ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6257

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вестфальский трактат закрепил гарантами выполнения его положений победителей Тридцатилетней войны — Францию и Швецию, заложив основы становления института международ­но-правовых гарантий. Кроме того, трактат оказал значитель­ное влияние на процесс формирования международного права, стал юридической основой для всех международных договоров и отношений на полторы сотни лет, вплоть до Великой Фран­цузской революции конца XVIII в.

Венский конгресс 1814—1815 гг. способствовал закрепле­нию статуса Швейцарии как постоянно нейтрального государ­ства, запрещению работорговли, формированию правового ре­жима международной реки, установлению рангов дипломати­ческих представителей.

Постоянный нейтралитет Швейцарии был провозглашен посредством принятой Венским конгрессом 20 марта 1815 г. Декларации о делах Гельветического Союза. В ноябре 1815 г. представители Австрии, Великобритании, Франции, России, Прус­сии и Португалии подписали соглашение о постоянном нейтра­литете Швейцарии. Великие державы признавали, что Швейца­рия не должна участвовать в войнах на все будущие времена и дали гарантию поддержки данного статуса. Одновременно га­рантировалась неприкосновенность швейцарской территории. Таким образом, Венский конгресс положил начало постоянно­му нейтралитету как международно-правовому институту.

8 февраля 1815 г. была принята специальная Декларация о прекращении торговли неграми. Она исходила из того, что опустошавшая Африку работорговля противоречит законам и общей нравственности и является оскорбительной для чело­вечества.

Относительно рек, пересекающих территорию нескольких государств или служащих границей между ними, было приня­то решение, согласно которому судоходство по всему течению таких рек должно быть совершенно свободным для торговли. В целях осуществления судоходства должны были быть уста­новлены единообразные правила, в том числе и в отношении сбора с судов пошлин, основанные на принципе благоприят­ствования для торговли всех государств. Указанный междуна­родный режим предписывался для Рейна, Мааса, Мозеля и Шельде.

В приложении к Заключительному акту Венского конгрес­са - Венском протоколе от 7 марта 1815 г. - было введено единое деление дипломатических агентов на классы:

  1. послы и папские легаты или нунции;

  2. посланники, министры и иные уполномоченные при госуда­
    рях;

  3. поверенные в делах.

Немаловажную роль в развитии ряда институтов междуна­родного права сыграли также Парижский и Берлинский конг­рессы 1856 и 1878 гг.

На Парижском конгрессе 1856 г. было официально отме­нено каперство - насильственный захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных государств, занимающихся перевозкой грузов для неприятель­ского государства, вооруженными судами частных лиц воюю­щих государств в открытом море.


Парижский конгресс также определил, что к Дунаю и его устью будут применяться правила, установленные Венским конгрессом 1814-1815 гг. для судоходства по международ­ным рекам, без уплаты за осуществление плавания и без по­шлины с перевозимых судами товаров. Кроме того, Парижс­кий конгресс объявил нейтрализованным Черное море.


Берлинский конгресс 1878 г. «отметился» коллективным признанием независимости Сербии, Черногории и Румынии. На этом конгрессе был подчеркнут (применительно к Сербии) прин­цип недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданскими и политическими правами, доступа к публичным должностям и т.п. из-за различий в вероиспове­даниях.

Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.), насчитывавшие невиданное доселе количество — 26 государств х, обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Интересы материального благосостояния человечества явно тре­бовали ограничения военных издержек. Но, к сожалению, кон­кретных решений по этому вопросу принято не было. Участ­ники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначе­нием распространять удушающие или вредоносные газы, и Дек­ларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплю­щивающихся пуль. Кроме того, были приняты Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воз­душных шаров или при помощи иных подобных новых спосо­бов, а также Конвенция о мирном разрешении международных столкновений.

На второй Гаагской конференции мира в 1907 г., собрав­шей уже представителей 44 государств, были приняты 10 но­вых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Принятые документы охватывали следующий круг вопросов:

  1. мирное разрешение международных споров;

  2. ограничение в применении силы при взыскании по договор­
    ным долговым обязательствам;

  3. порядок открытия военных действий;

  4. законы и обычаи сухопутной войны;

  5. законы и обычаи морской войны;

  6. запрещение использовать яды, оружие, снаряды и вещества,
    способные причинить излишние страдания;

  7. правила нейтралитета в сухопутной и морской войне.


Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., стали первой в истории международного права круп­ной кодификацией правил ведения войны и мирного разреше­ния международных споров. Многие из этих правил до Гааг­ских конференций мира имели обычно-правовой характер. До­кументы, принятые на Гаагских конференциях мира, стали зна­чимой вехой в формировании международного гуманитарного права.

Вместе с тем необходимо отметить, что XIX и начало XX вв. характеризовались противоречивостью содержания действовав­шего в тот период международного права. По-прежнему при­знавалось право государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденно­го. Продолжались колониальные захваты, посредством нерав­ноправных договоров происходило «закабаление» отдельных стран. По-прежнему господствовала доктрина о «цивилизован­ных» и «нецивилизованных» народах, нередко имела место аннексия (насильственный захват) территории.


Таким образом, в рассматриваемый период времени новые начала международного права все еще сочетались со старыми, феодальными правовыми институтами.

5. Развитие международного права в первой половине XX в.

Первая половина XX в. связана с рядом событий и факто­ров, оказавших влияние на развитие и содержание междуна­родного права.

После окончания Первой мировой войны государства- по­бедители - страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой ре­жим, получивший название Версальско-Вашингтонской сис­темы (Версальский мирный договор 1919 г., а также связан­ные с ним Сен-Жерменский и Нёйиский 1919 г., Трианонский и Севрский 1920 г. мирные договоры, дополненные со­глашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1922 г.).

Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ог­раничивались вооружения побежденных сторон, решался воп-рос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматри­вались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» («равных возможностей») в Ки­тае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация — Лига На­ций. Разработкой ее Статута, ставшего впоследствии состав­ной частью Версальского мирного договора, занимался специ­альный комитет, созданный на Парижской мирной конфе­ренции.

В Статут Лиги Наций, вступивший в силу в январе 1920 г., и в ряд резолюций международных органов, созданных под ее эгидой, были включены положения, направленные на то, чтобы поставить агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую по­литическую независимость всех членов Лиги Наций. Предус­матривалось, что если член Лиги Наций прибегал к войне воп­реки указанным обязательствам, то Лига Наций должна при­нять меры, прекращающие агрессию. В частности, члены Лиги Наций обязались немедленно порвать с агрессором все торго­вые и финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или лич­ные сношения между гражданами этого государства и гражда­нами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги Наций или нет. Необходимо иметь в виду, что хотя Статут исходил из цели поддержки международных отношений, осно­ванных на справедливости и чести, однако он не запрещал ведения войны. Члены Лиги Наций брали на себя лишь неко­торые обязательства не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Советом Лиги На­ций.


Содержание Статута Лиги Наций, с одной стороны, свиде­тельствовало о существенном шаге вперед в деле ограничения войн. С другой стороны, четко, определенно и ясно Статут все же не запрещал агрессию, хотя и ограничивал ее применение.

Оценивая роль Лиги Наций в развитии международного права, следует заметить, что недостатки ее были не столько в формулировках Статута, сколько в имплементации его основ­ных положений.

Практика показала, что эта организация не смогла после­довательно реализовать положения своего Статута. Неэффек­тивность Лиги Наций стала очевидной уже в первые годы ее деятельности. Так, она не смогла принять эффективных реше­ний в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935-1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальс­кого договора и Локарнских договоров 1925 г. Локарнские договоры явились своеобразным «мостом» к Мюнхенскому со­глашению 1938 г., хотя они и гарантировали неприкосновен­ность границ между Германией, Бельгией и Францией и содер­жали обязательство сторон не прибегать к войне друг против друга. Они оставляли Германии «дорогу на Восток» в силу отсутствия гарантий ее восточных границ. «Умиротворение» фашистской Германии произошло посредством заключения в 1938 г. в Мюнхене соглашения между Великобританией, Фран­цией, Германией и Италией. На основе соглашения от Чехо­словакии в пользу Германии была отторгнута Судетская об­ласть, что противоречило существовавшим международно-пра­вовым нормам и открывало дорогу новым территориальным притязаниям Германии.

Надлежащего механизма по кодификации и прогрессивному развитию международного права в рамках Лиги Наций создано не было, несмотря на то, что эти вопросы находились в повест­ке дня совещательного комитета юристов, которому Лига На­ций поручила разработку положений Статута Постоянной па­латы международного правосудия 1. Однако следует признать, что Лига Наций оказала положительное влияние на процесс кодификации и прогрессивного развития международного права.

Одним из первых шагов в этом направлении стало приня­тие в 1924 г. Женевского протокола о мирном разрешении международных споров, запретившего агрессивную войну как средство разрешения международных разногласий. К сожале­нию, данный Протокол, как и Декларация об агрессивных вой­нах 1927 г., принятые под эгидой Лиги Наций, по различным причинам не стали юридически обязательными актами. Одна­ко эти документы объективно содействовали формированию в

международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и все­общее благосостояние человечества.

Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также резуль­таты ее деятельности, несмотря на имевшие место периоды кон­фронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Прин­ципиально новым моментом стало закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих меха­низм санкций в отношении государства, допустившего подоб­ные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены орга­низации взяли обязательство воздерживаться в международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения как про­тив территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.


В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воз­действовать на агрессора. Эти положения поставили вне закона практиковавшееся ранее государствами «право на войну». Зап­рет агрессивной войны привел к пересмотру содержания мно­гих отраслей и институтов международного права, в частности норм об ответственности государств как субъектов междуна­родного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.

Не менее кардинальные изменения произошли в междуна­родном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии друже­ственных отношений между государствами на основе уваже­ния принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве на­родов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право меж­дународных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

Система действующих международно-правовых норм, ушед­шая далеко вперед от стандартов «классического» междуна­родного права XIX в., получила название «современное между­народное право». Эта система сложилась как целостное явле­ние благодаря активной кодификации и прогрессивному раз­витию международного права. В результате кодификации меж­дународно-правовых норм и внедрения в практику междуна­родных отношений принципа сотрудничества государств цент­ральное место в системе источников международного права по­степенно занял международный договор.

6. Наука международного права и ее эволюция.

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъек­тов не в рамках отдельно взятого государства, а между раз­личными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Ново­го времени. «Возраст» науки международного права, объеди­няющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, под­ходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столе­тий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодиза­ции» истории научного знания о международном праве.

Так, например, известный русский ученый II.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в разви­тии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).