ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6166

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Получают дальнейшую регламентацию институты личной неприкосновенности послов и экстерриториальности посольс­ких помещений.

По-иному возникали и развивались институты консульс­кого права. Как отмечают Ю.Я. Баскин и Д.И. Фельдман, в отличие от послов, олицетворявших суверенитет и верховен­ство государственной власти, а также ее высших должностных лиц, консулы возникли из самодеятельных организаций куп­цов и мореплавателей '. Ученые полагают, что им предше­ствовали возникшие первоначально в Средиземноморье в X в., а затем в приморских городах на севере Европы торговые суды, а также избранные должностные лица, носившие звание кон­сула, которые действовали с согласия местных властей.

В XIXII вв. в ходе создания итальянскими республиками своих поселений в восточном Средиземноморье появились це­лые населенные пункты, которые получали от Византии, а за­тем и от других государей ряд привилегий, в том числе право автономного управления и суда среди своих сограждан, что и привело в итоге к появлению первых консулов. В дальней­шем — в XIIIXIV вв. — консульский институт достаточно ши­роко распространился по всей Европе и со временем превра­тился в государственное учреждение, были заключены первые консульские договоры (Пиза - Марокко (1133 г.), Венеция -Египет (1238 г.), Арагон - Тунис (1285 г.)2.

Режим морских пространств в период Средневековья на­ходился под влиянием двух различных подходов к пользова­нию морем. Один из них поддерживали ведущие морские дер­жавы (Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия). Он зак­лючался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями мирового океана свой суверенитет. Согласно друго­му подходу (Нидерланды, Франция) открытое море должно было быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе дан­ного подхода лежало представление о том, что мировой океан должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанно­стями посла считались: ведение переговоров, изучение проис­ходящих в стране аккредитации событий, доведение соответ­ствующей информации до своего правительства.

Получают дальнейшую регламентацию институты личной неприкосновенности послов и экстерриториальности посольс­ких помещений.


В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Посколь­ку считалось, что власть государства кончается там, где конча­ется сила его оружия, ширина территориальных вод в соответ­ствии с «правом пушечного выстрела» стала определяться в три морские мили. Вопросы регламентации мореплавания и морской войны отражались в специальных сборниках, содер­жащих морские обычаи, судебные решения. Так, в XIV в. был издан сборник «Консолато дель маре» («Морской сборник»), содержавший правила нейтралитета, положения, касавшиеся военной контрабанды, и т.п.


Мирные средства международных споров в средние века стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к тре­тейским судам и арбитражу. Так, в 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил Папа Иоанн XXII *. В качестве арбитров выступали не только духовные лица, но и светские. Практиковалось также заклю­чение договоров об арбитраже (третейском суде). Особеннос­тью рассматриваемого периода было и то, что международные конфликты начинают становиться предметом рассмотрения все­ленских соборов католической церкви, а также светских съез­дов государей и послов.

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат, принятый 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также при­знана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальс­ким договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного обще­ния была введена Московская Русь. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и наверховенство», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение данного дого­вора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.

Завершение периода сословной монархии характеризуется выработкой понятия «суверенитет», которое означало поли­тическое и юридическое верховенство власти монарха над все­ми феодальными властителями внутри страны и ее независи­мость в международных отношениях, включая независимость от римской церкви.

Средневековье убедительно продемонстрировало гибельность беззакония как для внутригосударственных, так и для между­народных отношений. Человечество было поставлено перед не­обходимостью утвердить правопорядок.

  1. Международное право в эпоху буржуазных революций (XVIIXIX вв.)

Этот период в истории международного права связан с раз­витием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права.

Вестфальский договор закрепил новую систему междуна­родных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. В этих условиях и возникла идея использовать право для ограничения произвола во взаимоот­ношениях между государствами. Побуждающим мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось зак­репление естественно-правовых идей Декларации прав челове­ка и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представлен­ной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту.


В Декларации международного права феодально-абсолю­тистским взглядам на государство и на положение в нем че-ловека были противопоставлены идеи, переносившие на меж­дународные отношения нормы и правила, свойственные взаи­моотношениям индивидов:

1) «народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль» (ст. 1);

  1. «человек должен человеку то, что народ должен другим»
    (ст. 3);

  2. «частный интерес одного народа подчиняется интересам всего
    человечества» (ст. 5);

  3. «народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни
    были численность населения и размеры территории, кото­
    рую они занимают» (ст. 6).

В Декларации были также закреплены принципы невмеша­тельства во внутренние дела государства (ст. 7), территориаль­ного верховенства (ст. 12), соблюдения международных дого-иоров (ст. 21)г.

И хотя проект Декларации, подготовленный аббатом Гре­гуаром, не был утвержден французским Конвентом, его поло­жения, как и положения принятой Учредительным собрани­ем Франции 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина, оказали огромное влияние на формирование не только общих принципов международного права, но и на пра­вовое положение государств как субъектов международного права, на гуманизацию правил ведения войны, на решение по-новому вопросов международно-правовой регламентации тер­ритории и населения, на право международных договоров.

Основные тенденции развития указанных институтов в эпоху буржуазных революций можно охарактеризовать следующим образом.

Суверенитет государства как субъекта международного пра­ва связывается с суверенитетом народа. Все народы — а следо­вательно, и государства независимы и равноправны, что яв­ляется их неотъемлемым свойством. Они обладают рядом ос­новных прав и обязанностей. Каждый народ является хозяи­ном своей территории. Он устанавливает свой образ правле­ния. Одна из основных обязанностей народов — «делать в мир­ное время друг другу как можно больше добра, а во время войны - причинять друг другу как можно меньше зла» (Мон­тескье). Правовая теория выработала также ряд основных прав народов: на самосохранение, на территорию, на независимость, на международное общение.

Данную доктрину использовали национальные движения в борьбе за свою государственность. В этот период возникает ряд новых национальных государств: от Нидерландов отделяется Бельгия, от Турции - Болгария, появляются Греция, Румыния, Сербия, Черногория. Основные права и обязанности народов начинают рассматриваться как основные права и обязанности государств.

Гуманизация правил ведения войны, основывалась на це­лом ряде новых положений. В Утрехтском трактате 1713 г. регулировался вопрос о защите собственности мирного населе­ния. Существенные изменения произошли в правилах военной оккупации. Стало утверждаться положение о том, что оккупа­ция не должна приводить к аннексии, т.е. захвату оккупиро­ванной территории и распространению на нее суверенитета го­сударства-оккупанта. Военная оккупация стала считаться лишь временным занятием неприятельской территории, не связан­ным с конфискацией собственности населения и изменением местного управления.


В 1864 г. принимается Женевская конвенция об улучше­нии участи больных и раненых на поле боя. Было провозгла­шено, что военное насилие не может применяться к мирному населению. По инициативе России в 1868 г. в Петербурге была подписана Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В практику стало вводиться положение, согласно которому вопросы объявления войны и заключения мира являются прерогативой высших органов законодатель­ной власти. Произошло разделение населения на комбатантов (воюющих) и соответственно мирное население (лиц, не при­нимающих участия в военных действиях). Каждая из этих ка­тегорий лиц приобретала собственный правовой статус.

Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться территориальные вопросы. Постепенно утверждался принцип территориального верховенства государства. Возник новый способ перехода государственной территории от одного государства под суверенитет другого — на основе плебисцита, т.е. голосования населения передаваемой территории (именно таким образом к Франции были присоединены в 1791 г. — Авиньон, в 1792 г. - Савойя, в 1793 г. - Ницца).

Что касается колониальных владений европейских держав, то последние на Берлинской конференции 1884 г., где обсуж­дались вопросы раздела Африки, установили правило, согласно которому для признания первичной оккупации колониального владения действительной необходимо было установить «эф­фективное» присутствие на данной территории и получить при­знание факта занятия этой территории со стороны других дер­жав. Новые, демократические по своему содержанию, нормы меж­дународного права соседствовали, таким образом, с положени­ями, закреплявшими колониальные отношения. Тем не менее в правовом режиме территорий и пространств происходили изменения. Особенно это касалось правового режима открыто­го моря - окончательно утверждается принцип свободы откры­того моря. В значительной мере этому способствовала Россия. 28 февраля 1780 г. она провозгласила Декларацию о воору­женном нейтралитете, имевшую целью обеспечить принцип свободы судоходства для нейтральных государств. Декларация получила широкую международную поддержку и способствова­ла заключению соответствующих договоров России с Пруссией, Данией, Швецией и другими государствами.

Стали развиваться нормы, касающиеся плавания по между­народным рекам (Рейну, Маасу, Висле). Такие реки были объяв­лены общей и неотчуждаемой собственностью всех государств, по территории которых они протекали: ни один народ не дол-ясен был претендовать на исключительное владение ими. Эти идеи нашли поддержку европейских государств и были закреп­лены во многих международных договорах.

Среди международно-правовых вопросов населения, полу­чивших развитие под влиянием французских Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Декларации международного права 1793 г., следует выделить вопросы о праве убежища и о положении иностранцев.


Конституция Франции 1793 г. провозгласила, что Фран­цузская Республика предоставляет убежище иностранцам, из­гнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в

нем тиранам. Эти положения имели общедемократический характер, они нашли отражение в ряде международных догово­ров. Отсюда следовала обязанность невыдачи политических эмигрантов.

Вместо подданства, предусматривающего несение обязанно­стей по отношению к феодалу, внедряется институт граж­данства, при котором государство наделяет индивида права­ми. В связи с этим население территорий, передаваемых от одного государства к другому, получило возможность выбора гражданства (оптация).

Существенно улучшается правовое положение иностран­цев. В ряде государств им стал предоставляться национальный режим, что означало уравнивание иностранцев в гражданских правах с собственными гражданами.

Положения вышеназванных Деклараций явились важным этапом на пути формирования международно-правовых прин­ципов и норм, касавшихся основных прав и свобод человека. Идеи о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению являются естественными и неотъем­лемыми правами человека, послужили укреплению и развитию в международном праве демократических и гуманистических начал.

В XIX в. происходят существенные изменения в сфере пра­ва международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений. Складывается представление о том, что принцип «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda) обязы­вает государство в целом, а не только его главу. Основой дого­вора признается наличие согласия сторон, даже война не при­водит к разрыву всех договорных отношений между воюющи­ми. Основными способами обеспечения международных догово­ров становятся международно-правовые гарантии, поручитель­ство государств.

Существенное влияние на международное право этого пери­ода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Именно Вестфальский конгресс 1648 г. положил начало прак­тике международных конференций как форума для коллек­тивного обсуждения и согласованного разрешения возникаю­щих общемировых проблем.

Он не только сформулировал ряд новых принципов и институтов международного права (поли­тического равновесия, юридического равноправия, независимо­сти светской власти от власти духовной), но и существенно изменил ряд других, ранее существовавших (дипломатические представительства, режим иностранцев).

На конгрессе был принят Вестфальский трактат, который не только признал за всеми его участниками «право на терри­торию и на верховенство», но и подтвердил равноправие евро­пейских держав независимо от различия их религиозной веры и форм государственного строя. Среди других международно-правовых аспектов Вестфальского трактата следует назвать при­менение коллективных санкций против государств-агрессоров, предпочтительность мирных средств разрешения споров, про­возглашение свободы плавания по Рейну для прибрежных го­сударств и отмену взимания пошлин за плавание прибрежны­ми феодалами.