ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6165

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) форми­ровались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного. Считалось, что проигравшие войну попадали в пол­ную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, мас­совое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Как отмечал И.И. Лукашук, в древнеин­дийской Артхашастре (IVIII вв. до н.э.) было указано, что мирные договоры «должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать»2.

В то же время и в эпоху рабовладельческого строя предпри­нимались первые попытки упорядочить ведение войны, подчи­нить ее общим правилам и нормам. Платон советовал прави­телям в международных делах проявлять умеренность, избе­гать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов» и делил войны на справедливые и несправед­ливые. Все чаще признавалось, что война всегда должна начи­наться с предварительного уведомления.

Нормы войны в Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. и в первые века н.э. уже содержали попытки упорядо­чить в виде закона и гуманизировать ведение войны. Так, в законах Ману подчеркивалось, что война является крайним средством разрешения споров, когда исчерпаны все мирные воз­можности. В отношении ведения военных действий и приме­нения оружия в законах Ману существовали многочисленные ограничения. Считалось недопустимым убивать стариков, де­тей и женщин, а также парламентеров и сдавшихся в плен. Не подлежали захвату и разрушению храмы и другие культовые сооружения.

Древние индусы различали репрессалии и собственно вой­ну. Началу ее должно было предшествовать предъявление уль­тиматума. Только после этого следовало официальное объяв­ление войны. Оно влекло за собой разрыв регулярных дипло­матических отношений, но не исключало обмена специальны­ми миссиями. Договоры, заключенные до войны, переставали действовать. Подданные воюющих сторон лишались права «дру­жественной защиты». Торговля с ними и другие формы сноше­ний рассматривались как враждебный акт. Подданных про­тивной стороны, поскольку они оказывались лишенными пра­вовой защиты, можно было брать в плен и даже убивать. Их имущество могло быть конфисковано, а дома разрушены.

Законы Египта и Индии также запрещали всякие сноше­ния с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Описанная картина была характерна и для древ­них государств, расположенных на территории современного Китая.



Что касается права войны, Ю.Я. Баскин и Д.И. Фельдман обращают внимание, что древние греки уже различали нейтра­литет (мог иметь место только во время войны и касался внешних отношений) и невмешательство (могло иметь место как во время войны, так и в мирное время)1.


Религиозная окраска права войны была распространена в Древнем Риме. Ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на пользу Рима, и поэтому было угодно бо­гам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процеду­ра объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.

Зарождавшийся институт права международных догово­ров имел религиозный характер. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вме­шаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и станови­лись их участниками, и это должно было содействовать выпол­нению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора со­провождалось обрядом жертвоприношения. Международные договоры обеспечивались также обменом заложников. (Батый- Александр Невскимй)

Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, арбитраже, торговле, о праве вступать в брак с иностранцами, о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала фор­мированию правила pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться.

Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Правовая защита иностранцев в определенной мере скла­дывалась под влиянием обязательств, вытекающих из между­народных договоров. В отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении - защиты интересов иностранца специально упол­номоченными на то лицами. Проксены пользовались рядом прав, в частности, им предоставлялась неприкосновенность, безопасность и защита имущества во время войны. Так начи­нает складываться право защиты иностранцев.

В Древнем мире существовала практика создания различ­ного рода лиг (Китай), союзов (Греция). Например, союзы гре­ческих государств возникали на основе как общеэллинских ре­лигиозных праздников, так и потребностей военно-политичес­кого сотрудничества. Чаще всего их члены в международно-правовых отношениях оставались самостоятельными сторона­ми. Более развитой формой союзов государств были симма-хии, близкие к союзному государству и создававшиеся, в основ­ном, для решения военных задач. Симмахии нередко самостоя­тельно заключали международные договоры (Беотийский союз).


Симмахии также играли роль третейского суда и рассматрива­ли споры между государствами, входившими в такой союз.

Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в Древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь, принадлежав­ших храмам. В ряде международных договоров греческих госу­дарств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного госу­дарства без его согласия. В практике государств Древнего Ки­тая не разрешалось одностороннее изменение русла рек, имею­щих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.

Следует подчеркнуть, что в целом значительное влияние на содержание международно-правовых норм Древнего мира ока­зала система регулирования международных отношений Римс­кой империи с иностранными государствами, а также с подвла­стными ей провинциями. Эта система получила название «пра­во народов» (jus gentium), которое сочетало нормы гражданско-правового характера и международно-правовые нормы. Так, за­щита собственности в гражданских отношениях подкреплялась международными нормами о возмещении военного ущерба.

Таким образом, нормативное регулирование межгосудар­ственных отношений в период рабовладельческого строя ха­рактеризовалось неустойчивостью и враждебностью. Субъекта­ми международных отношений были не государства, а их вла­стители. Вместе с тем были выработаны формы нормативного регулирования — обычаи и договоры, которые имели огромное значение для развития международного права.



