ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 5085
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность денег, их функции
2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
2.2. Денежная масса и денежная база
2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
3.2. Безналичный денежный оборот, его значение.
4. Наличный денежный оборот, его экономическое содержание
Рис.4.1. Движение наличных денег
5.1. Понятие, типы и элементы денежных систем
5.2. Денежная система Республики Беларусь
6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
7. Валютная система и валютное регулирование
7.1. Валютная система, ее элементы
7.2. Конвертируемость национальных валют
7.4. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь
8.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
8.3. Функции кредита, их характеристика
9.1. Понятие форм кредита и их классификация
10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации
11.1. Банковские услуги и операции
11.2. Классификация банковских операций
11.3. Перспективы развития банковских услуг
12.1. Центральный банк, его статус и функции.
12.2. Национальный банк Республики Беларусь
12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
13.1. Сущность банковского процента, его функции
13.3. Процент по банковским кредитам
13.4. Ставка рефинансирования центрального банка
14. Небанковские кредитно-финансовые организации
14.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций
решению социальных проблем, прежде всего в развивающихся странах.
В Республике Беларусь международные кредиты привлекаются правительством, а также резидентами страны независимо от формы собственности. Средства иностранных кредиторов, мобилизуемых правительством и под его гарантию, формируют внешний государственный долг. Внешний государственный долг республики представляет собой общую сумму основного долга республики и ее резидентов по внешним займам по состоянию на определенную дату. К внешним государственным займам относятся такие займы, по которым возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценных бумаг или гаранта. В качестве кредиторов выступают правительства и административно-территориальные единицы иностранных государств, международные финансовые институты и иностранные юридические лица.
Целью внешних государственных заимствований выступает пополнение валютных резервов страны, поддержка проводимых экономических реформ, покрытие дефицита государственного бюджета, реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями экономического развития и т.д. Внешние государственные займы могут быть получены в виде:
иностранных кредитов республике как заемщику;
иностранных кредитов резидентам республики под гарантии правительства. Эти гарантии представляют собой обязательства перед иностранными кредиторами нести субсидиарную ответственность за исполнение заемщиком обязательств по договору внешнего займа и могут выдаваться на всю сумму займа или ее часть. Правительство по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливает обязательный для всех резидентов порядок привлечения, использования и погашения внешних государственных займов, а также порядок предоставления государственных гарантий по ним;
займов путем размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств. Средства, полученные в результате таких займов, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и пополнения валютных резервов страны.
Республика Беларусь является членом ряда международных и региональных финансовых институтов, в частности, МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и других.
В 2008 принято решение МВФ о выделении кредита в размере 2,46 млрд. дол. Сроком на 15 месяцев для увеличения государственных золотовалютных резервов и создания «подушки безопасности», необходимой для стабильной работы экономики в условиях кризиса». В 2009 г. согласовано дополнительное предоставление кредита в сумме 1 млрд дол. Условия МВФ: улучшение внешнеторгового баланса, пополнение резервов, формирование условий для устойчивого роста экономики, ужесточение ДКП.
10. Банки и их роль
10.1. Сущность и роль банков
Банк - юридическое лицо, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции. Банковская деятельность связана с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и перераспределением. В основу банковских операций положены: привлечение денежных средств физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размещение указанных средств от имени банка за его счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности, определенные Банковским кодексом Республики Беларусь. Банк-субъект хозяйствования, оказывающий банковские услуги на принципах коммерческого расчета, когда реализуются экономические интересы общества, коллектива банка, клиентов банка и собственников имущества. Банки осуществляют специфическую деятельность, отличную от других услуг предпринимательства. Эти услуги должны быть экономически целесообразны и способны к удовлетворению финансовых потребностей рынка, обеспечению максимальной доступности для потребителей.
