ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6264
Скачиваний: 5
Значительный вклад в развитие науки международного права внесли российские ученые-юристы дореволюционной эпохи. В их числе В.Ф. Малиновский (1765—1814), издавший в 1803 г. книгу «Рассуждения о мире и войне», в которой был предложен один из первых в истории проектов учреждения международной организации для обеспечения мира, Д.И. Каченов-ский (1827—1872), известный благодаря изданному им в 1863-1866 гг. «Курсу международного права», а также трудам, посвященным источникам («памятникам») международного права и международному морскому праву. Одним из первых обратил внимание на необходимость уважения и защиты прав человека В.А. Незабитовский (1824—1883). Российский ученый А.Н. Стоянов (1831—1907) в 1875 г. опубликовал фундаментальный труд «Очерки истории и догматики международного права», в котором основное внимание уделил исследованию способов решения международных конфликтов.
\
Тема №3. НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
План лекции:
Введение
1. Понятие и структура норм международного права.
2. Классификация норм международного права.
3. Системность международного права.
4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.
Заключение.
Список литературных источников.
Ключевые слова.
Цель лек
1. Понятие и структура норм международного права.
1.1. Понятие норм международного права.
Международное право, как и национальное право, представляет прежде всего совокупность норм.
Норма права согласно общей теории права определяется как правило поведения, предписание, которому свойственна всеобщая обязательность.
- Норма внутреннего права - властное предписание государственного органа, уполномоченного на принятие норм, выполнение которой обеспечивается государством.
- Норма международного права в силу специфики его субъектов (государства и их образования) и объекта (международные отношения) является результатом согласования позиций равных по своему юридическому статусу субъектов относительно модели поведения в сфере международного сотрудничества, которую они признают для себя обязательной.
Таким образом, норма международного права — это правило поведения, созданное в результате согласования позиций государств и иных субъектов международного права, устанавливающее их права и обязанности в сфере международного сотрудничества, обязательность соблюдения которых обеспечивается самими субъектами индивидуально или коллективно, включая в случае необходимости применение согласованных принудительных мер.
1.2. структура норм международного права.
Норма национального права имеет трехзвенную структуру, включающую диспозицию, гипотезу и санкцию. Причем в силу приказного, повелительного характера нормы национального права санкция конкретизирована указанием на вид и меры ответственности.
Нормы же международного права отличаются структурной неполнотой.
санкция в большинстве случаев отсутствует, так как соблюдение международно-правовой нормы вытекает из основного принципа международного права «pacta sunt servanda» (договор должен соблюдаться), признанной в качестве императивной нормы
Это объясняется их: координационно-согласительным характером; высоким уровнем обобщенности по сравнению с конкретностью национальных норм.
При наличии санкции она характеризуется рядом особенностей:
-
закреплена в отдельных статьях договора;
-
сформулирована неопределенно и не привязана к конкретной норме, а относится ко всем обязательствам, закрепленным в договоре.
Санкции в отношении нарушителя норм, закрепленных в одной конвенции, могут детально регламентироваться в другой, дополняющей и конкретизирующей соответствующие нормативные установки первой. Таковой является Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., устанавливающая режим ответственности за пиратство, определение которого дано в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 101-104).
- обязательным элементом является диспозиция, т.е. правила поведения ci/бъектов, создающих эту норму.
- Диспозиция может в некоторых случаях при согласии сторон дополняться гипотезой, т.е. условиями применения нормы.
Резюмируя вышеизложенное, усматриваются следующие выводы:
1. Норма международного права по содержанию и сущности разниться от норм внутреннего права государства. Субъекты – государства по своему юридическому статусу равнозначны и сами, без принуждения, выработав модель поведения, строго её придерживаются;
2. В связи с высоким уровнем обобщённости поведения государств во внешних сношениях, нормы международного права отличаются структурной неполнотой. То есть, как правило, санкции отсутствуют. Государства сами, без принуждения обеспечивают договорные отношения.
