ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6262

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Состав Суда. Международный Суд ООН состоит из колле­гии независимых судей, избранных, вне зависимости от их граж­данства, из числа лиц высоких моральных качеств

требованиям, предъявляемым в их странах для на­значения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международ­ного права.

Члены Суда избираются государствами — членами ООН и другими государствами, которые не являются членами ООН, но участвуют в Статуте Суда.

По очевидным практическим причинам число судей не может быть равно числу государств, участвующих в выборах. На сегодняшний день число судей равняется пятнадцати.

Срок полномочий судей — девять лет. Чтобы гарантиро­вать некоторую преемственность и последовательность в дея­тельности Суда, каждые три года проводятся выборы, в ходе которых переизбирается треть состава Суда, т.е. пять судей. Судьи могут быть избраны повторно.

Поскольку Международный Суд ООН является главным судебным органом ООН, выборы в него проводятся этой меж­дународной организацией. Голосование осуществляется в ГА ООН и СВ ООН. Представители государств - участников Ста­тута Суда, не являющиеся членами ООН, допускаются на соот­ветствующее заседание ГА ООН для участия в выборах судей. Особенностью голосования по кандидатурам судей в СБ ООН является то, что постоянные члены Совета не вправе использо­вать в данном случае свое право вето, а для одобрения канди­датуры судьи требуется ее поддержка восемью членами Совета, т.е. абсолютное большинство голосов. Голосование в ГА ООН и СБ ООН проводится одновременно, но по раздельности. Что­бы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство голосов и в ГА ООН, и в СБ ООН.

465

После вступления в должность новых судей состав Суда посредством тайного голосования выбирает председателя и его заместителя, которые остаются на этих должностях в течение трех последующих лет. По истечении данного срока они могут быть переизбраны на очередной срок. Как и в случае всех других выборов, для избрания председателя и его заместителя необходимо абсолютное большинство голосов, при этом не име­ется никаких условий относительно гражданства кандидатов. В отличие от должностных лиц большинства других орга­нов

государств. Первоочередная задача судей - ис­полнять свои должностные обязанности беспристрастно и не­зависимо от национальной принадлежности. Судьи не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера, помимо своей работы в Международном Суде, и, в первую очередь, не должны выполнять какие-либо политичес­кие или административные обязанности. Судья не может при­нимать какое-либо вознаграждение без согласия Суда. Вопрос о том, может ли судья участвовать в процедурах расследова­ния, примирения и арбитража по спорам, не подлежащим пе­редаче впоследствии на рассмотрение в Международный Суд, в каждом конкретном случае разрешается посредством вынесе­ния Судом определения.


Если член Суда не удовлетворяет вышеперечисленным тре­бованиям, он может быть отрешен от должности на основании единогласного решения, принятого остальными членами Суда. Об отрешении судьи от должности Секретарь Суда официально уведомляет Генерального секретаря ООН, после чего место со­ответствующего судьи считается вакантным. На практике дан­ная процедура никогда не использовалась.

Судьи ad hoc. Государству - участнику рассматриваемого судом спора предоставлено право назначить в качестве судьи ad hoc по данному делу любое лицо по своему выбору, если в составе судебной коллегии, рассматривающей это дело, нахо­дится судья, состоящий в гражданстве другой спорящей сто­роны. В делах, когда сторона спора включает в себя несколько государств, имеющих общие интересы, такие государства име­ют право назначать только одного судью ad hoc и только в случае, когда граждане этих государств не входят в состав Суда.

Судьи ad hoc не являются постоянными членами Суда и заседают только по делам, для рассмотрения которых они на­значены. Такие судьи принимают участие в разбирательстве дела на равных правах с членами Суда.

Из вышеизложенного следует, что персональный состав су­дейской коллегии и ее председатель могут изменяться от дела к делу, а число судей, заседающих по конкретному делу, не обязательно будет равняться пятнадцати. Например, их коли­чество может быть меньше пятнадцати, если один или более членов Суда не участвуют в заседании, или же с учетом судей ad hoc равняться шестнадцати или семнадцати. Теоретически

число судей даже может превышать семнадцать, если в деле участвуют более двух сторон с несовпадающими интересами.

Камеры. )\.пя рассмотрения определенных категорий дел Международный Суд может образовывать одну или несколь­ко камер а составе трех или более судей, избранных Судом секретным голосованием. В соответствии со ст. 27 Стату­та Международного Суда ООН решения камер имеют такую же юридическую силу, как решения, вынесенные Судом в пол­ном составе.

