ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 5106
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность денег, их функции
2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
2.2. Денежная масса и денежная база
2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
3.2. Безналичный денежный оборот, его значение.
4. Наличный денежный оборот, его экономическое содержание
Рис.4.1. Движение наличных денег
5.1. Понятие, типы и элементы денежных систем
5.2. Денежная система Республики Беларусь
6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
7. Валютная система и валютное регулирование
7.1. Валютная система, ее элементы
7.2. Конвертируемость национальных валют
7.4. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь
8.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
8.3. Функции кредита, их характеристика
9.1. Понятие форм кредита и их классификация
10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации
11.1. Банковские услуги и операции
11.2. Классификация банковских операций
11.3. Перспективы развития банковских услуг
12.1. Центральный банк, его статус и функции.
12.2. Национальный банк Республики Беларусь
12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
13.1. Сущность банковского процента, его функции
13.3. Процент по банковским кредитам
13.4. Ставка рефинансирования центрального банка
14. Небанковские кредитно-финансовые организации
14.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций
Филиалы банка на территории Республики Беларусь могут осуществлять свою деятельность с момента получения согласия Национального банка на их создание.
Банки или его филиалы (отделения) могут создавать различные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения банка, филиала или отделения, расчетно-кассовые центры, центры банковских услуг, обменные пункты и др.
Коммерческие банки могут открывать свои представительства, которые являются его обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения банка. Основная цель деятельности представительств банка – представление его интересов, осуществление их защиты, изучение рынка банковских услуг на определенной территории. Представительства банков не являются юридическими лицами и не имеют право осуществлять банковские операции.
Коммерческие банки обязаны, информировать Национальный банк о внесении изменений и дополнений в учредительные документы. Необходимость внесения изменений и дополнений в учредительные документы, как правило, связана с созданием либо закрытием филиалов, изменениями размера уставного фонда банка, состава учредителей, места нахождения банка и др. Вносимые изменения и дополнения в учредительные документы банка в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.
Банковская деятельность является лицензионной. Право на осуществление данной деятельности банк приобретает с момента получения лицензии, выдаваемой центральным банком. Банковская лицензия представляет собой специальное разрешение центрального банка на осуществление банковской деятельности, удостоверяющее право банка проводить указанные в ней банковские операции.
В Республике Беларусь лицензирование банковских операций осуществляет Национальный банк. Ему предоставлено право выдавать банковские лицензии; вносить в них изменения и дополнения в связи с изменением законодательства; приостанавливать и восстанавливать действие банковских лицензий в отношении выполнения отдельных банковских операций; отзывать банковские лицензии, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций.
Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности, который не реже одного раза в год подлежит обязательной публикации в официальном издании Национального банка. Основные условия и порядок получения банковских лицензий регулируются Банковским кодексом Республики Беларусь.
Лицензия на осуществление банковской деятельности, содержащая перечень банковские операции, которые банк имеет право выполнять, выдается ему одновременно со свидетельством о государственной регистрации. За выдачу лицензии на осуществление банковской деятельности с банка взимается лицензионный сбор, размер и порядок оплаты которого устанавливается Национальным банком.
Банковское законодательство Республики Беларусь ограничивает круг возможных операций для вновь созданных банков. Эти ограничения установлены в отношении таких операций, как открытие и ведение счетов физических лиц, проведение операций по привлечению их средств во вклады, а также операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Для того, чтобы получить право на выполнение указанных операций банк должен соответствовать определенным требованиям. Одним из них является период времени с момента его государственной регистрации, который должен составлять не менее двух лет. Кроме этого в течение последних двух лет банк должен обеспечивать устойчивое финансовое положение и наличие нормативного капитала в размере, установленном Национальным банком.
Расширение или ограничение круга возможных для проведения банком операций оформляется в виде изменений или дополнений, вносимых в перечень операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности.
В отдельных случаях, установленных законодательством, Национальный банк может отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности или приостановить ее действие (в части осуществления отдельных банковских операций) на определенный период. Причинами приостановления действия лицензии могут стать: невыполнение предписаний Национального банка и экономических нормативов безопасного функционирования банка; нарушение требований, касающихся представления отчетности в Национальный банк; неудовлетворительное финансовое положение; представление неполной либо недостоверной финансовой и экономической информации и др.
