ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6265

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А.) В большинстве случаев арбитраж создается для рассмотре­ния конкретного спора. В таком случае он называется арбит­ражем ad hoc. Список арбитров, перечень рассматриваемых претензий, указание на применимое право и сроки разбира­тельства определяются спорящими государствами. Указанные вопросы оговариваются в специальном компромиссорном со­глашении сторон спора (compromis).

Б.) Другая форма арбитража называется постоянным арбит­ражем. Он создается на основании положений международно­го договора и представляет собой список арбитров, составляе­мый какой-либо международной организацией или должност­ным лицом. Обычно договор, учреждающий арбитраж, предус­матривает и процедуру разбирательства в нем. Положения, ре­гулирующие порядок обращения к арбитражу, правила его фор­мирования и деятельности, как правило, включаются в специ­альное приложение к договору.


Основное различие между арбитражем и судебным разре­шением споров состоит в том, что в арбитражном процессе стороны имеют большее влияние, например, на состав арбит­ражного органа, в то время как в случае судебного разбира­тельства имеется уже сформированный состав суда с опреде­ленным объектом юрисдикции и процедурой, закрепленной в учредительных документах. Другими словами, использование арбитражной процедуры в меньшей степени ограничивает сво­боду воли сторон, чем в случае с судебным разбирательством.


Решения арбитражных органов, как правило, являются обя­зательными для сторон, что оговаривается в специальном со­глашении сторон.

В большинстве случаев стороны споров исполняют реше­ния арбитражей. Факты отказа стороны спора от исполнения арбитражного решения имели место только в случаях, когда арбитражный орган при принятии решения вышел за рамки юрисдикции, установленные сторонами спора, или допустил явную процедурную ошибку.

Большинство арбитражей используют модельные правила арбитражной процедуры, которые содержатся в различных меж­дународных договорах.

Впервые модельные правила арбитраж­ной процедуры были приняты на 1-й Гаагской конференции мира в 1899 г. и затем существенно дополнены на 2-й Гааг­ской конференции мира в 1907 г. Некоторые арбитражные соглашения предусматривают применение данных правил, в то время как другие ссылаются на правила, которые содержатся в Общем акте о мирном разрешении международных споров, при­нятом Лигой Наций в 1928 г. и дополненном ООН в 1949 г. Кроме того, в 1958 г. Комиссия международного права ООН подготовила новые модельные правила арбитражных процедур, которые впоследствии были одобрены ГА ООН.

В исторической перспективе арбитраж предшествовал су­дебному разбирательству. Многочисленные примеры использо­вания арбитража встречаются в истории Древней Греции, Ки­тая, Аравийских племен, в морском обычном праве средневе­ковой Европы и дипломатической практике Ватикана. Исто­рия международного арбитража в современном его виде ведет свой отсчет с момента заключения между Соединенными Шта­тами Америки и Великобританией т.н. «Договора Джея» 1794 г., который предусматривал создание смешанных комис­сий для разрешения ряда споров между этими двумя страна­ми. Комиссии состояли из равного числа членов, назначае­мых каждой из сторон и возглавляемых третейским судьей. Хотя, строго говоря, комиссии не являлись арбитражным ор­ганом, независимым от сторон спора, принципы их деятельно­сти во многом соответствовали принципам деятельности ар­битражных органов. В частности, комиссии самостоятельно при­нимали решения о наличии своей юрисдикции в отношении конкретного спора. Примечательным является тот факт, что именно данные комиссии пробудили интерес государств к ар­битражному разрешению споров.


На всем протяжении XIX в. не только Североамериканские Соединенные Штаты и Великобритания, но и другие европейс­кие и американские государства активно использовали арбит­ражную процедуру, причем наиболее распространенным спосо­бом формирования арбитражного органа являлось назначение от каждого из спорящих государств двух представителей. Од­нако в 1871 г. был заключен Вашингтонский договор, кото­рый содержал новацию в сфере арбитража, а именно назначе­ние арбитров не только сторонами спора, но и государствами, не вовлеченными в спор. Согласно данному Договору оформившему совместное решение о передаче на рассмотрение арбитра­жа вопроса о нарушении Великобританией нейтралитета в ходе гражданской войны в США, в состав арбитражного трибунала из 5 членов нходили арбитры, назначенные Бразилией, Итали­ей и Швейцарией, а также спорящими сторонами. В вынесен­ном в 1872 г. арбитражном решении содержалось требование об уплате Великобританией компенсации США, которое впос­ледствии было должным образом выполнено х. Данное арбит­ражное разбирательство продемонстрировало эффективность арбитража в урегулировании крупномасштабного международ­ного спора и явилось предпосылкой развития практики госу­дарств в следующих направлениях:

  • включение в международные договоры положений, предус­
    матривающих обращение к арбитражу в случае спора между
    участниками данных договоров;

  • заключение арбитражных договоров общего характера для
    урегулирования указанных в них видов межгосударствен­
    ных споров;

  • разработка универсального международного договора об ар­
    битраже для того, чтобы страны, желающие прибегнуть к
    арбитражу для урегулирования спора между ними, не были
    бы вынуждены в каждом конкретном случае договаривать­
    ся о порядке формирования состава арбитражного органа,
    правилах процедуры и т.д.;

  • выработка предложений о создании постоянного междуна­
    родного арбитража в целях устранения необходимости со­
    здавать для каждого конкретного спора арбитражи ad hoc.