Суд создает камеры следующих видов:

  1. избираемая ежегодно камера упрощенного судопроизводства,
    включающая пять судей, среди которых председатель и вице-
    председатель Суда, а также два их заместителя;

  2. камера для рассмотрения определенных категорий дел, вклю­
    чающая, по крайней мере, трех судей и создаваемая Судом
    при необходимости (например, камера по спорам, возникаю­
    щим из нарушения правил международного радио- и теле­
    вещания);

  3. камера ad hoc (камера для рассмотрения конкретного спо­
    ра), формируемая Судом после консультаций со сторонами
    спора относительно числа и персонального состава ее чле­
    нов.

Использование камер имеет ряд преимуществ перед разби­рательством дела Судом в полном составе. Прежде всего это сокращение сроков разбирательства и расходов, а также воз­можность проводить заседание камер вне местонахождения Суда. Кроме того, разбирательство в камере финансируется не сторо­нами, а Международным Судом ООН, расходы которого в соот­ветствии со ст. 33 Статута несет ООН. Как правило, судебная процедура в камерах менее громоздка: стороны могут, напри­мер, отказаться с согласия камеры от устного судопроизвод­ства. Следовательно, в создании камер Суда заинтересованы прежде всего государства, которые желают передать свой спор Международному Суду ООН, однако по причине безотлагатель­ности разрешения спора или иным причинам предпочитают иметь дело с органом меньшей численности, чем Суд в пол­ном составе.


Первая камера была избрана в 1982 г. К настоящему вре­мени было образовано четыре камеры. Первым делом, которое

находилось на рассмотрении камеры, а именно камеры ad hoc, было Дело о делимитации морской границы в районе залива Мэн (США против Канады).

Камеры ad hoc Международного Суда ООН не следует вос­принимать как компромисс между судебной и арбитражной процедурами, поскольку стороны не всецело свободны в опреде­лении состава камеры и правил судопроизводства. Камера яв­ляется подразделением Суда; ее решение, как предусматривает ст. 27 Статута, является решением Суда; она действует толь­ко на основании Статута и Правил процедуры Суда.

Юрисдикция. Термин «юрисдикция Международного Суда» может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Под юрисдикцией в широком смысле обычно понима­ется весь тот объем полномочий Суда, который закреплен в положениях учредительного акта Суда — Статуте Меж­дународного Суда ООН.

Юрисдикция в узком смысле представляет собой объем полномочий Международного Суда, оговоренный сторона­ми конкретного спора в документе или документах, ко­торые являются основаниями для возбуждения процедуры по рассмотрению данного спора.

Юрисдикция как в широком, так и в узком смыслах вклю­чает в себя предметный, субъективный и временной аспекты. Международный Суд ООН вправе рассматривать какое-либо дело лишь при совпадении юрисдикции в узком и широком смысле по всем трем соответствующим аспектам. Другими словами, рассмотрение дела по существу не состоится, если от­ветчику удастся доказать, что конкретный спор лежит вне той сферы юрисдикции, которая образуется при сопоставлении юрис­дикции Суда в широком и узком смыслах по всем трем ас­пектам.

Значительная роль вопросов юрисдикции в деятельности Международного Суда обусловливается прежде всего тем, что на международной арене, в отличие от судебной системы госу­дарств, обязательство государства предстать перед судом и, сле­довательно, юрисдикция суда прямо или косвенно зависят от наличия согласия государства.


сторон на обязательность для них юрисдикции Международного Суда может выражаться в различных фор­мах. Статья Статута Суда закрепляет основные виды таких форм. Пункт I ст. гласит, что «к ведению Суда относятся все дели, которые переданы ому сторонами, и все вопросы, спе-циально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами или конвенциями». В п. 2 ст. 36 отдельно роглпментируется признание государством «обязатель­ной» юрисдикции посредством односторонней декларации.

Нп оспопо толкования указанных положений Статута можно выделить следующие формы признания юрисдикции Суда:

  1. заключение сторонами спора специального соглашения
    (compromla) или принятие совместных деклараций, заменя­
    ющих такое соглашение, которыми признается юрисдикция
    Суда ПО конкретному делу;

  2. признание государством обязательными для себя действую­
    щих договоров и конвенций, которые содержат положения о
    передаче споров в Международный Суд ООН;

  3. принятие государством односторонней декларации о при­
    знании факультативной клаузулы об обязательной юрис­
    дикции.


В доктрине существуют различные способы (формы) клас­сификации форм признания юрисдикции Международного Суда ООН. Общепринятой является классификация по признаку обязательности юрисдикции в отношении определенных кате­горий будущих споров государства. К консенсуалъным (или «необязательным») формам относят признание юрисдикции Суда только в отношении конкретного дела при помощи спе­циального соглашения или совместных деклараций сторон. К обязательным формам причисляют признание обязатель­ной юрисдикции посредством принятия односторонних декла­раций, сделанных согласно п. 2 ст. 36 Статута Международно­го Суда ООН, и присоединения к договорам, содержащим поло­жения, которые предусматривают передачу будущих споров в Суд.

