Файл: Арбит.процесс (Раздел 1) УП.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7477

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

56

привлечении  в  процесс  в  качестве  третьего  лица,  не  могут  быть 
объектом самостоятельного обжалования.   

Непосредственно  в  ст. 50 АПК  возможность  его  обжалова-

ния не установлена, в то же время вынесение такого рода опреде-
лений не препятствует дальнейшему движению дела. 
 

4.10  Третьи  лица,  не  заявляющие  самостоятельных  тре-

бований относительно предмета спора 
 

Под  третьими  лицами,  не  заявляющими  самостоятельные 

требования относительно предмета спора, понимаются такие уча-
ствующие в деле лица, которые вступают в дело на стороне истца 
или ответчика для охраны собственных интересов, поскольку су-
дебный акт по делу может повлиять на их права и обязанности по 
отношению к одной из сторон (ст. 51 АПК). 

Можно выделить следующие признаки третьего лица, не за-

являющего  самостоятельных  требований  относительно  предмета 
спора: 

1) Отсутствие самостоятельного требования на предмет спо-

ра. 

Этим  рассматриваемые  субъекты  отличаются  от  третьих 

лиц,  заявляющих  самостоятельные  требования  относительно 
предмета спора. Главное же отличие от соответчиков и соистцов 
состоит в том, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных 
требований,  не  являются  субъектами  спорного  материального 
правоотношения. 

2) Отсутствие материально-правовых притязаний к  третьим 

лицам, не заявляющим самостоятельные требования относитель-
но предмета спора, со стороны истца и третьих лиц, заявляющих 
самостоятельные требования относительно предмета спора. 

Важным  следствием  этого  является  невозможность  возло-

жения на третьих лиц каких-либо материально-правовых обязан-
ностей либо разрешения вопросов, касающихся непосредственно 
субъективных прав третьих лиц. Это недопустимо ни на основа-
нии судебного решения, ни на основании определения об утвер-
ждении мирового соглашения. 


background image

 

57

3)  Вступление  третьих  лиц,  не  заявляющих  самостоятель-

ные требования относительно предмета спора, в уже возбужден-
ное другими субъектами дело. 

4) Участие третьего лица, не заявляющего самостоятельные 

требования относительно предмета спора в деле, на стороне ист-
ца  или  ответчика  (если  в  деле  уже  участвует  третье  лицо,  заяв-
ляющее  самостоятельные  требования  относительно  предмета 
спора, то возможен вариант участия в деле на его стороне). 

5)  Наличие  материально-правовой  связи  с  тем  лицом,  на 

стороне которого третье лицо выступает. 

6)  Цель  участия 

−  отстаивание  собственных  материально-

правовых интересов, на которые судебный акт по делу может оп-
ределенным образом повлиять. 

В качестве примеров привлечения в процесс третьих лиц, не 

заявляющих  самостоятельных  требований  относительно  предме-
та спора, можно привести прямо установленные законом случаи: 
часть 1 ст. 462 ГК устанавливает, что если третье лицо по осно-
ванию,  возникшему  до  исполнения  договора  купли-продажи, 
предъявит к покупателю иск об изъятии товара, покупатель обя-
зан привлечь продавца к участию в деле, а продавец обязан всту-
пить в это дело на стороне покупателя.  

Инициаторами привлечения в процесс третьих лиц, не заяв-

ляющих  самостоятельные  требования  относительно  предмета 
спора,  могут  выступить  сами  указанные  субъекты,  истец,  ответ-
чик  и  третьи  лица,  заявляющие  самостоятельные  требования  от-
носительно предмета спора. 

Арбитражный  суд  может  отказать  в  удовлетворении  хода-

тайства  о  вступлении  (привлечении)  третьего  лица,  не  заявляю-
щего самостоятельные требования относительно предмета спора. 
Основанием для такого отказа будет являться отсутствие матери-
ально-правовой связи между третьим лицом и одной из сторон.  

Хронологически  возможность  вступления  в  процесс  для 

третьих  лиц,  не  заявляющих  самостоятельные  требования  отно-
сительно предмета спора, ограничена моментом принятия судеб-
ного  акта,  которым  заканчивается  рассмотрение  дела  в  первой 
инстанции арбитражного суда. 


background image

 

58

Часть 2 ст. 51 АПК определяет объем процессуальных прав 

третьих  лиц,  не  заявляющих  самостоятельные  требования  отно-
сительно предмета спора. По объему их права идентичны правам 
сторон,  за  исключением  прав,  связанных  с  распорядительными 
действиями относительно основания иска либо самих материаль-
но-правовых требований. 

Арбитражный  суд  обязан  вынести  определение  как  при 

вступлении (привлечении) в дело третьего лица, не заявляющего 
самостоятельных требований относительно предмета спора, так и 
при отказе в совершении указанных действий. 

Возможность  обжалования  данных  определений  АПК  не 

предусмотрена.  

Часть 4 ст. 51 АПК определяет правовые последствия всту-

пления  третьего  лица  в  дело  уже  после  начала  судебного  разби-
рательства. В этих случаях рассмотрение дела производится с са-
мого начала. 
 

