ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6171

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительный вклад в развитие науки международного права внесли российские ученые-юристы дореволюционной эпохи. В их числе В.Ф. Малиновский (1765—1814), издавший в 1803 г. книгу «Рассуждения о мире и войне», в которой был предложен один из первых в истории проектов учреждения меж­дународной организации для обеспечения мира, Д.И. Каченов-ский (1827—1872), известный благодаря изданному им в 1863-1866 гг. «Курсу международного права», а также тру­дам, посвященным источникам («памятникам») международ­ного права и международному морскому праву. Одним из пер­вых обратил внимание на необходимость уважения и защиты прав человека В.А. Незабитовский (1824—1883). Российский ученый А.Н. Стоянов (1831—1907) в 1875 г. опубликовал фун­даментальный труд «Очерки истории и догматики междуна­родного права», в котором основное внимание уделил исследо­ванию способов решения международных конфликтов.

\












Тема №3. НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

План лекции:

Введение

1. Понятие и структура норм международного права.

2. Классификация норм международного права.

3. Системность международного права.

4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.

Заключение.

Список литературных источников.

Ключевые слова.

Цель лек

1. Понятие и структура норм международного права.


1.1. Понятие норм международного права.

Международное право, как и национальное право, представ­ляет прежде всего совокупность норм.


Норма права согласно общей теории права определяется как правило поведения, пред­писание, которому свойственна всеобщая обязательность.


- Норма внутреннего права - властное предписани­е государственного органа, уполномоченного на принятие норм, выполнение которой обеспечивается государством.

- Норма меж­дународного права в силу специфики его субъектов (государ­ства и их образования) и объекта (международные отношения) является результатом согласования позиций равных по свое­му юридическому статусу субъектов относительно модели пове­дения в сфере международного сотрудничества, которую они признают для себя обязательной.

Таким образом, норма меж­дународного праваэто правило поведения, созданное в ре­зультате согласования позиций государств и иных субъектов международного права, устанавливающее их права и обязан­ности в сфере международного сотрудничества, обязатель­ность соблюдения которых обеспечивается самими субъекта­ми индивидуально или коллективно, включая в случае необхо­димости применение согласованных принудительных мер.


1.2. структура норм международного права.


Норма национального права имеет трехзвенную структуру, включающую диспозицию, гипотезу и санкцию. При­чем в силу приказного, повелительного характера нормы на­ционального права санкция конкретизирована указанием на вид и меры ответственности.



Нормы же международного права отличаются структурной не­полнотой.

санкция в большинстве случаев отсут­ствует, так как соблюдение международно-правовой нормы вытекает из основного принципа международного права «pacta sunt servanda» (договор должен соблюдаться), признанной в качестве императивной нормы

Это объясняется их: координационно-согласитель­ным характером; высоким уровнем обобщенности по сравне­нию с конкретностью национальных норм.


При наличии санкции она ха­рактеризуется рядом особенностей:

  1. закреплена в отдельных статьях договора;

  2. сформулирована неопределенно и не привязана к конкрет­ной норме, а относится ко всем обязательствам, закреплен­ным в договоре.

Санкции в отношении нарушителя норм, закрепленных в одной конвенции, могут детально регламентироваться в дру­гой, дополняющей и конкретизирующей соответствующие нор­мативные установки первой. Таковой является Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопас­ности морского судоходства 1988 г., устанавливающая режим ответственности за пиратство, определение которого дано в Кон­венции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 101-104).

- обяза­тельным элементом является диспозиция, т.е. правила поведе­ния ci/бъектов, создающих эту норму.

- Диспозиция может в некоторых случаях при согласии сторон дополняться гипоте­зой, т.е. условиями применения нормы.

Резюмируя вышеизложенное, усматриваются следующие выводы:

1. Норма международного права по содержанию и сущности разниться от норм внутреннего права государства. Субъекты – государства по своему юридическому статусу равнозначны и сами, без принуждения, выработав модель поведения, строго её придерживаются;

2. В связи с высоким уровнем обобщённости поведения государств во внешних сношениях, нормы международного права отличаются структурной не­полнотой. То есть, как правило, санкции отсутствуют. Государства сами, без принуждения обеспечивают договорные отношения.