Отзыв лицензии может быть произведен если выявлены недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия; банк не осуществляет операции, указанные в лицензии в течение одного года со дня ее выдачи; установлены факты недостоверности отчетных данных, приведшие к нарушению интересов вкладчиков и кредиторов банка; банком не выполняются требования законодательства; у банка неудовлетворительное финансовое состояние; имеются основания для признания банка банкротом; проводится реорганизация банка; принято решение о ликвидации банка.
Прекращение деятельности банков может произойти в результате их реорганизации или ликвидации. Основаниями для этого могут быть решения участников (собственников имущества) банка, хозяйственного суда либо Национального банка. Законодательством предусматриваются следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация банка путем его разделения или выделения допускается при условии, если уставный фонд банков, созданных в результате реорганизации, останется не ниже размера минимального уставного фонда, установленного Национальным банком. При реорганизации банка вносятся необходимые изменения в учредительные документы и производится его перерегистрация.
Прекращение деятельности банка путем его ликвидации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и с учетом требований Банковского кодекса. Ликвидация банка по инициативе его участников производится с письменного согласия Национального банка. Решение о ликвидации в этом случае может быть принято только после полного погашения банком всех имеющихся обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами.
13. Банковские проценты
13.1. Сущность банковского процента, его функции
Ссудный процент - плата за временное пользование ссужаемой стоимостью. Банковский процент – один из наиболее развитых видов процента. Он возникает в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк (коммерческий, центральный). Конкретной основой возникновения ссудного процента является движение ссужаемой стоимости, которая обладает чертами товара и ее движение характеризует кредитные отношения. Процент не является обязательным атрибутом кредита, но вне кредитных отношений он не функционирует, более того он выступает как движущийся мотив развития кредитных отношений. Процент отражает экономические отношения, возникающие на базе кредита. Субъектами этих отношений являются кредитор и кредитополучатель, выступающие соответственно как получатель и плательщик процента. Отношения кредитора и кредитополучателя, фиксируемые категорией процента, устойчивы и постоянно воспроизводятся, поскольку реализуют интересы участников кредитной сделки. Интересы каждой из сторон противостоят друг другу, однако реализованы они могут быть только друг через друга. Эффект от использования кредита становится условием (источником) оплаты предоставляемых кредитором кредитов и позволяет реализовать интерес кредитополучателя суммой средств, оставшейся после уплаты процента. Отношения двух сторон не сложатся, если одна сторона (кредитор) не получит части доходов в виде ссудного процента, а другая сторона (кредитополучатель) не удовлетворит через кредит своих интересов в дополнительных ресурсах и в получении доходов. Столкновения интересов участников кредитной сделки приводит к разделению прибыли на вложенные средства между кредитором и кредитополучателем и эти доли не всегда равные.
Отношения по поводу процента специфичны по сравнению с отношениями по поводу кредита. Если кредит предполагает движение стоимости от кредитора к кредитополучателю на началах возвратности, то уплата процента кредитополучателем характеризует передачу определенной части стоимости без получения эквивалента. Уплата процента характеризует движение стоимости в одну сторону, в сторону кредитора, его сумма полностью переходит к субъекту - получателю процентной суммы. Право владения суммой процента переходит от кредитополучателя к кредитору, в то время как при кредите право собственности не уступается, ссуженная стоимость (кредит) передается кредитополучателю на временное пользование и по истечении определенного срока должен осуществится возврат к своей исходной точке. Для кредита характерно авансирование средств, в то время как уплата процента означает завершение кругооборота стоимости. В отношениях по поводу кредита и процента различно начало движения стоимости. Движение ссужаемой стоимости начинается от кредитора к кредитополучателю, уплата процентов идет в обратном направлении - от кредитополучателя к кредитору. Различие состоит и в качественно ином размере движущейся стоимости. Если кредит на своей завершающей стадии - это возврат стоимости в полной его сумме предоставления, то процент - движение в виде особого приращения к кредиту.
Банковский процент имеет свою сферу функционирования и влияния. Прежде всего он выполняет функцию перераспределительную - перераспределяет часть доходов между субъектами хозяйствования и населением, между собственниками в пользу тех или других. Являясь налогоплательщиком, кредитор через платежи в бюджет перераспределяет часть средств в распоряжение государства, в том числе и средства, полученные в виде процента.
Посредством уровней ссудного процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита, рациональное сочетание собственных и заемных средств. Это достигается при выполнении банковским процентом регулирующей функции. Регулирующее воздействие на воспроизводство достигается путем распределения ссудных капиталов между предприятиями, отраслями. Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов, текущей ликвидности банка. Для современных экономических отношений характерно усиление роли процента в составе инструментов денежно-кредитной политики.
