ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 5098
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность денег, их функции
2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
2.2. Денежная масса и денежная база
2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
3.2. Безналичный денежный оборот, его значение.
4. Наличный денежный оборот, его экономическое содержание
Рис.4.1. Движение наличных денег
5.1. Понятие, типы и элементы денежных систем
5.2. Денежная система Республики Беларусь
6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
7. Валютная система и валютное регулирование
7.1. Валютная система, ее элементы
7.2. Конвертируемость национальных валют
7.4. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь
8.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
8.3. Функции кредита, их характеристика
9.1. Понятие форм кредита и их классификация
10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации
11.1. Банковские услуги и операции
11.2. Классификация банковских операций
11.3. Перспективы развития банковских услуг
12.1. Центральный банк, его статус и функции.
12.2. Национальный банк Республики Беларусь
12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
13.1. Сущность банковского процента, его функции
13.3. Процент по банковским кредитам
13.4. Ставка рефинансирования центрального банка
14. Небанковские кредитно-финансовые организации
14.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций
Методы и инструменты антиинфляционной денежно-кредитной политики. В соответствии с традиционными подходами (монетаризм) регулирование денежного оборота должно носить рестрикционный («сдерживающий») характер, то есть, направлено на сокращение спроса на деньги методами денежно-кредитного регулирования. В результате государство (в лице центрального банка) ужесточает контроль за приростом денежной массы в обращении, снижает темпы эмиссии, повышает альтернативную стоимость денег (процентные ставки). В этом случае эффективность антиинфляционных мероприятий в долгосрочной перспективе будет зависеть от структуры инфляционного процесса (т.е. соотношения монетарной и немонетарной ее природы). В том случае, если денежные факторы являются определяющими в активизации инфляционного процесса, то меры рестрикционного характера в области денежно-кредитного регулирования будут иметь успех. Если же определяющими в инфляционном процессе являются немонетарные факторы, то необходим комплекс мероприятий как в денежной, так и в неденежной сферах экономики. Так, как только меры, сдерживающие денежное предложение, могут лишь усугубить ситуацию, лишая экономику необходимых денежных ресурсов.
Антинфляционная политика в бюджетно-налоговой сфере. Система мероприятий здесь также определяется структурой инфляционного процесса. В случае активизации инфляции “спроса” инфляционные меры предполагают сокращение дефицита бюджета, сокращение государственных расходов, увеличение налогообложения доходов экономических субъектов и прочие мероприятия, предполагающие рестриктивное воздействие на уровень доходов и инвестиций в экономике. В свою очередь, ведущая роль неденежных факторов инфляции может требовать мер в том числе противоположной направленности: например, увеличение инвестиционных расходов государства на цели реструктуризации производства, налоговых льгот для предприятий, реализующих активную инновационную политику, направленности бюджетно-налогового регулирования на стимулирование конкуренции в экономике (развитие малого бизнеса и пр.).
Антиинфляционная направленность валютного регулирования предлагает, прежде всего, поддержание относительной стабильности, обменного курса национальной денежной единицы. Это, в свою очередь, снижает девальвационные и, соответственно, инфляционные ожидания экономических субъектов (то есть является мощным фактором противодействия инфляции). Однако длительное проведение данной политики при условии достаточно жесткой фиксации курса может привести и к негативным экономическим последствиям. В этом случае, валютный курс не обладает необходимой степенью гибкости для корректировки платежного баланса, что может, например, необоснованно увеличить денежное предложение. Обратная ситуация сложится в стране, испытывающей относительный недостаток валютных поступлений. В этом случае государство (центральный банк) в рамках политики поддержания стабильного курса вынуждено ограничивать спрос на валюту мерами рестрикционной денежно-кредитной политики (рост процентных ставок, снижение денежного предложения и пр.). В конечном итоге это снизит темпы экономического роста, то есть потери от подобной политики могут превысить ее выгоды.
Антиинфляционная политика в сфере ценообразования (административное сдерживание роста цен) может быть в достаточной степени эффективна только в краткосрочном периоде (при условии ее сочетания с другими методами антиинфляционного регулирования). В противном случае административное ценообразование, если оно используется как единственное средство антиинфляционного регулирования, чревато переходом открытой инфляции в ее скрытую форму (дефицит товаров).
