ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 2466
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Место истории в системе социогуманитарного образования
Распределение часов курса по темам и видам работ
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России
Тема 2. Этапы становления российской государственности
Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв.
Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века
Тема 5. Альтернативы российским
Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – 1920 гг.
Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921 - 1945 гг.
В XVIII в. абсолютная монархия по примеру Запада создает правящую и духовную элиты российского общества. Элита - это ведущие представители какой-либо части общества, его верхушка. Идут споры по поводу того, кто был представлен в элите. Выделяют две элиты: правящую и духовную. Правящая элита – это те, кто оказывал доминирующее воздействие на управление страной. С одной стороны, чаще всего, правящая элита - консервативна. Она не спешит внедрять новые идеи, а духовная элита характерна тем, что они вырабатывают массу новых идей, но в реализации этих идей может возникнуть масса недовольств и социальных потрясений, вплоть до революции. В нормальном обществе правящая элита берет у духовной новые интересные идеи и пытается воплотить их в жизнь. Вопросом об элитах занимаются специалисты-обществоведы.
К началу XIX в. эти две элиты появились в России. Они настолько тонки, что порой легко можно перейти из одной элиты в другую. Они были тонки, т.к. при крайнем авторитаризме они находятся в подавленном состоянии. В новых условиях начала XIX в. на время стало казаться, что правящая и духовная элиты нуждаются друг в друге. Они могут помочь друг другу, для того чтобы совершить реальные преобразования в России. Тогда казалось, что идейной и нравственной основой их единства мог стать либерализм. Либерализм - политическое и идеологическое течение, возникшее в Европе в XVIII в., которое провозглашает гражданские, экономические и политические свободы. Основные положения либерализма - это права и свободы личности, гражданское общество, правовое государство, свободное и частное предпринимательство и торговля.
Первый из конструктивных шагов Александра I носил политический характер, сопровождался рядом мер административного плана. Воцарение сына Павла I было встречено с ликованием. Он начинает с восстановления «Жалованных грамот» дворянству и городам, освободил дворян от телесных наказаний, а также отменил несколько запретов Павла I. Была объявлена свобода торговли, были разрешены частные типографии. Тайная экспедиция отменена. Опустела Петропавловская крепость. Это породило стремление к более радикальным переменам. Перемены последовали. Необходимо было реформировать систему государственного управления. Казалось, что именно здесь лежит тормоз для проведения реформ. Собиравшийся при Екатерине II Государственный Совет теперь стал постоянным (непременным). Госсовет рассматривался как орган с законосовещательными функциями при императоре. В совет входили представители высшей титулованной знати (12 человек). С первых же дней своего существования непременный совет приобрел такое значение, что его позиция в значительной степени предопределяло окончательные решения императора по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политике. Поэтому создавалось впечатление, что «Непременный совет» - своего рода штаб преобразований при Александре I.
Дальнейшее преобразование государственного управления было связано с деятельностью М.М. Сперанского. Он - сын священника и сделал головокружительную карьеру. При Павле I он служил в канцелярии прокурора. При Александре I он был на должности госсекретаря в «Непременном совете». По сути дела он стал руководить текущей работой в том органе, который должен был стать штабом для преобразований Александра I. Именно этому человеку Александр I поручает разработать реформу, и она рассматривается Александром I как реформа, в значительной степени изменяющая государственный строй в стране. К октябрю 1809 г. М.М. Сперанский уже представил проект царю. В нем, по существу, речь шла об ограничении самодержавия, о введении в стране конституционной монархии. В основу реформы автор проекта предлагал положить принцип разделения властей. Законодательную власть он считал необходимо сконцентрировать в новом органе - Государственной Думе; судебную в Сенате; а исполнительную в министерствах. Министерства возникли еще в 1802 г. По проекту Сперанского не один закон не мог быть издан без предварительного одобрения его выборным органом - Государственной Думой. Министров назначал царь. Но министры были ответственны перед Думой. Предусматривалась стройная система выборных дум: Государственная, губернские, окружные, волостные думы. Членов Сената полагалось выбирать губернским думам. Политическими правами наделялись все, кроме “народа рабочего, поместных крестьян, мастеровых, их работников и домашних слуг”. И связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет, как вершина новой государственной системы. Александр I признал проект удовлетворительным, полезным. Он решил посоветоваться с членами «Непременного совета», но этот радикальный план преобразования государственной власти М.М. Сперанского не был реализован. Дело свелось к учреждению в 1810 г. Государственного совета. Госсовет – это в трансформированном варианте лишь законосовещательный орган при императоре, занявший место «Непременного совета». Делая логические выводы из такого положения вещей, императором было сказано, что “проект во всем хорош, но у нас не хватает подготовленных кадров, которые могут занять места в системе, предложенной Сперанским”.
