ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6262
Скачиваний: 5
Состав Суда. Международный Суд ООН состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств
требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.
Члены Суда избираются государствами — членами ООН и другими государствами, которые не являются членами ООН, но участвуют в Статуте Суда.
По очевидным практическим причинам число судей не может быть равно числу государств, участвующих в выборах. На сегодняшний день число судей равняется пятнадцати.
Срок полномочий судей — девять лет. Чтобы гарантировать некоторую преемственность и последовательность в деятельности Суда, каждые три года проводятся выборы, в ходе которых переизбирается треть состава Суда, т.е. пять судей. Судьи могут быть избраны повторно.
Поскольку Международный Суд ООН является главным судебным органом ООН, выборы в него проводятся этой международной организацией. Голосование осуществляется в ГА ООН и СВ ООН. Представители государств - участников Статута Суда, не являющиеся членами ООН, допускаются на соответствующее заседание ГА ООН для участия в выборах судей. Особенностью голосования по кандидатурам судей в СБ ООН является то, что постоянные члены Совета не вправе использовать в данном случае свое право вето, а для одобрения кандидатуры судьи требуется ее поддержка восемью членами Совета, т.е. абсолютное большинство голосов. Голосование в ГА ООН и СБ ООН проводится одновременно, но по раздельности. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство голосов и в ГА ООН, и в СБ ООН.
465
После вступления в должность новых судей состав Суда посредством тайного голосования выбирает председателя и его заместителя, которые остаются на этих должностях в течение трех последующих лет. По истечении данного срока они могут быть переизбраны на очередной срок. Как и в случае всех других выборов, для избрания председателя и его заместителя необходимо абсолютное большинство голосов, при этом не имеется никаких условий относительно гражданства кандидатов. В отличие от должностных лиц большинства других органов
государств. Первоочередная задача судей - исполнять свои должностные обязанности беспристрастно и независимо от национальной принадлежности. Судьи не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера, помимо своей работы в Международном Суде, и, в первую очередь, не должны выполнять какие-либо политические или административные обязанности. Судья не может принимать какое-либо вознаграждение без согласия Суда. Вопрос о том, может ли судья участвовать в процедурах расследования, примирения и арбитража по спорам, не подлежащим передаче впоследствии на рассмотрение в Международный Суд, в каждом конкретном случае разрешается посредством вынесения Судом определения.
Если член Суда не удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, он может быть отрешен от должности на основании единогласного решения, принятого остальными членами Суда. Об отрешении судьи от должности Секретарь Суда официально уведомляет Генерального секретаря ООН, после чего место соответствующего судьи считается вакантным. На практике данная процедура никогда не использовалась.
Судьи ad hoc. Государству - участнику рассматриваемого судом спора предоставлено право назначить в качестве судьи ad hoc по данному делу любое лицо по своему выбору, если в составе судебной коллегии, рассматривающей это дело, находится судья, состоящий в гражданстве другой спорящей стороны. В делах, когда сторона спора включает в себя несколько государств, имеющих общие интересы, такие государства имеют право назначать только одного судью ad hoc и только в случае, когда граждане этих государств не входят в состав Суда.
Судьи ad hoc не являются постоянными членами Суда и заседают только по делам, для рассмотрения которых они назначены. Такие судьи принимают участие в разбирательстве дела на равных правах с членами Суда.
Из вышеизложенного следует, что персональный состав судейской коллегии и ее председатель могут изменяться от дела к делу, а число судей, заседающих по конкретному делу, не обязательно будет равняться пятнадцати. Например, их количество может быть меньше пятнадцати, если один или более членов Суда не участвуют в заседании, или же с учетом судей ad hoc равняться шестнадцати или семнадцати. Теоретически
число судей даже может превышать семнадцать, если в деле участвуют более двух сторон с несовпадающими интересами.
Камеры. )\.пя рассмотрения определенных категорий дел Международный Суд может образовывать одну или несколько камер а составе трех или более судей, избранных Судом секретным голосованием. В соответствии со ст. 27 Статута Международного Суда ООН решения камер имеют такую же юридическую силу, как решения, вынесенные Судом в полном составе.
Суд создает камеры следующих видов:
-
избираемая ежегодно камера упрощенного судопроизводства,
включающая пять судей, среди которых председатель и вице-
председатель Суда, а также два их заместителя; -
камера для рассмотрения определенных категорий дел, вклю
чающая, по крайней мере, трех судей и создаваемая Судом
при необходимости (например, камера по спорам, возникаю
щим из нарушения правил международного радио- и теле
вещания); -
камера ad hoc (камера для рассмотрения конкретного спо
ра), формируемая Судом после консультаций со сторонами
спора относительно числа и персонального состава ее чле
нов.