Антиинфляционная направленность политики доходов в классическом варианте предполагает сдерживание доходов населения («замораживание» заработной платы и пр.) для целей ограничение платежеспособного спроса. В условиях развитых стран, где заработная плата составляет не менее 60 % себестоимости товаров, ее рост может спровоцировать так называемую «инфляцию издержек» (классическая спираль: зарплата – издержки – цены).
Однако если на коротком временном интервале положительные результаты этой политики могут превысить ее негативные последствия, то в долгосрочном периоде проведение рестрикционных мероприятий в сфере доходов населения встречает сильное сопротивление, как со стороны профсоюзов, так и со стороны работников в целом. В этом случае чаще всего используется политика одновременного ограничения роста заработной платы (не выше достигнутых темпов производительности труда) при одновременно замораживании цен.
Однако политика доходов, хотя и противодействует неконтролируемой инфляции, все же не устраняет ее коренных причин (более того, может существенно затормозить экономический рост).
Структурная и инвестиционная политика государства, а также конкурентное стимулирование производства, являясь составляющими общеэкономической политики государства, способствуют нейтрализации инфляции, обусловленной неденежными факторами. Оздоровление экономики на основе долговременной эффективной структурной ее перестройки в соответствии с реальным спросом, демонополизация и регулирование деятельности «естественных» монополий, стимулирование инвестиций в обновление и коренную реструктуризацию производства, рост уровня его инновационности – решающие факторы борьбы с инфляцией и обеспечения устойчивого результата по целевой инфляции в долгосрочном периоде.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг является важнейшим антиинфляционным фактором, определяющим эффективность денежно-кредитной и валютной политики, целевую направленность инвестиций экономических субъектов, зависимость от внешних займов и др. Отсутствие надлежащего государственного регулирования рынка ценных бумаг ведет к росту спекулятивных операций, что стимулирует инфляцию. Напротив, цивилизованное развитие внутреннего финансового рынка, осторожное и эффективное его регулирование со стороны государства будут способствовать безэмиссионному финансированию дефицита госбюджета, росту эффективности процентной политики центрального банка, обеспечению целевой направленности средств на инвестиционные нужды реального сектора и т.д.
Денежные реформы – это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин. Денежные реформы предполагают частичное или полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством для целей упорядочения денежного оборота. Эффективность денежных реформ и долгосрочность полученных результатов (вне зависимости от степени ее радикальности) зависит только от своевременности и адекватности (сущности инфляции) проводимых мер антиинфляционного регулирования.
Выделяют денежные реформы, в результате которых осуществляется:
-
переход к иному виду денежного товара (медные, серебряные, золотые деньги, би- и монометаллизм, бумажные, кредитные), или изменение типа денежной системы;
-
замена неразменных на золото денег на разменные, т.е. восстановление размена бумажных денег на золото;
-
изменение каких-либо элементов денежной системы (вида обеспечения банкнот, механизма эмиссии, курсообразования и т.д.);
-
создание новой денежной системы в связи с образованием новых стран, экономических союзов и т.д. (формирование зоны евро, становление денежных систем постсоциалистических стран).
В рамках вышеперечисленных видов денежных реформ наиболее часто используют следующие методы их проведения:
-
нуллификация предполагает официальную замену старых обесценивающихся денежных знаков на новые, но в ограниченном количестве. Данный метод предполагает, как правило, конфискационный характер проведения, что является очень болезненным для населения;
-
ревальвация (реставрация) предполагает восстановление стоимостного содержания денежной единицы, т.е. или возврат ее прежнего золотого содержания, или рост курсовой стоимости национальных денег по отношению к иностранной валюте;
-
девальвация, напротив, предполагает снижение стоимостного содержания национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных денег, или в условиях размена бумажных денег на золото – уменьшение их металлического содержания). Чаще всего девальвация используется центральными банками для целей урегулирования платежных балансов, для кратковременного стимулирования экспорта;
-
деноминация (или изменение масштаба цен) – это увеличение нарицательной стоимости национальных денег (без изменения их наименования) путем «зачеркивания нулей». Старые деньги в этом случае обмениваются на новые без ограничения (в отличие от нуллификации) с одновременным пересчетом всех денежных агрегатов и прочих стоимостных показателей. Данный метод позволяет упростить издержки расчетов, но так же как и все предыдущие методы, не затрагивает сущностные причины инфляции. В связи с этим деноминация может быть эффективна, например, на завершающем этапе экономических преобразований, повышая доверие и национальной валюте. В то же время деноминация может (в ограниченном размере) интенсифицировать инфляционные процессы, так как в этом случае на первый план выходят психологические мотивы инфляции – ожидание со стороны потребителей роста цен, выраженных в новых деньгах, и, соответственно, повышение покупательской активности до реформы.