Задачи банка как организации связаны с удовлетворением потребностей в своих услугах как юридических, так и физических лиц. Банковская услуга по своей природе относительно не дифференцированная, как это имеет место на предприятиях отраслей народного хозяйства, где выпускаются товары различного назначения. Банки имеют дело со специфическим товаром – деньгами и их услуги связаны главным образом с движением денег (кредитные, депозитные операции, расчеты и т.д.) или сопутствуют этому движению (доверительное управление денежными средствами, выдача гарантий, хранение ценностей и др.). Особенностью банковских услуг является то, что их денежная основа обладает свойством самовозрастающей стоимости (приращение в виде процента, комиссионных вознаграждений). Кроме того, кредитополучатель, пустивший кредит в оборот, должен его использовать так, чтобы получить дополнительную стоимость. Спецификой банков являются: платежные средства, эмитируемые на макро- и микроуровне (наличные деньги, векселя, чеки, банковские карточки и др.); аккумулируемые ресурсы и превращение их в работающие на экономику; кредиты, предоставляемые клиентам; разнообразные услуги потребителям. Банки не являются производителями материальных благ, а оказывают услуги, совершают банковские операции. Банки, в отличие от таких отраслей народного хозяйства, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства, но воздействуют на производство только им свойственными методами (выдача, возврат кредитов, процент). Это сфера приложения труда особого типа предпринимателей - банкиров. Труд работников, занятых в банковской сфере, образует издержки обращения и представляет вычет из стоимости, созданной в отраслях материального производства.
Банкиры отличаются от ссудных капиталистов (рантье). Рантье предоставляют в кредит свой капитал под доход в виде процента, а банкиры (банки) используют для своих операций в основном чужие (привлеченные) средства. Доходами банка является проценты по кредитам, комиссионные вознаграждения за банковские услуги, доходы от операций с ценными бумагами и др.
Банки относятся к категории, так называемых финансовых посредников. Посредническая функция - важнейшая в деятельности банков. Это прежде всего посредничество в кредите. Банки аккумулируют и мобилизуют денежные средства, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительных средствах. Перераспределение денежных средств осуществляется от кредитора к кредитополучателю при посредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в кредит, и увеличиваются общие издержки по перемещению средств. Непосредственное предоставление свободных денежных средств их владельцами в кредит промышленным, торговым и иным предприятиям наталкивается на ряд препятствий (не соответствие размеров свободного денежного капитала размерам спроса, несовпадение их по срокам, не осведомленность о состоянии кредитополучателя). Банки же наиболее осведомлены о платежеспособности клиентов, о размерах и сроках предложения денежных ресурсов, обладают новейшими технологиями банковских операций.
Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои долговые обязательства (депозиты, сертификаты, векселя, чеки) при мобилизации денежных средств, а мобилизованные средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство “депозит”, а, выдавая кредит - новое требование к кредитополучателю. Новые требования и обязательства становятся товары на денежном рынке. Банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами (средства на счетах, вклады). Это увеличение риска банковской деятельности, фиксированные по сумме долга обязательства должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры.
Посредническая функция банков проявляется и в посредничестве в платежах для своих клиентов как наличными, так и безналичными денежными средствами. Концентрация денежных ресурсов на счетах в банках позволяет осуществлять бесперебойные платежи, сокращать расходы по их проведению. Стандартные формы расчетов, платежных инструкций используются для совершения расчетов через банки. Банки берут на себя ответственность за своевременное и полное выполнение поручений клиентов по совершению платежей за их счет, а в определенных условиях и за счет кредита. Банки выступают посредниками в операциях с ценными бумагами (купля-продажа ценных бумаг, их хранение, консультации, другие агентские функции), тем самым способствуя развитию, формированию фондового рынка.
Функцией банка является также стимулирование воспроизводства материальных благ и накоплений в хозяйстве. Это достигается путем мобилизации денежных ресурсов и их перераспределения в целях улучшения структуры производства и обращения. Доходы и сбережения превращаются в капитал. В первую очередь используются внутренние накопления хозяйствующих субъектов и населения. Различные субъекты получают денежные доходы (прибыль), часть из которых аккумулируется для будущих расходов. Банки мобилизуют эти денежные доходы и сбережения в виде вкладов (депозитов) с выплатой депозитного процента. Стимулирование к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики банков, страхованием депозитов, гарантией их возврата.
