ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6256

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

его функции включают в себя содействие укреплению мира, безопасности и стабильности в Африке; раннему предупрежде­нию и превентивной дипломатии; поддержанию мира, вклю­чая использование добрых услуг, посредничества, примирения и расследования операций по поддержанию мира и гуманитар­ной интервенции. Статья 9 Протокола предусматривает, что Совет по своей инициативе вправе принимать меры, которые он считает подходящими в ситуациях потенциальных или те­кущих конфликтов.

Кроме того, в Африке есть также несколько субрегиональ­ных организаций, которые играют всевозрастающую роль в раз­решении конфликтов. В их числе можно отметить Экономичес­кое сообщество стран Западной Африки (в его рамках создана и функционирует Группа мониторинга мирных процессов в ка­честве международного агента-посредника), а также Сообщество развития Южной Африки (в 1996 г. оно приняло решение создать Орган по политике и взаимодействию в сфере обороны и безопасности, целью которого является поддержание мира и безопасности в регионе и, в частности, «рассмотрение вопроса о принятии принудительных мер в соответствии с международ­ным законодательством как последнего средства, когда мир­ные методы не достигли своей цели»).

Лига арабских государств. Целью ЛАГ, созданной в 1945 г., является развитие сотрудничества между арабскими государ­ствами. Ее возможности по мирному разрешению споров между своими членами весьма незначительны и на практике пред­ставляют собой неформальные процедуры примирения. Исклю­чением является создание объединенных вооруженных сил. Так, в 1961 г. были образованы Объединенные арабские вооружен­ные силы с целью сохранения мира между Ираком и Кувей­том. Арабские силы безопасности были посланы в Ливан в 1976 г., за ними в 1976-1983 гг. последовали Арабские войс­ка сдерживания. Однако ЛАГ не смогла сыграть важную роль ни в разрешении кризиса в Кувейте в 1990-1991 гг., ни в Иракском кризисе 2002-2003 гг.

Содружество Независимых Государств. Функции по урегу­лированию споров в рамках СНГ выполняют Совет глав госу­дарств СНГ (далее в этом параграфе — СГГ) и Экономический Суд СНГ.

Статья 17 Устава СНГ предусматривает, что если государ­ства-члены не разрешают спор посредством переговоров или иной процедуры, они могут передать его в СГГ. Согласно ст. 18 Устава СГГ «правомочен на любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать международному миру или безо­пасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования».

В свою очередь, согласно ст. 32 Устава СНГ к ведению Эко­номического Суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, и других споров, относимых к его ведению соглашениями государств-членов. Устав также уполномочивает Суд толковать положения согла­шений и иных актов Содружества по экономическим вопро­сам. Кроме того, по состоянию на 1 января 2009 г. в рамках Содружества заключено более трех десятков договоров, содер­жащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Экономи­ческого Суда1.


Вопросы организации Суда изложены в Соглашении о ста­тусе Экономического Суда СНГ и в Положении об Экономичес­ком суде СНГ от 6 июля 1992 г. Многие важные аспекты его деятельности, оставленные без внимания в его учредительных документах, регулируются регламентом, который является внут­ренним актом Суда.

Согласно Положению об Экономическом Суде СНГ Суд об­разуется из равного числа судей от каждого государства-участ­ника. Согласно ст. 2 Соглашения квота каждого государства-члена составляет два человека. Никакого особого порядка для избрания или назначения судей не существует: по п. 7 Поло­жения судьи назначаются в порядке, установленном в государ­ствах-участниках для назначения судей высших хозяйствен­ных, арбитражных судов государств-участников на строго про­фессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбит­ражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высо кой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образованно. Отрешение судьи от должности - также прерогатива государства

его. Хотя в п. 9 Положения указано, что судьи Экономическо­го Суда независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрис­дикцию государства пребывания.

Из практики Суда следует, что он сам определяет наличие у него компетенции в отношении конкретных дел. По резуль­татам рассмотрения спора Экономический Суд принимает ре­шение, в котором рекомендует меры для его исполнения.

В период с 1994 г. по 1 мая 2009 г. Экономическим Судом СНГ рассмотрено более 90 дел.