Принятие Конвенции о мирном разрешении международ­ных споров на 1-й Гаагской конференции мира 1899 г. ознаме­новало собой начало новой эры в сфере международного арбит­ража, поскольку Конвенция предусматривала создание Посто­янной палаты третейского суда. Согласно положениям Кон­венции Палата была вправе рассматривать любой спор между государствами — участниками Конвенции, между ними и госу­дарствами — неучастниками Конвенции, а также между государ­ствами и международными организациями. По итогам 2-й Га­агской конференции мира в 1907 г. была принята новая Кон­венция, дополняющая и изменяющая свою предшественницу, но сохраняющая Палату.

Постоянная палата третейского суда, созданная в 1900 г., приступила к работе в 1902 г. Она существует и в наши дни, но фактически не является ни судом, ни постоянным органом. Она представляет собой коллегию арбитров (по четыре арбит­ра от каждой из стран - участниц Конвенций 1899 и 1907 гг.). Общее количество арбитров составляет около 300. Из списка арбитров государства могут избирать одного или нескольких арбитров для образования арбитражного органа по конкретно­му спору. Только Секретариат Палаты является постоянно дей­ствующей структурой.


Спорящие государства, пожелавшие обратиться в Палату, составляют компромисс или третейскую запись. Разбиратель­ство в Палате состоит из двух частей: письменного следствия и прений. Совещания коллегии арбитров проходят в закрытом заседании. Решение выносится большинством голосов и долж­но быть мотивировано.

Постоянная палата третейского суда за время своего суще­ствования рассмотрела более 30 споров между государствами и внесла заметный вклад в развитие международного права. По­средством обращения к ее механизму были разрешены несколь­ко значительных споров, таких как Дело о конфискации судов (1913 г.), Дело о границах Тимора (1914 г.) и Дело о суверени­тете острова Пальмас (1928 г.). Продемонстрировав, что ар­битражи, действующие на постоянной основе, могут решать споры между государствами на основании права я добиваться признания своей беспристрастности, эти дела в то же время выявили и недостатки Постоянной палаты третейского суда. Прежде всего арбитражные органы постоянно изменяющегося состава едва ли могут придерживаться последовательного под­хода к международному праву в такой степени, как судебный орган постоянного состава. Кроме того, недостатком арбит­ражной процедуры является полностью добровольный харак­тер использования данного механизма мирного разрешения спо­ров.

Участие государств в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. не обязывает их передавать споры на рассмотрение арбитража, а также следовать процессуальным нормам, установленным в названных конвенциях.

С целью активизации своей деятельности Постоянная па­лата третейского суда в последнее время стремится к расширению спектра выполняемых ею функций посредством рассмот­рения споров с участием международных организаций и част­ных лиц, специфических споров в области окружающей среды, коммерческих споров с участием государств по арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ 1976 г., оказания услуг в сфере при­мирения и следственных комиссий.

С начала 90-х гг. прошлого столетия Палата приняла целый ряд документов, устанавливающих факультативные правила рассмотрения споров:

  • Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо­
    ров между двумя государствами (1992 г.);

  • Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо­
    ров между двумя сторонами, из которых только одна явля­
    ется государством (1993 г.);

  • Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо­
    ров между международными организациями и государства­
    ми (1996 г.);

  • Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо­
    ров между международными организациями и частными ли­
    цами (1996 г,);

  • Факультативные правила примирения (1996 г.);

  • Факультативные правила для следственных комиссий
    (1997 г.);

  • Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо­
    ров в области окружающей среды и/или природных ресур­
    сов (2001 г.).

  • § 4. Международное судебное разбирательство. Международный Суд ООН


Понятие и особенности международного судебного разбирательства

Международное судебное разбирательство - это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сто­рон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора.

Из вышеизложенного определения прежде всего следует, что реализация судебного разрешения международных споров не­возможна без создания постоянного международного судебно­го учреждения, к компетенции которого были бы отнесены меж­дународно-правовые споры.

Международная судебная процедура обладает многими дос­тоинствами.

  • Важнейшим из них является то, что международ­ный судебный орган призван разрешать международные спо­ры на основе международного права. Тем самым выносимым им решениям придается объективный характер.

- Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства го­сударств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкно­вению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государ­ством, обладающим превосходящей политической мощью.

Между международными судами и арбитражными органами существует ряд различий, а именно:

  1. международный суд всегда является постоянным органом,
    создаваемым на основе многостороннего международного
    договора. Арбитражи, напротив, в абсолютном большинстве
    случаев создаются для целей рассмотрения конкретного спо­
    ра на основании двусторонних договоренностей сторон (ис­
    ключение - постоянные арбитражи);

  2. международный суд состоит из лиц, которые назначаются и
    выполняют свои функции независимо от сторон конкретно­
    го спора, а в состав арбитражей входят назначаемые арбит­
    ры, что подразумевает их некоторую зависимость от сторон
    спора;

  3. процедура рассмотрения спора в международном суде опре­
    деляется его уставными документами и правилами процеду­
    ры, которые он самостоятельно устанавливает безотноси­
    тельно к конкретным спорам с целью обеспечить процедур­
    ное равенство сторон и справедливое разбирательство во всех
    делах. При образовании арбитражей стороны спора само­
    стоятельно определяют, какими процедурными правилами
    будет руководствоваться арбитраж.

Поскольку международные суды и трибуналы являются постоянными институтами, они в силу самого их постоянного характера лучше подходят, нежели арбитражные суды ad hoc, на создание которых уходит больше времени, для решения сроч­ных вопросов, таких как просьбы о принятии обеспечительных или защитных мер. Кроме того, благодаря той же особеннос­ти - а именно тому, что они являются постоянными институ­тами, - международные судебные органы, подобные Междуна­родному Суду ООН, лучше подходят для выработки единооб­разной практики применения международного права, чем спе­циальные арбитражи. Такая практика вырабатывается судами при осуществлении юрисдикции по спорам между государства­ми или при вынесении консультативных заключений по пра­вовым вопросам, передаваемым на их рассмотрение междуна­родными организациями и относящимся к спорам между госу­дарствами, между государствами и международными организа­циями или между международными организациями.


Международный Суд ООН

Основа для создания всемирного постоянного суда была за­ложена еще в ходе Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг.

Хронологически первым международным судебным орга­ном стал Центральноамериканский суд. Он был учрежден в 1907 г. Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором под патронажем США. Данный региональный международный суд создавался для обеспечения политической стабильности и форсирования политического объединения го­сударств соответствующего субрегиона. Он просуществовал толь­ко десять лет, проявив полную неспособность справиться с по­ставленными перед ним задачами. Центральноамериканский суд не оказал сколько-нибудь заметного влияния на развитие международного права и практику построения международных судебных органов.

Первый универсальный международный судебный орган -Постоянная палата международного правосудия (ППМП) - был создан после окончания Первой мировой войны в 1920 г. в рамках Лиги Наций. Главной задачей ППМП являлось пре­дотвращение использования силы в международных отноше­ниях посредством предоставления доступных методов

международных споров в рамках организационно-пра­вовой структуры ППМП. Однако, поскольку в классическом международном праве принцип мирного разрешения споров не получил признания, деятельность механизма Лиги Наций по поддержанию мира и ППМП как его части нельзя назвать ус­пешной. После окончания Второй мировой войны с созданием ООН, целью которой согласно ст. 1 Устава ООН является под­держание международного мира и безопасности, был сформиро­ван Международный Суд ООН, заменивший ППМП. Создание Международного Суда ООН представляет собой кульминацию длительного развития средств мирного урегулирования между­народных споров.

Международному Суду ООН отводится особая роль в систе­ме обеспечения коллективной безопасности. Так, Устав ООН определяет Суд в качестве главного судебного органа организа­ции с универсальной юрисдикцией. Кроме того, Суд упомина­ется в целом ряде статей Устава, таких как п. 3 ст. 36, ст. 92-96, а также в Статуте Международного Суда, который состав­ляет согласно ст. 92 Устава ООН неотъемлемую часть данного Устава.

На Международный Суд возлагается выполнение двух ос­новных задач. Первой и наиважнейшей из них является раз­решение споров между государствами в соответствии с положе­ниями Статута Суда. Необходимо отметить, что круг субъек­тов споров не ограничивается лишь государствами - членами ООН. Государства, не входящие в ООН, также могут стать зая­вителем и ответчиком по делу, рассматриваемому Судом. В этом смысле по кругу субъектов Международный Суд ООН является всемирным судом.

В качестве второй задачи следует указать осуществление Судом правового руководства деятельностью органов и специ­ализированных учреждений ООН посредством консультатив­ных заключений. Такие органы и учреждения, будучи долж­ным образом уполномоченными ГА ООН, могут обратиться к Суду с просьбой вынести консультативное заключение по лю­бому из правовых вопросов, возникшему в ходе их деятельнос­ти и входящему в их компетенцию.