§ 2. Классификация норм международною права
2.1. Общие положения
Нормы международного права разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию и иным признакам, позволяющим классифицировать их по различным основаниям.
Однако в доктрине международного права нет единых классификационных критериев.
1.)Наиболее детальный перечет, классификационных критериев предлагается украинским ученым В.А. Василенко, который считает, что в классификации норм международного права должен использоваться следующий
комплеке критериев:
- значимость норм в системе;
- принадлежность норм к подсистемам системы;
- место норм в иерархической структуре системы;
- содержание нормативных предписаний и свойства их регулятивных функций;
- организационно - целевая направленность нормативных предписаний и особенность их регулятивного воздействия;
- формально-юридическое признание норм;
- специфичность методов и способов осуществления нор- мативных предписаний.
(Указанное, более всего, пригодна для исследовательских целей по данной проблематике.)
2.) Несколько проще представлены классификационные критерии в российском учебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова:
- форма нормы международного права;
- предмет регулирования;
-субъектно-территориальная сфера действия;
- функциональное назначение;
- характер субъективных прав и обязанностей.
3.)
В монографии известного российского ученого И.И. Лукашука «Нормы международного права в международной норма тивной системе» приводятся следующие классификационные критерии:
- содержание и место в системе;
- сфера действия;
- юридическая сила;
- функции в механизме международного регулирования;
- способ создания и форма существования.
Вывод, тем не менее, один у всех учёных – «Очевидно, что при терминологическом разнообразии классификационные критерии в основном совпадают”.
Классификация норм международною права^
- По юридической природе или форме закрепления нормы международного права традиционно делятся на - договорные
- и обычные.
Однако учитывая то, что в современном международном правотворческом процессе активную роль играют международные организации в учебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко предлагается более гибкая классификация на
- 1. документированные нормы международного права, к которым относятся договорные нормы.
Договорные нормы, письменно зафиксированные в международных соглашениях, (к «твердое право»)» (hard law)
занимают центральное место в системе норм международного права. Это обусловлено как спецификой договорных норм, так и характером современных международных отношений.
Углубление специализации международных отношений, особенно в сфере экономического сотрудничества, перевозок, области разоружения, требует точной и детальной регламентации прав и обязанностей сторон, делая договорные нормы необходимым инструментом регулирования международного сотрудничества.
Договорные нормы отличаются:
- стабильностью содержания, что позволяет прогнозировать поведение участников договора и облегчает контроль за ним;
- разработка договорной нормы характеризуется высоким уровнем демократизма: государства и иные субъекты международного права обладают равными правами при выработке содержания договорной нормы. От усмотрения государства зависит принятие договора и признание его для себя юридически обязательным.
2.) документированные нормы, содержащиеся в решениях, резолюциях международных организаций и актах международных конференций, включающие обычные нормы.
Обычная норма международного права («мягкое право»» (soft law). обладая равной с договорной нормой юридической силой, значительно отличается от нее процедурой разработки и формой закрепления. Обычная норма формируется в процессе аналогичной практики (поведения) государств в определенной сфере сотрудничества, признанной ими обязательной для себя.
Доказательством такого признания может быть национальное законодательство, решения судов, дипломатическая переписка, договорная практика. Такая процедура формирования обычной нормы довольно длительна и обусловливает трудности в выявлении самой нормы. В отличие от договорной нормы, которая документально подтверждена соответствующим международным соглашением, установление обычной нормы требует тщательного анализа законодательной и судебной практики государств, а иногда и обращения в международные судебные учреждения (Международный Суд ООН или арбитраж).
Однако, несмотря на указанные особенности, обычные нормы не только определяли содержание классического международного права, но и сохраняют свою значимость в нормативной системе современного международного права, оказывая существенное влияние на процесс международно-правового регулирования. Это объясняется механизмом взаимодействия договорных и обычных норм международного права.
