ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6271
Скачиваний: 5
А.) В большинстве случаев арбитраж создается для рассмотрения конкретного спора. В таком случае он называется арбитражем ad hoc. Список арбитров, перечень рассматриваемых претензий, указание на применимое право и сроки разбирательства определяются спорящими государствами. Указанные вопросы оговариваются в специальном компромиссорном соглашении сторон спора (compromis).
Б.) Другая форма арбитража называется постоянным арбитражем. Он создается на основании положений международного договора и представляет собой список арбитров, составляемый какой-либо международной организацией или должностным лицом. Обычно договор, учреждающий арбитраж, предусматривает и процедуру разбирательства в нем. Положения, регулирующие порядок обращения к арбитражу, правила его формирования и деятельности, как правило, включаются в специальное приложение к договору.
Основное различие между арбитражем и судебным разрешением споров состоит в том, что в арбитражном процессе стороны имеют большее влияние, например, на состав арбитражного органа, в то время как в случае судебного разбирательства имеется уже сформированный состав суда с определенным объектом юрисдикции и процедурой, закрепленной в учредительных документах. Другими словами, использование арбитражной процедуры в меньшей степени ограничивает свободу воли сторон, чем в случае с судебным разбирательством.
Решения арбитражных органов, как правило, являются обязательными для сторон, что оговаривается в специальном соглашении сторон.
В большинстве случаев стороны споров исполняют решения арбитражей. Факты отказа стороны спора от исполнения арбитражного решения имели место только в случаях, когда арбитражный орган при принятии решения вышел за рамки юрисдикции, установленные сторонами спора, или допустил явную процедурную ошибку.
Большинство арбитражей используют модельные правила арбитражной процедуры, которые содержатся в различных международных договорах.
Впервые модельные правила арбитражной процедуры были приняты на 1-й Гаагской конференции мира в 1899 г. и затем существенно дополнены на 2-й Гаагской конференции мира в 1907 г. Некоторые арбитражные соглашения предусматривают применение данных правил, в то время как другие ссылаются на правила, которые содержатся в Общем акте о мирном разрешении международных споров, принятом Лигой Наций в 1928 г. и дополненном ООН в 1949 г. Кроме того, в 1958 г. Комиссия международного права ООН подготовила новые модельные правила арбитражных процедур, которые впоследствии были одобрены ГА ООН.
В исторической перспективе арбитраж предшествовал судебному разбирательству. Многочисленные примеры использования арбитража встречаются в истории Древней Греции, Китая, Аравийских племен, в морском обычном праве средневековой Европы и дипломатической практике Ватикана. История международного арбитража в современном его виде ведет свой отсчет с момента заключения между Соединенными Штатами Америки и Великобританией т.н. «Договора Джея» 1794 г., который предусматривал создание смешанных комиссий для разрешения ряда споров между этими двумя странами. Комиссии состояли из равного числа членов, назначаемых каждой из сторон и возглавляемых третейским судьей. Хотя, строго говоря, комиссии не являлись арбитражным органом, независимым от сторон спора, принципы их деятельности во многом соответствовали принципам деятельности арбитражных органов. В частности, комиссии самостоятельно принимали решения о наличии своей юрисдикции в отношении конкретного спора. Примечательным является тот факт, что именно данные комиссии пробудили интерес государств к арбитражному разрешению споров.
На всем протяжении XIX в. не только Североамериканские Соединенные Штаты и Великобритания, но и другие европейские и американские государства активно использовали арбитражную процедуру, причем наиболее распространенным способом формирования арбитражного органа являлось назначение от каждого из спорящих государств двух представителей. Однако в 1871 г. был заключен Вашингтонский договор, который содержал новацию в сфере арбитража, а именно назначение арбитров не только сторонами спора, но и государствами, не вовлеченными в спор. Согласно данному Договору оформившему совместное решение о передаче на рассмотрение арбитража вопроса о нарушении Великобританией нейтралитета в ходе гражданской войны в США, в состав арбитражного трибунала из 5 членов нходили арбитры, назначенные Бразилией, Италией и Швейцарией, а также спорящими сторонами. В вынесенном в 1872 г. арбитражном решении содержалось требование об уплате Великобританией компенсации США, которое впоследствии было должным образом выполнено х. Данное арбитражное разбирательство продемонстрировало эффективность арбитража в урегулировании крупномасштабного международного спора и явилось предпосылкой развития практики государств в следующих направлениях:
-
включение в международные договоры положений, предус
матривающих обращение к арбитражу в случае спора между
участниками данных договоров; -
заключение арбитражных договоров общего характера для
урегулирования указанных в них видов межгосударствен
ных споров; -
разработка универсального международного договора об ар
битраже для того, чтобы страны, желающие прибегнуть к
арбитражу для урегулирования спора между ними, не были
бы вынуждены в каждом конкретном случае договаривать
ся о порядке формирования состава арбитражного органа,
правилах процедуры и т.д.; -
выработка предложений о создании постоянного междуна
родного арбитража в целях устранения необходимости со
здавать для каждого конкретного спора арбитражи ad hoc.