Все методы проведения денежных реформ в том или ином виде предполагают изъятие из каналов денежного обращения излишних денег, превышающих реальный спрос со стороны экономики (т.е. достижение товарно-денежной сбалансированности экономики). Однако вне системы комплексного антиинфляционного регулирования экономики денежные реформы как метод регулирования денежного оборота могут дать положительный эффект только на краткосрочный период. Кроме того, существенными факторами, определяющими успех (неуспех) денежной реформы является доверие экономических агентов к политике государства в сфере денежно-кредитных отношений, а также к банковской системе.
.
7. Валютная система и валютное регулирование
7.1. Валютная система, ее элементы
Валютная система – правовая форма организации валютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хозяйственных связей. Экономические, политические, культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения, связанные с оплатой получаемых товаров, услуг, предоставлением займов, кредитов, движением капиталов и др.
Международные валютные отношения – совокупность отношений, складывающихся при функционировании валюты во внешнеэкономическом обороте. Объектом валютных отношений могут выступать финансово-кредитные инструменты, выраженные в иностранной валюте. Валютная система выступает одним из мощных звеньев, которое в значительной степени может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности международных экономических отношений. Посредством валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую или блокируется этот процесс, создаются благоприятные условия для развития производства в странах и международного разделения труда.
Объективной основой валютных отношений является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, услугами, капиталом. Валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, но оказывают на него влияние. В условиях интернационализации хозяйственных связей усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов - динамики мирового производства, развития международной торговли, притока иностранных капиталов.
Развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено особенностями валютной системы и действенностью функционирования ее институтов. Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения, а также функционируют самостоятельно.
Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается. Наиболее общая причина этих изменений – углубление развития мировых хозяйственных связей, постепенные изменения в его механизмах, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмешательства в экономику с целью оказания давления на формирование видов валютных отношений и др.
Различают национальные, региональные и международные (мировые) валютные системы.
На основе интернационализации хозяйственных связей сначала возникает национальная валютная система. Под национальной валютной системой понимается определенный порядок организации валютных отношений страны, сложившийся исторически и закрепленной национальным законодательством, а также обычаями мирового права. Она складывается исторически, в зависимости от степени развития экономики и внешнеэкономических связей государства. Юридически национальная валютная система закреплена в государственных правовых актах, которые учитывают нормы международного права.
Национальная валютная система является составной частью национальной денежной системы, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные рамки. Валютные отношения в сфере своего функционирования уступают денежным, так как ограничены внешнеэкономическим оборотом страны. Организация национальной валютной системы и механизм ее функционирования соответствует форме устройства государства, уровню развития его производительных сил, применяемым методам регулирования экономических процессов, участию в международном разделении труда и др.
Национальную валютную систему характеризуют следующие элементы:
-
наименование национальной валюты;
-
определение видов международных платежных средств и порядка их использования;
-
условия конвертируемости национальной валюты;
-
режим валютного паритета национальной валюты – соотношения между валютами;
-
порядок установления валютного курса национальной валюты;
-
состав и система управления золотовалютными резервами страны;
-
регламентация использования международного кредита;
-
порядок, регламентация международных расчетов страны;
-
система национального валютного рынка и рынка золота;
-
национальные органы, институты, регулирующие валютные отношения страны (центральный банк, министерство финансов, кредитно-финансовые организации, биржа, специальные органы валютного контроля и др.).
Национальная валютная система Республики Беларусь формируется с учетом принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство. Является (с 1992 г.) членом МВФ и ряда других международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Основой денежной и национальной валютной системы является белорусский рубль. Установлены правила его конвертируемости и поставлена стратегическая задача перехода к свободной конвертируемости по мере стабилизации экономики. Вместо режима множественности валютных курсов введен единый курс белорусского рубля (сентябрь 2000 г.). Законодательно установлены порядок осуществления международного платежного оборота; использования валютных ресурсов, международных кредитов; режим деятельности валютного рынка, состав его участников; правила валютных операций и т.д. Определены статус государственных органов, осуществляющих валютное регулирование, основные принципы валютной политики, а также порядок регулирования международной валютной ликвидности Республики Беларусь.