Файл: лекции по Истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2372

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Здесь большая часть богатств находилась в руках сильных торговых и земельных фамилий, а не князя;

  2. государственное имущество в XIV веке юридически отмежевывается от имущества, выделяемое на нужды князя, т.е. государство стало юридическим лицом;

  3. задача расширения земель здесь выполнялась деловыми людьми и крестьянами, хотя в других русских землях обычно это происходило под руководством князей. В Новгороде главная задача князей - отправление правосудия и командование ратью.

  4. все прочие функции лежали на вече. Решающая власть на вече находилась в руках новгородских бояр и патрициата (привилегированное городское сословие). Они вели свое происхождение от старой дружины, состоящих из “золотых поясов”. Они организовывались вокруг личности святого покровителя какого-либо храма. Они монополизировали все высокие должности, и это позволяло им определять характер принимаемых на вече решений. Их независимость не знала себе подобных на всех русских землях. Тем не менее, Новгород не претендовал на лидера русских земель. Новгород не стремился занять место Киева. Если до этого осуществление торговли по пути “из варяг в греки” требовало национального объединения, то торговля с Ганзой такой потребности не вызывало.

Своими постоянными набегами печенеги, а потом половцы сделали невыносимой жизнь славянских поселенцев на Юге. Из Черноземной полосы и прилегающей к ней лесостепной полосы славянам пришлось отступить под прикрытие леса. В течение XIII - XIV вв. бассейн Днепра и его притоки попали под влияние Литвы. Литва заполнила вакуум, созданный распадом Киевской Руси. Литва занимает Западную и Юго-Западную Русь. Коренная Литва окружалась русскими землями. Они составляли 9/10 её территории - это “Великое Княжество Литовское и Русское”. Русское культурное влияние в этом новом государстве пользовалось преобладанием. Русские подчиняли господствующих в политическом плане литовцев. Литовский князь не вмешивался во внутреннюю жизнь завоеванных русскими территорий. Во второй третьи XIII века великий князь Миндовг (Миндаугас) (? – 1263), а позже Гедимин (Гедиминас) (? – 1341), а далее его сыновья Гедиминовичи были женаты на русских княжнах. При дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык, русские князья были вассалами литовского князя, платили ему дань, служили в армии во время войны, но в остальном были свободны. У великого князя было меньше земли, чем у князей и их дружинников вместе взятых. Это заставило великого князя внимательно прислушиваться к пожеланиям рады, составленной из его беднейших вассалов. Вплоть до конца XIV века русские области не испытывали национального или религиозного гнета. Строй и характер русской жизни сохранялся, и потомки Рюрика оставались на своих экономических позициях и в политике мало что потеряли. Государственный строй - федеративный. До конца XIV века русское культурное влияние шло по нарастающей, Гедиминовичи обруссевали. Из их числа вышли впоследствии наиболее известные русские роды: Бельские, Голицыны, Куракины, Мстиславские, Трубецкие, Хованские. Со значительной быстротой идёт складывание нового своеобразного варианта русской государственности, где великий князь был вынужден обращать внимание на мнение крупных землевладельцев, чьи латифундии превышали княжеские.


Но эти тенденции были сломлены, когда великим литовским князем стал Владислав Ягайло (Ягелло) (1350 – 1434). Его прозападная ориентация во многом была связана с условиями его католического воспитания в Польше. После прихода к власти он проводит целый ряд мероприятий, которые имели серьезные последствия. 1385 г. - Ягайло принимает западное христианство. С 1386 г. права и привилегии польской шляхты быстро перевесили права русских аристократов. Начинается вытеснение русских князей, упраздняется крупное княжение русских князей, самоуправление заменяется наместничеством, литовская аристократия сменила ориентацию с русской на польскую, полонизация и окатоличивание захватывает и русскую знать. Большинство русских сохраняет верность восточному христианству и традициям Древнерусского государства. Начинается национальная религиозная вражда, которой не было до конца XIV века. Эта вражда перерастает в жестокую политическую борьбу. В ходе борьбы национально мыслящая часть русского населения укрепляет своё настроение в пользу русского общества. Католическая церковь пытается заставить подчиниться православное население. В 1596 г. была подписана Брестская уния, которая образовала Униатскую церковь, т.е. православную по обряду, но подвластная Папе Римскому. Большинство русского населения тогда отказалось от поддержки этой церкви.

Т.о., ни Новгород, ни Литовская Русь оказались не в состояние объединить русские земли. Новгород из-за своего узкого коммерческого кругозора, а Литовская Русь - из-за религиозного вопроса. Задачу объединения русских земель взяла на себя самая бедная на тот период русских земель, которая лежала на Северо-востоке.


5 тема.

