ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6253
Скачиваний: 5
Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного. Считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Как отмечал И.И. Лукашук, в древнеиндийской Артхашастре (IV—III вв. до н.э.) было указано, что мирные договоры «должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать»2.
В то же время и в эпоху рабовладельческого строя предпринимались первые попытки упорядочить ведение войны, подчинить ее общим правилам и нормам. Платон советовал правителям в международных делах проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов» и делил войны на справедливые и несправедливые. Все чаще признавалось, что война всегда должна начинаться с предварительного уведомления.
Нормы войны в Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. и в первые века н.э. уже содержали попытки упорядочить в виде закона и гуманизировать ведение войны. Так, в законах Ману подчеркивалось, что война является крайним средством разрешения споров, когда исчерпаны все мирные возможности. В отношении ведения военных действий и применения оружия в законах Ману существовали многочисленные ограничения. Считалось недопустимым убивать стариков, детей и женщин, а также парламентеров и сдавшихся в плен. Не подлежали захвату и разрушению храмы и другие культовые сооружения.
Древние индусы различали репрессалии и собственно войну. Началу ее должно было предшествовать предъявление ультиматума. Только после этого следовало официальное объявление войны. Оно влекло за собой разрыв регулярных дипломатических отношений, но не исключало обмена специальными миссиями. Договоры, заключенные до войны, переставали действовать. Подданные воюющих сторон лишались права «дружественной защиты». Торговля с ними и другие формы сношений рассматривались как враждебный акт. Подданных противной стороны, поскольку они оказывались лишенными правовой защиты, можно было брать в плен и даже убивать. Их имущество могло быть конфисковано, а дома разрушены.
Законы Египта и Индии также запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Описанная картина была характерна и для древних государств, расположенных на территории современного Китая.
Что касается права войны, Ю.Я. Баскин и Д.И. Фельдман обращают внимание, что древние греки уже различали нейтралитет (мог иметь место только во время войны и касался внешних отношений) и невмешательство (могло иметь место как во время войны, так и в мирное время)1.
Религиозная окраска права войны была распространена в Древнем Риме. Ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на пользу Рима, и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.
Зарождавшийся институт права международных договоров имел религиозный характер. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения. Международные договоры обеспечивались также обменом заложников. (Батый- Александр Невскимй)
Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, арбитраже, торговле, о праве вступать в брак с иностранцами, о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться.
Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.
Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. В отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении - защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами. Проксены пользовались рядом прав, в частности, им предоставлялась неприкосновенность, безопасность и защита имущества во время войны. Так начинает складываться право защиты иностранцев.
В Древнем мире существовала практика создания различного рода лиг (Китай), союзов (Греция). Например, союзы греческих государств возникали на основе как общеэллинских религиозных праздников, так и потребностей военно-политического сотрудничества. Чаще всего их члены в международно-правовых отношениях оставались самостоятельными сторонами. Более развитой формой союзов государств были симма-хии, близкие к союзному государству и создававшиеся, в основном, для решения военных задач. Симмахии нередко самостоятельно заключали международные договоры (Беотийский союз).
Симмахии также играли роль третейского суда и рассматривали споры между государствами, входившими в такой союз.
Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в Древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь, принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без его согласия. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек, имеющих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.
Следует подчеркнуть, что в целом значительное влияние на содержание международно-правовых норм Древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. Эта система получила название «право народов» (jus gentium), которое сочетало нормы гражданско-правового характера и международно-правовые нормы. Так, защита собственности в гражданских отношениях подкреплялась международными нормами о возмещении военного ущерба.
Таким образом, нормативное регулирование межгосударственных отношений в период рабовладельческого строя характеризовалось неустойчивостью и враждебностью. Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Вместе с тем были выработаны формы нормативного регулирования — обычаи и договоры, которые имели огромное значение для развития международного права.
3. Международное право средних веков (V-XVI вв.).
Переход от международного права античности к международному праву средних веков занял ряд столетий.
Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.
Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Международные связи развивались главным образом внутри регионов, поэтому не было общего для всех государств международного права и применение международно-правовых норм связывалось с существованием регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской Руси, а позднее — в Московской Руси. Однако эти нормы под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски. Сформировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей обладают неприкосновенностью, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать помощи воюющим.
В феодальный период по сравнению с рабовладельческим строем наблюдался значительный рост правового массива, главным образом за счет появления множества новых обычно-правовых норм, регламентировавших взаимоотношения между государствами и даже отдельными феодалами в самых различных областях. Центральная власть в государствах не была достаточно сильной. Феодальная раздробленность стала характерным явлением. Вотчина крупного землевладельца была фактически государством, собственность на землю давала власть над населением. Заключалось значительное количество международных договоров, которые отражали сложнейшую иерархическую лестницу в виде занимающих различное общественное положение феодалов — собственников земли. Последние нередко самостоятельно вели дипломатические отношения и заключали договоры.
Предметом соглашений были договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменениях, плавании по рекам и морям, торговле. Уже в IX-X вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер,
он заключался от имени правителя. Постепенно договоры стали получать более широкую основу, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться оговорка о неизменных обстоятельствах как условии действия договора. Способами обеспечения договоров являлись залог людей (как правило, членов семьи монарха), залог ценностей и территории. Известно, например, что Корсика, принадлежавшая Генуе, была ею передана в залог Франции. В связи с тем, что Генуя не выполнила перед Францией договорных обязательств, Корсика навсегда стала французским владением.
В период Средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных договоров был Папа Римский. В частности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.
Покровительство иностранцам получило в средние века более прочную юридическую базу — в международные договоры постепенно стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодального сеньора, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибывающие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из страны облагался налогом. Лишь в период сословной монархии со стороны королевской власти стали делаться попытки ограничить произвол феодалов по отношению к иностранцам.
Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Религия и церковь стали играть решающую роль в международных отношениях, так как во многих регионах мира являлись единственной организованной, строго централизованной и культурной силой, доминировавшей над светской властью. Римско-католическая церковь оказывала огромное влияние в Западной Европе, православная - в Византии и на Руси, ислам - среди арабских государств.
Папы Римские в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов, касающихся различных сфер общественных отношений. Так, церковь пыталась ограничить жестокость войн, которые и в средневековый период продолжали оставаться весьма безжалостными. Война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного, различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось, захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы, пленные считались добычей захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.
Существенное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.
Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в циви-листической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.
В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Византии, пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Государство страны пребывания принимало на себя охрану дипломатических миссий в полном объеме. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению его от церкви.
В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представителей является суверенитет государя, от имени которого действовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.