ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7477
Скачиваний: 8
56
привлечении в процесс в качестве третьего лица, не могут быть
объектом самостоятельного обжалования.
Непосредственно в ст. 50 АПК возможность его обжалова-
ния не установлена, в то же время вынесение такого рода опреде-
лений не препятствует дальнейшему движению дела.
4.10 Третьи лица, не заявляющие самостоятельных тре-
бований относительно предмета спора
Под третьими лицами, не заявляющими самостоятельные
требования относительно предмета спора, понимаются такие уча-
ствующие в деле лица, которые вступают в дело на стороне истца
или ответчика для охраны собственных интересов, поскольку су-
дебный акт по делу может повлиять на их права и обязанности по
отношению к одной из сторон (ст. 51 АПК).
Можно выделить следующие признаки третьего лица, не за-
являющего самостоятельных требований относительно предмета
спора:
1) Отсутствие самостоятельного требования на предмет спо-
ра.
Этим рассматриваемые субъекты отличаются от третьих
лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно
предмета спора. Главное же отличие от соответчиков и соистцов
состоит в том, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных
требований, не являются субъектами спорного материального
правоотношения.
2) Отсутствие материально-правовых притязаний к третьим
лицам, не заявляющим самостоятельные требования относитель-
но предмета спора, со стороны истца и третьих лиц, заявляющих
самостоятельные требования относительно предмета спора.
Важным следствием этого является невозможность возло-
жения на третьих лиц каких-либо материально-правовых обязан-
ностей либо разрешения вопросов, касающихся непосредственно
субъективных прав третьих лиц. Это недопустимо ни на основа-
нии судебного решения, ни на основании определения об утвер-
ждении мирового соглашения.
57
3) Вступление третьих лиц, не заявляющих самостоятель-
ные требования относительно предмета спора, в уже возбужден-
ное другими субъектами дело.
4) Участие третьего лица, не заявляющего самостоятельные
требования относительно предмета спора в деле, на стороне ист-
ца или ответчика (если в деле уже участвует третье лицо, заяв-
ляющее самостоятельные требования относительно предмета
спора, то возможен вариант участия в деле на его стороне).
5) Наличие материально-правовой связи с тем лицом, на
стороне которого третье лицо выступает.
6) Цель участия
− отстаивание собственных материально-
правовых интересов, на которые судебный акт по делу может оп-
ределенным образом повлиять.
В качестве примеров привлечения в процесс третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований относительно предме-
та спора, можно привести прямо установленные законом случаи:
часть 1 ст. 462 ГК устанавливает, что если третье лицо по осно-
ванию, возникшему до исполнения договора купли-продажи,
предъявит к покупателю иск об изъятии товара, покупатель обя-
зан привлечь продавца к участию в деле, а продавец обязан всту-
пить в это дело на стороне покупателя.
Инициаторами привлечения в процесс третьих лиц, не заяв-
ляющих самостоятельные требования относительно предмета
спора, могут выступить сами указанные субъекты, истец, ответ-
чик и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования от-
носительно предмета спора.
Арбитражный суд может отказать в удовлетворении хода-
тайства о вступлении (привлечении) третьего лица, не заявляю-
щего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Основанием для такого отказа будет являться отсутствие матери-
ально-правовой связи между третьим лицом и одной из сторон.
Хронологически возможность вступления в процесс для
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования отно-
сительно предмета спора, ограничена моментом принятия судеб-
ного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой
инстанции арбитражного суда.
58
Часть 2 ст. 51 АПК определяет объем процессуальных прав
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования отно-
сительно предмета спора. По объему их права идентичны правам
сторон, за исключением прав, связанных с распорядительными
действиями относительно основания иска либо самих материаль-
но-правовых требований.
Арбитражный суд обязан вынести определение как при
вступлении (привлечении) в дело третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, так и
при отказе в совершении указанных действий.
Возможность обжалования данных определений АПК не
предусмотрена.
Часть 4 ст. 51 АПК определяет правовые последствия всту-
пления третьего лица в дело уже после начала судебного разби-
рательства. В этих случаях рассмотрение дела производится с са-
мого начала.
