Файл: лекции по Истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2446

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Монголы оказали и позитивное воздействие на эволюцию порядков на Северо-Восточной Руси. Они смогли ослабить разрозненные русские княжества и главную силу аристократии – боярства. Этим они способствовали усилению власти великого князя. В.О. Ключевский считал, что монголы выступали в качестве объединительного фактора. Без них князья разнесли бы княжества усобицами. Они научили князей строить многонациональное государство. Внесли в отношения господства и подчинения в Северо-Восточной Руси начало иерархии и дисциплины. Способствовали они и усилению Северо-Восточной Руси,  и во многом поэтому Северо-Восточная Русь стала предшественником создания нового единого централизованного государства.


6 тема.

Возникновение Московского государства

в конце XIV - начале XVI вв.


Процесс объединение Северо-Восточной Руси в новое национальное государство, по мнению многих специалистов, начинается приблизительно уже около 1300 г. Тогда отнюдь не казалось, что в русских землях сложится унитарное государство. Тем более, ни по каким документам мы не можем проследить, что столицей этого государства будет Москва. В действительности у концепции исторической неизбежности возвышения Москвы имеется один дефект: она крепка задним умом. Если судить по поведению удельных князей, то когда начинается собирание русских земель, во-первых, не было ни у кого убеждения в его желательности, а тем более неизбежности его объединения. А теологические основания были подведены под этот процесс позже. На самом деле, легко можно было доказать, что русские земли могли пойти по пути Германии или Италии, т.е. войти в XIX в. в раздробленном виде. Москва стала столицей в результате субъективных факторов. При этом надо учитывать, что создание единого государства в русских землях происходит более сложным путем, чем на Западе. Классическая феодальная раздробленность завершается потому, что на Западе главной задачей была обуздать узурпаторов вассалов. Теоретически даже в период феодальной раздробленности у монархов сохраняются их права. Но теперь нужно было их вернуть в практическую зависимость. Т.е. нужно было вернуть форму, существовавшую до феодальной раздробленность и монарх должен был встать во главе. Это было преодоление феод раздробленности на Западе. В русских землях для объединения нужно было сделать два серьезных шага: 1) нужно было определить, кто же из многочисленных Рюриковичей может сделаться единоличным держателем верховной власти. Т.к. в обычном праве наставлений на этот счет не было, то разрешить этот вопрос можно было только силой. 2) После этого победитель должен был подавить своих соперников и стать самодержцем. Т.е. процесс перехода от раздробленности требовал сначала борьбы князей друг с другом, а дальше победоносный князь должен был сражаться со знатью и духовенством.


Реально процесс установления единодержавия и самодержавия не был разграничен, но для исторического анализа их лучше разграничить. Если русским землям суждено было объединиться, то в силу ряда причин эту задачу могли бы решить не Новгород с его узким коммерческим интересом и не Литовская Русь из-за раскалывающего религиозного вопроса, а одно из удельных Северо-восточных княжеств. Здесь на Северо-востоке Руси первоначальные княжества со стольным градом Ростовом Великим путем бесконечного деления вотчин разделились на множество больших и малых уделов. После 1169 г., когда Андрей Боголюбский решил не бросать своего удела и не переезжать в Киев на великое княжение, титул великого князя стал связываться с его излюбленным городом Владимиром. А его братья, их потомки правили Владимиром поочередно с потомками Боголюбского. Монголы уважали этот обычай и князь, которого они назначали на великое княжение, приобретал и город Владимир с окрестностями. Как правило, князья, получившие ярлык на великое Владимирское княжение, не переезжали туда. При удельном порядке титул великого князя давал своему носителю мало власти над братьями. Титул на Великое Владимирское княжение, однако, предоставлял право собирать подати с Владимира и его окрестности. Монголы предоставляли ярлык на Великое Владимирское княжение тем князьям, которых считали наиболее услужливыми. Получить ярлык на Великое Владимирское княжение мог тот, кто больше гостил в Сарае и привозил с собой достаточно гостинцев хану и его окружению. Великий Владимирский князь Ярослав Всеволодович (1238 - 1246 гг.) первым получил такой ярлык. Он проводил очень гибкую политику в отношении Золотой Орды. Тем не менее, его вызвали в Золотую Орду, где он должен был подтвердить право на Великое Владимирское княжение в 1243 г. ярлыком от Батыя. В 1245 г. его вновь хан вызывает в Орду, но, приехав туда, его отправляют в столицу Монголии - Каракорум. Там он был отравлен и ярлык на Великое Владимирское Княжение переходит его брату Святославу (1246 -1247). Сыновья Ярослава - Александр и Андрей решили оспорить права дяди на Великое Владимирское княжение. Они отправились в Орду, там вопрос не был решен, и им пришлось добиваться решения этого вопроса в столице Монголии - Каракорум. Главное здесь было, чтобы те подарки, которые они там подарили, были лучше, чем те, которые до этого подарил Святослав. Там ярлык на Великое Владимирское Княжение достался младшему брату Андрею (1248 - 1252). Старшему брату - Александру достался лишь Новгород. Такое несправедливое решение было свойственно монголам, любивших натравливать князя на князя, брата на брата. Но оно имело свои последствия, вошедшие в историю.