Принятие Конвенции о мирном разрешении международных споров на 1-й Гаагской конференции мира 1899 г. ознаменовало собой начало новой эры в сфере международного арбитража, поскольку Конвенция предусматривала создание Постоянной палаты третейского суда. Согласно положениям Конвенции Палата была вправе рассматривать любой спор между государствами — участниками Конвенции, между ними и государствами — неучастниками Конвенции, а также между государствами и международными организациями. По итогам 2-й Гаагской конференции мира в 1907 г. была принята новая Конвенция, дополняющая и изменяющая свою предшественницу, но сохраняющая Палату.
Постоянная палата третейского суда, созданная в 1900 г., приступила к работе в 1902 г. Она существует и в наши дни, но фактически не является ни судом, ни постоянным органом. Она представляет собой коллегию арбитров (по четыре арбитра от каждой из стран - участниц Конвенций 1899 и 1907 гг.). Общее количество арбитров составляет около 300. Из списка арбитров государства могут избирать одного или нескольких арбитров для образования арбитражного органа по конкретному спору. Только Секретариат Палаты является постоянно действующей структурой.
Спорящие государства, пожелавшие обратиться в Палату, составляют компромисс или третейскую запись. Разбирательство в Палате состоит из двух частей: письменного следствия и прений. Совещания коллегии арбитров проходят в закрытом заседании. Решение выносится большинством голосов и должно быть мотивировано.
Постоянная палата третейского суда за время своего существования рассмотрела более 30 споров между государствами и внесла заметный вклад в развитие международного права. Посредством обращения к ее механизму были разрешены несколько значительных споров, таких как Дело о конфискации судов (1913 г.), Дело о границах Тимора (1914 г.) и Дело о суверенитете острова Пальмас (1928 г.). Продемонстрировав, что арбитражи, действующие на постоянной основе, могут решать споры между государствами на основании права я добиваться признания своей беспристрастности, эти дела в то же время выявили и недостатки Постоянной палаты третейского суда. Прежде всего арбитражные органы постоянно изменяющегося состава едва ли могут придерживаться последовательного подхода к международному праву в такой степени, как судебный орган постоянного состава. Кроме того, недостатком арбитражной процедуры является полностью добровольный характер использования данного механизма мирного разрешения споров.
Участие государств в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. не обязывает их передавать споры на рассмотрение арбитража, а также следовать процессуальным нормам, установленным в названных конвенциях.
С целью активизации своей деятельности Постоянная палата третейского суда в последнее время стремится к расширению спектра выполняемых ею функций посредством рассмотрения споров с участием международных организаций и частных лиц, специфических споров в области окружающей среды, коммерческих споров с участием государств по арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ 1976 г., оказания услуг в сфере примирения и следственных комиссий.
С начала 90-х гг. прошлого столетия Палата приняла целый ряд документов, устанавливающих факультативные правила рассмотрения споров:
-
Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо
ров между двумя государствами (1992 г.); -
Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо
ров между двумя сторонами, из которых только одна явля
ется государством (1993 г.); -
Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо
ров между международными организациями и государства
ми (1996 г.); -
Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо
ров между международными организациями и частными ли
цами (1996 г,); -
Факультативные правила примирения (1996 г.);
-
Факультативные правила для следственных комиссий
(1997 г.); -
Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо
ров в области окружающей среды и/или природных ресур
сов (2001 г.). -
-
§ 4. Международное судебное разбирательство. Международный Суд ООН
Понятие и особенности международного судебного разбирательства
Международное судебное разбирательство - это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора.
Из вышеизложенного определения прежде всего следует, что реализация судебного разрешения международных споров невозможна без создания постоянного международного судебного учреждения, к компетенции которого были бы отнесены международно-правовые споры.
Международная судебная процедура обладает многими достоинствами.
-
Важнейшим из них является то, что международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Тем самым выносимым им решениям придается объективный характер.
- Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства государств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкновению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государством, обладающим превосходящей политической мощью.
Между международными судами и арбитражными органами существует ряд различий, а именно:
-
международный суд всегда является постоянным органом,
создаваемым на основе многостороннего международного
договора. Арбитражи, напротив, в абсолютном большинстве
случаев создаются для целей рассмотрения конкретного спо
ра на основании двусторонних договоренностей сторон (ис
ключение - постоянные арбитражи); -
международный суд состоит из лиц, которые назначаются и
выполняют свои функции независимо от сторон конкретно
го спора, а в состав арбитражей входят назначаемые арбит
ры, что подразумевает их некоторую зависимость от сторон
спора; -
процедура рассмотрения спора в международном суде опре
деляется его уставными документами и правилами процеду
ры, которые он самостоятельно устанавливает безотноси
тельно к конкретным спорам с целью обеспечить процедур
ное равенство сторон и справедливое разбирательство во всех
делах. При образовании арбитражей стороны спора само
стоятельно определяют, какими процедурными правилами
будет руководствоваться арбитраж.
Поскольку международные суды и трибуналы являются постоянными институтами, они в силу самого их постоянного характера лучше подходят, нежели арбитражные суды ad hoc, на создание которых уходит больше времени, для решения срочных вопросов, таких как просьбы о принятии обеспечительных или защитных мер. Кроме того, благодаря той же особенности - а именно тому, что они являются постоянными институтами, - международные судебные органы, подобные Международному Суду ООН, лучше подходят для выработки единообразной практики применения международного права, чем специальные арбитражи. Такая практика вырабатывается судами при осуществлении юрисдикции по спорам между государствами или при вынесении консультативных заключений по правовым вопросам, передаваемым на их рассмотрение международными организациями и относящимся к спорам между государствами, между государствами и международными организациями или между международными организациями.
Международный Суд ООН
Основа для создания всемирного постоянного суда была заложена еще в ходе Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг.
Хронологически первым международным судебным органом стал Центральноамериканский суд. Он был учрежден в 1907 г. Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором под патронажем США. Данный региональный международный суд создавался для обеспечения политической стабильности и форсирования политического объединения государств соответствующего субрегиона. Он просуществовал только десять лет, проявив полную неспособность справиться с поставленными перед ним задачами. Центральноамериканский суд не оказал сколько-нибудь заметного влияния на развитие международного права и практику построения международных судебных органов.
Первый универсальный международный судебный орган -Постоянная палата международного правосудия (ППМП) - был создан после окончания Первой мировой войны в 1920 г. в рамках Лиги Наций. Главной задачей ППМП являлось предотвращение использования силы в международных отношениях посредством предоставления доступных методов
международных споров в рамках организационно-правовой структуры ППМП. Однако, поскольку в классическом международном праве принцип мирного разрешения споров не получил признания, деятельность механизма Лиги Наций по поддержанию мира и ППМП как его части нельзя назвать успешной. После окончания Второй мировой войны с созданием ООН, целью которой согласно ст. 1 Устава ООН является поддержание международного мира и безопасности, был сформирован Международный Суд ООН, заменивший ППМП. Создание Международного Суда ООН представляет собой кульминацию длительного развития средств мирного урегулирования международных споров.
Международному Суду ООН отводится особая роль в системе обеспечения коллективной безопасности. Так, Устав ООН определяет Суд в качестве главного судебного органа организации с универсальной юрисдикцией. Кроме того, Суд упоминается в целом ряде статей Устава, таких как п. 3 ст. 36, ст. 92-96, а также в Статуте Международного Суда, который составляет согласно ст. 92 Устава ООН неотъемлемую часть данного Устава.
На Международный Суд возлагается выполнение двух основных задач. Первой и наиважнейшей из них является разрешение споров между государствами в соответствии с положениями Статута Суда. Необходимо отметить, что круг субъектов споров не ограничивается лишь государствами - членами ООН. Государства, не входящие в ООН, также могут стать заявителем и ответчиком по делу, рассматриваемому Судом. В этом смысле по кругу субъектов Международный Суд ООН является всемирным судом.
В качестве второй задачи следует указать осуществление Судом правового руководства деятельностью органов и специализированных учреждений ООН посредством консультативных заключений. Такие органы и учреждения, будучи должным образом уполномоченными ГА ООН, могут обратиться к Суду с просьбой вынести консультативное заключение по любому из правовых вопросов, возникшему в ходе их деятельности и входящему в их компетенцию.