§ 2. Классификация норм международною права

2.1. Общие положения

Нормы международного права разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию и иным признакам, позволяющим классифицировать их по различным основаниям.

Однако в доктрине международного права нет единых классификационных критериев.



1.)Наиболее детальный перечет, классификационных критериев предлагается украинским ученым В.А. Василенко, который считает, что в классификации норм международного права должен использоваться следующий

комплеке критериев:

- значимость норм в системе;

- принадлежность норм к подсистемам системы;

- место норм в иерархической структуре системы;

- содержание нормативных предписаний и свойства их регулятивных функций;

- организационно - целевая направленность нормативных предписаний и особенность их регулятивного воздействия;


- формально-юридическое признание норм;

- специфичность методов и способов осуществления нор- мативных предписаний.

(Указанное, более всего, пригодна для исследовательских целей по данной проблематике.)


2.) Несколько проще представлены классификационные критерии в российском учебнике «Международное право» под редак­цией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова:

- форма нормы международного права;

- предмет регулирования;

-субъектно-территориальная сфера действия;

- функциональное назначение;

- характер субъективных прав и обязанностей.

3.)

В монографии известного российского ученого И.И. Лукашука «Нормы международного права в международной норма тивной системе» приводятся следующие классификационные критерии:

- содержание и место в системе;

- сфера действия;

- юри­дическая сила;

- функции в механизме международного регули­рования;

- способ создания и форма существования.


Вывод, тем не менее, один у всех учёных – «Очевидно, что при терминологическом разнообразии клас­сификационные критерии в основном совпадают”.

Классификация норм международною права^


- По юридической природе или форме закрепления нормы международного права традиционно делятся на - договорные

- и обычные.

Однако учитывая то, что в современном международ­ном правотворческом процессе активную роль играют между­народные организации в учебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко предлагается более гибкая класси­фикация на

- 1. документированные нормы международного пра­ва, к которым относятся договорные нормы.

Договорные нормы, письменно зафиксированные в между­народных соглашениях, (к «твердое право»)» (hard law)

занимают центральное место в системе норм международного права. Это обусловлено как специфи­кой договорных норм, так и характером современных между­народных отношений.

Углубление специализации международных отношений, осо­бенно в сфере экономического сотрудничества, перевозок, обла­сти разоружения, требует точной и детальной регламентации прав и обязанностей сторон, делая договорные нормы необхо­димым инструментом регулирования международного сотруд­ничества.

Договорные нормы отличаются:

- стабильностью со­держания, что позволяет прогнозировать поведение участников договора и облегчает контроль за ним;

- разработка договорной нормы характеризуется высоким уровнем демократизма: государства и иные субъекты между­народного права обладают равными правами при выработке содержания договорной нормы. От усмотрения государства за­висит принятие договора и признание его для себя юридически обязательным.


2.) документиро­ванные нормы, содержащиеся в решениях, резолюциях между­народных организаций и актах международных конференций, включающие обычные нормы.

Обычная норма международного права («мягкое право»» (soft law). обладая равной с договорной нормой юридической силой, значительно отличается от нее процедурой разработки и формой закрепления. Обычная норма формируется в процессе аналогичной практи­ки (поведения) государств в определенной сфере сотрудниче­ства, признанной ими обязательной для себя.


Доказательством такого признания может быть национальное законодательство, решения судов, дипломатическая переписка, договорная прак­тика. Такая процедура формирования обычной нормы доволь­но длительна и обусловливает трудности в выявлении самой нормы. В отличие от договорной нормы, которая документаль­но подтверждена соответствующим международным соглаше­нием, установление обычной нормы требует тщательного ана­лиза законодательной и судебной практики государств, а иногда и обращения в международные судебные учреждения (Между­народный Суд ООН или арбитраж).

Однако, несмотря на указанные особенности, обычные нор­мы не только определяли содержание классического междуна­родного права, но и сохраняют свою значимость в норматив­ной системе современного международного права, оказывая су­щественное влияние на процесс международно-правового регу­лирования. Это объясняется механизмом взаимодействия до­говорных и обычных норм международного права.


- В зависимости от места норм в нормативной системе и их влияния на процесс международного правотворчества их можно разделить на нормы-цели и нормы-принципы.