В 1250 г. Великий Владимирский князь Андрей Ярославич женился на дочери Даниила Галицкого. Даниил Галицкий стремился таким путём объединить Северо-восточную и Юго-западную Русь. Т.е. был заключен по сути дела династический союз, способствующий объединению русских земель. Этот союз и прямо, и косвенно был направлен против Золотой Орды. Как только князь Александр Ярославич узнал об этом династическом браке, он помчался со своим отрядом в Сарай. Поэтому в 1252 г. Батый отправил карательные войска одновременно против Даниила Галицкого и Великого Владимирского князя Андрея. Но брат Андрея – Александр Ярославич не терял времени. Он 15 июля 1240 г. разбил на Неве небольшой шведский отряд Биргера, получившего благословение на крестовый поход в русские земли от Папы Римского. За это Александр Ярославич получил в народе прозвище Невский. Еще через 2 года Александр изгнал ливонских рыцарей из Копорья и Пскова, разгромив их по преданию на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. В 1245 г. он также победил литовцев в районе Витебска и Торопца. Видя силу Александра, Папа Римский за признание католицизма пообещал ему помощь ливонцев в борьбе против монголов. Но Александр предпочел быть верным слугой монголам и, используя прежние заслуги по защите территории Золотой Орды, Александр уговорил хана передать ему ярлык на Великое Владимирское княжение. При помощи приданного ханом монгольского войска он захватил в 1252 г. Владимир, сверг младшего брата Андрея и принял звание Великого Владимирского князя. Андрей Ярославич бежал в Швецию. Династическое объединение Северо-восточной и Юго-западной Руси было сорвано.


Известный эмигрантский историк Г.В. Вернадский, по учебникам которого учатся во многих странах Запада, в статье “Два подвига Александра Невского” резко критиковал Андрея Ярославича и Даниила Галицкого. По его мнению, они имели ошибочную ориентацию на Запад против монголов. Этой линии Вернадский противопоставляет деятельность Александра Невского, который заключил союз с монголами и направил главный удар против католической агрессии, ибо Александр видел в монголах дружескую силу в культурных отношениях, которая могла помочь сохранить русскую самобытность от латинского Запада.

Последующее поведение Александра Ярославича вполне оправдало доверие, оказанное ему монголами. Так в 1257 - 1259 гг. он жестоко подавил народное восстание в Новгороде против монголов, а в 1262 г. восстания в Ростове, Ярославе и Суздале. Всё это было на долгие годы памятно монголам, и хотя после его смерти в 1263 г.,  монголы несколько раз отбирали Великое Владимирское Княжение у его потомков, передавали по очереди князьям Тверским, Рязанским, Нижегородским, но потомству Александра Невского всегда удавалось уговорить ханов изменить свое решение. Так оно, в конце концов, сделало Владимир и великокняжеское звание наследственной собственностью, вотчиной своего дома.

С наибольшем успехом коллаборационистскую тактику использовали родичи Александра Невского, сидевшие в Московском уезде. Еще в XIII веке он не играл заметной роли. Удел был выкроен в 1276 г. для сына Александра Невского - Даниилы Александровича. Его сыну Юрию Данииловичу в 1317 г. удалось добиться руки ханской сестры, и в подарок на свадьбу он получил права на Великое Владимирское Княжение. Но 8 лет спустя он был убит сыном Тверского князя Михаила Ярославича. Так сын Михаила Ярославича мстил за казнь своего отца, убитого монголами по наущению Юрия Данииловича. После этого Москва без Владимира и Великого Владимирского звания перешла к его младшему брату Ивану Данииловичу (Иван I Калита).