В настоящее время Экономический Суд СНГ также выпол­няет функции Суда Евразийского экономического сообщества -на период до формирования последнего.




Лекция №12 Вопросы населения в международном прваве


План лекции

Введение

  1. Понятие и правовое регулирование положения населения.

  2. Международно-правовые вопросы гражданства, порядок его приобретения и прекращения.

  3. Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь.

  4. Правовой статус иностранцев.

  5. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь.

  6. Право убежища.

  7. Право убежища в законодательстве Республике Беларусь.

  8. Международная защита прав беженцев.

  9. Регламентация статуса беженцев, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь.

Зпаключение

Список литературных источников.

Ключевые слова.


§ 1. Понятие и правовое регулирование положения населения

Под населением в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на тер­ритории государства и подпадающих под его юрисдикцию.

В состав населения входят несколько групп лиц, существенно различающихся по своему правовому статусу.

Это, во-первых, граждане данного государства, составляющие подавляющее большинство населения любой страны.

Во-вторых, это иност­ранные граждане, небольшая часть которых обладает дипло­матическими иммунитетами и в силу этого изъята из-под ад­министративной, уголовной и гражданской юрисдикции госу­дарства пребывания.


В-третьих, это лица без гражданства,

в-четвертых, лица, обладающие двойным гражданством, а в крайне редких случаях — и множественным гражданством.

Наконец, в составе населения обычно имеются лица, получив­шие право политического убежища на территории данной стра­ны,

беженцы,

вынужденные переселенцы

, а также трудящиеся мигранты.

Правовой статус каждой из вышеперечисленных категорий лиц обладает определенной спецификой.

Правовое регулирование положения различных категорий населения относится к компетенции государства, на террито­рии которого они проживают.

Вместе с тем государства явля­ются участниками универсальных и региональных междуна­родных договоров, в которых регламентируется статус различ­ных групп населения. В силу этого их правовой статус опреде­ляется как национальным законодательством, так и нормами международного права.


§ 2. Международно-правовые вопросы гражданства

2.1. Понятие гражданства, порядок его приобретения и прекращения

Под термином «гражданство» в науке международно­го и конституционного права понимается устойчивая пра­вовая связь между физическим лицом и государством, вле­кущая за собой их взаимные права и обязанности.

А) В консультативном заключении Постоянной палаты меж­дународного правосудия, принятом в 1923 г. по делу, касавше­муся декретов о гражданстве в Тунисе и Марокко, подчеркива­лось, что вопросы гражданства в принципе относятся к ис­ключительной юрисдикции каждого государства.

Б) Такое же положение зафиксировано в ст. 1 Гаагской конвенции, регули­рующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г.: «Каждое государство само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданами.

В то же время существуют определенные ограничения дан­ного полномочия государств, установленные международно-пра­вовыми нормами.

Так, в соответствии с Гаагской конвенцией от 12 апреля 1930 г. данный закон признается другими госу­дарствами лишь «в случае его соответствия международным конвенциям, международному обычаю и общепризнанным прин­ципам права, касающимся вопросов гражданства». В науке меж­дународного права общепризнано, что данное положение Кон­венции является нормой обычного международного права.


способами приобретения гражданства:

Двумя основными способами приобретения гражданства, признаваемыми международным правом и закрепляемыми в национальных законодательствах, являются

происхождение от граждан данной страны - так называемое «право крови» (jus sanguinis) и факт рождения в пределах государственной терри­тории — так называемое «право почвы» (jus soli).

Государства, стремящиеся ужесточить порядок приобретения своего гражданства чаще применяют принцип «права крови» (большин­ство европейских стран). Государства, заинтересованные в при­токе иммигрантов, шире применяют приобретение гражданства по «праву почвы» (страны Латинской Америки). Во многих странах законодательство сочетает оба принципа.


Международно-правовые нормы исключают применение «право почвы» и отношении детей сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, а также членов их семей, не являющихся гражданами страны пребывания (ст. 2 Факультативного протокола о приобретении гражданства к Вен­ской концепции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 2 Факультативного протокола о приобретении гражданства к Вен­ской конвенции о консульских сношениях 1963 г.).

