ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 5119
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность денег, их функции
2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
2.2. Денежная масса и денежная база
2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
3.2. Безналичный денежный оборот, его значение.
4. Наличный денежный оборот, его экономическое содержание
Рис.4.1. Движение наличных денег
5.1. Понятие, типы и элементы денежных систем
5.2. Денежная система Республики Беларусь
6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
7. Валютная система и валютное регулирование
7.1. Валютная система, ее элементы
7.2. Конвертируемость национальных валют
7.4. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь
8.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
8.3. Функции кредита, их характеристика
9.1. Понятие форм кредита и их классификация
10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации
11.1. Банковские услуги и операции
11.2. Классификация банковских операций
11.3. Перспективы развития банковских услуг
12.1. Центральный банк, его статус и функции.
12.2. Национальный банк Республики Беларусь
12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
13.1. Сущность банковского процента, его функции
13.3. Процент по банковским кредитам
13.4. Ставка рефинансирования центрального банка
14. Небанковские кредитно-финансовые организации
14.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций
Экономическая независимость предполагает самостоятельность в проведении той или иной денежно-кредитной политики, в принятии решений о выделении кредитов правительству (иначе, наличие формальных правил, обязывающих центральный банк поддерживать фискальную политику). Основным критерием экономической независимости является возможность законодательного изменения статуса центрального банка с позиции финансирования государственного бюджета (чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается его независимость от исполнительной власти). Определение целей, а также процедуры формирования и реализации денежно-кредитной политики также определяют экономические аспекты независимости. Общепризнанным считается, что чем меньше целей денежно-кредитной политики и (или) ниже степень их конфликтности37, тем более независим центральный банк. В свою очередь, если определяющее значение («решающий голос») в процессах формирования и реализации денежно-кредитной политики имеет центральный банк, то это также свидетельствует в пользу его независимости.
Важное значение имеет и тот аспект, имеют ли право исполнительные органы контролировать бюджет центрального банка. Как правило, во многих странах мира значительная часть прибыли центрального банка перечисляется в государственный бюджет, однако прибыль, остающаяся в распоряжении центрального банка, в большинстве случаев распределяется самостоятельно.
Ещё одним критерием экономической независимости является законодательное ограничение кредитования дефицита бюджета: чем более затруднено кредитование правительства со стороны центрального банка, тем, соответственно, он более независим. Во многих странах мира (в т.ч. и в Республике Беларусь) юридически запрещено (или существенно ограничено) как прямое эмиссионное кредитование дефицита бюджета, так и покупка центральным банком государственных ценных бумаг на первичном рынке (при их эмиссии Министерством финансов).
Однако, центральный банк как государственный орган, не может быть полностью независим от правительства. Речь идет только об относительной самостоятельности, обеспечивающей устойчивость национальных денег при одновременной денежно-кредитной поддержке экономической политики государства. Это означает, что в долгосрочной перспективе деятельность центрального банка всегда определяется основными приоритетами общеэкономической политики, проводимой в стране.
Функции центрального банка. Место и роль центрального банка в функционировании экономики, взаимосвязь с прочими составляющими общеэкономической политики государства проявляется через выполняемые им функции. Реализация центральным банком своих функций позволяет ему обеспечить достижение своих главных целей деятельности – поддержание стабильности национальной валюты, ликвидности и надежности банковской и платежной систем.
Среди всего многообразие функций, выполняемых центральным банком, выделяют основные функции, направленные на достижение целей деятельности центрального банка, и дополнительные, способствующие этому процессу. Основные функции, характерные для центрального банка как основного звена двухуровневой банковской системы, как правило, делят на регулирующие и обслуживающие.
К регулирующим функциям относят, прежде всего, функции, связанные с реализацией денежно-кредитной политики:
-
монопольная эмиссия банкнот;
-
регулирование безналичной эмиссии коммерческих банков;
-
управление совокупным денежным оборотом в рамках реализации текущей и долгосрочной денежно-кредитной политики;
-
валютное регулирование.