Иван Калита показал себя чрезвычайно даровитым и беспринципным политиком. Историки подсчитали, что большую часть своего правления он провел либо в Сарае, либо по дороге туда и обратно. Не мало доходов поступало тогда Москве из дорожных сборов. Сборами Иван Калита обложил людей и товары, пересекающие его владения на нескольких торговых путях. Эти деньги давали ему возможность не только выплатить свою долю дани, но и покрывать недоимки других князей. Им он одалживал деньги под залог их уделов, а потом забирал эти уделы за долги. Самым серьезным соперником в борьбе Ивана за благосклонность монголов был Тверской князь Александр Михайлович. После смерти старшего брата Калиты Юрия Данииловича Александру Михайловичу удалось отобрать у Москвы Великое Владимирское Княжение. Правда, отбирал он это княжение всего на 2 года. В 1327 г. жители Твери выступили против баскаков. Тверской князь Александр Михайлович выступил на стороне восставших. Как только этот слух дошел до Ивана Калиты, он помчался в Сарай и возвратился во главе объединенного монгольско-московского карательного войска. Оно разорило Тверь, и более полувека этот край не мог оправиться от разрушения. В награду за верность монголы пожаловали Ивану звание Великого Владимирского Князя и назначили его генеральным откупщиком по сбору дани. С одной стороны, это была привилегия, т.к. он мог собирать всю дань и отвозить в Сарай. С другой, это было дорогое удовольствие, т.к. Иван I стал ответчиком за недоимки других князей. Он т.о. получил возможность влезать во внутренние дела других уделов. Контроль над данью означал монополию, доступ на ханский двор. Воспользовавшись этим, Иван I и его приемники запретили другим князьям вступать в прямые отношения с Ордой. Т.о., Москва постепенно изолировала своих соперников и стала посредницей между ханами и русскими землями.


Москва извлекла из благосклонности Орды не мало выгод. Московское княжество сделалось островком безопасности. Чтобы получить защиту бояре со своими дружинами приходили на службу к московскому князю, и именно в это время в Москве начинают развиваться элементарные торговые навыки. Хотя сильный приобретательский дух владел всеми князьями, московские князья унаследовали сильные, выдающиеся способности. Это оказалось преимуществом, когда политическая власть  в значительной мере воспринималось как имущество. Московские князья собирали уделы и т.д. Они смогли обойти пагубную установку русского наследственного права. В московском княжестве сначала стали увеличивать долю старшего сына с каждым поколением. К началу XVI века назначаемые младшим сыновьям уделы превращались лишь в пожизненное владение, т.е., по сути дела, земля дальше не дробилось. По мере московской экспансии новые территории присоединялись к вотчине великого князя и оставались при нем навсегда. Т.о., московские правители установили новый порядок, вытекающий из власти князя. Первоначально этот порядок был рассчитан на экономику, но теперь он распространяется и на политическую власть. Этот новый порядок стал основой возвышения Московского княжества, и период конца XV - начала XVI вв. характерен завершением образования Московского княжества.

Этот процесс имел ряд особенностей: 1) он происходил в условиях поступательного развития феодализма 2) шел одновременно с развитием крепостнических отношений; 3) а также в условиях генезиса национально-освободительного движения против монголов.

В результате политического объединения вокруг Москвы мы видим, что политические процессы опережают экономические, поэтому складывание централизованного государства представляет военный союз земель. Его формирование преобладает силовыми методами. Княжение Ивана III (1462 - 1505) отмечают главной вехой. Важнейший этап - это время образования основных территорий, время освобождения от монгольского господства. Почти полувековой срок его княжения прошел под знаком борьбы за воссоединение русских земель. Иван III смог изменить весь облик государства. Он превратил сильное княжество в московскую централизованную державу, и с большим успехом Иван III объединил разные области Великороссии. Для этого он мобилизовал большие воинские силы, но ему не понадобились кровавые битвы, т.к. население не оказывало серьезного населения его завоеваниям, а бояре охотно переходили на московскую службу, князья тоже добровольно присоединялись. В 1463 г. к Москве присоединяется Ярославское княжество, затем Пермский край, Ростовское княжество, Великий Новгород. В 1471 г. рать великого князя выступила из Москвы, и после победы на реке Шелоне Новгород был приведен к повиновению. В 1478 г. Новгородская феодальная республика была ликвидирована, а сам Новгород и его земли вошли в состав единого государства. В 1485 г. была покорена Тверь, а через 4 года - Вятская земля была присоединена к Москве. Иван III стал называться Великим Князем Всея Руси, а в ряде документов его ещё называли и Иваном Грозным. Т.о., время удельной раздробленности закончилось, и наступает время объединения под властью Московского государства других русских земель.



7 тема.

Особенности развития Московского государства

в первой половине XVI в.


Происходили ли князья из Москвы, Твери или из какого-либо другого княжества, они рассматривали свои владения как вотчину, т.е. безусловную собственность, доставшуюся от отца. По началу их вотчинные притязания ограничивались городами, волостями, унаследованные ими лично или приобретенными за время княжения. Но с середины XV в. в связи с укреплением могущества московских князей значение термина вотчина начинает расширяться и постепенно включает в себя всю страну. Когда Иван IV провел миротворческую операцию по принуждению к миру Ливонии, которая никогда не входила в русское государство, он стал называть её своей вотчиной. В основе вотчинного порядка лежала мысль о том, что между собственностью правителя и собственностью государства нет различий. В экономических обстоятельствах того времени в русских землях институт частной собственности не мог устойчиво опереться ни на обычай, ни на закон, а незнание римского права делалось серьезным препятствием внесения этого института со стороны. Соответственно между ролью великого московского князя как собственника и как суверена не проводилось разграничений.

То обстоятельство, что Московское государство вышло из княжеского поместья отразилось и в происхождении его административного аппарата. В течение долгого времени двор Великого Московского Князя выполнял двойную функцию: 1) функция заведования княжеским поместьем; 2) функция управления остальной частью княжества. Управление этими сложными хозяйствами вверялось дворовому штату при князе, а это штат состоял из холопов, но и вольные люди на таких должностях находились в полукабальном состоянии в том смысле, что не могли уйти от хозяина без разрешения. Холопы, на которых были возложены административные обязанности, скоро отмежевались от занятых физическим трудом собратьев. Они создали особую касту, которая находилась на полпути между вольными и подъяремными людьми. «Приказные люди», «страдные люди», как их первоначально называли, в силу своих обязанностей составляли как бы низший разряд знати. Но в то же время официально у них не было вообще никаких прав. Более того, свобода их передвижения была ограничена. В договорные грамоты удельных князей обычно вносились пункты, обязывающие договаривавшиеся стороны не переманивать друг у друга дворовых слуг. В документах того времени эти слуги уже назывались «слуги подворские», «дворные люди», а позже просто - дворяне. Эта группа людей впоследствии сделалась ядром главного служилого класса Московского царства.

В середине XVI в. происходит изменение в организации управления. Особое значение имела эволюция исполнительных органов московского управления - приказов. Приказ - это название учреждения, возглавлявшегося приказными людьми, т.е. княжескими служащими. Дворецкие управители, когда на то была нужда, несли публичные административные функции за пределами княжеского поместья. По мере присоединения к Москве других уделов, дворы низложенных князей переносились в Москву, и здесь эти дворы восстанавливались как новые административные единицы. Т.е., в XVI в. складывается новая структура, появляются особые ведомства по управлению различными областями. Каждый из этих областных приказов представлял собой как бы отдельное государство, и такой областной приказ имел всю полноту власти на вверенной ему территории. Т.о., наряду с чисто функциональными приказами в Москве появляются ведомства, построенные по территориальному принципу. Данная структура давала целый ряд преимуществ. Это было связано с тем, что такая система управления не давала ни одной из областей Московского государства возможность создать органы самоуправления.  Администрацию самого удельного княжества переводили Москву. Получалось так, что они здесь были «чужими». На местах же в результате такого перемещения удельной правящей верхушки в Москву не было возможности создать даже зачатки сепаратистского политического самосознания. Если всех грамотных и образованных переметить в Москву, то на уделах их не останется.