Причины и характер возвышения Северо-Восточной Руси

Когда Киевская Русь находилась на вершине своего расцвета, Северо-Восточная Русь была лишь третьесортной пограничной зоной. Население здесь почти полностью было угро-финское. Подъём наметился лишь в XII веке. Тогда главный город Ростов Великий сделался наследственной собственностью младшей ветви семьи Владимира Мономаха. Первым самостоятельным правителем Ростова стал младший сын Мономаха - Юрий Владимирович Долгорукий (князь суздальский и великий князь киевский 1125 - 1157). Он оказался удачливым колонизатором и получил множество городов, деревень, церквей. Это стало возможным благодаря тому, что освобождал от дани всех, кто приходил из других княжеств. Политика переманивания была продолжена его сыном Андреем Боголюбским (великий князь владимирский 1157 – 1174), и к концу XII века этот район оказался самым заманчивым среди русских земель.

Этому способствовало не только освобождение от налогов, но и ряд других обстоятельств:

1. Район безопасен от набегов кочевников из-за того, что здесь была территория с густыми лесами – залесье.


2. В районе Волги и Оки обнаружено доброе качество почвы - полоса чернозёма с небольшим содержанием перегноя. Район – ополье.

3. Значительный приток переселенцев из всех других земель способствовал тому, что передовые технологии в области сельского хозяйства, разведения скота, рыболовства и т.д. оказались представлены в Северо-восточной Руси. Переселялись люди работоспособного детородного возраста. Мобильное, экономически активное население. Пришедших людей на эту территория одновременно подчиняет угро-финское население, ассимилирует его смешанными браками, и из-за этого в крови жителей Северо-Восточной Руси оказывается примесь угро-финской крови. Отсюда этнологи отмечают, что появляются восточные черты у этой части восточных славян: скуластость, маленькие глаза на круглом широком лице, что отличает население в Северо-Восточной Руси от других восточных славян.

До XVI века в Северо-Восточной Руси преобладала подсечная система земледелия и полукочевой образ жизни. Это всё характерно для низкого уровня земледелия. Данные условия не способствовали сплочению народа. Малолюдность, обширность территории, возможность переселения в более отдалённые безопасные районы, следовательно, - возможность сохранения самобытности. Условия их жизни стимулировали становлению авторитарной версии древнего идеала. Для этого общества были характерны натуральная система хозяйства со слабо развитой торговлей, зависимость от природной стихии и экономическая слабость личности, общая безопасность. Если Киевская Русь развивалась на торгово-городской основе, то основу формирования государства на Северо-Восточной Руси составляла деревня. Центром первоначально было княжество Ростовское, но Боголюбский перенёс центр во Владимир, и княжество Владимирское становится колыбелью нового государства - Московского царства.

Историки прошлого утверждали, что Московия – преемник Киевской Руси. Западные учёные поддерживают эту точку зрения. Вопрос о преемственности, однако, не очевиден. В русской историографии XIX века ставился вопрос: насколько преемственность была реальной? Доказательственная база содержится у В.О. Ключевского. Историк П.Н. Милюков показал, что традиционная схема преемственности Москвы от Киева берёт начало в писаниях московских публицистов конца XV - начало XVI вв., т.е. не всегда считалось, что Московское царство – преемник Киевской Руси.

Московские публицисты стремились поддержать московские притязания на все земли восточных славян, а особенно на земли, находящиеся под властью Польско-литовского государства. Взяв критику Ключевского и Милюкова, украинский историк Микола Хрушевский утверждал, что законными преемниками Киевской Руси были в Галицкой и Волынском княжествах, и хотя они были под властью Польско-литовского государства, именно здесь живее всего сохранились традиции и институты Киевской Руси. Московское царство же является новым политическим образованием.


В Северо-Восточной Руси, действительно, были введены существенные политические новшества. Они создали новый строй, который отличался от порядков и институтов Киевской Руси. Происхождение многих из этих новшеств можно вести от того, каким образом сложилось государство на Северо-востоке Руси.

Во всех вышедших из Древнерусского государства княжеств, кроме Северо-восточных, население появляется раньше князей, т.е. сперва образуется население, а потом политическая власть. В Северо-Восточная Русь колонизация новых земель велась по инициативе и под руководством князей, т.е. здесь власть опережала появление населения. В результате князья на Северо-востоке Руси обладали такой властью и таким престижем, на которую сроду не могли рассчитывать князья в других русских землях. Земля по убеждению князей на Северо-востоке Руси всегда принадлежит им также как города, сёла, пашни, луга, речные пути. Они всё это считали своей собственностью.

Но все живущие на земле Северо-Восточной Руси изначально считались челядью князя. Эти люди не могли претендовать на землю и не обладали какими-либо неотъемлемыми личными правами. В Северо-Восточной Руси сложилось новое собственническое мировоззрение. Усиление княжеской власти воплощало авторитаризм. Развитие авторитаризма стимулировало представление, идущее из древности. Оно укрепляло представление о князе, как о тотеме. Культурное наследие способствовало тому, чтобы первое лицо могло вписаться в новый нравственный идеал. По новому нравственному идеалу князь рассматривался в качестве носителя высшей правды.