Наиболее удачной является классификация, которая осно­вана на времени выражения согласия на юрисдикцию Суда. Согласно этой классификации формы признания юрисдикции делятся на три вида: ante hoc, ad hoc, post hoc. Признание ante

с, т.е. признание юрисдикции Суда до момента возникнове-1Я спора, может осуществляться в двух формах: присоедине-ie к договору или принятие односторонней декларации. Фор-ы ante hoc используются для признания обязательной юрис-жции, суть которой, как известно, заключается в том, что она 1спространяется в отношении будущих споров. К формам ad относят заключение специальных соглашений и совмест->ie декларации сторон, заменяющие такое специальное согла-ение. Момент признания ad hoc лежит в границах периода жду моментами возникновения спора и его передачей в Суд. свою очередь единственная форма выражения согласия post с - это процедура forum prorogatum, в рамках которой госу-рство-ответчик вступает в уже начатое дело, выразив согла-е на юрисдикцию Суда своим поведением.

Основной отличительной чертой «обязательной» юрисдик-[и Международного Суда является то, что согласие на нее гражается государством в отношении всех или отдельных тегорий будущих споров. Такая юрисдикция может быть нована или на односторонней декларации государства, при-ающей обязательность т.н. «факультативной клаузулы», держащейся в п. 2 ст. 36 Статута Суда, или же на положе-и договора, предусматривающего передачу будущих споров данному договору в Суд.

Декларацию о признании обязательной юрисдикции мож-определить как односторонний акт, посредством которого утветствующее государство принимает на себя междуна-дное обязательство, устанавливающее взаимоотношения жду Судом и данным государством, основанные на обяза-•льной юрисдикции. Такое обязательство создается самой хларацией, и не требуется отдельного согласия государства

передачу конкретного спора Суду, если он входит в сферу яствия такой декларации. Суд располагает юрисдикцией в ношении спора между государствами, только если данный эр подпадает под положения каждой из односторонних дек-раций таких государств.


Система обязательной юрисдикции, основанная на положе-ях п. 2 ст. 36 Статута Суда и всех односторонних деклара-ях сторон, является многосторонним договором sui generis, стоящим из одностороннего и договорного элементов и уста-зливающим множество двусторонних отношений.

Обязательная юрисдикция Международного Суда ООН в большинстве случаев ограничивается посредством включения государствами оговорок в свои декларации о признании такой юрисдикции, и оговорок к договорам, содержащим положения о передаче споров в Суд.

По состоянию на 1 мая 2009 г. 66 государств сделали дек­ларации о признании обязательной юрисдикции Суда согласно п. 2 ст. 36 Статута Суда; около 300 многосторонних и дву­сторонних международных договоров содержат оговорки о при­знании их участниками обязательной юрисдикции Суда по от­дельным категориям споров.

Консультативные заключения. Международный Суд ООН вправе давать консультативные заключения по любому юриди­ческому вопросу по просьбе организаций и учреждений, упол­номоченных делать такие запросы.

На сегодняшний день все главные органы ООН за исключе­нием Секретариата могут обращаться за консультативными заключениями в Международный Суд. Кроме того, шестнад­цать специализированных учреждений ООН получили право обращения к Суду с запросом о консультативном заключении на основании решения ГА ООН, причем в практике ГА ООН не было ни одного случая отказа такому учреждению в доступе к консультативной процедуре. Однако, с другой стороны, можно заметить, что за всю историю ООН всего три специализирован­ных учреждения воспользовались таким правом.

Государства и международные организации, не принадле­жащие к системе ООН, хотя и не имеют права инициировать консультативную процедуру, имеют определенные права по уча­стию в ней (право представлять письменные и устные докла­ды, право участвовать в обсуждении докладов).

Основными особенностями данной компетенции Суда по сравнению с основной юрисдикцией является отсутствие в

консультативной процедуре сторон и рекомендательный ха­рактер консультативного заключения Суда для организации, направившей просьбу.

Однако запрашивающие орган или учреждение, а также го­сударства могут заявить об обязательности для себя вынесен­ного заключения, как в одностороннем порядке, так и на осно­ве взаимности. Кроме того, многосторонний международный договор может предусматривать процедуру обращения за «обя­зательным» заключением к Суду. В качестве примера такого соглашения можно привести Конвенцию о привилегиях и им­мунитетах ООН 1946 г. (раздел 32), в которой говорится, что при возникновении спора между ООН и государством, являю­щимся членом организации, ООН запрашивает у Международ­ного Суда ООН консультативное заключение, которое призна­ется сторонами «решающим». Этот довольно удобный для раз­решения разногласий между государствами и международны­ми организациями способ, который часто называют «обяза­тельным консультативным заключением», очень напоминает процедуру разрешения спора по существу.