Контрольные функции включают в себя:
-
контроль за деятельностью кредитно-банковской системы (пруденциальный надзор);
-
осуществление валютного контроля.
К обслуживающим функциям относят:
-
выполнение роли финансового агента Правительства (т.е. размещение государственного долга на наиболее выгодных условиях, расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджета, консультирование Правительства по банковским вопросам и др.);
-
организация расчетно-платежных отношений коммерческих банков, выполнение функций «банка банков» и «кредитора последней инстанции».
Дополнительные функции, способствуя реализации основных целей центрального банка, также являются важнейшей составляющей его деятельности. К ним относят функции проведения аналитических и статистических исследований, изготовление банкнот, поддержание корреспондентских отношений с международными финансово-кредитными организациями, а также другие функции, необходимые для успешного достижения целей деятельности центрального банка.
Основной регулирующей функцией центрального банка является разработка и реализация денежно-кредитной политики. Осуществление данной функции включает в себя:
-
определение направлений развития денежно-кредитной сферы, способствующих достижению устойчивых темпов экономического роста в стране;
-
выбор системы методов и инструментов денежно-кредитной политики;
-
проведение аналитических и статистических исследований по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования и т.д.
Функция монопольного регулирования денежной эмиссии - это функция монопольной эмиссии банкнот, так и регулирования безналичной эмиссии коммерческих банков.
Под монопольной эмиссией банкнот понимают налично-денежную эмиссию, для выполнения которой в каждом центральном банке есть специальные подразделения осуществляющие эмиссионно-кассовое регулирование. Однако, реализация центральным банком эмиссионной функции в том числе предполагает пополнение каналов денежного обращения путем регулирования безналичной эмиссии (для целей регулирования ликвидности банковской системы, или стабилизации национальной денежной единицы, или кредитования правительства).
Обеспечением наличных денег (банкнот) служат актив центрального банка (золотовалютные резервы, государственные ценные бумаги и прочие активы). Обеспечением безналичной эмиссии служат активы коммерческих банков. В результате обеспечением всей официальной денежной массы, обращающейся в экономике, служат активы банковской системы в целом (центрального и коммерческого банков).
Центральный банк являет функцию «банка банков». Это означает, что центральный банк, выполняет основные банковские операции (расчетные, кредитные, депозитные) для коммерческих банков. Являясь «банком банков», центральный банк не только хранит свободные резервы банков, но и выступает в роли «кредитора последней инстанции», т.е. предоставляет им кредиты в рамках своей эмиссионной деятельности. Значимость этого существенно возрастает в периоды нестабильности финансового рынка, когда высока вероятность массового оттока депозитов и возникновения системного банковского кризиса. Учитывая же, что центральный банк обладает абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты, данное свойство и определяет его роль «кредитора последней инстанции».
Центральный банк, выполняет и другие расчетные функции –является центром платежной системы, организует и координирует расчеты как на национальном, так и на международном уровне, осуществляет расчеты для своей клиентуры (юридических и физических лиц), определенной законодательством. Центральный банк обеспечивает надежность и стабильность национальной банковской системы, а также своевременное и бесперебойное функционирование механизма безналичных расчетов и платежей.
Функция банкира и финансового агента правительства также является важнейшей функцией центрального банка. Центральный банк выступает как «кассир» и «банкир» правительства, обеспечивает эффективное управление его активами (размещение и погашение государственных ценных бумаг). В ряде стран, например, в США эту функцию ФРС осуществляет совместно с коммерческими банками. В других странах (например, в Италии) эта обязанность полностью лежит на центральном банке.
Центральные банки могут выполнять функцию банковского надзора за деятельностью коммерческих банков. Характер реализации данной функции в разных странах существенно отличаются друг от друга, однако везде основной целью является защита интересов кредиторов и вкладчиков национальной банковской системы. Банковский надзор может находиться исключительно в ведении центрального банка или осуществляться совместно с другими законодательно определенными надзорными органами. В некоторых странах (Канада, Норвегия) эту функцию осуществляет не центральный банк, а специальные надзорные органы.
