ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 454
Скачиваний: 4
Приемы и способы документального контроля:
1. формальная проверка – на соотв. формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первич. учетной док-тации, а также заполнены ли в них все обяз. реквизиты.
2. арифметическая – правильность арифм подсчетов,;
3. юридическая – соотв-е отраж-х в док-х фин. операций и хоз процессов действ закон-ву;
4. нормативная – закл в установлении соотв-я соверш-х операций действующим правилам, требованиям устава или учред договора, сущ. ли отклон от утвержденных смет, норм и нормативов;
5. экономическая – опред-ся экон. целесообр вып-х операций, влияния их на конеч. рез-ты;
6. встречная – сличение первич. док-ов субъекта с одноимен или взаимосвяз данными у предпр , с кот ревизуемый имеет хоз связи;
7. прием обратного счета (обратная кальк-ция) закл в предварит экспертной проверке МЗ с целью послед опред (обратным счетом) величины необоснов списаний сырья и материалов на произв опред видов прод, кот ко времени осущ контр действий большей частью или полн имеются в наличии на складах предпр-изготовит или у его покупат;
8. оценка законности и обоснов фин и хоз операций по данным корреспонд счетов бух учета - сопост записей в уч рег с оправдат док, а также данных уч рег с показател отчетн форм;
9. балансовые увязки движения мат ценностей - поступ отдел видов ценностей за межинвентариз период сопост с их расходом за этот же период и остатками по инвент ведомости на момент проверки;
приемы фактического контроля служат для определения реального состояния контролируемых объектов, объема и качества выполненных работ, действительного совершения хозяйственных операций, отраженных в документах. Приемы фактического контроля можно подразделить на три группы: инвентаризация; экспертная оценка; визуальное наблюдение
10. Ревизия (аудит) кассовых операций
Цель проверки – установл законности, достов и целесообразности совершенных операций с ден ср орг, правильности отраж их в учете.
Ревизию кассовых операций проводят в следующей последовательности:
1. Инвентаризация наличных денег и денежных док-ов в кассе орг.
2. Проверка условий, обеспечивающих сохранность ден ср.
3. Проверка соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций.
Источниками инф. явл: касс книга; отчеты кассира с прилож первич док; журналы регистрации прих и расх кас. док-ов; учетные регистры по счету 50; Главная книга, бух баланс (форма № 1), отчет о движении ден ср (форма № 4) и др.
Начинается пров с устан тождества остатков по счету 50 «Касса» на начало провер периода путем сверки записей в кассовой книге, кассовом отчете, Ж\О № 1, Главной книге и балансе орг.
Пров кассовых операций проводится, как правило, сплошным способом.
Правильность док-го оформления операций по кассе:
– полнота заполнения реквизитов прих. и расх. кассовых док-ов;
– обязательная регистрация прих и расх ордеров, платежных ведомостей и др.;
– наличие подписей ответственных лиц и получателей ден ср;
– отсутствие исправлений, подчисток;
– наличие в расх касс ордерах свед о док-те, удостов. личность получат ден ср;
– наличие штампа или подписи «Оплачено» с указанием даты (число, месяц, год) на доках, прилагаемых к приходным и расходным кассовым ордерам;
– соблюдение требований Инструкции № 4 по вопросам ведения кассовой книги.
Для подтв данных вопросов изуч отчеты кассира с прилож док-тами и кассовая книга.
Далее устанавл дост, законность и экон целесообразность соверш кассовых операций. Для этого тщательно анализ-ся полнота и своеврем. оприход. денег в кассу, полученных со счетов в банке.
Проверяя кассовую дисциплину, следует выяснить:
– соблюдается ли установленный банком лимит остатка налич. денег в кассе;
– своевр-ть оприходования в кассу наличных ден ср;
– сроки возврата неиспольз сумм, выд под отчет на командир и др предст расходы;
– целевое исптльз-е наличных ден ср, полученных из касс банков.
18. Ревизия и аудит учредит. документов и формир. уставного фонда.
Цель – подтверждение законных оснований функц-я орг, прав и полноты расчетов с учредит.
Источниками инф: учред докы; протоколы собраний учред; выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей; переписка с учредителями и акционерами; докы, подтв права собственности учредит на имущество; свидетельство о регистр в органах статистики; док-ты, подтв внесение учредит долей в уст капитал в ден и неденежной формах; и др.
При проверке учред доков необх устан:
– структуру управл орг и полномоч руковод всех уровней при принятии соотв управл. решений;
– своевременно ли внесены изменения в учред док-ты (если они были);
– виды экон деят-ти орг и наличие лицензий на лицензируемые виды деят;
– размер УФ и доли каждого учредителя;
– правил. оформления бух док-ции и сост бух проводок по форм УФ и др.