3. Международное право средних веков (V-XVI вв.).

Переход от международного права античности к междуна­родному праву средних веков занял ряд столетий.

Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздроб­ленности, возникновения крупных феодальных сословных мо­нархий, а также с началом формирования абсолютистских го­сударств.

Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Международные связи развивались главным образом внутри регионов, поэтому не было общего для всех государств между­народного права и применение международно-правовых норм связывалось с существованием регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской Руси, а позднее — в Московской Руси. Однако эти нормы под влиянием государственности новой формации обо­гащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религи­озной окраски. Сформировались общие международно-право­вые правила, которыми в своих отношениях руководствова­лись государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей обладают неприкосновенностью, что государство, заявившее о своем ней­тралитете, не должно оказывать помощи воюющим.


В феодальный период по сравнению с рабовладельческим строем наблюдался значительный рост правового массива, глав­ным образом за счет появления множества новых обычно-пра­вовых норм, регламентировавших взаимоотношения между го­сударствами и даже отдельными феодалами в самых различ­ных областях. Центральная власть в государствах не была достаточно сильной. Феодальная раздробленность стала харак­терным явлением. Вотчина крупного землевладельца была фак­тически государством, собственность на землю давала власть над населением. Заключалось значительное количество между­народных договоров, которые отражали сложнейшую иерархи­ческую лестницу в виде занимающих различное общественное положение феодалов — собственников земли. Последние неред­ко самостоятельно вели дипломатические отношения и заклю­чали договоры.

Предметом соглашений были договоры о мире и союзе, по­кровительстве, территориальных изменениях, плавании по ре­кам и морям, торговле. Уже в IX-X вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Догово­ры заключались преимущественно письменные. Они составля­лись на языках сторон. Договор имел личностный характер,

он заключался от имени правителя. Постепенно договоры ста­ли получать более широкую основу, поскольку стали подписы­ваться и от имени наследников монарха. Стала использовать­ся оговорка о неизменных обстоятельствах как условии дей­ствия договора. Способами обеспечения договоров являлись залог людей (как правило, членов семьи монарха), залог цен­ностей и территории. Известно, например, что Корсика, при­надлежавшая Генуе, была ею передана в залог Франции. В связи с тем, что Генуя не выполнила перед Францией дого­ворных обязательств, Корсика навсегда стала французским вла­дением.

В период Средневековья стал применяться институт га­рантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных договоров был Папа Римский. В ча­стности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.

Покровительство иностранцам получило в средние века бо­лее прочную юридическую базу — в международные договоры постепенно стали включаться статьи о положении иностран­цев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспе­чить переход имущества умершего иностранца к его наследни­кам, а не к правителю, на земле которого проживал иностра­нец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодального сеньора, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибыва­ющие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из стра­ны облагался налогом. Лишь в период сословной монархии со стороны королевской власти стали делаться попытки ограни­чить произвол феодалов по отношению к иностранцам.


Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической цер­кви. Религия и церковь стали играть решающую роль в меж­дународных отношениях, так как во многих регионах мира являлись единственной организованной, строго централизован­ной и культурной силой, доминировавшей над светской влас­тью. Римско-католическая церковь оказывала огромное влия­ние в Западной Европе, православная - в Византии и на Руси, ислам - среди арабских государств.

Папы Римские в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановле­ний церковных соборов и из папских указов, касающихся раз­личных сфер общественных отношений. Так, церковь пыта­лась ограничить жестокость войн, которые и в средневековый период продолжали оставаться весьма безжалостными. Война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного, различий между сражаю­щимися войсками и мирным населением не проводилось, зах­ваченные воюющими населенные пункты подвергались разграб­лению, раненые бросались на произвол судьбы, пленные счита­лись добычей захватившего их конкретного лица, что позво­ляло получить за них выкуп.

Существенное влияние на международное право в отноше­ниях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, зако­нов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабско­го мира.

Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в циви-листической окраске ряда международно-правовых институ­тов. Например, это касалось институтов залога и поручитель­ства как средств обеспечения международных договоров, ин­ститута приобретения государственной территории.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Ви­зантии, пышный ритуал приема иностранных послов. При сле­довании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны ме­стных властей. Государство страны пребывания принимало на себя охрану дипломатических миссий в полном объеме. Нару­шение неприкосновенности послов приводило к суровому нака­занию нарушителя и даже отлучению его от церкви.

В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представите­лей является суверенитет государя, от имени которого дей­ствовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вру­чал верительные грамоты. Послы освобождались от таможен­ного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанно­стями посла считались: ведение переговоров, изучение проис­ходящих в стране аккредитации событий, доведение соответ­ствующей информации до своего правительства.