По справед­ливой оценке И.И. Лукашука цели и принципы, отражая об­щечеловеческие интересы и ценности, «воплощают основное идейное содержание нормативной системы, закрепляют идеи относительно того, каким должно быть мировое сообщество... и как оно должно функционировать».


Хотя нормы-цели и нормы-принципы тесно взаимосвязаны и применяются совместно, между ними существуют отношения соподчиненности.

А). Нормо-цели нормамы высшего порядка. Именно они определяют содержание и направ­ление развития системы международно-правового регулирова­ния, остальные нормы, включая нормы-принципы.

О приоритет­ной роли норм-целей свидетельствует структура договоров и формулировки, используемые в них. В частности, в уставах международных организаций цели и принципы организации обычно закрепляются в первом разделе (главе) устава, причем цели ставятся на первое место в названии такого раздела (гла­вы), именуемого «Цели и принципы», и закреплены в первых статьях раздела.

В Уставе ООН в разделе «Цели и принципы» первенствую­щая роль целей подчеркивается следующей формулировкой ст. 2: «Для достижения целей, указанных в статье 1, органи­зация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами». Аналогичная формулировка содержится в ст. 3 Устава СНГ 1993 г.


Следует подчеркнуть, что, несмотря на тесное взаимодействие целей и принципов, они имеют различ­ную функциональную направленность, по-разному влияя на про­цесс международно-правового регулирования.

Цель не только определяет содержание модели поведения субъектов, но от правильности выбора целей зависит эффек­тивность ее реализации. Поэтому разработка международного договора начинается с согласования позиций государств отно­сительно норм, определяющих цели данного договора.



Выделяются:

- общие цели, относящиеся ко всей нормативной системе меж­дународного права.

- и конкретные цели, закрепленные в между­народных договорах, регулирующих определенную сферу сотруд­ничества.


Общие цели закреплены в Уставе ООН и рассматри­ваются как цели всего мирового сообщества, что подчеркивает­ся в ст. 1 Устава, провозглашающей ООН центром «для согла-сования действий наций в достижении... общих целей». К ним относятся: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений и принятие соответству­ющих мер для укрепления всеобщего мира; осуществление меж­дународного сотрудничества во всех сферах и поощрения и раз­вития уважения к правам и свободам человека (ст. 1).

Общие цели могут иметь программный характер, опреде­ляя новые ориентиры международного сотрудничества, содей­ствуя, таким образом, совершенствованию и прогрессивному развитию международного права. В частности, такие цели со­держатся в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., устанавли­вающей главные направления международно-правового регу­лирования в третьем тысячелетии. В качестве таковых опреде­ляются: мир, безопасность, разоружение, реализация права на развитие и искоренение нищеты, охрана общей окружающей среды, права человека, демократия и благое управление, защи­та уязвимых групп населения, удовлетворение особых потреб­ностей Африки, укрепление Организации Объединенных Наций.


Конкретные цели закрепляются в преамбуле двусторонних и многосторонних договоров. Причем спецификой обладают уставы международных организаций. Цель организации явля­ется обязательным элементом основного содержания и зак­репляется в отдельной статье первой главы устава.


Общие и конкретные цели тесно взаимосвязаны при доми­нирующей роли общих целей, что подтверждается формули­ровкой преамбул конвенций и двусторонних договоров о при­верженности целям и принципам Устава ООН (например, Вен­ская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием меж­дународного терроризма 1999 г., Договор между Республикой Беларусь и Республикой Куба о дружественных отношениях и сотрудничестве 2000 г.). Отношения соподчинения общих и конкретных целей свидетельствуют о системообразующей фун­кции общих целей, включающих нормы двусторонних и много­сторонних договоров в систему международного права.

Определяющее действие целей особенно ярко проявляется в отношении международных организаций, чья структура и ком­петенция обусловлена целями организации, закрепленными в ее уставе. Более того, в современной доктрине международного права, в Консультативных заключениях Международного суда ООН признается с учетом потребностей международной жиз­ни, в интересах достижения целей возможность наделения меж­дународных организаций дополнительными полномочиями (под­разумеваемой компетенцией), которые не зафиксированы в ус­таве и иных документах международной организации.