ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 5089
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность денег, их функции
2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
2.2. Денежная масса и денежная база
2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
3.2. Безналичный денежный оборот, его значение.
4. Наличный денежный оборот, его экономическое содержание
Рис.4.1. Движение наличных денег
5.1. Понятие, типы и элементы денежных систем
5.2. Денежная система Республики Беларусь
6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
7. Валютная система и валютное регулирование
7.1. Валютная система, ее элементы
7.2. Конвертируемость национальных валют
7.4. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь
8.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
8.3. Функции кредита, их характеристика
9.1. Понятие форм кредита и их классификация
10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации
11.1. Банковские услуги и операции
11.2. Классификация банковских операций
11.3. Перспективы развития банковских услуг
12.1. Центральный банк, его статус и функции.
12.2. Национальный банк Республики Беларусь
12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
13.1. Сущность банковского процента, его функции
13.3. Процент по банковским кредитам
13.4. Ставка рефинансирования центрального банка
14. Небанковские кредитно-финансовые организации
14.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций
Спрос на безналичные российские рубли привел к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Однако по-прежнему российские наличные рубли наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.
Решение Центрального банка России об изъятии из обращения денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на структуру денежных знаков, обращающихся в Республике Беларусь. Денежные знаки выпуска до 1993 г., были выкуплены у населения, предприятий и переданы Центральному банку России. В денежный оборот Республики Беларусь для обслуживания внутреннего оборота дополнительно были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. Денежные знаки Банка России образца 1993 г. обращались на территории Беларуси, имея законную платежную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам. Таким образом, со второй половины 1993 г. в налично-денежном обороте в Республике Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национального банка.
В 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил, что единственным платежным средством в Республике Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте - расчетный билет, это решение было закреплено законодательно постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в октябре 1994 г. В последующие годы из обращения был изъят расчетный билет и в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль - билет Национального банка Республики Беларусь. Для упорядочения денежного обращения, упрощения учета в Республике Беларусь проведено две деноминации - уменьшение нарицательной стоимости денежной единицы, решения об этом в законодательном порядке принимались в 1994 и 1999 гг.
В результате первой деноминации белорусского рубля все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз, по второй деноминации с 1 января 2000 г. произведены соответствующие перерасчеты в соотношении 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль новых денежных знаков.
Национальный банк определяет номинал (достоинство), степень защиты, изображение и другие характеристики белорусского рубля и монет. Обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, а также хранение, подтверждение подлинности банкнот и монет, изъятие и уничтожение изъятых из обращения банкнот и монет.
Национальный банк может выпускать памятные банкноты, юбилейные и памятные монеты, а также монеты из драгоценных и недрагоценных металлов. Памятные банкноты (монеты) Национального банка Республики Беларусь выпускаются в обращение специальным тиражом обычно в качестве объектов коллекционирования и тезаврации. Отличаются от находящихся в обращении банкнот наличием дополнительных элементов дизайна, а иногда и по номиналу. Памятные банкноты выпускаются в ознаменование исторических событий республики и других важных моментов в жизни страны. Памятные банкноты (монеты) являются законным платежным средством и обязательны к приему по номиналу во все виды платежей безо всяких ограничений. Учреждения Национального банка реализуют комплекты памятных банкнот (монет) юридическим и физическим лицам, при этом их стоимость может отличаться от номинальной.
Основными видами наличных денег, находящихся в обращении в Республике Беларусь являются банковские билеты, юбилейные и памятные монеты. Эти виды денежных знаков обслуживают наличное денежное обращение.
Важное значение имеет также соотношение между денежными знаками разной купюрности. Соотношение суммы денежных знаков различного достоинства в общей сумме наличных денег, находящихся в обращении, составляет купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно в структуре повышается доля купюр более высокого достоинства.