Третья функция процента - сохранение ссудного фонда. Сохраняется не только первоначальный размер кредитных ресурсов, но и обеспечивается его увеличение за счет разности между процентами, получаемыми кредитором и процентами, уплачиваемыми им. Стоимость, вернувшая от кредитополучателя к кредитору, не теряет своих качеств. Сохраняя благодаря проценту свои потребительские свойства, она готова вступить в новый оборот и наряду с другими экономическими инструментами активно воздействовать на общественное развитие.
Существуют различные виды ссудного процента, их классификация представляется на рисунке .13.1.
Признаки классификации |
Виды процента |
По формам кредита |
Банковский процент Процент по государственному кредиту Процент по коммерческому кредиту Процент по лизингу Процент по международному кредиту и т.д. |
По видам кредитора |
Процент коммерческих банков Процент центрального банка Процент небанковских финансово-кредитных организаций Процент организаций ломбардов и др. |
По срокам кредитования |
Процент по краткосрочным кредитам Процент по долгосрочным кредитам |
По видам операций кредитора |
Депозитный процент Процент по кредитам Учетный процент Ставка рефинансирования |
По методам установления процентных ставок |
Фиксированный (твердый) процент Плавающий процент Базисный (базовый) процент Дисконтный процент |
Рис.13.1. Классификация видов ссудного процента
Различают реальные и номинальные ставки процента. Номинальнаые ставки определяются при заключении сделки. Реальные ставки корректируются на темпы инфляции. Для банковских процентов во всех его видах характерно следующее. Платеж выступает главным образом в виде денежного платежа. Уровень процента определяется как макроэкономическими факторами (соотношением спроса и предложения средств, степенью доходности на других сегментах финансового рынка, инфляцией, уровнем валютного курса, процентной политикой центрального банка, налогообложением и др.), так и микроэкономическими факторами и зависит от конкретных условий сделок как по привлечению, так и размещению средств. Порядок начисления и взимания процентов определяется договором сторон. Источник уплаты процента различается в зависимости от характера операции.
Процентная политика находит свое отражение в регулировании системы, уровня, динамики процентных ставок и установления методов регулирования.
При всем богатом разнообразии особенностей может быть выделено общее базовое начало процентной политики банков. Таким фундаментом выступают денежно-кредитная политика государства и влияние на уровень рыночной цены процента со стороны центрального банка.
Государство, центральный банк оказывает воздействие на уровень ставок коммерческих банков, используя меры как директивного, так и косвенного регулирования. К первым можно отнести, ограничение верхнего уровня ставок, и (или) минимальные размеры процентных ставок по операциям с денежными средствами физических и юридических лиц, установление разницы между процентами (маржи), установление официальной ставки рефинансирования, учетного процента и др.
Наиболее действенными инструментами косвенного воздействия выступают: уровень резервных требований центрального банка; объем, условия и цена предоставляемых коммерческим банкам кредитов; нормативы ликвидности. К факторам косвенного воздействия на уровень ставок относится и система налогообложения банков. Изменение ставок налогообложения прямо воздействует на уровень процентных ставок; чем она выше - тем выше процентные ставки за кредит и наоборот. Увеличение нормативов резервных требований центрального банка ведет также к росту уровня ставок за кредит.
Процентная политика является одним из достаточно сложных инструментов регулирования банковской деятельности, так как шкала процентов, принципы ее построения зависят от множества факторов: спроса и предложения денег, степени деловой активности в стране, темпов инфляции, напряженности кредитного рынка, источников, объемов, сроков свободных денежных средств и др., влияния внешних факторов.
Недостаточная развитость кредитного рынка обычно определяет индивидуально выраженный характер процентной политики коммерческих банков. Это проявляется в усиленной дифференциации процентных ставок по банкам в зависимости от типа и размеров последних, клиентуры, вида операций и прочих обстоятельств, имеющих действительно индивидуальную природу.
В любых условиях национальная процентная политика должна благоприятствовать росту экономики; сдерживать инфляцию; обеспечивать стабильность национальной валюты; обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства.
13.2 Депозитный процент
Одним из видов банковского процента является процент по депозитным (вкладным) операциям.
Депозитный процент - плата банков (небанковских финансово-кредитных организаций) за хранение денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей на счетах, депозитариях, хранилищах.