Функцией центрального банка является функция валютного регулирования. Ее значимость определяется, как правило, уровнем развития экономики, состоянием валютно-экономического положения страны. Так, в странах с переходной экономикой с неустойчивым платежным балансом валютному регулированию подлежит широкий круг внешнеэкономических операций. Это связано с необходимостью контроля за поступлением и расходованием иностранной валюты. В отличие от этого, в развитых странах значимость этой функции несколько ниже, так как стратегией их является направление на либерализацию валютного регулирования и контроля.
Функция управления золотовалютными резервами, всегда была присуща центральным банкам. После отмены «золотого стандарта» центральные банки осуществляют эту функцию для формирования резервных активов (т.е. гарантийно-страхового фонда) в международных расчетах. В настоящее время, золотовалютные резервы, не являясь основной эмиссионных операций, тем не менее значимы для целей покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты.
12.2. Национальный банк Республики Беларусь
Становление Национального банка Республики Беларусь как центрального банка –первого уровня отечественной банковской системы - связано с принятием в декабре 1990 г. законов «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь и подотчетен только Президенту Республики Беларусь. Он является юридическим лицом и состоит из центрального аппарата, а так структурных подразделений и организации, находящихся как на территории республики, так и за ее пределами. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за Национальным банком на праве оперативного управления: владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями деятельности, Уставом Национального банка и банковским законодательством Республики Беларусь.
Национальный банк самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставляемых ему законодательством Республики Беларусь.
Основные цели деятельности Национального банка:
-
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности курса пол отношению к иностранным валютам;
-
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, поддержание ее стабильности;
-
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Важнейшие функции Национального банка следующие:
-
- разработка и реализация денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
-
осуществление эмиссии денег;
-
регулирование денежного обращения, кредитных отношений;
-
организация функционирования платежной системы Республики Беларусь;
-
осуществление выпуска (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
-
установление правил и порядка осуществления банковских операций;
-
организация составления платежного баланса, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь;
-
формирование золотовалютных резервов и управление ими;
-
заключение соглашений с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
-
осуществление функции «банка банков» (рефинансирование банков, организация системы межбанковских расчетов, хранение свободных ресурсов банков);
-
осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
-
- выполнение функции финансового агента Правительства;
-
реализация функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;
-
осуществление государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензирования банковской деятельности;
-
надзор за безопасной и ликвидной деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и другие функции, определенные законодательными и нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных банковских операций.
12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
Форма образования банка может быть разной: акционерное общество, унитарное предприятие. Учредителями банка выступают юридические и физические лица, кроме общественных организаций, преследующих политические цели. Учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое положение, в частности, не иметь убытков и неплатежей в бюджет.
Банки Республики Беларусь имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента их регистрации в Национальном банке. До государственной регистрации банк должен в полном объеме сформировать уставный фонд, который состоит из стоимости вкладов его учредителей. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей. Для контроля за законностью происхождения средств, вносимых в уставный фонд, предусмотрено их декларирование.
Уставный фонд определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного фонда устанавливается обычно центральным банком.
Вклады в уставный фонд или оплата акций могут осуществляться как в денежной, так и в неденежной форме. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть полностью сформирован из денежных средств. Денежные вклады в уставный фонд могут быть внесены как в национальной, так и в иностранной свободно конвертируемой валюте, однако при этом весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях.
Денежные средства, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный (накопительный) счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке. В отдельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Национальным банком. Средства с этого счета могут быть использованы только для зачисления на корреспондентский счет банка после его регистрации либо для возврата на счет учредителя, если банк не зарегистрирован.
К вкладам в неденежной форме относятся нежилые помещения и иное необходимое для осуществления банковской деятельности имущество, входящее в состав основных фондов, за исключением объектов незавершенного строительства. Вкладом в уставный фонд банка не могут быть объекты интеллектуальной собственности.
Банки могут открывать филиалы (отделения). Филиалом банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности. Филиал банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшим его банком. Руководитель филиала назначается руководителем банка и действует на основании выданной ему доверенности.