Файл: лекции по Истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2460

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ничего не было сделано для выработки развития самосознания людей. То, что основная масса подданных Российской Империи не понимало, что происходит, вело к тому, что это их дезориентировало. Несмотря на рост задач, выдвигаемых государством, выполнить данные задачи невозможно было на самых разных уровнях, в т.ч. на уровнях управления. Численность квалифицированных чиновников в государственном аппарате нельзя было считать огромным в масштабах Российской Империи. Средств же не хватало на содержание даже государственного аппарата. В 1714 - 1715 гг. были сделаны попытки повсеместно вести денежное жалование чиновникам, вместо раздачи поместных окладов и хлеба. Но на это не хватило денег, и в 1727 г. выплата денежного жалования была отменена. Вернулись к порядкам прошлого. Узаконенное взяточничество усилило представление о чиновниках, как о враждебной силе, противостоящей народу. Воровство чиновничества достигает фантастических размеров в государстве, усиливающем наказания для своих подданных. Симптомы бессилия были видны и понятны Петру I в последние годы его правления. К концу жизни Петр I издает целый ряд указов, в которых он жаловался на систему управления. Т.о. переход к модернизации Петра I охватил лишь в крайне незначительную часть русского общества. Здесь продолжали существовать представления о внешней силе, как факторе, порождающем дискомфортное состояние. Петровское царствование ещё более углубило раскол в обществе, начатый в XVII в. Именно во время царствования Петра I приобрело свою зрелую форму и такое специфическое для России явление, как общественный раскол.

Это был уже не только церковный раскол, ибо он охватывает разные сферы жизни государства. Раскол может рассматриваться как важнейшая категория, характеризующая некоторую крайнюю форму существования общества. Раскол есть особое состояние социальной системы, для которого характерен стойкий, длительный разрыв коммуникаций между слоями общества. В то же время народная культура - это часть культуры своего времени. Раскол приобретает устойчивый застойный характер. Небольшая часть общества (верхи) пытается приспособиться к европейской культуре,  бóльшая часть населения пытается жить в допетровской культуре. Попытка правящей элиты распространить на всё общество свои ценности приводит к противоположным явлениям. Возникает резкое негативное отношение со стороны широких слоев населения. Возможность раскола коренится в логики действий. Он заключается в том, что здесь сложные проблемы, которые пытался решить Петр I, решаются не сколько наработкой нового, соответствующего содержанию русской культуры, сколько обращением к уже накопленному богатству. Как только Петр I хочет ввести что-то на подобие того, что он видел в Европе, возникает то, что противоречит европейскому существу. Возникают конфликты, которые могут привести страну к катастрофе.


Значение реформ Петра I в том, что они усилили в высших слоях фермент западничества. Появилось желание создать особый преобразованный европейский строй. Ограниченный, уродливый характер этого западничества заключалсь в том, что западная культура на русской почве была превращена в набор определенных средств. Практическая реализация идей западничества приводила к стремлению овладеть новыми средствами, а не целями. Новые средства были использованы для достижения старых целей. Старые методы разрешали то, что должны были создавать. В.О. Ключевский подчеркивал то, что Петр I использовал домашние средства для проведения западных реформ. Эти средства состояли в расширении государственной власти. Каждая реформа Петра I сопровождалась тяжелыми жертвами со стороны населения. Других методов Петр I не знал. Разрыв между исторически обоснованными задачами и непригодными для их решения методами приводит к негативным результатам.

Сама историческая оценка этих попыток не может быть однозначной. Они стимулировали идеал, связанный с ростом и развитием по европейскому образцу. Без этого идеала Россия уже не смогла бы сохранить  эту государственность, но эти попытки усилили раскол общества. Негативное значение реформ Петр I заключалось в том, что их объективным результатом не стало подтягивание основной массы населения до сколько-нибудь более высокого уровня культуры, наоборот, реформы Петра привели к усилению поляризации уже расколотого в XVII в. общества. Внедрение элементов более высокой культуры происходило так, что они стали фактором наращивания массового дискомфортного состояния. Результатом стал подъем не общества в целом, а лишь некоторой небольшой группы. Это усилило раскол общества, и он приобретает завершенный характер.

Петр пытался насадить прогресс русскому обществу, а в результате в его правления усилился регресс. Это мы видим в попытках широких масс населения противостоять реформам Петра I. Распространяются слухи о том, что Петр I не настоящий царь. Все реформы воспринимаются как покушение на православие. Отсюда многочисленные версии о Петре I как об антихристе. В массовом порядке правление Петра I воспринимается как «конец света». С особой силой дезорганизация стала проявляться после смерти Петра I. Наступает время, когда правящая элита не могла обеспечить функционирование государства. Это вызовет целый шквал переворотов.


13 тема.

