Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Финансовое оздоровление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение вопросов продовольственной безопасности неразделимо с проблемами определения особенностей правового статуса основных субъектов, занятых в аграрной сфере. Правовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей традиционно выделяется в самостоятельную группу регулирования. Особая роль при этом отводится крестьянским (фермерским) хозяйствам, что подтверждается и повышенным вниманием законодателя[51].

В правовой природе крестьянского (фермерского) хозяйства обнаруживается особый элемент, поддержанный отечественным законодателем. Речь идет о наличии между членами хозяйства родственных отношений. Закон определил крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве 2003 г.). Фактически речь идет о наличии особой «правосубъектности группы», выделяемой как реально существующего и конституированного в качестве самостоятельного правового института, отличного от своих членов (реалистическая групповая правосубъектность). Особые правовые режимы, которые устанавливаются для близких родственников, связываются с наличием у них особого характера взаимодействия, основанного не на конфликте интересов, а на общей заинтересованности и единой цели. Не случайно заявление главы хозяйства о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд только при наличии согласия в письменной форме всех членов хозяйства (п. 1 ст. 218 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Однако особенность родственных отношений не связана с единством имущественной основы в организации деятельности хозяйства. Основное число споров, рассматриваемых судами при ликвидации хозяйства, в том числе и при банкротстве, связаны с исключением личного имущества члена хозяйства или его главы из общего имущества хозяйства. Двойственность правового статуса, одновременное членство в крестьянском (фермерском) хозяйстве и получение дохода как физического лица, не наделенного статусом индивидуального предпринимателя, обозначает проблему разграничения имущества и доходов как общих средств хозяйства и квалификации иных доходов как личных[52].

Несмотря на принимаемые меры, число фермерских хозяйств, оказывающихся неплатежеспособными, остается велико. Об этом свидетельствует и судебная практика при рассмотрении достаточно типичных дел, связанных с оценкой действий глав крестьянских (фермерских) хозяйств, заключающих сделки с целью вывода активов хозяйства перед объявлением его банкротом. Это приводит к незаконному предпочтительному удовлетворению требований одного из кредиторов, как правило, так или иначе связанных с главой фермерского хозяйства. При этом ВАС РФ так и не сформировал за время своей работы систематизированный подход к банкротству крестьянских (фермерских) хозяйств, принимая лишь разъяснения по схожим вопросам или решая отдельные спорные моменты судебной практики. Данная позиция может быть обусловлена, в том числе, спецификой оценки государственными органами значимости данной организационно-правовой формы для решения социальных и экономических задач.


Наиболее эффективными в плане работы с неплатежеспособными фермерскими хозяйствами необходимо признать два направления правового регулирования.

Первое направление - совершенствование законодательства о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей и активное использование его на практике. Целью Закона о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей является установление условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства[53].

Нельзя не отметить явное противоречие, заложенное в российское законодательство в отношении правового положения субъектов предпринимательской деятельности. Вне зависимости от того, является ли фермерское хозяйство юридическим лицом или формой индивидуальной предпринимательской деятельности, объем его ответственности в сравнении с хозяйственными обществами или кооперативами завышен. Следует в полной мере согласиться с теми исследователями, кто считает, что социальная значимость и рисковый характер деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей несоизмеримы с ответственностью участников иных юридических лиц. Возлагать на них субсидиарную (дополнительную) ответственность иным своим имуществом означает демонстрацию заведомого недоверия публичной власти к сельскому труженику и предпринимателю, который в случае неурожая и так понесет убытки, а при субсидиарной ответственности размер этих убытков будет больше.

Вторым направлением для развития фермерских хозяйств и восстановления платежеспособности тех из них, кто подпадает под признаки несостоятельности (банкротства), является расширение полномочий арбитражных управляющих по действиям, направленным на сохранение активов хозяйства. В отношении фермерских хозяйств необходимо проводить меры антикризисного управления с целью ликвидации четвертой из названных в начале данной статьи проблем российского сельского хозяйства - некачественного управления его деятельностью. Подобные меры являются разумным способом сохранения потенциала предпринимательской активности у граждан, проживающих в сельской местности, позволят проводить объективную оценку эффективности выдаваемых государством субсидий и иных мер поддержки. В рамках обсуждения данного вопроса считается разумным расширить полномочия в части антикризисного управления ассоциаций и союзов крестьянских (фермерских) хозяйств при взаимодействии с уполномоченными государственными органами.


3.3.Банкротство финансовых организаций

Параграф 4 гл. IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует несостоятельность (банкротство) такой категории должников, как финансовые организации. К финансовым организациям п. 2 ст. 180 отнесены:

- кредитные организации;

- страховые организации;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- негосударственные пенсионные фонды;

- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;

- клиринговые организации;

- организаторы торговли;

- кредитные потребительские кооперативы;

- микрофинансовые организации.

Деятельность кредитных организаций регулируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»[54]. Законом предусмотрено создание кредитных организаций как юридических лиц в организационно-правовой форме хозяйственных обществ

Кредитные организации могут функционировать в качестве: а) банков и б) небанковских кредитных организаций. Нормы параграфа 4.1 гл. IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» распространяют свое действие на банки и небанковские кредитные организации. Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), а также особенности оснований, процедур признания несостоятельными кредитных организаций и их ликвидации в порядке конкурсного производства определяются § 4.1 гл. IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлены основания признания кредитной организации несостоятельной (банкротом), указаны процедуры, применяемые к несостоятельной кредитной организации.