По традиции восточного христианства первое лицо является помазанником Божьим, что подтвердило дохристианскую веру. Авторитаризм пронизал все институты политической власти. Старые представления, попытки сохранить порядки Киевской Руси доходили до того, что бояре предотвратили усиление князя. Усиление авторитарной власти способствовало укреплению собственнических настроений, и это усиление придало власти Северо-Восточной Руси особый характер, которого не было в других русских землях. Собственность обозначалась термином вотчина (то есть, полученная от отца). Этот термин означал собственность и полномочие, унаследованные от отца. Тогда не существовало твёрдых юридических норм собственности и суда, где можно было отстоять свои притязания на собственность, и поэтому не определялось в каких-либо юридических нормах приобретение путём наследования. Но, доставшееся от отца, считалось по исторической традиции принадлежащим сыновьям и внукам. Это было если не единственным, то наилучшим доказательством владельческого права. Между различными видами собственности не проводилось различия. Население отдавало себе под власть вотчинника (он отец, тотем). Это послужило основой тому, что переход к государственному подданству произошел в холопской форме. Князь был крупнейшим землевладельцем. Большая часть дохода поступала от эксплуатации личных земель, где работали холопы. В хозяйстве, основанном на холопском труде, решающим фактором является предложение, а не спрос, т.е. хозяйства такого типа, в котором могут появляться излишки рабочих рук из-за наличия большого числа холопов, для которых нужно искать работу. Отказ от рабовладения в Европе привёл к излишку живого товара в XII - XIII вв. в русских землях. Избыток рабочей силы становится мотивацией для интенсивной эксплуатации земель.


Три основных разряда землевладения: 1. Частные земли князя; 2.Владения монастырей и других землевладельцев; 3. Чёрные земли. Их возделывали вольные земледельцы. В хозяйственном отношении эти три разряда, за исключением размера, не сильно отличались друг от друга. Даже крупнейшие владения состояли из множества крошечных ячеек, деревень и сёл. После смерти князя его княжество делилось между сыновьями, и каждый получал свой удел. Удел делался вотчиной. Когда приходило время умирать, князь был вынужден делить удел между сыновьями, выделяя им вотчины. Такой обычай Северо-Восточной Руси вёл к уменьшению территорий княжеств. Часть из них дошли до размеров мелкого имения. Период удельного дробления – вторая половина XII века – первая половина XV века – это время «распыления» (В.О. Ключевский) русских земель по княжеским уделам.

Но неожиданно данный пагубный процесс был остановлен, постепенно начинается попятный процесс «собирания» русских земель. Решающим фактором становления Русского государства становится его взаимодействие с империей Чингисхана. Именно тогда был осуществлён этнокультурный и геополитический синтез. Именно в результате синтеза было создано новое мощное централизованное государство на новом нравственном идеале. В 1237 - 1241 гг. Северо-Восточная Русь и Новгородская земля стали данниками одного из ответвления монгольской империи – Золотой Орды. Центром его стал новый населённый пункт – Сарай (Нижнее Поволжье).

Монголов не интересовали земля и лес, нужны были деньги и рекруты. В богатых и развитых странах Азии они оккупировали территорию и подчинили население. В русских же землях они поступили иначе, обложив население данью. В 1257 году с помощью привезённых китайских специалистов была проведена первая перепись на Руси – самая современная по тем временам научная разработка. Исходя из полученных данных, монголы разложили обязательства по выплате дани. Основной единицей обложения был двор, на все товары – налог с оборота. Монгольский хан сделался хозяином русских земель. Именовался цезарем (царём) – то есть титулом Византийского императора. Ни один русский князь не мог вступить во власть, не заручившись ярлыком. Первым из князей такой ярлык получил в 1243 г. князь Ярослав Всеволодович. Князья находились под бдительным взором баскаков. Коллаборационизм – сотрудничество с оккупантами становится главным достоинством князей. За счёт опоры на монголов русские князья усиливали авторитарные тенденции. Вече переживает резкий упадок. Монголы видели в вече хлопотное средоточие народного недовольства. К середине XIV века, за исключением Новгорода и Пскова, от вече ничего не осталось. Исчез единый институт, способный обуздать политическую власть.

Одни учёные придают монгольскому господству первостепенное воздействие. По их мнению, полтора века засилья имело пагубное воздействие на политику и экономику Руси. В первую очередь, усугублялась изоляция князей от населения. Появилась мысль о том, что власть по природе незаконна. В целом русская жизнь ожесточилась. Появляются понятия кандалы, нагайки, т.е. для русского населения государство стало ассоциироваться с насилием. Это подготовило почву для политической власти, впитавшей элементы монгольского засилья.