ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6269
Скачиваний: 5
И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности – в форме философии, а в эпоху Средневековья — в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.
Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.
«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.
Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними3), послужило основой для того, чтобы
философы теологи и правовые мыслители Средневековья выд-снули идею о существовании универсального права, применило ко всем государствам.
Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Ф. де Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».
Еще один предшественник Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).
Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного межнародного права (естественно-правовое направление) и школы. позитивного международного права (юридический позити-зм). В то же самое время начало формироваться третье, ком-омиссное научное направление (так называемая «гроциан-ая» школа), представители которого заняли промежуточную зицию между «естественниками» и «позитивистами».
Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонки, отрицая самостоятельный характер «права народов», осматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).
Одним из наиболее ярких представителей данного направ-1ия являлся известный немецкий юрист Самюэль фон Пу-ндорф (1632-1694), которого считают создателем новой системы юриспруденции. В 1660 г. он опубликовал «Две книги об об элементах универсальной юриспруденции», привлекшие значительное внимание, вследствие чего он был назначен профессором доселе неизвестного естественного и международного права в Университет Гейдельберга, став, таким образом, первым в истории профессором международного права. В 1672 г. С. фон Пуфендорф издал фундаментальный труд «О праве природы и народов», где обосновывал идею о том, что «основу международного права составляют вечные истины, проистекающие из заповедей Бога и законов разума».
Среди последователей С. фон Пуфендорфа, отстаивавших естественно-правовую природу международного права, наиболее широкую известность получили немец К. Томазий (1655— 1728), главный труд которого «Основы естественного права» вышел в свет в 1705 г., француз Ж. Барбейрак (1674—1744), англичанин Р. Филлимор (1810-1885), шотландец Д. Лоример (1818-1890) и др. В XX в. сторонниками идей естественного права являлись такие авторитетные юристы-международники, как англичанин Л. Брайерли (1881-1955) и австриец А. Ферд-росс (1890-1980).
Представители позитивистской школы международного права, оппонируя приверженцам естественно-правового подхода, считали, что любое позитивное (т.е. действующее, существующее) право, в том числе «право народов», проистекает (имеет свои корни) из обычая или договоров. По их мнению, международное право есть результат соглашения между государствами, и именно воля последних, зафиксированная в таком соглашении, является источником обязательной силы «права народов». Как утверждали «позитивисты», право, в том числе международное, должно изучаться таким, какое оно есть, и является действительным, а также обязательным исключительно в силу своей формы. Некоторые наиболее радикальные представители данного направления вообще отрицали существование естественного права как такового.
Одним из основоположников позитивистской школы международного права был современник Г. Гроция - известный английский юрист, профессор Оксфордского университета и последователь А. Джентили, судья Адмиралтейского суда Р. Зеч (1590—1660). В 1650 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Объяснение права и юридической процедуры войны и 1ира, или право между народами», который считается первым истематическим и объемным исследованием всего предмета права народов», т.е., по сути, первым учебником по междуна-юдному праву. В своей книге Р. Зеч, опираясь на идеи юриди-:еского позитивизма, отстаивал тезис о том, что в основе обыч-[ого (традиционного) поведения государств лежит разум, руко-одствуясь которым они (т.е. государства) добровольно подчи-[яются нормам права. Помимо исследования вопросов права юйны и мира в упомянутой работе также весьма подробно и бстоятельно проанализированы само понятие международно-о права, проблематика урегулирования споров между государ-твами, правовые конструкции, связанные с причинением и воз-гещением ущерба в межгосударственных отношениях.
Другим, не менее известным представителем позитивистского направления в науке международного права, был выдающийся голландский юрист, член, а также на протяжении двух ;есятилетий - вплоть до своей смерти в 1743 г. - глава Вер-:овного суда Нидерландов К. ван Бинкерсгук (1673-1743). ! ряде своих работ, посвященных общим вопросам междуна-юдного права, морскому и посольскому праву, этот видный ченый, опираясь на практику межгосударственных отноше-[ий, отстаивал точку зрения, согласно которой международным правом является лишь то, в отношении чего государства огласились об обязательном характере. В связи с этим основ-;ыми источниками «права народов», по мнению К. ван Бин-:ерсгука, являлись договоры и обычай.
Среди других представителей позитивистской школы мож-:о отметить немецких юристов С. Рахеля (1628-1691), высту-:авшего за то, чтобы рассматривать международное право в :ачестве отдельной, самостоятельной юридической науки, I. Текстора (1637—1701), делившего «право народов» на пер-ичное (непосредственно диктуемое разумом) и вторичное (воз-:икающее в виде обычая естественным путем)х. Позитивист-:ой теории придерживались немецкие ученые: И. Мозер (1701— 785), признававший только позитивное международное право и полагавший, что естественное право вообще не имеет значения для государства, так как его нормы не могут быть надлежащим образом выявлены и записаны 1, Г. фон Мартене (1756—1821 гг.), ограничивавший территориальную сферу действия международного права исключительно Европой и отрицавший его универсальный характер.
Представителями позитивистской школы были англичанин И. Бентам (1748—1832) — родоначальник теории утилитаризма и автор термина «международное право», считавший естественное право фикцией, швейцарец И. Блюнчли (1808—1881) — основатель Института международного права (1873), рассматривавший международное право в качестве мирового порядка, связывающего, хотя и различные, но, тем не менее лишь «цивилизованные» государства.