- В зависимости от места норм в нормативной системе и их влияния на процесс международного правотворчества их можно разделить на нормы-цели и нормы-принципы.
По справедливой оценке И.И. Лукашука цели и принципы, отражая общечеловеческие интересы и ценности, «воплощают основное идейное содержание нормативной системы, закрепляют идеи относительно того, каким должно быть мировое сообщество... и как оно должно функционировать».
Хотя нормы-цели и нормы-принципы тесно взаимосвязаны и применяются совместно, между ними существуют отношения соподчиненности.
А). Нормо-цели… нормамы высшего порядка. Именно они определяют содержание и направление развития системы международно-правового регулирования, остальные нормы, включая нормы-принципы.
О приоритетной роли норм-целей свидетельствует структура договоров и формулировки, используемые в них. В частности, в уставах международных организаций цели и принципы организации обычно закрепляются в первом разделе (главе) устава, причем цели ставятся на первое место в названии такого раздела (главы), именуемого «Цели и принципы», и закреплены в первых статьях раздела.
В Уставе ООН в разделе «Цели и принципы» первенствующая роль целей подчеркивается следующей формулировкой ст. 2: «Для достижения целей, указанных в статье 1, организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами». Аналогичная формулировка содержится в ст. 3 Устава СНГ 1993 г.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на тесное взаимодействие целей и принципов, они имеют различную функциональную направленность, по-разному влияя на процесс международно-правового регулирования.
Цель не только определяет содержание модели поведения субъектов, но от правильности выбора целей зависит эффективность ее реализации. Поэтому разработка международного договора начинается с согласования позиций государств относительно норм, определяющих цели данного договора.
Выделяются:
- общие цели, относящиеся ко всей нормативной системе международного права.
- и конкретные цели, закрепленные в международных договорах, регулирующих определенную сферу сотрудничества.
Общие цели закреплены в Уставе ООН и рассматриваются как цели всего мирового сообщества, что подчеркивается в ст. 1 Устава, провозглашающей ООН центром «для согла-сования действий наций в достижении... общих целей». К ним относятся: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений и принятие соответствующих мер для укрепления всеобщего мира; осуществление международного сотрудничества во всех сферах и поощрения и развития уважения к правам и свободам человека (ст. 1).
Общие цели могут иметь программный характер, определяя новые ориентиры международного сотрудничества, содействуя, таким образом, совершенствованию и прогрессивному развитию международного права. В частности, такие цели содержатся в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., устанавливающей главные направления международно-правового регулирования в третьем тысячелетии. В качестве таковых определяются: мир, безопасность, разоружение, реализация права на развитие и искоренение нищеты, охрана общей окружающей среды, права человека, демократия и благое управление, защита уязвимых групп населения, удовлетворение особых потребностей Африки, укрепление Организации Объединенных Наций.
Конкретные цели закрепляются в преамбуле двусторонних и многосторонних договоров. Причем спецификой обладают уставы международных организаций. Цель организации является обязательным элементом основного содержания и закрепляется в отдельной статье первой главы устава.
Общие и конкретные цели тесно взаимосвязаны при доминирующей роли общих целей, что подтверждается формулировкой преамбул конвенций и двусторонних договоров о приверженности целям и принципам Устава ООН (например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием международного терроризма 1999 г., Договор между Республикой Беларусь и Республикой Куба о дружественных отношениях и сотрудничестве 2000 г.). Отношения соподчинения общих и конкретных целей свидетельствуют о системообразующей функции общих целей, включающих нормы двусторонних и многосторонних договоров в систему международного права.
Определяющее действие целей особенно ярко проявляется в отношении международных организаций, чья структура и компетенция обусловлена целями организации, закрепленными в ее уставе. Более того, в современной доктрине международного права, в Консультативных заключениях Международного суда ООН признается с учетом потребностей международной жизни, в интересах достижения целей возможность наделения международных организаций дополнительными полномочиями (подразумеваемой компетенцией), которые не зафиксированы в уставе и иных документах международной организации.