М.М. Сперанский решил издать законы, для которых требовались определенные знания. Нужно было заставить людей повышать квалификацию (или учиться в университетах, или сдавать «экзамены на чин»). Чиновники должны были знать русский язык, один иностранный, владение основами естественного, римского, гражданского и уголовного права, иметь знание российской и зарубежной истории. Овладение основами естествознания, географии, математики, физики и химии. Законы 1809 г. подняли огромную бурю протестов, гораздо больше бурю, чем преобразования М.М. Сперанского насчет государственного строя. Эти «экзамены на чин» были смягчены, а затем отменены.
В 1811 г. получило силу закона подготовленное М.М. Сперанским общее учреждение министерств. Оно завершило реформу, начатую в 1802 г. Тогда коллегии были заменены министерствами. Но многое в них осталось от старых коллегий. Теперь же дела по каждому министерству решались единолично министром. Он назначался императором и лично перед императором отвечал за состояние дел в своем министерстве. Это общее учреждение устанавливало единообразие организации и делопроизводства министерств с другими органами власти. Министры теперь объединялись в Комитет министров. Его организационные основы окончательно были определены в 1812 г. В его состав вошли и председатель Госсовета, а председатель Госсовета стал и Председателем Комитета министров. Согласно закону 1812 г. Комитету министров полагалось рассматривать дела, по которым необходимо общее соображение и содействие, и в решение которых министр встретил сомнения. На практике Комитет выполнял и судебные функции, обсуждал законопроекты, которые император утверждал, не передавая их на обсуждение в Госсовет.
Комитет министров мог отменить решение Сената, а Сенат также претерпел реорганизацию. Сенат был разделен на 9 департаментов (к середине XIX в. их стало 12). Все они были под главенством генерал-прокурор. Решения Сената по судебным делам нередко оказывались неокончательными. Решения стал выносить Госсовет. Сперанский в 1811 г. предлагал принять закон о принятии решений Советом окончательным. К этому времени он подготовил проект нового преобразования Сената. Данный проект его и сгубил. Речь шла о разделении Сената на два: правительствующий и судебный. Состав судебного должен был частично назначаться императором, а частично избираться дворянством. Но это решение вызвало огромное сопротивление. Связано это было с тем, что Сенат оказался самым консервативным из всех органов существовавших в то время. В Сенате до проекта Сперанского была комиссия - Герольдия. Тогда Петр I посчитал, что наиболее близкие ему люди будут назначать на различные должности людей, которые соответствуют тому или иному положению. Вдруг эта Герольдия развалилась бы из-за Сперанского?!
Но удаление М.М. Сперанского не означало отказа Александра I от либеральной политики. В 1815 г. он даровал конституцию Царству Польскому. Российскую конституцию было поручено составить императорскому комиссару при польском правительстве Н.Н. Новосильцеву. Составленный графом Новосильцевым проект “Уставная грамота” предусматривал создание парламента, без одобрения которого монарх не мог издавать законы; предоставление свобод всем российским подданным, кроме крепостных и федеративное устройство государства. Но этот проект не был обнародован, и Александр I отказался от коренных преобразований.
Александра напугали военные революции в Италии и Испании. Ряд историков современных высказали мнение, что отказ от преобразований произошел в силу мнимой узости социальной опоры для них. Александр I боялся войти в конфликт с верхушкой правящей элиты. Правительство и общество разошлись, как никогда не расходились прежде. Была создана оппозиция правительственному курс. Марксисты оценивали её выступление как борьбу против самодержавия. Правящая элита, как показывает комплекс исторических документов, пыталась использовать восстание будущих декабристов в своих корыстных целях. Об этом говорит тот факт, что такой видный царский чиновник как военный губернатор Санкт-Петербурга генерал М.А. Милорадович не только знал, но и фактически руководил подготовкой того, что получит в дальнейшем наименование «восстание декабристов».
15 тема.
Российская империя во второй четверти XIX века
Император Николай I (1825 - 1855) с возрастом он всё более увлекался военными дисциплинами, парадами, маневрами. Складывается впечатление, что через парады он видел действительное состояние армии и страны. К демократии он относился отрицательно, всегда подчеркивал, что он убежденный сторонник абсолютизма. Складывается странная ситуация, выделяющая Россию на мировом уровне. Эпоха крайнего утверждения русской самодержавной власти завершается. Русский абсолютизм переживал кризис. Во 2-й четверти XIX в. стояла цельная фигура Николая I. Нет сложностей в этом мировоззрении. Своей главное задачей Николай I поставил сохранение самодержавного строя, но он понимал, что это невозможно без проведения некоторых преобразований, но они не должны менять существо политической системы. При этом никакого участия общества в реформаторской деятельности не допускалось. Николай I не собирался замечать духовную элиту общества, и все его действия были направлены на проведение бюрократических преобразований. Ещё Александр I много сделал по усилению централизации и бюрократизации госаппарата. Николай I продолжает это направление деятельности императора.