В конце XIX в. и в XX в. поборниками юридического позитивизма, часто называемого «неопозитивизмом», являлись такие известные юристы-международники, как немцы Ф. фон Лист (1851-1919) и Г. Трипель (1868-1946), англичанин Л. Оппенгейм (1858-1919), итальянец Д. Анцилотти (1867-1950), американец австрийского происхождения Г. Кельзен (1881-1973) — автор так называемого «чистого учения о праве» и др.
Представители «гроцианской» школы международного права2, как уже было отмечено выше, заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами». Их подход можно назвать компромиссным: они утверждали, что «право народов» проистекает как из природы, так и из воли государств, следовательно, и естественное, и позитивное (обычное и договорное) право одинаково важны и должны быть включены в международное право. По мнению основоположника данного научного направления Г. Гроция, право народов имеет двойственный характер, сочетая в себе оба начала: jus naturale и jus voluntarum. В частности, Г. Гроций придерживался мнения, что, с одной стороны, естественное право - это, собственно, и есть право, источником которого является разумная природа человека как социального существа, однако, с другой, позитивное право также является правом постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.
Одним из наиболее ярких представителей «гроцианской» лколы международного права является известный швейцар-жий юрист и дипломат Э. де Ваттель (1714—1767), считающийся «отцом» доктрины равенства государств, их суверените-га и независимости, а также автором термина «право народов»1 .
В 1758 г. он опубликовал фундаментальный труд «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к юведению и делам наций и суверенов», в котором попытался обосновать особый, самостоятельный характер международно-травовой науки. В своей работе Э. де Ваттель делит «право народов» на три составные части (необходимое, добровольное и договорное), подробно анализирует правовую природу государств наций), а также их взаимоотношения как в мирное, так и в военное время, исследует правовое положение дипломатических представительств, формулирует учение о гражданстве 2. Этот труд Э. де Ваттеля неоднократно переиздавался и на про-гяжении целого ряда десятилетий являлся настоящим бест-;еллером. Его постоянно цитировали, и на него опирались в ;воих научных изысканиях как современники автора, так и :го последователи — вплоть до конца XIX в. На эту работу однократно ссылался в своих решениях Верховный Суд США последний раз - в 1887 г.).
Среди других представителей «гроцианской» школы меж-;ународного права наибольшую известность получили немец К.. Вольф (1679-1754) - основоположник учения об основ-1ых правах и обязанностях государств, а также французы «.-Ж. Бурламаки (1694-1748) и А. Бонфис (1835-1897). 3 XX в. одним из сторонников данного научного направления 1влялся авторитетный английский юрист-международник, профессор Кембриджского университета и судья Международного Зуда ООН, автор оригинальной идеи создания мировой феде-)ации X. Лаутерпахт (1897-1960).
отцом» международного гуманитарного права, Л.А. Камаров-кий (1846-1912), посвятивший свои основные работы (об ниверсальности международного права, о всемирной органи-ации государств, о международном суде) упрочению междуна-юдного мира, В.П. Даневский (1852-1898), предложивший геханизм создания международного союза как высшего типа :еловеческого общежития.
Концепцию международной администрации, призванной >беспечивать международные общественные интересы, сформу-[ировал и обосновал П.Е. Казанский (1866-1947).
М.А. Таубе (1869-1961) впервые озвучил идею необходи-гости добровольного самоограничения суверенной власти го-ударств ради блага всего человеческого общества. Российкий 'ченый Н.Н. Голубев (1875-1949) снискал известность свои-га трудами, посвященными международному третейскому разбирательству, международным конгрессам и конференциям, а •акже международным административным комиссиям
Среди представителей советской школы международно-
0 права
наибольшую
известность благодаря своим трудам
юлучили
такие авторитетные юристы-международники,
как
З.Б.
Крылов (1888-1958), Е.Б. Пашуканис
(1891-1937),
S.A.
Коровин
(1892-1964), В.М. Корецкий (1890-1984),
&.И.
Кожевников (1903-1998), Г.И. Тункин
(1906-1993),
\.Н.
Талалаев
(1928-2001), И.И. Лукашук (1926-2007) и др.
Многие
из них в разное время являлись судьями
Международ-
юго
Суда ООН, членами Постоянной палаты
Третейского суда,
1 также Комиссии международного права ООН.
Основоположниками белорусской научной школы между-гародного права являются известные ученые, профессора Белорусского государственного университета Ю.П. Бровка и FI.B. Павлова, подготовившие за последние несколько десяти-1етий более двух десятков кандидатов юридических наук в области международного права.
Наиболее значимыми научными трудами отечественных юри-;тов-международников являются: «БССР на международной фене» (Ю.П. Бровка, 1964), «Международная правосубъект направление в международно-правовой доктрине, сформировавшееся преимущественно в XIX в. Представители этого направления занимали особую позицию, придерживались специфических взглядов на природу и сущность международного права. Чаще всего это научное направление называют нигилистическим, несмотря на то, что его сторонники, по сути, находились на крайнем фланге позитивизма, в силу чего иногда именовались «крайними» или радикальными позитивистами.
«Нигилисты» отрицали юридическую силу международного права, признавая за последним лишь моральный авторитет. По их мнению, обязательная сила международного права абсолютно исключена по причине того, что является несовместимой с государственным суверенитетом. Соответственно нормы международного права, как они полагали, представляют собой исключительно моральные предписания, т.н. «правила мудрости ».
Наиболее яркими представителями данного подхода были, в первую очередь, английский юрист Дж. Остин (1790-1859), положивший начало целому научному направлению, именуемому «остинианством», немецкие правоведы А. Лассон (1832— 1917) и братья Цорн.