ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6276

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Линия государственной границы между Республикой Бе­ларусь и Литовской Республикой проходит от стыка границ Республики Беларусь, Литовской Республики и Латвийской Республики общим направлением на юго-запад через озеро Дрис-вяты, по реке Опивардка, через озера Опиварда и Прутас, за­тем по реке Диена в восточном направлении и далее до желез­нодорожной станции Гадутишки. Далее проходит на север от белорусского населенного пункта Лынтупы, пересекает шос­се Молодечно—Вильнюс на восток от литовского населенного пункта Шумшкас, огибает с востока, юга и запада район ли­товского населенного пункта Девянишкес, затем пересекает шоссе Лида-Вильнюс на север от белорусского населенного пункта Бенякони и далее проходит по реке Шальча. Затем идет на юг от литовского города Эйшишкес, далее по реке Начка, огибает с юга литовский населенный пункт Дубичай, выходит к истоку реки Катра и далее по ней, а затем через озера Груда и Дуб. Далее пересекает железную дорогу Гродно-Вильнюс у остановочного пункта Сенава, а железную дорогу на Друскининкай пересекает на север от станции Поречье, откуда идет на запад до реки Неман и вверх по ней против течения, а затем по реке Мариха до стыка белорусско-литов­ско-польской границы».

На основании договора специально создаваемая паритет­ная комиссия производит демаркацию, т.е. установление на местности отличительных пограничных знаков (столбы, буи), с

их подробным описанием в протоколах (на каждый знак) и отражением на карте, которые также являются неотъемлемой частью договора о границе. Периодически может возникать не­обходимость обновлять и восстанавливать поврежденные и ут­раченные знаки, т.е. осуществить редемаркацию, которая так­же производится паритетной комиссией.

Поскольку граница очерчивает всю государственную тер­риторию, она представляет собой своеобразный конус, упира­ющийся вершиной в центр Земли с основанием на высоте 100— 110 км над поверхностью Земли.

В международно-правовой доктрине выделяют различные виды государственных границ: по географическому признаку различают сухопутные, водные и воздушные.

Водные границы, в свою очередь, делятся на речные, озер­ные, морские, границы других водоемов. По рекам граница может проходить по середине русла реки (если река несудоход­ная), на судоходных реках — по тальвегу, т.е. линии наиболь­ших глубин, или по середине главного фарватера; реже грани­ца проводится по одному из берегов реки. На озерах и иных водоемах граница чаще всего проходит по прямой линии, со­единяющей выходы сухопутной границы к водоему. Морская граница проходит по внешней линии территориального моря государства, которое согласно ст. 3 Конвенции ООН по морс­кому праву 1982 г. не может превышать 12 морских миль от линии наибольшего отлива либо по линии размежевания тер­риториальных вод смежных или противолежащих государств.


Воздушные границы — это воображаемые плоскости, вос­становленные вертикально к сухопутной и водной границам до высоты 100-110 км, определяющие пределы государствен­ного воздушного пространства.

Границы проводятся различными способами, в зависимости от географических и исторических факторов. Старейшими яв­ляются орографические границы, проходящие по наиболее за­метным точкам рельефа местности (реки, горы). Проведение геометрических границ — по прямым линиям, соединяющим определенные точки, невзирая на особенности рельефа, может повлечь негативные последствия для населения, проживающе­го на территории и исторически обычно учитывающего особен­ности местности. С такой проблемой сталкиваются

чески все бывшие колонии, особенно африканские. С одной стороны, границы, проведенные метрополиями, не учитывают этнический состав населения, с другой стороны, в силу прин­ципа uti possidetis эти границы обязательны для бывших ко­лоний. Редко используют разновидность геометрических гра­ниц, т.н. астрономические границы, проходящие по меридиа­нам или параллелям.

Государственная граница как предел государственной тер­ритории подлежит особой охране.

Режим государственной границы устанавливается нацио­нальным законодательством, в частности, в Республике Бела­русь — Законом Республики Беларусь «О Государственной гра­нице Республики Беларусь» и международными договорами Беларуси с сопредельными государствами. Режим границы оп­ределяет правила содержания границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения грузов, товаров и животных, плавания и пребывания невоенных и военных плав­средств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объек­тов, принадлежащих Республике Беларусь, разрешения инци­дентов, связанных с нарушением режима.

