ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6258

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного пра­ва существовали главным образом в форме мифологии, в период античности – в форме философии, а в эпоху Средневековья — в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и неза­висимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особен­ностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с ины­ми международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конк­ретных институтов и отраслей международного права, анали­зом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из осно­воположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных тру­дов, состоящий из трех книг, считается первым систематичес­ким изложением действовавшего в тот период времени между­народного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное вни­мание было уделено международным договорам, дипломати­ческой практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затро­нул в том числе и международно-правовую проблематику. Раз­личие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые го­сударством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и конт­ролируемые последними3), послужило основой для того, чтобы

философы теологи и правовые мыслители Средневековья выд-снули идею о существовании универсального права, примени­ло ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Ф. де Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».


Еще один предшественник Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на при­роду и сущность «права народов»: школы естественного меж­народного права (естественно-правовое направление) и школы. позитивного международного права (юридический позити-зм). В то же самое время начало формироваться третье, ком-омиссное научное направление (так называемая «гроциан-ая» школа), представители которого заняли промежуточную зицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторон­ки, отрицая самостоятельный характер «права народов», осматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Одним из наиболее ярких представителей данного направ-1ия являлся известный немецкий юрист Самюэль фон Пу-ндорф (1632-1694), которого считают создателем новой системы юриспруденции. В 1660 г. он опубликовал «Две книги об об элементах универсальной юриспруденции», привлекшие зна­чительное внимание, вследствие чего он был назначен профес­сором доселе неизвестного естественного и международного права в Университет Гейдельберга, став, таким образом, пер­вым в истории профессором международного права. В 1672 г. С. фон Пуфендорф издал фундаментальный труд «О праве при­роды и народов», где обосновывал идею о том, что «основу международного права составляют вечные истины, проистека­ющие из заповедей Бога и законов разума».

Среди последователей С. фон Пуфендорфа, отстаивавших естественно-правовую природу международного права, наибо­лее широкую известность получили немец К. Томазий (1655— 1728), главный труд которого «Основы естественного права» вышел в свет в 1705 г., француз Ж. Барбейрак (1674—1744), англичанин Р. Филлимор (1810-1885), шотландец Д. Лоример (1818-1890) и др. В XX в. сторонниками идей естественного права являлись такие авторитетные юристы-международники, как англичанин Л. Брайерли (1881-1955) и австриец А. Ферд-росс (1890-1980).

Представители позитивистской школы международно­го права, оппонируя приверженцам естественно-правового под­хода, считали, что любое позитивное (т.е. действующее, суще­ствующее) право, в том числе «право народов», проистекает (имеет свои корни) из обычая или договоров. По их мнению, международное право есть результат соглашения между госу­дарствами, и именно воля последних, зафиксированная в та­ком соглашении, является источником обязательной силы «права народов». Как утверждали «позитивисты», право, в том числе международное, должно изучаться таким, какое оно есть, и является действительным, а также обязательным исключи­тельно в силу своей формы. Некоторые наиболее радикальные представители данного направления вообще отрицали суще­ствование естественного права как такового.


Одним из основоположников позитивистской школы меж­дународного права был современник Г. Гроция - известный английский юрист, профессор Оксфордского университета и последователь А. Джентили, судья Адмиралтейского суда Р. Зеч (1590—1660). В 1650 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Объяснение права и юридической процедуры войны и 1ира, или право между народами», который считается первым истематическим и объемным исследованием всего предмета права народов», т.е., по сути, первым учебником по междуна-юдному праву. В своей книге Р. Зеч, опираясь на идеи юриди-:еского позитивизма, отстаивал тезис о том, что в основе обыч-[ого (традиционного) поведения государств лежит разум, руко-одствуясь которым они (т.е. государства) добровольно подчи-[яются нормам права. Помимо исследования вопросов права юйны и мира в упомянутой работе также весьма подробно и бстоятельно проанализированы само понятие международно-о права, проблематика урегулирования споров между государ-твами, правовые конструкции, связанные с причинением и воз-гещением ущерба в межгосударственных отношениях.