4.11 Участие в деле прокурора
В соответствии со ст. 52 АПК прокурор может обратиться в
арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных
правовых актов органов государственной власти РФ, органов го-
сударственной власти субъектов РФ, органов местного само-
управления, затрагивающих права и законные интересы органи-
заций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономи-
ческой деятельности; заявлением о признании недействительны-
ми ненормативных правовых актов органов государственной вла-
сти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления, затрагивающих права и законные ин-
тересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности, с иском о признании недейст-
вительными сделок, совершенных органами государственной
власти Российской Федерации, органами местного самоуправле-
ния, государственными и муниципальными унитарными пред-
приятиями, а также юридическими лицами, в уставном фонде ко-
торых есть доля участия Российской Федерации, субъектов Рос-
сийской Федерации, муниципальных образований.
59
Нормативным правовым актом является документ, прини-
маемый компетентным органом, содержащий нормы права, рас-
считанный на неоднократное применение и регулирующий обще-
ственные отношения. Ненормативным правовым актом является
официальный документ, не содержащий нормы права, т.е. акт
индивидуального правоприменения.
Оспаривание прокурором нормативных и ненормативных
актов должно происходить с соблюдением требований о подве-
домственности, а также порядка такого оспаривания. В частно-
сти, оспаривание ряда правовых актов возможно только в Кон-
ституционном Суде РФ или в Верховном Суде РФ; оспаривание
(обжалование) решений, приговоров, определений, постановле-
ний судов производится в порядке, установленном процессуаль-
ным законом о пересмотре судебных актов.
Органами государственной власти Российской Федерации
являются Президент Российской Федерации, Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные фе-
деральные государственные органы, предусмотренные Конститу-
цией Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Конститу-
ции государственную власть в Российской Федерации осуществ-
ляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание
(Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Рос-
сийской Федерации, суды Российской Федерации.
Органами государственной власти субъектов Российской
Федерации являются законодательные (представительные) орга-
ны государственной власти и высшие исполнительные органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, иные
органы государственной власти субъекта Российской Федерации,
образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта
Российской Федерации.
Органами местного самоуправления являются выборные и
другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов
местного самоуправления и не входящие в систему органов госу-
дарственной власти. К ним, в частности, относятся представи-
тельные органы местного самоуправления и должностные лица
местного самоуправления.
Оспаривая нормативный правовой акт, прокурор должен
предъявить требование о признании этого акта недействующим,
60
если он полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его
положения не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нару-
шают права и законные интересы граждан, организаций, иных
лиц в сфере предпринимательской и иной экономической дея-
тельности (ч. 2 ст. 192 АПК).
Нормой, расширяющей полномочия прокуроров по обраще-
нию в арбитражный суд, является ч. 2 ст. 198 АПК. Указанной
нормой прокурор также наделяется правом обратиться в арбит-
ражный суд с заявлением о признании незаконными решений и
действий (бездействия) государственных органов, органов мест-
ного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он
полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, реше-
ние и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту и нарушают права и законные ин-
тересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринима-
тельской и иной экономической деятельности, незаконно возла-
гают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Прокурор компетентен обращаться в арбитражный суд с
требованием о признании сделки недействительной только в слу-
чае, если сделка совершена указанными выше субъектами (госу-
дарственными органами, органами местного самоуправления,
иными органами, должностными лицами). Если же оспариваемая
сделка совершена иными лицами, но ее последствия затрагивают
права и обязанности перечисленных лиц, то прокурор не полно-
мочен обращаться в суд с требованием о признании этой сделки
недействительной. С таким требованием в арбитражный суд мо-
жет обратиться заинтересованный компетентный орган или юри-
дическое лицо.
В заседании арбитражного суда субъекта Российской Феде-
рации (в первой и апелляционной инстанциях) могут участвовать
на основании служебного удостоверения прокурор субъекта Рос-
сийской Федерации или заместитель прокурора субъекта Россий-
ской Федерации, предъявившие иск, старший помощник, помощ-
ник прокурора, старший прокурор, прокурор управления, отдела.
Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого