ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6257
Скачиваний: 5
Вестфальский трактат закрепил гарантами выполнения его положений победителей Тридцатилетней войны — Францию и Швецию, заложив основы становления института международно-правовых гарантий. Кроме того, трактат оказал значительное влияние на процесс формирования международного права, стал юридической основой для всех международных договоров и отношений на полторы сотни лет, вплоть до Великой Французской революции конца XVIII в.
Венский конгресс 1814—1815 гг. способствовал закреплению статуса Швейцарии как постоянно нейтрального государства, запрещению работорговли, формированию правового режима международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.
Постоянный нейтралитет Швейцарии был провозглашен посредством принятой Венским конгрессом 20 марта 1815 г. Декларации о делах Гельветического Союза. В ноябре 1815 г. представители Австрии, Великобритании, Франции, России, Пруссии и Португалии подписали соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии. Великие державы признавали, что Швейцария не должна участвовать в войнах на все будущие времена и дали гарантию поддержки данного статуса. Одновременно гарантировалась неприкосновенность швейцарской территории. Таким образом, Венский конгресс положил начало постоянному нейтралитету как международно-правовому институту.
8 февраля 1815 г. была принята специальная Декларация о прекращении торговли неграми. Она исходила из того, что опустошавшая Африку работорговля противоречит законам и общей нравственности и является оскорбительной для человечества.
Относительно рек, пересекающих территорию нескольких государств или служащих границей между ними, было принято решение, согласно которому судоходство по всему течению таких рек должно быть совершенно свободным для торговли. В целях осуществления судоходства должны были быть установлены единообразные правила, в том числе и в отношении сбора с судов пошлин, основанные на принципе благоприятствования для торговли всех государств. Указанный международный режим предписывался для Рейна, Мааса, Мозеля и Шельде.
В приложении к Заключительному акту Венского конгресса - Венском протоколе от 7 марта 1815 г. - было введено единое деление дипломатических агентов на классы:
-
послы и папские легаты или нунции;
-
посланники, министры и иные уполномоченные при госуда
рях; -
поверенные в делах.
Немаловажную роль в развитии ряда институтов международного права сыграли также Парижский и Берлинский конгрессы 1856 и 1878 гг.
На Парижском конгрессе 1856 г. было официально отменено каперство - насильственный захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных государств, занимающихся перевозкой грузов для неприятельского государства, вооруженными судами частных лиц воюющих государств в открытом море.
Парижский конгресс также определил, что к Дунаю и его устью будут применяться правила, установленные Венским конгрессом 1814-1815 гг. для судоходства по международным рекам, без уплаты за осуществление плавания и без пошлины с перевозимых судами товаров. Кроме того, Парижский конгресс объявил нейтрализованным Черное море.
Берлинский конгресс 1878 г. «отметился» коллективным признанием независимости Сербии, Черногории и Румынии. На этом конгрессе был подчеркнут (применительно к Сербии) принцип недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданскими и политическими правами, доступа к публичным должностям и т.п. из-за различий в вероисповеданиях.
Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.), насчитывавшие невиданное доселе количество — 26 государств х, обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Интересы материального благосостояния человечества явно требовали ограничения военных издержек. Но, к сожалению, конкретных решений по этому вопросу принято не было. Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, и Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль. Кроме того, были приняты Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенция о мирном разрешении международных столкновений.
На второй Гаагской конференции мира в 1907 г., собравшей уже представителей 44 государств, были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Принятые документы охватывали следующий круг вопросов:
-
мирное разрешение международных споров;
-
ограничение в применении силы при взыскании по договор
ным долговым обязательствам; -
порядок открытия военных действий;
-
законы и обычаи сухопутной войны;
-
законы и обычаи морской войны;
-
запрещение использовать яды, оружие, снаряды и вещества,
способные причинить излишние страдания; -
правила нейтралитета в сухопутной и морской войне.
Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., стали первой в истории международного права крупной кодификацией правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Многие из этих правил до Гаагских конференций мира имели обычно-правовой характер. Документы, принятые на Гаагских конференциях мира, стали значимой вехой в формировании международного гуманитарного права.
Вместе с тем необходимо отметить, что XIX и начало XX вв. характеризовались противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права. По-прежнему признавалось право государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты, посредством неравноправных договоров происходило «закабаление» отдельных стран. По-прежнему господствовала доктрина о «цивилизованных» и «нецивилизованных» народах, нередко имела место аннексия (насильственный захват) территории.
Таким образом, в рассматриваемый период времени новые начала международного права все еще сочетались со старыми, феодальными правовыми институтами.
5. Развитие международного права в первой половине XX в.
Первая половина XX в. связана с рядом событий и факторов, оказавших влияние на развитие и содержание международного права.
После окончания Первой мировой войны государства- победители - страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (Версальский мирный договор 1919 г., а также связанные с ним Сен-Жерменский и Нёйиский 1919 г., Трианонский и Севрский 1920 г. мирные договоры, дополненные соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1922 г.).
Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался воп-рос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» («равных возможностей») в Китае.
Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация — Лига Наций. Разработкой ее Статута, ставшего впоследствии составной частью Версальского мирного договора, занимался специальный комитет, созданный на Парижской мирной конференции.
В Статут Лиги Наций, вступивший в силу в январе 1920 г., и в ряд резолюций международных органов, созданных под ее эгидой, были включены положения, направленные на то, чтобы поставить агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги Наций. Предусматривалось, что если член Лиги Наций прибегал к войне вопреки указанным обязательствам, то Лига Наций должна принять меры, прекращающие агрессию. В частности, члены Лиги Наций обязались немедленно порвать с агрессором все торговые и финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги Наций или нет. Необходимо иметь в виду, что хотя Статут исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, однако он не запрещал ведения войны. Члены Лиги Наций брали на себя лишь некоторые обязательства не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Советом Лиги Наций.
Содержание Статута Лиги Наций, с одной стороны, свидетельствовало о существенном шаге вперед в деле ограничения войн. С другой стороны, четко, определенно и ясно Статут все же не запрещал агрессию, хотя и ограничивал ее применение.
Оценивая роль Лиги Наций в развитии международного права, следует заметить, что недостатки ее были не столько в формулировках Статута, сколько в имплементации его основных положений.
Практика показала, что эта организация не смогла последовательно реализовать положения своего Статута. Неэффективность Лиги Наций стала очевидной уже в первые годы ее деятельности. Так, она не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935-1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора и Локарнских договоров 1925 г. Локарнские договоры явились своеобразным «мостом» к Мюнхенскому соглашению 1938 г., хотя они и гарантировали неприкосновенность границ между Германией, Бельгией и Францией и содержали обязательство сторон не прибегать к войне друг против друга. Они оставляли Германии «дорогу на Восток» в силу отсутствия гарантий ее восточных границ. «Умиротворение» фашистской Германии произошло посредством заключения в 1938 г. в Мюнхене соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией. На основе соглашения от Чехословакии в пользу Германии была отторгнута Судетская область, что противоречило существовавшим международно-правовым нормам и открывало дорогу новым территориальным притязаниям Германии.
Надлежащего механизма по кодификации и прогрессивному развитию международного права в рамках Лиги Наций создано не было, несмотря на то, что эти вопросы находились в повестке дня совещательного комитета юристов, которому Лига Наций поручила разработку положений Статута Постоянной палаты международного правосудия 1. Однако следует признать, что Лига Наций оказала положительное влияние на процесс кодификации и прогрессивного развития международного права.
Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 1924 г. Женевского протокола о мирном разрешении международных споров, запретившего агрессивную войну как средство разрешения международных разногласий. К сожалению, данный Протокол, как и Декларация об агрессивных войнах 1927 г., принятые под эгидой Лиги Наций, по различным причинам не стали юридически обязательными актами. Однако эти документы объективно содействовали формированию в
международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.
Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также результаты ее деятельности, несмотря на имевшие место периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым моментом стало закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены организации взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора. Эти положения поставили вне закона практиковавшееся ранее государствами «право на войну». Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих отраслей и институтов международного права, в частности норм об ответственности государств как субъектов международного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.
Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.
Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» международного права XIX в., получила название «современное международное право». Эта система сложилась как целостное явление благодаря активной кодификации и прогрессивному развитию международного права. В результате кодификации международно-правовых норм и внедрения в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место в системе источников международного права постепенно занял международный договор.
6. Наука международного права и ее эволюция.
Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.
Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизации» истории научного знания о международном праве.
Так, например, известный русский ученый II.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).