ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6276
Скачиваний: 5
«Линия государственной границы между Республикой Беларусь и Литовской Республикой проходит от стыка границ Республики Беларусь, Литовской Республики и Латвийской Республики общим направлением на юго-запад через озеро Дрис-вяты, по реке Опивардка, через озера Опиварда и Прутас, затем по реке Диена в восточном направлении и далее до железнодорожной станции Гадутишки. Далее проходит на север от белорусского населенного пункта Лынтупы, пересекает шоссе Молодечно—Вильнюс на восток от литовского населенного пункта Шумшкас, огибает с востока, юга и запада район литовского населенного пункта Девянишкес, затем пересекает шоссе Лида-Вильнюс на север от белорусского населенного пункта Бенякони и далее проходит по реке Шальча. Затем идет на юг от литовского города Эйшишкес, далее по реке Начка, огибает с юга литовский населенный пункт Дубичай, выходит к истоку реки Катра и далее по ней, а затем через озера Груда и Дуб. Далее пересекает железную дорогу Гродно-Вильнюс у остановочного пункта Сенава, а железную дорогу на Друскининкай пересекает на север от станции Поречье, откуда идет на запад до реки Неман и вверх по ней против течения, а затем по реке Мариха до стыка белорусско-литовско-польской границы».
На основании договора специально создаваемая паритетная комиссия производит демаркацию, т.е. установление на местности отличительных пограничных знаков (столбы, буи), с
их подробным описанием в протоколах (на каждый знак) и отражением на карте, которые также являются неотъемлемой частью договора о границе. Периодически может возникать необходимость обновлять и восстанавливать поврежденные и утраченные знаки, т.е. осуществить редемаркацию, которая также производится паритетной комиссией.
Поскольку граница очерчивает всю государственную территорию, она представляет собой своеобразный конус, упирающийся вершиной в центр Земли с основанием на высоте 100— 110 км над поверхностью Земли.
В международно-правовой доктрине выделяют различные виды государственных границ: по географическому признаку различают сухопутные, водные и воздушные.
Водные границы, в свою очередь, делятся на речные, озерные, морские, границы других водоемов. По рекам граница может проходить по середине русла реки (если река несудоходная), на судоходных реках — по тальвегу, т.е. линии наибольших глубин, или по середине главного фарватера; реже граница проводится по одному из берегов реки. На озерах и иных водоемах граница чаще всего проходит по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к водоему. Морская граница проходит по внешней линии территориального моря государства, которое согласно ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. не может превышать 12 морских миль от линии наибольшего отлива либо по линии размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств.
Воздушные границы — это воображаемые плоскости, восстановленные вертикально к сухопутной и водной границам до высоты 100-110 км, определяющие пределы государственного воздушного пространства.
Границы проводятся различными способами, в зависимости от географических и исторических факторов. Старейшими являются орографические границы, проходящие по наиболее заметным точкам рельефа местности (реки, горы). Проведение геометрических границ — по прямым линиям, соединяющим определенные точки, невзирая на особенности рельефа, может повлечь негативные последствия для населения, проживающего на территории и исторически обычно учитывающего особенности местности. С такой проблемой сталкиваются
чески все бывшие колонии, особенно африканские. С одной стороны, границы, проведенные метрополиями, не учитывают этнический состав населения, с другой стороны, в силу принципа uti possidetis эти границы обязательны для бывших колоний. Редко используют разновидность геометрических границ, т.н. астрономические границы, проходящие по меридианам или параллелям.
Государственная граница как предел государственной территории подлежит особой охране.
Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством, в частности, в Республике Беларусь — Законом Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» и международными договорами Беларуси с сопредельными государствами. Режим границы определяет правила содержания границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения грузов, товаров и животных, плавания и пребывания невоенных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, принадлежащих Республике Беларусь, разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима.
Частью режима государственной границы является определение пограничной зоны, которая устанавливается, как правило, в пределах прилегающей к государственной границе территории района, города, поселка, сельсовета. В состав пограничной зоны (там, где она устанавливается) включаются также принадлежащая Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов. В пограничную зону могут не включаться территории санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, а также места массового отдыха, водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. Пределы пограничной зоны определяются решениями областных исполнительных комитетов по представлению Государственного комитета пограничных войск и обозначаются предупреждающими знаками.
Созданию необходимых условий для охраны пограничной зоны способствует пограничный режим (его следует отличать от режима государственной границы), который распространяется на нее и включает правила:
-
въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;
-
производства работ в пограничной зоне;
-
учета и содержания плавсредств в портах и иных пунктах
базирования, их плавания и нахождения во внутренних во
дах Беларуси в пределах пограничной зоны и в принадле
жащей Республике Беларусь части иод пограничных рек,
озер и иных водных объектов.
В частности, въезд в пограничную зону лицам, не проживающим в ней постоянно, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность, при наличии документов, подтверждающих уплату государственной пошлины либо документов, на основании которых въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне разрешены без уплаты государственной пошлины. Контроль соблюдения пограничного режима совместно осуществляют органы внутренних дел и пограничные войска.
Пограничная полоса — это полоса местности, непосредственно прилегающая к государственной границе на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха местного населения.
Следует отметить, что расхожее обывательское выражение «ничейная» или «нейтральная» полоса полностью не соответствует международно-правовому регулированию установления границ: между территориями государств не может быть ничейной земли. Вероятно, данное заблуждение принимает за ничейную зону т.н. полосу крепления границы - участок местности, прилегающий непосредственно к границе и предназначенный для ее обозначения на местности и обеспечения ее надлежащего содержания.
Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима государственной границы и урегулирования пограничных инцидентов, согласно Закону Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь», Советом Министров Республики Беларусь из числа офицеров пограничных войск назначаются пограничные уполномоченные, если инциденты не урегулированы пограничными уполномоченными,
После распада СССР и провозглашения независимости Беларусь обрела границы с пятью государствами: Польшей, Латвией, Литвой, Россией и Украиной. Из этих пяти государств, четыре - бывшие советские республики, границы с которыми -это бывшие административные границы СССР.
Закон «О Государственной границе Республики Беларусь» предполагает, что, исходя из характера отношений Республики Беларусь с сопредельным государством, на отдельных участках государственной границы пограничная зона и пограничная полоса могут не устанавливаться. Соответственно режим границ современной Беларуси отличается на разных участках. Так, на границе с Россией нет пограничного контроля, т.е. действует принцип беспрепятственного перемещения людей и грузов между странами. На белорусско-украинской границе действует пограничный и таможенный контроль, но ограничений по ее пересечению (например, визовых) нет.
Республикой Беларусь и Российской Федерацией в 1995 г. был заключен Договор о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Беларусь, где под государственной границей Беларуси для целей данного договора понимают границу с Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Республикой Польша. Кроме того, в рамках СНГ действует Договор о сотрудничестве в охране границ государств -участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество, 1995 г.
Полноценная граница существует между Беларусью и Латвией, Беларусью и Литвой на основании Договора об установлении государственной границы между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой 1995 г. и Договора о белорусско-литовской государственной границе 1996 г. Белорусско-польская граница как наследница советско-польской границы также включает все аспекты режима государственной границы.
Приграничное сотрудничество Республики Беларусь осуществляется в нескольких формах. На двусторонней основе заключаются соглашения, как, например, Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве 1992 г. или Соглашение о со-
приграничных областей Республики Беларусь и Украины 1997 г., призванные упростить приграничное сотрудничество и развивать хозяйственные, культурные и другие связи в приграничных областях, способствовать созданию благоприятных условий для развития экономических, гуманитарных и других отношений между приграничными областями.
Многостороннее приграничное сотрудничество осуществляется, в частности, в рамках концепции «еврорегионов», которая сформулирована в принятой СЕ Европейской конвенции по трансграничному сотрудничеству 1980 г. Согласно этому документу еврорегионы - это трансграничные территории, состоящие из нескольких административно-территориальных единиц двух или более государств, образующиеся на основе взаимных интересов в области экономики, охраны природы, культуры и спорта. Субъектами сотрудничества приграничных регионов различных европейских стран являются органы местного самоуправления и государственной администрации, действующие в рамках национального законодательства.
В настоящее время Республика Беларусь является соучредителем четырех еврорегионов:
- еврорегион
«Буг», куда наряду с Брестской областью
входят
Люблинское и Тарнобжегское воеводства
(Польша) и
Волынская
область (Украина);
-
еврорегион
«Неман», в состав которого с белорусской
сторо
ны
входит Гродненская область, с литовской
- Марьям-
польский
и Алитусский районы, с польской -
Подляское
воеводство,
с российской - Черняховский,
Краснознамен-
ский, Озерский, Гусевский
и Нестеровский районы Кали
нинградской
области;
-
еврорегион
«Беловежская пуща», где с белорусской
стороны
членами
являются Свислочский, Пружанский и
Каменец-
кий
районы, с польской - Гайнувский повет;
-
еврорегион
«Озерный край», куда с белорусской
стороны
вошли
Браславский, Миорский, Верхнедвинский,
Глубокский
и
Поставский районы Витебской области,
с латвийской -
города
Даугавпилс и Резекне, с литовской -
Игналинский,
Висагинасский и
Зарасайский районы.
§ 4. Правовой режим международных рек и озер
Своеобразием отличается международно-правовое регулирование прохождения границ по рекам, которые пересекают или делят территорию нескольких государств. Собственно международная река — это река, протекающая по территории двух или более государств. Различают трансграничную реку, пересекающую государственную территорию нескольких государств, и пограничную реку, разделяющую территории государств, т.е. по ней проходит государственная граница двух государств.
Исторически международное право регулировало в основном судоходство на реках, поэтому международная река в узком смысле - это река, судоходная на всем своем протяжении, протекающая по территории нескольких государств и впадающая в море. Таких международных рек в классическом понимании на Земном шаре около 200: Дунай, Амазонка, Вольта, Замбези, Конго, Нигер, Нил, Ганг, Меконг и др.
Наиболее крупные судоходные международные реки как важные транспортные артерии становились объектом отдельных многосторонних договоров. Так, Белградская конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., дополненная Будапештским Дополнительным протоколом 1998 г., закрепила, что навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается, плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.
В данной Конвенции выражения «придунайское государство» или «придунайская страна» означают государство, имеющее берег или берега по Дунаю. Однако при том, что первоначально в Конвенции 1948 г. участвовал СССР, в 1998 г. Дополнительный протокол подтвердил участие в Конвенции Российской Федерации, которая после распада Советского Союза перестала быть придунайским государством.
Придунайские государства обязываются содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных судов необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная.
Конвенцией учреждается Дунайская комиссия, в состав которой входит по одному представителю стран — участниц Конвенции. В компетенцию Комиссии входит:
- наблюдение за исполнением постановлений Конвенции;