Цель проверки УФ орг – подтв полноту и своевр его формирования.
Источниками инф при проверке явл: учред док-ты; док-ты, подтв внесение учредителями долей в УФ в денежной и неденежной форме; экспертная оценка неденежных вкладов в УФ; данные аналит и синтет учетов по счетам 75, 80 и отчетность орг. В ходе проверки необх устан:
– размер УФ и доли каждого учредителя;
– адекватность методов оценки вносимых учредит долей в УФ в неденежной форме;
– своевр и полноту внесения учредителями своих долей в УФ;
– правил. оформления док-ов по взносам в УФ;
– организационно-правовую форму субъекта хоз (АО, ООО, ОДО и т.п.);
– соотношение размера УФ и чистых активов;
– соотв запис в первич. док-ах записям в регистрах б/у по сч 75и 80;
– приказ об утверждении учетной политики орг;
– приложения к уч политике орг: график докооборота, рабочий план счетов, образцы форм перв доков, самостоятельно разработ организацией и другие источники
4. Подготовка и планирование аудиторской проверки
Основные этапы аудита:
1. Подготовка аудиторской проверки: определение объема аудита, составление письма-обязательства о согласии на пров. аудита, договора оказания аудиторских услуг.
2. Планирование аудита, оценка организации и состояния БУ и внутр. контроля аудируемого лица. Планир. аудиторской проверки производится в соответствии с действующим закон-вом, условиями договора с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах фин-хоз деятельности объекта с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность фин. отчетности и аудиторский риск.
3. Непосредственное проведение аудиторской проверки на предприятии – получение аудиторских доказательств.
4. Составление аудиторского заключения (отчета).
Существенность – понятие, кот определяет размер допустимой ошибки.
С существенностью в аудите тесно связан аудиторский риск – это вероятность того, что бух. отчетность субъекта может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или признания того, что она содержит сущ. искажения, когда таких искажений в бух. отчетности нет.
Различ. 3 ауд. риска:
1. Внутрихоз-й риск – вероятность того, что отдельные хоз. операции не соотв-т действительности, т.к содержат недостоверную инф-цию, кот. искажает бух. отчетность.
2. Риск средств контроля – вероятность того, что недостоверная информация не выявлена или системой внутр. контроля. Чем выше уровень надежности внутр. контроля, тем ниже риск аудитора.
3. Риск необнаружения – вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения.
Аудиторская выборка – это способ проведения аудит. проверки, при котором аудитор проверяет документацию б/у выборочно.
17. Ревизия (аудит) операций с НМА.
Цель проверки – сформулировать объективное мнение о достоверности и законности операций, осуществленных в организациях с НМА.
Источн. инф.: договоры-купли продажи НМА; авторские договоры; акты приемки-передачи НМА; протоколы собраний учредителей; лицензии, протоколы о внесении объектов НМА в УФ и согласовании их стоимости; карточки учета НМА (форма № НМА-1); описи инвентарных карточек, акты списания НМА; учетные регистры (ж/о, ведомости и др.) по счетам 04, 05, 91, 60, 76 и др.; Главная книга, бух. баланс (форма № 1) и пр.
Т.к.на практике операции с НМА в организациях немногочисленны, контрольные процедуры должны быть направлены на сплошное изучение системы их учета. Для получения предварительной инф. о состоянии систем учета и контроля за операциями с НМА проводится тестирование систем внутреннего контроля и б/у НМА.
Проверка операций с НМА проводится по четырем направлениям:
– проверка операций поступления и создания НМА;
– проверка учета амортизации НМА;
– проверка учета выбытия НМА;
– проверка правильности налогообложения по НМА.
Для этого следует составить подробный список НМА и указанные в нем данные подвергнуть арифметической проверке, а состав НМА – инвентаризации.
При проверке операций поступления и создания НМА необходимо установить:
– создана ли в организации комиссия по приемке НМА;
– наличие договоров купли-продажи НМА, протоколов соглас. договорной цены ;
– правильность оценки вносимых в устав. фонд НМА и фактич. их поступление;
– порядок организации и ведения синт. и аналит. учетов НМА в б/у и по МОЛ в местах эксплуатации.
При проверке учета амортизации НМА необходимо убедиться в правильности отражения в учете и отчетности начисленной амортизации НМА.