Финансовыми организациями выступают также организаторы торговли, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или торговой системы согласно подп. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об организованных торгах»[55].

Организатором торговли может быть биржа или торговая система, которые создаются в форме хозяйственного общества (п. 1 ст. 5 Закона). При этом биржа может быть создана только в форме акционерного общества. Деятельность организатора торговли подлежит лицензированию. Законом установлен минимальный размер собственных средств для биржи (100 млн. руб.) и для торговой системы (50 млн. руб.). Состав собственных средств должен отвечать установленным ЦБ РФ требованиям.


В своей деятельности биржи и торговые системы должны соблюдать нормативы ликвидности, достаточности собственных средств. В качестве финансовых организаций ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указаны также кредитные потребительские кооперативы. Микрофинансовые организации вправе предоставлять потребительские займы. Контрольным органом для всех перечисленных финансовых организаций выступает Банк России.

Особенностью правового регулирования несостоятельности финансовых организаций является их досудебная санация в случае их неплатежеспособности, и вследствие этого судебная санация в форме применения процедур финансового оздоровления и внешнего управления для них не предусмотрена (п. 1 ст. 183.17 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Для несостоятельных кредитных организаций применяется процедура конкурсного производства, а для иных финансовых организаций возможно введение процедуры наблюдения, за исключением возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) по заявлению временной администрации, установившей невозможность восстановления платежеспособности финансовой организации (п. 2 ст. 183.17). В арбитражном процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) финансовой организации участвует контрольный орган (п. 1 ст. 183.18), а также саморегулируемая организация финансовой организации (п. 2 ст. 183.18).

Правом обращения с заявлением о признании финансовой организации несостоятельной наделены конкурсные кредиторы, уполномоченный орган, должник, а также контрольный орган и временная администрация. Анализ положений ст. 183.16 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающей признаки несостоятельности (банкротства) финансовой организации, позволяет сделать вывод об использовании законодателем признаков неплатежеспособности (подп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 183.16) и недостаточности имущества (подп. 3 п. 1 ст. 183.16) при различных обстоятельствах.

Признаки неплатежеспособности финансовой организации отличаются от общих иными сроками - 14 дней со дня наступления срока исполнения денежных обязательств и обязательных платежей или вступления в силу решения суда о взыскании задолженности независимо от размера долга.Особенностью правового регулирования производства по делу о несостоятельности финансовой организации является установление сокращенного срока рассмотрения дела (ст. 183.24), если с заявлением обратилась временная администрация.

Специальные требования предъявляются к арбитражным управляющим финансовых организаций: они должны сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих соответствующей финансовой организации. Законом определены особенности установления требований кредиторов финансовой организации - арбитражным управляющим во внесудебном порядке, а при возникновении спора - судом (ст. 183.26).Включение требований кредиторов в реестр производит арбитражный управляющий.Согласно п. 5 ст. 180 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» функции конкурсного управляющего финансовой организации могут быть возложены арбитражным судом на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».


Агентство по страхованию вкладов вправе заключать договоры со специализированными организациями по оказанию услуг финансовым организациям при их ликвидации в ходе конкурсного производства. Отбор специализированных организаций производится в два этапа: 1) конкурсный отбор специализированных организаций с целью их аккредитации; 2) отбор Агентством специализированных организаций для их привлечения для оказания услуг финансовым организациям.

Заключение

Институт несостоятельности является, на наш взгляд, институтом частного права, поскольку в качестве методов правового регулирования в нем используются преимущественно частноправовые методы.

Законодательство о несостоятельности включает в себя нормы материального права и процедурно-процессуальные нормы. Круг участников гражданского оборота, которые могут быть признаны решением суда несостоятельными, установлен ГК РФ.

Над имуществом неплатежеспособных и несостоятельных субъектов вводятся процедуры несостоятельности. Процедуры несостоятельности суть судебные процедуры, основания и порядок введения которых регулируются АПК РФ, ГПК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулируются основания признания субъектов гражданского оборота несостоятельными (банкротами), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) посредством применения мер досудебной и судебной санации к неплатежеспособным должникам, порядок и условия введения судебных процедур несостоятельности (банкротства), иные отношения, возникающие между кредиторами и должником при его неспособности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов: субсидиарная ответственность учредителей (участников), руководителя, контролирующих должника лиц, признание сделок недействительными.

Понятия «несостоятельность» и «банкротство» в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» использованы как тождественные, хотя иногда законодатель использует только одно из них - "банкротство". В романо-германской системе указанные понятия не совпадают; в российском праве понятие несостоятельность традиционно используется в цивилистике, а понятие банкротство - в уголовном праве.

Под несостоятельностью (банкротством) в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понимается признанная судом, арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Среди признаков несостоятельности (банкротства) необходимо выделить: а) судебную санкцию; б) недостаточность денежных средств для удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и исполнения обязанностей по выплате обязательных платежей.