Российская империя в середине

и во второй половине XVIII века


После смерти Петра I страна находилась на грани нового «Смутного времени». Однако этого не произошло, ибо альтернативные варианты петровским преобразованиям казались неприемлемыми. Это касалось не только широких масс, но и высшего дворянства. В высших кругах пытались проводить политику ослабления самодержавия. Но эта политика оказалась неэффективной. В 1830 г. была осуществлена попытка Верховным тайным советом ограничить самодержавие (попытка обратиться к допетровским временам). Эта попытка встретила сопротивление дворянства, политика возврата во времена Московского царства провалилась.


Дворяне отказались взять ответственность за высшую власть и обрекли себя на существование в условиях царствования Анны Иоановны (1730 - 1740).  Этот период считается временем, когда русское общество достигло низшей точки нравственного падения. Недоимки достигали двухгодичного государственного дохода, поэтому они оплачивались путём насилия. Вооружённые отряды забирали всё имущество. Если средств же не хватало, то бывших собственников «выводили на правеж». Били всех. Крестьян тысячами ссылали в Сибирь. В ответ массы бежали заграницу. За 10 лет примерно 250 000 крестьян скрылись в Польше и Литве. Результат: голод, заброшенные деревни. Русские войска, которые попадали заграницу, были обязаны хватать подданных России и возвращать их назад. Торговля людьми была узаконена, обложена налогом, как и продажа любой собственности. Свидетели, которые прибыли в империю, говорили о том, что Российская империя находилась в страшном разложении. Граф Панин говорил о режиме временщиков и куртизанок как худшей форме произвола. Почти все отрасли торговли, промышленности были разорены. При наличии частных монополий руководитель конкретных объектов промышленности и торговли не был заинтересован в итоге того, что он производит, т.к. отчитаться он должен был лишь перед государством. Мануфактуры, по-прежнему крепостнические, работали с низкой экономической отдачей.

В XVIII веке тюрьмы были переполнены. Пытки были в обычае. В суде царил произвол чиновников, повсеместно совершались незаконные поборы. Никакого доверия к правительству не было. Государство утратило свой смысл в общественном представлении, и высказываются мнения, что государственные чиновники специально устраивали заговор против народа. Жизнь большинства населения была убогой и примитивной. Страна стояла на пороге новых катастроф. В глазах народа насилие подчас применялось не по назначению.

Постоянные массовые стремления к локализму, желание замкнуться в локальных сообществах, приобрело в результате новые черты. Если в допетровское время отрицательное отношение было только к начальству (царь всегда находился вне критики), то теперь, те мероприятия, которые провёл Пётр I, вызвали недовольство даже царём. В XVIII веке нужно было найти альтернативу правлению Петра I с тем, чтобы не вызывать недовольство у широких масс. Пётр I проводил политику укрепления абсолютной монархии. Люди были дезориентированы: толи это возвращение к прежней ситуации (как после «Смуты»), толи укрепление авторитаризма. Циклическое развитие разрушало государство: то одна крайность, то другая. Если в государстве с развитым демократическим началом ставка делалась на творческие поиски, то здесь сами творческие задачи требую объекта для прогресса. Русское общество не нашло себя. Не было согласия в обществе, не была найдена основа, которая позволила бы всем объединиться для творческой работы. Историческое движение, предложенное Петром I, приобрело уродливый, мучительный характер. Взяв за основу отдельные западные формы, произошло укрепление патриархальных норм. Это вызвало в обществе дискомфорт.


Гигантский переход XVII в. от господства соборного идеала до крайнего авторитаризма в первой четверти XVIII в. достиг крайней точки, и началось попятное движение маятника.  Этот процесс можно наблюдать на ослаблении власти вотчинника над сельским локальным сообществом. Община противодействовала авторитарному давлению. Специалисты по аграрным отношениям приходят сегодня к выводу: к XVIII в. наблюдается усиление крестьянской общины, т.е. община, оказалась сильнее государства. Кроме того, появляются новые поиски, направленные на сглаживание раскола общества.

Первый шаг в этом направлении был сделан в царствование Анны Иоановны. Служба дворян ограничилась 25-летним сроком.
Далее в царствование Елизаветы Петровны (1741 - 1761) никто из людей, опасных правительству, не был казнён. Елизавета Петровна отменяет пытки на допросах. Для царствования Елизаветы Петровны характерно следовать развитию Петра I. Восстановлены указы, принятые при Петре I. Одновременно отмечались попытки обратиться к ценностям низов. Появилась мысль о созыве депутатов для внутреннего благоустройства в стране.

Прослеживается выдвижение идеала согласия в Российской империи. Пётр III издаёт указ «О пожаловании дворянству вольности и свободы» (Указ от 18 февраля 1762 г.). Государство отказывается от взгляда на страну как свою вотчину. Пётр III был интересным европейским человеком, хотел переустроить Россию по примеру иностранных государств. Его деятельность была недолгой. Отдельные представители верхов испугались перемен.