Ключевым органом в государственной структуре становится Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. Увеличилась численность чиновников в самой канцелярии. Утверждалось несколько отделений этой канцелярии. К середине XIX в. таких отделений было уже 6. По структуре и функциям данные отделения были министерствами, но они пользовались гораздо большими правами, чем министерства. Настоящие отделения контролировали деятельность министерств и являлись органами личной власти императора в министерствах. Одним из важнейших являлось 3-е отделение канцелярии. Это был орган политического сыска и следствия. Создано оно было по записке генерала А.Х. Бенкендорфа. Он был одним из самых ярких членов масонской ложи. Также он был ранее приятелем многих декабристов. Он подал в своё время на них донос Александру I. В 1826 г. начальник отделения генерал А.Х. Бенкендорф стал одновременно шефом специально сформированного корпуса жандармов. На пост шефа корпуса жандармов император назначал наиболее преданных людей, и первым начальником был А.Х. Бенкендорф. С 1844 г. его сменил граф В.М. Орлов. После него с 1856 по 1866 гг. - граф В.А. Долгоруков. Это была очень важная должность, потому что вся страна была разделена на несколько жандармских округов. Во главе каждого жандармского округа находились генералы. Они имели в своем распоряжении обширный штат подчиненных. Задачи 3-го отделения и корпуса жандармов были многообразны. Они осуществляли сыск и следствия по политическим делам, наблюдали за выпускаемой литературой, ведали вопросами, связанными с жизнями староверов и сектантов. Они же следили за иностранцами, приехавшими в Россию. Они же занимались крупнейшими уголовными преступлениями. В функции входило изучение положений крестьян и причин крестьянских волнений (общественное мнение, существующее в крестьянской среде). У них также была функция цензора. Они контролировали все стороны жизни страны. Предпринимались попытки поставить под жесткий контроль местную администрацию в лице губернаторов. Отсюда всевозможные укрепления вертикали власти. Власть губернаторов возрастает.
В 1796 г. в России насчитывалось 15 тыс. чиновников. В 1847 г. их было 61548 человек. Немереный размах получает коррупция и казнокрадство. Создаются специальные органы и по борьбе с коррупцией и казнокрадством. И Александр I, и Николай I пытались бороться с и коррупцией, и казнокрадством путем проведения государственных ревизий. Те же чиновники ставились во главе ревизий. Для этого было создано специальное Главное управление для борьбы с коррупцией и казнокрадством. По мысли Николая I необходимо было уверовать, что Российская Империя - островок законности и порядка.
Для создания видимости, что всё управляется по закону, проводится работа по кодификации законодательства. Решили вновь привлечь М.М. Сперанского. Работа была сосредоточена в двух канцеляриях. К 1830 г. М.М. Сперанским и его помощниками была выполнена большая работа по сбору архивов и других материалов. Сводом законов стали пользоваться как официальным кодексом. Николай I включил М.М. Сперанского в состав секретного Комитета, образованного 6 декабря 1826 г. для подготовки реформ в государственном управлении. Комитет разработал ряд проектов. Некоторые изменения, однако, были внесены лишь в систему местного управления. Центральное управление просуществовало в почти неизменном виде вплоть до 1917 г. Реформы 1801 – 1813 г. способствовали приспособлению политического строя России к новым социально-экономическим отношениям, укрепили высший центральный аппарат. Централизация и бюрократизация государственный аппарат способствовало задаче держания центральной власти. Засилье чиновничества в XIX в. Количество чиновников на душу населения было меньше, чем в других странах Европы на душу населения.
Не только политическая жизнь была интересна в России. Основой экономики России в 1 половине XIX в. оставалось сельское хозяйство. Россия называлась “житницей Европы”. Вывоз пшеницы с 1801 по 1860 гг. вырос в 4 раза. Отсюда вытекала заинтересованность помещиков в обеспечении стабильной торговли. К 1860 г. ежегодный вывоз хлеба из России достиг почти 95 миллионов пудов. Если сравнить данные, характеризующие вывоз из Северной Америки, и экспорт русского хлеба на западно-европейский рынок, то в 1830-е годы объем вывоза русского хлеба в Европу был на 186 % больше объема Северо-Американского, но в 40-е годы того же века - только на 48 %. В конкуренции с хлебом свободного американского хлеба, русский стремительно сдавал свои позиции. Для того, чтобы этого не было, Россия должна была улучшать структуру хлебного баланса. На территории России пшеница производится в основном в южных районах. Нужно было уменьшить площади, которые занимала рожь и увеличить количество посевов пшеницы, но пшеница давала меньший урожай, а то и давала нулевой урожай. Данные середины XIX в., относящиеся к помещичьим хозяйствам черноземного центра России показывает, что для большинства помещичьих хозяйств наращивать темпы производства сельскохозяйственной продукции было почти невозможно. Личный интерес барщинного крестьянина, обрабатывающего господское поле своим инвентарем, состоял в том, чтобы как можно меньше выкладываться в работе на помещика. Помещик был заинтересован в обратном. Но он не мог повышать требования к крестьянам. Это могло его лишить работника.