Частью режима государственной границы является опреде­ление пограничной зоны, которая устанавливается, как прави­ло, в пределах прилегающей к государственной границе терри­тории района, города, поселка, сельсовета. В состав погранич­ной зоны (там, где она устанавливается) включаются также принадлежащая Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов. В пограничную зону могут не включаться территории санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, а также места массового отдыха, водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. Пределы пограничной зоны определяются решениями областных испол­нительных комитетов по представлению Государственного ко­митета пограничных войск и обозначаются предупреждающи­ми знаками.

Созданию необходимых условий для охраны пограничной зоны способствует пограничный режим (его следует отличать от режима государственной границы), который распространя­ется на нее и включает правила:



  • въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;

  • производства работ в пограничной зоне;

  • учета и содержания плавсредств в портах и иных пунктах
    базирования, их плавания и нахождения во внутренних во­
    дах Беларуси в пределах пограничной зоны и в принадле­
    жащей Республике Беларусь части иод пограничных рек,
    озер и иных водных объектов.

В частности, въезд в пограничную зону лицам, не прожива­ющим в ней постоянно, осуществляется на основании доку­ментов, удостоверяющих личность, при наличии документов, подтверждающих уплату государственной пошлины либо до­кументов, на основании которых въезд (вход), временное пре­бывание и передвижение в пограничной зоне разрешены без уплаты государственной пошлины. Контроль соблюдения по­граничного режима совместно осуществляют органы внутрен­них дел и пограничные войска.

Пограничная полоса — это полоса местности, непосредственно прилегающая к государственной границе на ее сухопутных уча­стках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха местного населения.

Следует отметить, что расхожее обывательское выражение «ничейная» или «нейтральная» полоса полностью не соответ­ствует международно-правовому регулированию установления границ: между территориями государств не может быть ничей­ной земли. Вероятно, данное заблуждение принимает за ни­чейную зону т.н. полосу крепления границы - участок местно­сти, прилегающий непосредственно к границе и предназначен­ный для ее обозначения на местности и обеспечения ее надле­жащего содержания.

Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима государственной границы и урегулирования пограничных ин­цидентов, согласно Закону Республики Беларусь «О Государ­ственной границе Республики Беларусь», Советом Министров Республики Беларусь из числа офицеров пограничных войск назначаются пограничные уполномоченные, если инциденты не урегулированы пограничными уполномоченными,

После распада СССР и провозглашения независимости Бе­ларусь обрела границы с пятью государствами: Польшей, Лат­вией, Литвой, Россией и Украиной. Из этих пяти государств, четыре - бывшие советские республики, границы с которыми -это бывшие административные границы СССР.

Закон «О Государственной границе Республики Беларусь» предполагает, что, исходя из характера отношений Республи­ки Беларусь с сопредельным государством, на отдельных учас­тках государственной границы пограничная зона и погранич­ная полоса могут не устанавливаться. Соответственно режим границ современной Беларуси отличается на разных участках. Так, на границе с Россией нет пограничного контроля, т.е. действует принцип беспрепятственного перемещения людей и грузов между странами. На белорусско-украинской границе действует пограничный и таможенный контроль, но ограниче­ний по ее пересечению (например, визовых) нет.


Республикой Беларусь и Российской Федерацией в 1995 г. был заключен Договор о совместных усилиях по охране госу­дарственной границы Республики Беларусь, где под государ­ственной границей Беларуси для целей данного договора по­нимают границу с Латвийской Республикой, Литовской Рес­публикой и Республикой Польша. Кроме того, в рамках СНГ действует Договор о сотрудничестве в охране границ государств -участников СНГ с государствами, не входящими в Содруже­ство, 1995 г.

Полноценная граница существует между Беларусью и Лат­вией, Беларусью и Литвой на основании Договора об установ­лении государственной границы между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой 1995 г. и Договора о белорусско-литовской государственной границе 1996 г. Белорусско-польская граница как наследница советско-польской границы также включает все аспекты режима государственной границы.