Использование камер имеет ряд преимуществ перед разбирательством дела Судом в полном составе. Прежде всего это сокращение сроков разбирательства и расходов, а также возможность проводить заседание камер вне местонахождения Суда. Кроме того, разбирательство в камере финансируется не сторонами, а Международным Судом ООН, расходы которого в соответствии со ст. 33 Статута несет ООН. Как правило, судебная процедура в камерах менее громоздка: стороны могут, например, отказаться с согласия камеры от устного судопроизводства. Следовательно, в создании камер Суда заинтересованы прежде всего государства, которые желают передать свой спор Международному Суду ООН, однако по причине безотлагательности разрешения спора или иным причинам предпочитают иметь дело с органом меньшей численности, чем Суд в полном составе.
Первая камера была избрана в 1982 г. К настоящему времени было образовано четыре камеры. Первым делом, которое
находилось на рассмотрении камеры, а именно камеры ad hoc, было Дело о делимитации морской границы в районе залива Мэн (США против Канады).
Камеры ad hoc Международного Суда ООН не следует воспринимать как компромисс между судебной и арбитражной процедурами, поскольку стороны не всецело свободны в определении состава камеры и правил судопроизводства. Камера является подразделением Суда; ее решение, как предусматривает ст. 27 Статута, является решением Суда; она действует только на основании Статута и Правил процедуры Суда.
Юрисдикция. Термин «юрисдикция Международного Суда» может рассматриваться в широком и узком смыслах.
Под юрисдикцией в широком смысле обычно понимается весь тот объем полномочий Суда, который закреплен в положениях учредительного акта Суда — Статуте Международного Суда ООН.
Юрисдикция в узком смысле представляет собой объем полномочий Международного Суда, оговоренный сторонами конкретного спора в документе или документах, которые являются основаниями для возбуждения процедуры по рассмотрению данного спора.
Юрисдикция как в широком, так и в узком смыслах включает в себя предметный, субъективный и временной аспекты. Международный Суд ООН вправе рассматривать какое-либо дело лишь при совпадении юрисдикции в узком и широком смысле по всем трем соответствующим аспектам. Другими словами, рассмотрение дела по существу не состоится, если ответчику удастся доказать, что конкретный спор лежит вне той сферы юрисдикции, которая образуется при сопоставлении юрисдикции Суда в широком и узком смыслах по всем трем аспектам.
Значительная роль вопросов юрисдикции в деятельности Международного Суда обусловливается прежде всего тем, что на международной арене, в отличие от судебной системы государств, обязательство государства предстать перед судом и, следовательно, юрисдикция суда прямо или косвенно зависят от наличия согласия государства.
сторон на обязательность для них юрисдикции Международного Суда может выражаться в различных формах. Статья Статута Суда закрепляет основные виды таких форм. Пункт I ст. гласит, что «к ведению Суда относятся все дели, которые переданы ому сторонами, и все вопросы, спе-циально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами или конвенциями». В п. 2 ст. 36 отдельно роглпментируется признание государством «обязательной» юрисдикции посредством односторонней декларации.
Нп оспопо толкования указанных положений Статута можно выделить следующие формы признания юрисдикции Суда:
-
заключение сторонами спора специального соглашения
(compromla) или принятие совместных деклараций, заменя
ющих такое соглашение, которыми признается юрисдикция
Суда ПО конкретному делу; -
признание государством обязательными для себя действую
щих договоров и конвенций, которые содержат положения о
передаче споров в Международный Суд ООН; -
принятие государством односторонней декларации о при
знании факультативной клаузулы об обязательной юрис
дикции.
В доктрине существуют различные способы (формы) классификации форм признания юрисдикции Международного Суда ООН. Общепринятой является классификация по признаку обязательности юрисдикции в отношении определенных категорий будущих споров государства. К консенсуалъным (или «необязательным») формам относят признание юрисдикции Суда только в отношении конкретного дела при помощи специального соглашения или совместных деклараций сторон. К обязательным формам причисляют признание обязательной юрисдикции посредством принятия односторонних деклараций, сделанных согласно п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН, и присоединения к договорам, содержащим положения, которые предусматривают передачу будущих споров в Суд.
