газ, в том числе из северных месторождений, СМП — это дешевый путь к ресурсам российского севера.

Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть примени­мы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, ры­боловства, исследований. Статьей 234 Конвенции 1982 г. пре­дусматривает возможность особого регулирования районов, боль­шую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды. Полярные области — экологически очень хрупкий регион. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая опреде­ляющее влияние на планетарный климат, глобальные геофи­зические и биологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняется там несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах. Именно защитой окру­жающей среды арктических районов приарктические государ­ства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».