Другим способом приобретения гражданства является на­турализация, т.е. получение гражданства на основе акта ком­петентного органа государства. Н качестве условий натурали­зации законодательство большинства государств предусматри­вает проживание на своей территории в течение определенного времени, владение официальным языком, наличие законных средств к существованию, отсутствие фактов нарушения зако­нодательства и др.

На практике встречаются случаи предоставления граждан­ства путем пожалования его лицу за особые заслуги, оказан­ные им данному государству.

Частным случаем приобретения гражданства является ре­интеграция (восстановление), т.е. вторичное приобретение гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его (например, в связи с замужеством).

Изменение гражданство может иметь место в результате перехода части территории одного государства к другому. При этом перемена гражданства возможна в форме трансферта или оптации. Исторически трансферт продшоствуот оптации. Под ними понимается автоматическое изменение гражданства насе­ления определённой территории, перешедшей к другому госу­дарству.

Оптация представляет собой право жителей территории, перешедший от одного государства к другому, самостоятельно­го выбора гражданства путем подачи индивидуального заявления. И случае если лицо инбрало гражданство не той страны, где оно проживает, то обычно предусматривается возможность переселения такого лица на территорию государства его граж­данства.

Наиболее распространенными способами прекращения граж­данства являются: экспатриация, утрата.

Экспатриация предполагает добровольный выход лица из гражданства путем подачи соответствующего заявления.

Утрата гражданства происходит по установленным госу­дарством основаниям, к которым обычно относятся:

  • добровольное приобретение гражданства другого государства;

  • усыновление ребенка иностранцем;

  • приобретение гражданства путем предоставления ложной
    информации либо с помощью поддельных документов;

  • добровольное поступление на военную службу в другом го­
    сударстве и др.

2.2. Двойное (множественное) гражданство.

Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или не­скольких государств.

Такое состояние может возникнуть, на­пример, при рождении ребенка граждан страны, в которой при­меняется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы».


Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства.

Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство.

Правовое положение лица с двойным гражданством харак­теризуется тем, что каждое из государств, считающих его сво­им гражданином, может потребовать от него выполнения кон­ституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отри­цательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторон­них международных договоров в целях устранения либо пре­дотвращения двойного гражданства.

Так, согласно Европейс­кой конвенции о сокращении случаев многогражданства и о

воинской повинности в случаях многогражства 1963г. со­вершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство пу­тем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют преды­дущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие граждан­ством двух или более договаривающихся государств, выполня­ют воинскую обязанность только в одном из них.

Аналогич­ная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о граж­данстве 1997 г.

Что касается Республики Беларусь, то данный принцип отражен в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 105-3, где закреплено, что «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного го­сударства, если иное не предусмотрено международными дого­ворами ».

Вместе с тем, следует отметить, что подход белорусского законодателя к институту двойного гражданства претерпел оп­ределенные изменения. Законодательство Союза ССР всегда весьма негативно относилось к двойному гражданству. В нем содержались прямые указания на непризнание состояния би-патризма. Что же касается законодательства Республики Бе­ларусь, то уже в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятом в октябре 1991 г., косвенно была закреплена возможность обладания двойным граждан­ством. В п. 1 ст. 20 Закона предусматривалась утрата граж­данства Республики Беларусь «вследствие приобретения ли­цом гражданства другого государства, если иное не предусмот­рено международными договорами Республики Беларусь». Однако на практике ни с одним государством мира Беларусь до настоящего времени не заключила соответ­ствующих соглашений.

Новый Закон Республики Беларусь «О гражданстве Рес­публики Беларусь», принятый 1 августа 2002 г., сделал еще один шаг к фактическому признанию того обстоятельства, что на практике государство далеко не всегда в состоянии предотвратить получение второго гражданства его гражданами. Зако­нодатель отменил норму, согласно которой получение граж­данином Беларуси гражданства другого государства автома­тически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы дипломатической службы Республики Беларусь, на ко­торые возлагалась регистрация утраты гражданства такими ли­цами, постоянно проживающими за границей, зачастую просто не имели информации о наличии у лица паспорта другого госу­дарства).