16. Ревизия (аудит) учета поступления и выбытия ОС
Источниками информации являются:
– первичные документы на поступление, перемещение и выбытие ОС: счета-фактуры, ТТН, акты приемки-передачи ОС (ОС-1); акты о списании ОС (ОС-4); акты о списании автотранспортных средств (ОС-4а);
– учетные регистры: ведомости движения ОС, бух. справки по движению ОС, инвентарные карточки учета объектов ОС (ОС-6), ведомости начисления амортизации ОС, ведомости-машинограммы по счетам 01, 02, 07, 08 и др.;
–инвентар. описи, ведомости переоценки ОС, акты результатов переоценки ОС;
–бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о составе средств и источниках их образования (форма № 2-ф), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
В ходе проверки необходимо установить:
– целесообразность строительства или приобретения ОС;
– создана ли в организации комиссия по приему ОС ;
– своевременность и правильность документального оформления поступления ОС;
– полноту и своевременность оприходования объектов ОС и реальность их оценки;
– правильность налогообложения операций, связанных с поступлением ОС;
– учитываются ли на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Своевременность оприходования ОС - сопоставление даты оприходования по счету 01 «ОС» с датами, указанными в первичных документах.
– включены ли в первонач. ст-ть ОС расходы по его доставке в организацию;
– правильно ли отражена допол. стоимость после достройки и дооборудования;
Все затраты, связанные со строительством, реконструкцией и приобретением ОС, отражаются на счете 08 до момента ввода объектов ОС в эксплуатацию. Оприходование объектов ОС отражается Д01 К08.
В ходе проверки операций по выбытию ОС (продажа, безвозмездная передача, физический износ, частичная или полная ликвидация и др.) необходимо проверить:
– обоснованность отчуждения гос. собственности;
– обоснованность и правильность оценки реализованного имущества;
– соблюдение установл. порядка списания пришедшего в негодность гос. имущества;
– обоснованность ликвидации ОС и правильность документального оформления;
– полноту оприходования материалов, полученных от ликвидации объекта, в том числе драгоценных материалов, правильность их оценки;
– правильность оценки ОС при передаче их в аренду;
– правильность опред. налоговой базы для НДС по операциям, связ. с выбытием ОС;
6. Сущность ревизии, ее задачи и классификация
Ревизия предст собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого исследуются фин операции и хоз процессы субъектов предприн-кой деят, кот. отражены в первич. док-ах и записях б/у. В процессе ревизии проверяется соблюдение законов в сфере экон отношений, дост, целесообразность и объективность отражения хоз операций, ведение б/у в соот-вии с действующим законод, наличие докум-но зафиксированных ден ср и МЦ.
В зависимости от субъекта ревизии или органа управления, осуществляющего ревизию, она подразделяется на: вневедомственную; ведомственную;внутрихоз.
По организационному признаку: плановые; внеплановые.
В зависимости от полноты проверки: комплексные; докум-ые; тематич; сплошные; выборочные; комбиниров.
Этапы проведения ревизии: 1.подготовка к проведению ревизии; 2.инвентаризация; 3. обследование; 4.анализ и исслед. хоз деят; 5.систематизация и обобщение рез ревизии; 6. реализация матер ревизии; 7.контр за выполн решений, прин по рез ревизии.
Ревизия провод. на основ. письм. приказа рук-теля контролир. органа.
Ревизия проводится за период деят, следующий за периодом, в кот была осуществлена предыдущая ревизия, до начала месяца, в кот проводится данная ревизия. Проведению ревизии должна предшествовать подготовительная работа. Она проводится в два этапа – в контролирующей орг составляется программа ревизии, а в ревизуемой – рабочий план ревизионной группы.
Руководитель группы на основании полученной программы ревизии составляет рабочий план проведения ревизии.
Задачи ревизии:
- проверка соблюдения субъектами хоз законодательства в сфере экон отношений;
- пров. законности совершения хоз и фин операций, обеспечения сохранности имущества;
- своевременное выявление правонарушений, наносящих экон-ий вред обществу, выявление и устранение причин, способствующих нарушению действующего законодательства;
- принятие мер по возмещению причиненного ущерба;
- выявление неиспользуемых резервов роста эффект-ти экон деят субъекта хоз.
8. Ревизия (аудит): общие черты и отличия
Ревизия – способ последующего контроля за произ-й и фин-хоз деят-тью предприятия, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономич. целесообразность совершенных хоз. операций, ведения б/у в соответствии с положениями и нормативно-законодат. актами.
Аудит – предприн. деят-ть по независимой проверке б/у и бух, фин-ой отчетности и других док-ов организации, в целях выражения мнения о достоверности бух. фин. отчетности и соответствии совершенных хоз. операций законодательству. Он осущ-ся аудиторами или аудит-ми.