Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8499
Скачиваний: 25
51
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Существуют два основных способа приобретения граждан-
ства: филиация – по рождению – и натурализация – прием в граж-
данство в соответствии с установленной законом процедурой.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Приобретение гражданства по рождению возможно на основании «права
крови» или «права почвы». «Право крови» означает приобретение ребенком
гражданства родителей, независимо от места рождения. В случае разного граж-
данства родителей вопрос решается письменным соглашением, либо ребенок
приобретает гражданство по месту рождения. «Право почвы» предполагает, что
ребенок, родившийся на территории данного государства, является его гражда-
нином». В некоторых странах «право крови» и «право почвы» используются
как равнозначные основания приобретения гражданства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Статья 29 Конституции Кубы.
Кубинскими гражданами по рождению являются:
а) лица, родившиеся на национальной территории, за исключением детей
иностранцев, находящихся на службе своего правительства или международ-
ных организаций;
б) лица, родившиеся за границей от отца или матери – кубинцев, находя-
щихся там с официальной миссией;
в) лица, родившиеся за границей от отца или матери – кубинцев, по со-
вершении формальностей, указанных законом;
г) лица, родившиеся вне национальной территории от отца или матери –
уроженцев Республики Куба, утративших ее гражданство, если они ходатай-
ствуют о его восстановлении способом, который указывается законом;
д) иностранцы, которые за исключительные заслуги в борьбе за освобож-
дение Кубы стали считаться кубинскими гражданами по рождению.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В других странах правила филиации являются очень строгими: для при-
обретения гражданства Великобритании необходимо наличие и «права крови»,
и «права почвы» одновременно
1
.
1
Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран : учеб. пособие / И. А. Але-
бастрова. – М. : Юрайт-М, 2001. – С. 83.
52
Натурализация, или приобретение гражданства по заявлению, осуществ-
ляется при наличии определенных условий: совершеннолетие, дееспособность,
знание государственного языка, наличие средств к существованию, установ-
ленный срок проживания на территории страны.
Существуют и иные, менее распространенные способы приобретения
гражданства:
• восстановление в гражданстве;
• оптация, т. е. выбор гражданства определенной страны в связи с изме-
нением территории страны (например, Алжир после провозглашения
независимости в течение 3 лет после 1962 г.)
1
;
• регистрация – упрощенный порядок приобретения гражданства для
лиц, имеющих родственников, являющихся гражданами данной стра-
ны
2
;
• почетное гражданство.
Наиболее типичными основаниями прекращения отношений гражданства
являются отказ от гражданства и лишение гражданства.
Отказ от гражданства – это добровольное прекращение отношений граж-
данства по заявлению лица. В выходе из гражданства может быть отказано по
основаниями, указанным в законе.
Лишение гражданства – принудительное прекращение отношений граж-
данства по инициативе государства, применяемое как санкция за определенное
правонарушение. Как правило, лишение гражданства применяется только к
натурализованным гражданам, но в пределах определенного срока после нату-
1
Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник / В. Е. Чиркин. – М. :
Юрист, 1997. – С. 57.
Другой пример – после референдума 1957 г. область Саар, принадлежавшая Франции, пере-
шла к Германии, и жителям было предложено право оптации: либо приобрети немецкое
гражданство, либо сохранить французское (Чудаков М. Ф. Конституционное государствен-
ное право зарубежных стран / М. Ф. Чудаков. – Минск : Харвест, 1998. – С. 257). Примером
оптации в конституционном праве России является выбор гражданства жителями Республи-
ки Крым и г. Севастополя после принятия в состав Российской Федерации (Федеральный
конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) «О принятии
в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации
новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Ст. 4 //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 12. – Ст. 1201).
2
Например, в соответствии со ст. 40 Конституции Боливии 1947 г. женщина – гражданка Бо-
ливии, вступившая в брак с иностранцем, не теряет своего гражданства; женщина-
иностранка, вступая в брак с гражданином Боливии, приобретает гражданство своего мужа
при условии проживания ее в стране, и она не теряет его даже в случае вдовства или развода.