Таблица 5.1. Купюрный состав билетов Национального Банка Республики, находящихся в обороте, - МО
Банкноты достоинством, рублей |
Удельный вес, % по сумме |
||
01.01.2004 |
01.01.2006 |
01.01.2009 |
|
1 |
00,1 |
0,00 |
- |
5 |
0,04 |
0,00 |
- |
10 |
0,06 |
0,04 |
0,04 |
20 |
0,07 |
0,06 |
0,05 |
50 |
0,20 |
0,12 |
0,10 |
100 |
0,41 |
0,23 |
0,20 |
500 |
1,02 |
0,53 |
0,30 |
1000 |
4,16 |
1,58 |
0,90 |
5000 |
13,63 |
5,09 |
1,90 |
10000 |
28,35 |
12,93 |
5,4 |
20000 |
33,62 |
27,07 |
12,2 |
50000 |
18,43 |
46,67 |
38,2 |
100000 |
0,00 |
5,68 |
40,8 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, а также денежной эмиссии и обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. Эмиссия денег осуществляется посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег.
Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков обеспечивается находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно-конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами.
В Банковском Кодексе Республики Беларусь (в редакции 2006 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком Республики Беларусь являются безусловным его обязательством и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на всей территории Республики Беларусь.
Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного денежного оборота и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного денежного и безналичного денежного оборотов.
Национальный банк в соответствии с законодательством в области наличного денежного обращения устанавливает правила организации наличного денежного обращения:
-
порядок ведения кассовых операций, работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за их нарушение;
-
правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;
-
правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
-
порядок определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.
В области безналичного денежного оборота определяет основные принципы функционирования платежной системы Республики Беларусь; правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандарты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др.
Порядок установления валютного курса (котировка валют) - определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует “цену” денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Выбор режима привязки курса белорусского рубля к курсу российского рубля (2001 г.) положил начало построения монетарного союза. Он реализуется при создании необходимых условий и предпосылок для монетарного союза двух государств.
Одной из важнейших целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также регулирование денежного обращения. С этой целью банк разрабатывает комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует их для поддержания устойчивости денежной системы.
6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
В зависимости от тех или иных классификационных признаков методы регулирования денежного оборота могут подразделяться на различные группы. Например, в зависимости от учета экономических интересов субъектов денежного оборота выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы. В зависимости от объема воздействия на денежный рынок выделяются общие и селективные методы (инструменты) регулирования денежного оборота. Характер используемых методов также можно выделить в качестве классификационного признака. Так, направленность методов на противодействие инфляции относят к антиинфляционной политике. В то же время, государственная политика в сфере денежного оборота может, в том числе, и приспосабливаться к инфляции. В этом случае будут применяться меры корректирующего характера, направленные на временную «компенсацию» последствий инфляции (например, индексация доходов населения). Однако в любом случае основной целью регулирования государством денежного оборота будет являться ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции.
Основными в системе методов регулирования денежного оборота являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики. В зависимости от того, как в той или иной стране оценивается природа инфляции (монетарная, немонетарная или их сочетание), ее ведущие факторы, государство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного регулирования. В отличие от сущности инфляции, то есть, причин, ее определяющих (как объективно существующих явлений), выбор мер антиинфляционной политики со стороны государства зависит от субъективных факторов, от господствующей в данный момент в стране теории денежного обращения (монетаризм, теория многофакторной инфляции, неокейнсианство и пр.).
Совпадение субъективных оценок и объективных явлений в конечном итоге будет определять эффективность антиинфляционной стратегии.
Так, в развитых странах основная ответственность за проведение эффективной антиинфляционной политики, как правило, возлагается на центральный банк как ведущий орган денежно-кредитного регулирования. В этом случае, осуществляя антиинфляционное регулирование денежного оборота, центральные банки могут использовать методы и инструменты денежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы. К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.
Однако в условиях переходной экономики это, зачастую может решить только часть задачи. Регулирование инфляции, вызванной факторами неденежного характера, требует дополнительных радикальных мер в сфере, например, структурной политики, инвестиционного регулирования и пр. Более того, опыт постсоциалистических стран в последние годы убедительно показывает, что устойчивое достижение целевого ориентира по инфляции. возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, тарифной и структурной политики государства.
В современной мировой практике разработки и реализации антиинфляционной политики накоплен большой опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов. (рис. 7.2).
Рис. 6.2. Классификация методов регулирования денежного оборота