Наиболее удачной является классификация, которая основана на времени выражения согласия на юрисдикцию Суда. Согласно этой классификации формы признания юрисдикции делятся на три вида: ante hoc, ad hoc, post hoc. Признание ante
с, т.е. признание юрисдикции Суда до момента возникнове-1Я спора, может осуществляться в двух формах: присоедине-ie к договору или принятие односторонней декларации. Фор-ы ante hoc используются для признания обязательной юрис-жции, суть которой, как известно, заключается в том, что она 1спространяется в отношении будущих споров. К формам ad >с относят заключение специальных соглашений и совмест->ie декларации сторон, заменяющие такое специальное согла-ение. Момент признания ad hoc лежит в границах периода жду моментами возникновения спора и его передачей в Суд. свою очередь единственная форма выражения согласия post с - это процедура forum prorogatum, в рамках которой госу-рство-ответчик вступает в уже начатое дело, выразив согла-е на юрисдикцию Суда своим поведением.
Основной отличительной чертой «обязательной» юрисдик-[и Международного Суда является то, что согласие на нее гражается государством в отношении всех или отдельных тегорий будущих споров. Такая юрисдикция может быть нована или на односторонней декларации государства, при-ающей обязательность т.н. «факультативной клаузулы», держащейся в п. 2 ст. 36 Статута Суда, или же на положе-и договора, предусматривающего передачу будущих споров данному договору в Суд.
Декларацию о признании обязательной юрисдикции мож-определить как односторонний акт, посредством которого утветствующее государство принимает на себя междуна-дное обязательство, устанавливающее взаимоотношения жду Судом и данным государством, основанные на обяза-•льной юрисдикции. Такое обязательство создается самой хларацией, и не требуется отдельного согласия государства
передачу конкретного спора Суду, если он входит в сферу яствия такой декларации. Суд располагает юрисдикцией в ношении спора между государствами, только если данный эр подпадает под положения каждой из односторонних дек-раций таких государств.
Система обязательной юрисдикции, основанная на положе-ях п. 2 ст. 36 Статута Суда и всех односторонних деклара-ях сторон, является многосторонним договором sui generis, стоящим из одностороннего и договорного элементов и уста-зливающим множество двусторонних отношений.
Обязательная юрисдикция Международного Суда ООН в большинстве случаев ограничивается посредством включения государствами оговорок в свои декларации о признании такой юрисдикции, и оговорок к договорам, содержащим положения о передаче споров в Суд.
По состоянию на 1 мая 2009 г. 66 государств сделали декларации о признании обязательной юрисдикции Суда согласно п. 2 ст. 36 Статута Суда; около 300 многосторонних и двусторонних международных договоров содержат оговорки о признании их участниками обязательной юрисдикции Суда по отдельным категориям споров.
Консультативные заключения. Международный Суд ООН вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по просьбе организаций и учреждений, уполномоченных делать такие запросы.
На сегодняшний день все главные органы ООН за исключением Секретариата могут обращаться за консультативными заключениями в Международный Суд. Кроме того, шестнадцать специализированных учреждений ООН получили право обращения к Суду с запросом о консультативном заключении на основании решения ГА ООН, причем в практике ГА ООН не было ни одного случая отказа такому учреждению в доступе к консультативной процедуре. Однако, с другой стороны, можно заметить, что за всю историю ООН всего три специализированных учреждения воспользовались таким правом.
Государства и международные организации, не принадлежащие к системе ООН, хотя и не имеют права инициировать консультативную процедуру, имеют определенные права по участию в ней (право представлять письменные и устные доклады, право участвовать в обсуждении докладов).
Основными особенностями данной компетенции Суда по сравнению с основной юрисдикцией является отсутствие в
консультативной процедуре сторон и рекомендательный характер консультативного заключения Суда для организации, направившей просьбу.
Однако запрашивающие орган или учреждение, а также государства могут заявить об обязательности для себя вынесенного заключения, как в одностороннем порядке, так и на основе взаимности. Кроме того, многосторонний международный договор может предусматривать процедуру обращения за «обязательным» заключением к Суду. В качестве примера такого соглашения можно привести Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. (раздел 32), в которой говорится, что при возникновении спора между ООН и государством, являющимся членом организации, ООН запрашивает у Международного Суда ООН консультативное заключение, которое признается сторонами «решающим». Этот довольно удобный для разрешения разногласий между государствами и международными организациями способ, который часто называют «обязательным консультативным заключением», очень напоминает процедуру разрешения спора по существу.