4.11 Участие в деле прокурора 

 

В соответствии со ст. 52 АПК прокурор может обратиться в 

арбитражный  суд  с  заявлением  об  оспаривании  нормативных 
правовых актов органов государственной власти РФ, органов го-
сударственной  власти  субъектов  РФ,  органов  местного  само-
управления,  затрагивающих  права  и  законные  интересы  органи-
заций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономи-
ческой  деятельности;  заявлением  о  признании  недействительны-
ми ненормативных правовых актов органов государственной вла-
сти  РФ,  органов  государственной  власти  субъектов  РФ,  органов 
местного  самоуправления,  затрагивающих  права  и  законные  ин-
тересы  организаций  и  граждан  в  сфере  предпринимательской  и 
иной экономической деятельности, с иском о признании недейст-
вительными  сделок,  совершенных  органами  государственной 
власти  Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправле-
ния,  государственными  и  муниципальными  унитарными  пред-
приятиями, а также юридическими лицами, в уставном фонде ко-
торых  есть  доля  участия  Российской  Федерации,  субъектов  Рос-
сийской Федерации, муниципальных образований.  


background image

 

59

Нормативным  правовым  актом  является  документ,  прини-

маемый  компетентным  органом,  содержащий  нормы  права,  рас-
считанный на неоднократное применение и регулирующий обще-
ственные  отношения.  Ненормативным  правовым  актом  является 
официальный  документ,  не  содержащий  нормы  права,  т.е.  акт 
индивидуального правоприменения. 

Оспаривание  прокурором  нормативных  и  ненормативных 

актов  должно  происходить  с  соблюдением  требований  о  подве-
домственности,  а  также  порядка  такого  оспаривания.  В  частно-
сти,  оспаривание  ряда  правовых  актов  возможно  только  в  Кон-
ституционном Суде РФ или в Верховном Суде РФ; оспаривание 
(обжалование)  решений,  приговоров,  определений,  постановле-
ний  судов  производится  в  порядке,  установленном  процессуаль-
ным законом о пересмотре судебных актов. 

Органами  государственной  власти  Российской  Федерации 

являются  Президент  Российской  Федерации,  Государственная 
Дума  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  иные  фе-
деральные государственные органы, предусмотренные Конститу-
цией Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Конститу-
ции государственную власть в Российской Федерации осуществ-
ляют  Президент  Российской  Федерации,  Федеральное  Собрание 
(Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Рос-
сийской Федерации, суды Российской Федерации. 

Органами  государственной  власти  субъектов  Российской 

Федерации  являются  законодательные  (представительные)  орга-
ны  государственной  власти  и  высшие  исполнительные  органы 
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  иные 
органы государственной власти субъекта Российской Федерации, 
образуемые  в  соответствии  с  конституцией  (уставом)  субъекта 
Российской Федерации. 

Органами  местного  самоуправления  являются  выборные  и 

другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов 
местного самоуправления и не входящие в систему органов госу-
дарственной  власти.  К  ним,  в  частности,  относятся  представи-
тельные  органы  местного  самоуправления  и  должностные  лица 
местного самоуправления. 

Оспаривая  нормативный  правовой  акт,  прокурор  должен 

предъявить  требование  о  признании  этого  акта  недействующим, 


background image

 

60

если он полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его 
положения  не  соответствуют  закону  или  иному  нормативному 
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нару-
шают  права  и  законные  интересы  граждан,  организаций,  иных 
лиц  в  сфере  предпринимательской  и  иной  экономической  дея-
тельности (ч. 2 ст. 192 АПК). 

Нормой, расширяющей полномочия прокуроров по обраще-

нию  в  арбитражный  суд,  является  ч. 2 ст. 198 АПК.  Указанной 
нормой  прокурор  также  наделяется  правом  обратиться  в  арбит-
ражный  суд  с  заявлением  о  признании  незаконными  решений  и 
действий  (бездействия)  государственных  органов,  органов  мест-
ного  самоуправления,  иных  органов,  должностных  лиц,  если  он 
полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, реше-
ние и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному 
нормативному правовому акту и нарушают права и законные ин-
тересы  граждан,  организаций,  иных  лиц  в  сфере  предпринима-
тельской  и  иной  экономической  деятельности,  незаконно  возла-
гают  на  них  какие-либо  обязанности,  создают  иные  препятствия 
для осуществления предпринимательской и иной экономической 
деятельности. 

Прокурор  компетентен  обращаться  в  арбитражный  суд  с 

требованием о признании сделки недействительной только в слу-
чае, если сделка совершена указанными выше субъектами (госу-
дарственными  органами,  органами  местного  самоуправления, 
иными органами, должностными лицами). Если же оспариваемая 
сделка совершена иными лицами, но ее последствия затрагивают 
права  и  обязанности  перечисленных  лиц,  то  прокурор  не  полно-
мочен обращаться в суд с требованием о признании этой сделки 
недействительной. С  таким требованием в арбитражный суд мо-
жет обратиться заинтересованный компетентный орган или юри-
дическое лицо. 

В заседании арбитражного суда субъекта Российской Феде-

рации (в первой и апелляционной инстанциях) могут участвовать 
на основании служебного удостоверения прокурор субъекта Рос-
сийской Федерации или заместитель прокурора субъекта Россий-
ской Федерации, предъявившие иск, старший помощник, помощ-
ник прокурора, старший прокурор, прокурор управления, отдела. 
Если  прокурором  предъявлен  иск  в  арбитражный  суд  другого