53
рализации (например, в течение 6 лет после натурализации в Австрии)
1
.
Помимо граждан государства на его территории могут проживать ино-
странные граждане, граждане, имеющие двойное гражданство, а также лица без
гражданства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Иностранные граждане – лица, имеющие юридически зна-
чимые доказательства наличия гражданства какого-либо государ-
ства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В целом на иностранных граждан распространяется национальный право-
вой режим. Это означает, что иностранные граждане в основном приравнива-
ются по правовому статусу к гражданам, т. е. обладают теми же правами и обя-
занностями. Исключение составляют политические права и свободы (право
избирать и быть избранными в органы государственной власти, право на объ-
единение в политические партии, свобода демонстраций и митингов). Также
иностранные граждане могут быть ограничены в некоторых социально-
экономических правах: право частной собственности на землю, не могут рабо-
тать на некоторых должностях (капитанами кораблей морского судоходства,
командирами экипажей воздушных судов). Передвижение по стране иностран-
цев может быть ограничено. Вместе с тем, они не несут некоторых обязанно-
стей, например, военной службы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Лица с двойным гражданством (бипатриды) – лица, имею-
щие правовую принадлежность к двум государствам.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Двойное гражданство может возникнуть в результате коллизии законода-
тельства о гражданстве двух государств, каждое из которых предоставляет ре-
бенку гражданство по рождению (как по «праву крови», так и по «праву поч-
вы»). Законодательство большинства государств, допуская двойное
гражданство, не поощряет этого, устанавливая ограничения на занятия некото-
рых должностей в государстве соответствующими лицами. Совпадение обязан-
ностей разрешается по дипломатическим каналам
2
.
1
Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник / В. Е. Чиркин. – М. :
НОРМА: ИНФРА-М, 2012. – С. 73.
2
Алебастрова И. А. Указ. соч. – С. 85.
54
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Апатридами признаются лица, не имеющие юридически зна-
чимых доказательств наличия у них гражданства какого бы то ни
было государства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В отличие от иностранных граждан апатриды не пользуются дипломати-
ческой защитой какого-либо государства
1
. Как правило, в законодательстве о
гражданстве содержатся нормы, направленные на уменьшение случаев отсут-
ствия гражданства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 3
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте понятие конституционного статуса личности. Каково соотно-
шение понятий «человек», «личность» и «гражданство»?
2. В чем разница между правами и свободами?
3. Проклассифицируйте права и свободы человека и гражданина по со-
держанию. В чем особенности личных, политических, социальных и
экономических и прав и свобод? Назовите конституционные обязан-
ности гражданина.
4. Дайте понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина. Назо-
вите виды гарантий.
5. Что такое гражданство, чем оно отличается от подданства?
1
В Эстонии, например, 6,1% жителей являются апатридами. Об этом см. материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Неграждане_(Эстония) (дата обращения: 02.02.2017).
55
4 Конституционные основы гражданского общества
1. Понятие гражданского общества. Структура и принципы граждан-
ского общества.
2. Конституционные основы социально-экономической системы обще-
ства.
3. Конституционные основы политической системы общества.
4. Конституционные основы духовно-культурных отношений.
4.1 Понятие гражданского общества. Структура и принципы
гражданского общества
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Гражданское общество – это система внегосударственных
общественных отношений и институтов, дающая возможность
человеку реализовать его гражданские права и выражающая раз-
нообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
В таком обществе существует широкая сфера публичных отно-
шений, в которой активно действуют массовые движения, пар-
тии, объединяющие граждан, группировки по интересам, убежде-
ниям, а также по иным признакам.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом,
составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое
гражданское общество создает условия для свободных, демократических меж-
личностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и по-
требностей общественных индивидов. Степень независимости институтов
гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движе-
ний, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демо-
кратичности общественно-политической системы оказывает решающее влия-
ние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть
не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на поли-
центричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и
судебной), разграничение между различными общественными субъектами эко-
номических, социальных и политических функций, сфер деятельности стано-