Приграничное сотрудничество Республики Беларусь осу­ществляется в нескольких формах. На двусторонней основе заключаются соглашения, как, например, Договор между Рес­публикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве 1992 г. или Соглашение о со-

приграничных областей Республики Беларусь и Украины 1997 г., призванные упростить приграничное сотруд­ничество и развивать хозяйственные, культурные и другие свя­зи в приграничных областях, способствовать созданию благо­приятных условий для развития экономических, гуманитар­ных и других отношений между приграничными областями.

Многостороннее приграничное сотрудничество осуществ­ляется, в частности, в рамках концепции «еврорегионов», ко­торая сформулирована в принятой СЕ Европейской конвенции по трансграничному сотрудничеству 1980 г. Согласно этому документу еврорегионы - это трансграничные территории, со­стоящие из нескольких административно-территориальных еди­ниц двух или более государств, образующиеся на основе взаим­ных интересов в области экономики, охраны природы, культу­ры и спорта. Субъектами сотрудничества приграничных регио­нов различных европейских стран являются органы местного самоуправления и государственной администрации, действую­щие в рамках национального законодательства.

В настоящее время Республика Беларусь является соучре­дителем четырех еврорегионов:

- еврорегион «Буг», куда наряду с Брестской областью вхо­дят Люблинское и Тарнобжегское воеводства (Польша) и
Волынская область (Украина);

- еврорегион «Неман», в состав которого с белорусской сторо­
ны входит Гродненская область, с литовской - Марьям-
польский и Алитусский районы, с польской - Подляское
воеводство, с российской - Черняховский, Краснознамен-
ский, Озерский, Гусевский и Нестеровский районы Кали­
нинградской области;

- еврорегион «Беловежская пуща», где с белорусской стороны
членами являются Свислочский, Пружанский и Каменец-
кий районы, с польской - Гайнувский повет;


- еврорегион «Озерный край», куда с белорусской стороны
вошли Браславский, Миорский, Верхнедвинский, Глубокский
и Поставский районы Витебской области, с латвийской -
города Даугавпилс и Резекне, с литовской - Игналинский,
Висагинасский и Зарасайский районы.

§ 4. Правовой режим международных рек и озер

Своеобразием отличается международно-правовое регулирование прохождения границ по рекам, которые пересекают или делят территорию нескольких государств. Собственно меж­дународная река — это река, протекающая по территории двух или более государств. Различают трансграничную реку, пере­секающую государственную территорию нескольких государств, и пограничную реку, разделяющую территории государств, т.е. по ней проходит государственная граница двух государств.

Исторически международное право регулировало в основ­ном судоходство на реках, поэтому международная река в уз­ком смысле - это река, судоходная на всем своем протяжении, протекающая по территории нескольких государств и впадаю­щая в море. Таких международных рек в классическом пони­мании на Земном шаре около 200: Дунай, Амазонка, Вольта, Замбези, Конго, Нигер, Нил, Ганг, Меконг и др.

Наиболее крупные судоходные международные реки как важные транспортные артерии становились объектом отдель­ных многосторонних договоров. Так, Белградская конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., дополненная Будапештским Дополнительным протоколом 1998 г., закрепила, что навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается, плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими го­сударствами.

В данной Конвенции выражения «придунайское государ­ство» или «придунайская страна» означают государство, имею­щее берег или берега по Дунаю. Однако при том, что первона­чально в Конвенции 1948 г. участвовал СССР, в 1998 г. До­полнительный протокол подтвердил участие в Конвенции Рос­сийской Федерации, которая после распада Советского Союза перестала быть придунайским государством.

Придунайские государства обязываются содержать свои уча­стки Дуная в судоходном состоянии для речных судов необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная.

Конвенцией учреждается Дунайская комиссия, в состав ко­торой входит по одному представителю стран — участниц Конвенции. В компетенцию Комиссии входит:

- наблюдение за исполнением постановлений Конвенции;