Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8503
Скачиваний: 25
61
различных общественных объединений и организаций, прежде всего профсою-
зов, исключающая необходимость получения для этого предварительных раз-
решений, но не исключающая запрета на создание таких организаций и ассоци-
аций, которые носят антиобщественный, антидемократический, незаконный
характер. Такая свобода предусмотрена конституциями многих стран (ФРГ,
Бельгия, Греция, Дания, Нидерланды, Ирландия и др.).
4.4 Конституционные основы духовно-культурных отношений
Существенную роль в формировании новых социальных контуров граж-
данского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все
элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех ин-
дивидов. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высо-
кий уровень социального, интеллектуального, психологического развития,
внутренней свободы и способны к самостоятельным действиям при включении
в тот или иной институт общественной жизни.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Данная сфера общественных отношений регулируется кон-
ституционным правом в наименьшей мере по сравнению с осталь-
ными подсистемами общественного строя. Это и понятно: ведь речь
идет по существу о внутреннем мире человека.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Базовым принципом, устанавливаемым в этой области, является идеоло-
гическое многообразие. Он, прежде всего, исключает возможность существова-
ния государственной или обязательной идеологии. Идеологическое многообра-
зие означает свободное существование в обществе различных политических и
иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономер-
ным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина,
как свободы мысли и слова, свобода совести. Наиболее важные гарантии дей-
ственности рассматриваемого принципа – отмена цензуры, свобода информа-
ции, издательской деятельности, преподавания; реализация принципа полити-
ческого многообразия. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому
человеку свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять
и защищать их с помощью всех допускаемых конституцией средств, активно
способствовать их осуществлению путем выработки программных документов,
законопроектов.
62
Одним из важнейших элементов этой сферы является образование, кото-
рое во многих конституциях провозглашается приоритетной сферой. Образова-
ние является основой для развития науки и культуры. С помощью образования
происходит передача социальных ценностей от одного поколения к другому.
В ст. 27 испанской Конституции указывается, что образование имеет целью
полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим прин-
ципам общежития и основным правам и свободам. Публичные власти должны
гарантировать родителям возможность давать детям религиозное и моральное
воспитание в соответствии с собственными убеждениями.
В сфере науки и культуры государство может обеспечить исключительно
материальную сторону дела. Эᴛᴏ достаточно сильный инструмент, позволяю-
щий целенаправленно воздействовать на развитие данной сферы в определен-
ных направлениях. Демократическое государство в принципе воздерживается
от такого воздействия, так как оно сковывает развитие науки и культуры, под-
час уродует его и, в конце концов, ведет к отставанию общества во всех отно-
шениях, за исключением, может быть, каких-то немногочисленных особо по-
ощряемых участков. Но и на данных участках наука и культура в случае такого
одностороннего государственного воздействия неизбежно отстают, поскольку
нарушена их целостность.
Важнейшим институтом духовно-культурной сферы является религия.
Как система мировоззренческих представлений и верований религия служит
объединяющим людей фактором и, как отмечалось, даже фактором государ-
ствообразующим. Стоит заметить, что она накладывает отпечаток на многие
институты не только духовно-культурной, но и политической жизни общества.
Естественно поэтому конституционное право не может игнорировать религию.
Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется
в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести и регулиро-
вания отношений между государством и церковью. При этом обычно в той или
иной форме провозглашается отделение церкви от государства. Согласно,
например, ч. 3 ст. 16 испанской Конституции, «никакое вероисповедание не бу-
дет иметь государственного характера. Публичные власти будут принимать во
внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать соот-
ветствующие отношения с Католической церковью и другими вероисповедани-
ями».
Конституции демократических государств гарантируют и особо защища-
ют религиозные меньшинства. Вместе с тем в отдельных странах встречаются
63
случаи определенного предпочтения наиболее распространенных в стране ве-
рований, например в Греции. Чаще, однако, эᴛᴏ имеет место в исламских госу-
дарствах с авторитарными и тоталитарными политическими режимами.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 4
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте определение понятия «гражданское общество».
2. Охарактеризуйте принципы гражданского общества.
3. Дайте характеристику политическим, экономическим, социально-
культурным основам гражданского общества.
64
5 Конституционно-правовое положение
негосударственных организаций
1. Основы и пределы правового регулирования негосударственных орга-
низаций.
2. Конституционно-правовой статус политических партий.
3. Правовое положение общественных объединений.
5.1 Основы и пределы правового регулирования
негосударственных организаций
Систему негосударственных организаций образуют политические партии,
социально-экономические и социально-культурные общественные объедине-
ния, массовые общественные движения.
В конституционном праве изучаются лишь те объединения, которые
имеют публичный характер, т. е. главной целью их создания является не извле-
чение прибыли, а участие в общественной жизни. Так, ч. 1 ст. 12 Конституции
Греции гласит: «Греки имеют право образовывать союзы и объединения, не
ставящие целью извлечение прибыли, соблюдая при этом законы государства,
которые ни в коем случае не могут предусматривать, что осуществлению этого
права должно предшествовать предварительное разрешение». О некоммерче-
ском характере общественных объединений прямо говорит и часть первая §48
Конституции Эстонской Республики 1992 г.: «Каждый имеет право вступать в
некоммерческие общества и союзы».
Не будучи непосредственными носителями государственной власти, не-
государственные организации являются важными элементами гражданского
общества, выполняют функции «посредников» между государством и обще-
ством, опосредуют интересы граждан в сфере государственной власти.
В постсоциалистических странах сравнительно часто в разных вариантах
встречается формула с указанием на цели такого объединения: «Каждый имеет
право свободно объединяться с другими лицами для защиты своих экономиче-
ских и социальных интересов» (ч. 1 ст. 37 Конституции Словакии); «Гражданам
гарантируется право на свободное объединение для защиты своих интересов
или выражения социальных, экономических, политических, национальных,
культурных и иных убеждений и целей. Для этого граждане могут свободно со-
65
здавать политические партии, профсоюзы и иные объединения, присоединяться
к ним или выходить из них» (ст. 43 Конституции Хорватии).
Внутренняя организация и деятельность политических партий и обще-
ственных объединений регулируется их уставами – документами, принимае-
мыми самими этими объединениями на их съездах. Государство не вмешивает-
ся во внутренние дела общественных объединений, но в силу того, что они
имеют публичный характер, на законодательном уровне регулирует принципи-
альные аспекты их структуры и деятельности, имеющие значение для общества
в целом.
Конституции и текущее законодательство обычно предусматривают:
1) порядок создания и регистрации общественных объединений;
2) роль в жизни общества;
3) общие принципы организации и деятельности;
4) порядок финансирования;
5) порядок прекращения деятельности.
5.2 Конституционно-правовой статус политических партий
Наиболее значимой для конституционно-правовых отношений формой
негосударственной организации является политическая партия.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Политическая партия – это добровольная устойчивая са-
моуправляющаяся организация граждан, созданная на основе общ-
ности убеждений и целей ее членов, действующая на основе прин-
ципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не
извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, куль-
турных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и
выражении политической воли народа и в борьбе за государствен-
ную власть мирными, конституционными средствами.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К числу существенных признаков политической партии относят следую-
щие: 1) свободно создаваемая автономная организация, действующая на нача-
лах самоуправления; 2) устойчивая организация, объединяющая граждан на по-
стоянной основе (разумеется, с правом выхода); 3) объединение в партию
осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов – общности
убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях;
4) партия не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подраз-