Деятельность государства постепенно приобретает нравственное оправдание, как государство, выражающее интересы народа. При той расстановке сил именно дворянство рассматривалось как народ. Для дворян отменялись телесные наказания. Теперь дворянство может не служить. Получает дворянство по Указу от 18 февраля 1762 г. досуг и достаток. Дворянин становился свободным человеком. В те времена дворян заставляли учить. Все получили образование. Досуг и достаток привёл к тому, что дворяне начинают заниматься саморазвитием. Поэтому появились основания для складывания такого нового культурного явления, как «золотой век» русской культуры.

Екатерина II (1762 - 1796) отошла от идеи всевластия царя, провозглашённой Петром I. Манифестом 6 июля 1762 года было объявлено: «Самодержавное самовластие…есть зло, пагубное для государства». Ходили слухи, что, якобы, Екатерина II хотела отменить и крепостное состояние. В 1775 г. она учредила губернии для укрепления Империи. Укрепились позиции местного чиновничьего аппарата. На местах учреждался совестной суд, который должен был противостоять местному произволу. На приказ общественного призрения была возложена обязанность насаждать просветительские и филантропические учреждения. Должны были строить школы, приюты, больницы, богадельни, т.е. низы общества впервые получили государственную поддержку. Стародавняя историческая традиция приучила русское общество смотреть на всё административное учреждение, как на насосы, приставленные к источникам народного благосостояния. И вдруг новая европейская истина: государство должно служить обществу. Признавалось, что достигнуть задач можно было при участии местных общественных сил. Идея сотрудничества, активизации местных сил была не просто нова. Лишь единицы из образованной дворянской интеллигенции смогли осознать их смысл и предпринять первые робкие попытки изобразить появление общества в Российской империи.


14 тема.

Российская империя в первой четверти XIX века


К началу XIX в. Россия была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. За XVIII в. значительно расширилась территория и к началу XIX в. территория России составляла 17,5 миллиона кв. км. Но при этом на данной территории проживало не так много населения (37,5 млн. чел.). Густота заселения была не одинаковой: в Сибири и Дальнем Востоке население было очень малым, хотя Россия в 1 половине XIX в. продолжает дальнейшее освоение территории, куда доходят её исследователи. Около 90 % населения составляли крестьяне, 2 % дворяне. Имела тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное производство, т.е. в сельском хозяйстве выпускается больше продукции. Если сравнивать выпуск и поставку продукции на европейский рынок, то Россию стали опережать США. Происходили определенные сдвиги в промышленности.

XIX в. становится во многом переломным. От него ждали больших перемен. С каждым императором связывали какие-то надежды, но затем говорили, почему эти надежды не оправдались. Вся история XIX в. может быть, определена как история надежд, попыток их реализации и не реализованных возможностей. Не без основания историки подчеркивают, что в начале XIX в. Россия вступает в новый этап своего развития. Многих специалистов интересует вопрос о предпосылках, характере, сущности и причинах неосуществления преобразований Александра I. Он занимает российский престол с марта 1801 - ноябрь 1825 гг. Авторы многотомных трудов об Александре I генералы Богданович и Шильдер развивали идею о стремлении царя к законности, как главном мотиве его преобразования. Ключевский указывает на 2 основных стремлений, содержащихся в политике Александра I: 1) уравнение сословий перед законом; 2) введение их в совместную дружную государственную деятельность. По мнению марксистского историка Покровского, это была политика, обусловленная экономическими процессами развития капитализма в России, и, развивая построение Покровского, советские историки в политике Александра I видели главную цель - спасение гибнущей системы от гибели. Но советские историки делились на неравные части: одни считали, что царь-консерватор использовал либеральные идеи, за счет этого Александр I пытался сохранить всё по-старому. Другая часть советских историков представляет Александра I как реформатора. Они считают, что он был убеждён в необходимости уступок. Они пишут о серьезности либеральных идей Александра I, называют его «интеллигентом на троне». Засилье консерваторов в руководстве страны, однако, считают они, помешало осуществить данные планы.

Воцарению Александра I предшествовал дворцовый переворот заговорщиков. Во главе стоял граф Пален, который отвечал за порядок в столице. Платон Зубов - последний фаворит Екатерины II, также играл заметную роль. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Александр был поставлен в известность о плане заговорщиков. Он дал согласие на устранение отца от престола, но при этом попросил сохранить отцу жизнь. В 1 часу ночи Пален принес Александру весть о кончине Павла I. С 1-й стороны, мы видим определенный политический заговор. Если бы его начинания были доведены до конца, то, скорее всего, это были бы преобразования в сторону либеральных начал. Как только Павел I был свергнут, однако, начинается возвращение к екатерининским порядкам. Личная трагедия Александра I заключалась в том, что он был вынужден маневрировать между наследием бабки и наследием отца. Он, по сути дела, дал санкцию на убийство отца. Создавались новые условия. Они во многом были подготовлены в XVIII веком.