Другим, не менее известным представителем позитивистского направления в науке международного права, был выдаю­щийся голландский юрист, член, а также на протяжении двух ;есятилетий - вплоть до своей смерти в 1743 г. - глава Вер-:овного суда Нидерландов К. ван Бинкерсгук (1673-1743). ! ряде своих работ, посвященных общим вопросам междуна-юдного права, морскому и посольскому праву, этот видный ченый, опираясь на практику межгосударственных отноше-[ий, отстаивал точку зрения, согласно которой международ­ным правом является лишь то, в отношении чего государства огласились об обязательном характере. В связи с этим основ-;ыми источниками «права народов», по мнению К. ван Бин-:ерсгука, являлись договоры и обычай.

Среди других представителей позитивистской школы мож-:о отметить немецких юристов С. Рахеля (1628-1691), высту-:авшего за то, чтобы рассматривать международное право в :ачестве отдельной, самостоятельной юридической науки, I. Текстора (1637—1701), делившего «право народов» на пер-ичное (непосредственно диктуемое разумом) и вторичное (воз-:икающее в виде обычая естественным путем)х. Позитивист-:ой теории придерживались немецкие ученые: И. Мозер (1701— 785), признававший только позитивное международное право и полагавший, что естественное право вообще не имеет значения для государства, так как его нормы не могут быть надле­жащим образом выявлены и записаны 1, Г. фон Мартене (1756—1821 гг.), ограничивавший территориальную сферу дей­ствия международного права исключительно Европой и отри­цавший его универсальный характер.

Представителями позитивистской школы были англичанин И. Бентам (1748—1832) — родоначальник теории утилитариз­ма и автор термина «международное право», считавший есте­ственное право фикцией, швейцарец И. Блюнчли (1808—1881) — основатель Института международного права (1873), рассмат­ривавший международное право в качестве мирового порядка, связывающего, хотя и различные, но, тем не менее лишь «ци­вилизованные» государства.


В конце XIX в. и в XX в. поборниками юридического пози­тивизма, часто называемого «неопозитивизмом», являлись та­кие известные юристы-международники, как немцы Ф. фон Лист (1851-1919) и Г. Трипель (1868-1946), англичанин Л. Оппенгейм (1858-1919), итальянец Д. Анцилотти (1867-1950), американец австрийского происхождения Г. Кельзен (1881-1973) — автор так называемого «чистого учения о пра­ве» и др.

Представители «гроцианской» школы международного права2, как уже было отмечено выше, заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами». Их под­ход можно назвать компромиссным: они утверждали, что «пра­во народов» проистекает как из природы, так и из воли госу­дарств, следовательно, и естественное, и позитивное (обычное и договорное) право одинаково важны и должны быть включены в международное право. По мнению основоположника данного научного направления Г. Гроция, право народов имеет двой­ственный характер, сочетая в себе оба начала: jus naturale и jus voluntarum. В частности, Г. Гроций придерживался мнения, что, с одной стороны, естественное право - это, собственно, и есть право, источником которого является разумная природа чело­века как социального существа, однако, с другой, позитивное право также является правом постольку, поскольку не проти­воречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Одним из наиболее ярких представителей «гроцианской» лколы международного права является известный швейцар-жий юрист и дипломат Э. де Ваттель (1714—1767), считаю­щийся «отцом» доктрины равенства государств, их суверените-га и независимости, а также автором термина «право наро­дов»1 .