К функциям банка можно также отнести - функцию регулирования денежного оборота. Банки являются центрами денежного и платежного оборотов. Через них создаются возможности совершения обмена, движения денежных средств, регулирования этих процессов, эмитирования средств платежа. Особенностью банков является то, что они организуют денежный оборот в его совокупности, непосредственно осуществляют его и трансформируют наличный денежный оборот в безналичный и обратно. Банки не могут заниматься только кредитной деятельностью, не выполняя операций по расчетам.
Выполняя перечисленные функции, банки играют важную роль в экономике. Роль банка можно рассматривать с количественной и качественной точки зрения. Количественная сторона определяется объемами банковского продукта (кредитные вложения, их структура, вложения в ценные бумаги и т.д.), а также набором, разнообразием банковских услуг (операций). Эти данные позволяют оценить масштабы банковской деятельности, сравнить работу отдельных банков как по стране, так и в сопоставлении с другими странами.
Качественная оценка роли банков производится в увязке с общеэкономическими показателями. Так, банки обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие средства, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства жилья и др.. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики. Количественная и качественная сторона роли кредита неразрывны. Качественная сторона в конечном счете выражается в каких-то количественных показателях (денежная масса, безналичный денежный оборот, размер активов, курс валюты и др.).
Надежность коммерческих банков всегда была предметом беспокойства для акционеров, вкладчиков, органов регулирования банковской системы и контроля. Банковское банкротство оказывает более неблагоприятное воздействие на экономику, чем банкротство других типов предприятий и организаций. Надежность имеет важное значение для акционеров, ибо убытки банков могут нанести ущерб их вложениям. Потеря вклада (депозита) затрагивает многочисленные сбережения вкладчиков и капитал многих хозяйственных организаций. Убытки банков снижают общее доверие к кредитной системе государства, а это ощущается и в других секторах экономики.
Экономические потрясения в любой стране сказываются в свою очередь на банковской системе. В силу специфики своей деятельности банки подвержены многочисленным потенциальным рискам, например, таким как: гораздо большая зависимость от вкладов, чем от капитала; более долгосрочный характер и меньшая ликвидность активов по сравнению с пассивами и др. Между банками и их клиентурой, а также между самими банками, возникают сложные взаимоотношения, взаимная зависимость, в результате чего проблемы, которые на начальном этапе носят местный характер, могут охватить весь банковский сектор и перекинуться на экономику в целом. Поэтому стратегической целью банков, денежно-кредитной политики государства является создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста.
«Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы»34 одобрена указом Президента Республики Беларусь 28 мая 2002 г. № 274. Она определяет целевые ориентиры, задачи и направления развития банковского сектора. Реализация концепции приведет к формированию в Республике Беларусь банковской системы, приближенной по важнейшим характеристикам к банковским системам динамично развивающихся стран. Стратегическое развитие банковской системы и денежно-кредитной политики Республики Беларусь осуществляется как неотъемлемая часть единой государственной социально-экономической стратегии с учетом особенностей экономики. Ставятся такие задачи как: обеспечение высокой надежности деятельности банковской системы; совершенствование пруденциального надзора, законодательной базы банковской деятельности; создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику и в банковскую систему; развитие технологического уровня банковской системы с учетом совершенствования международных тенденций в этой области; развитие международного сотрудничества в области банковского дела. Непосредственная политика государства в развитии банковской системы в перспективе состоит в создании разных условий для устойчивого динамичного развития банков и небанковских кредитно-финансовых организаций на базе единых рыночных начал; интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь и Российской Федерации; создание эффективной институциональной и функциональной структур банковской системы; формировании банков в рамках универсальных банков, снижение их рисков путем диверсификации услуг; комплексного обслуживания клиентов; увеличение ресурсной базы банков, уменьшение участия государства в банках; повышение доли и роли несистемообразующих банков; формирование сферы добросовестной конкуренции в деятельности банков; расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков; повышение капитализации банков и увеличение их уставных фондов; совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля в банках; повышение самостоятельности банков в своем стратегическом развитии и осуществлении деятельности на основе принципа коммерческой эффективности и ответственности за конечные результаты.