В 1758 г. он опубликовал фундаментальный труд «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к юведению и делам наций и суверенов», в котором попытался обосновать особый, самостоятельный характер международно-травовой науки. В своей работе Э. де Ваттель делит «право народов» на три составные части (необходимое, добровольное и договорное), подробно анализирует правовую природу государств наций), а также их взаимоотношения как в мирное, так и в военное время, исследует правовое положение дипломатичес­ких представительств, формулирует учение о гражданстве 2. Этот труд Э. де Ваттеля неоднократно переиздавался и на про-гяжении целого ряда десятилетий являлся настоящим бест-;еллером. Его постоянно цитировали, и на него опирались в ;воих научных изысканиях как современники автора, так и :го последователи — вплоть до конца XIX в. На эту работу однократно ссылался в своих решениях Верховный Суд США последний раз - в 1887 г.).

Среди других представителей «гроцианской» школы меж-;ународного права наибольшую известность получили немец К.. Вольф (1679-1754) - основоположник учения об основ-1ых правах и обязанностях государств, а также французы «.-Ж. Бурламаки (1694-1748) и А. Бонфис (1835-1897). 3 XX в. одним из сторонников данного научного направления 1влялся авторитетный английский юрист-международник, про­фессор Кембриджского университета и судья Международного Зуда ООН, автор оригинальной идеи создания мировой феде-)ации X. Лаутерпахт (1897-1960).





отцом» международного гуманитарного права, Л.А. Камаров-кий (1846-1912), посвятивший свои основные работы (об ниверсальности международного права, о всемирной органи-ации государств, о международном суде) упрочению междуна-юдного мира, В.П. Даневский (1852-1898), предложивший геханизм создания международного союза как высшего типа :еловеческого общежития.

Концепцию международной администрации, призванной >беспечивать международные общественные интересы, сформу-[ировал и обосновал П.Е. Казанский (1866-1947).

М.А. Таубе (1869-1961) впервые озвучил идею необходи-гости добровольного самоограничения суверенной власти го-ударств ради блага всего человеческого общества. Российкий 'ченый Н.Н. Голубев (1875-1949) снискал известность свои-га трудами, посвященными международному третейскому раз­бирательству, международным конгрессам и конференциям, а •акже международным административным комиссиям

Среди представителей советской школы международно-

0 права наибольшую известность благодаря своим трудам
юлучили такие авторитетные юристы-международники, как
З.Б. Крылов (1888-1958), Е.Б. Пашуканис (1891-1937),
S.A. Коровин (1892-1964), В.М. Корецкий (1890-1984),
&.И. Кожевников (1903-1998), Г.И. Тункин (1906-1993),
\.Н. Талалаев (1928-2001), И.И. Лукашук (1926-2007) и др.
Многие из них в разное время являлись судьями Международ-
юго Суда ООН, членами Постоянной палаты Третейского суда,

1 также Комиссии международного права ООН.

Основоположниками белорусской научной школы между-гародного права являются известные ученые, профессора Бело­русского государственного университета Ю.П. Бровка и FI.B. Павлова, подготовившие за последние несколько десяти-1етий более двух десятков кандидатов юридических наук в области международного права.

Наиболее значимыми научными трудами отечественных юри-;тов-международников являются: «БССР на международной фене» (Ю.П. Бровка, 1964), «Международная правосубъект направление в международно-правовой доктрине, сформировав­шееся преимущественно в XIX в. Представители этого направ­ления занимали особую позицию, придерживались специфичес­ких взглядов на природу и сущность международного права. Чаще всего это научное направление называют нигилистичес­ким, несмотря на то, что его сторонники, по сути, находились на крайнем фланге позитивизма, в силу чего иногда именова­лись «крайними» или радикальными позитивистами.

«Нигилисты» отрицали юридическую силу международно­го права, признавая за последним лишь моральный автори­тет. По их мнению, обязательная сила международного права абсолютно исключена по причине того, что является несовмес­тимой с государственным суверенитетом. Соответственно нор­мы международного права, как они полагали, представляют собой исключительно моральные предписания, т.н. «правила мудрости ».

Наиболее яркими представителями данного подхода были, в первую очередь, английский юрист Дж. Остин (1790-1859), положивший начало целому научному направлению, именуе­мому «остинианством», немецкие правоведы А. Лассон (1832— 1917) и братья Цорн.