Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8503

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61 

различных общественных объединений и организаций, прежде всего профсою-
зов,  исключающая  необходимость  получения  для  этого  предварительных  раз-
решений, но не исключающая запрета на создание таких организаций и ассоци-
аций,  которые  носят  антиобщественный,  антидемократический,  незаконный 
характер.  Такая  свобода  предусмотрена  конституциями  многих  стран  (ФРГ, 
Бельгия, Греция, Дания, Нидерланды, Ирландия и др.). 

4.4 Конституционные основы духовно-культурных отношений 

Существенную роль в формировании новых социальных контуров граж-

данского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все 
элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех ин-
дивидов.  Гражданское  общество  жизнеспособно,  если  его  члены  имеют  высо-
кий  уровень  социального,  интеллектуального,  психологического  развития, 
внутренней свободы и способны к самостоятельным действиям при включении 
в тот или иной институт общественной жизни. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Данная  сфера  общественных  отношений  регулируется  кон-

ституционным правом в наименьшей мере по сравнению с осталь-
ными подсистемами общественного строя. Это и понятно: ведь речь 
идет по существу о внутреннем мире человека. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Базовым принципом, устанавливаемым в этой области, является идеоло-

гическое многообразие. Он, прежде всего, исключает возможность существова-
ния государственной или обязательной идеологии. Идеологическое многообра-
зие означает свободное  существование в  обществе различных  политических и 
иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономер-
ным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, 
как свободы мысли и слова, свобода совести. Наиболее важные гарантии дей-
ственности  рассматриваемого  принципа  –  отмена  цензуры,  свобода  информа-
ции,  издательской  деятельности,  преподавания;  реализация  принципа  полити-
ческого  многообразия.  Многообразие  в  сфере  идеологии  позволяет  каждому 
человеку свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять 
и  защищать  их  с  помощью  всех  допускаемых  конституцией  средств,  активно 
способствовать их осуществлению путем выработки программных документов, 
законопроектов. 
 

 


background image

62 

Одним из важнейших элементов этой сферы является образование, кото-

рое во многих конституциях провозглашается приоритетной сферой. Образова-
ние является основой для развития науки и культуры. С помощью образования 
происходит  передача  социальных  ценностей  от  одного  поколения  к  другому. 
В ст. 27  испанской  Конституции  указывается,  что  образование  имеет  целью 
полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим прин-
ципам общежития и основным правам и свободам. Публичные власти должны 
гарантировать  родителям  возможность  давать  детям  религиозное  и  моральное 
воспитание в соответствии с собственными убеждениями. 

В сфере науки и культуры государство может обеспечить исключительно 

материальную  сторону  дела.  Эᴛᴏ  достаточно  сильный  инструмент,  позволяю-
щий  целенаправленно  воздействовать  на  развитие данной  сферы  в  определен-
ных  направлениях.  Демократическое  государство  в  принципе  воздерживается 
от такого воздействия, так как оно сковывает развитие науки и культуры, под-
час уродует его и, в конце концов, ведет к отставанию общества во всех отно-
шениях,  за  исключением,  может  быть,  каких-то  немногочисленных  особо  по-
ощряемых участков. Но и на данных участках наука и культура в случае такого 
одностороннего  государственного  воздействия  неизбежно  отстают,  поскольку 
нарушена их целостность. 

Важнейшим  институтом  духовно-культурной  сферы  является  религия. 

Как  система  мировоззренческих  представлений  и  верований  религия  служит 
объединяющим  людей  фактором  и,  как  отмечалось,  даже  фактором  государ-
ствообразующим.  Стоит  заметить,  что  она  накладывает  отпечаток  на  многие 
институты не только духовно-культурной, но и политической жизни общества. 
Естественно поэтому конституционное право не может игнорировать религию. 
Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется 
в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести и регулиро-
вания отношений между государством и церковью. При этом обычно в той или 
иной  форме  провозглашается  отделение  церкви  от  государства.  Согласно, 
например, ч. 3 ст. 16 испанской Конституции, «никакое вероисповедание не бу-
дет иметь государственного характера. Публичные власти будут принимать во 
внимание  религиозные  верования  испанского  общества  и  поддерживать  соот-
ветствующие отношения с Католической церковью и другими вероисповедани-
ями». 

Конституции демократических государств гарантируют и особо защища-

ют религиозные меньшинства. Вместе с тем в отдельных странах встречаются 


background image

63 

случаи  определенного  предпочтения  наиболее  распространенных  в  стране  ве-
рований, например в Греции. Чаще, однако, эᴛᴏ имеет место в исламских госу-
дарствах с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 4 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Дайте определение понятия «гражданское общество». 
2.  Охарактеризуйте принципы гражданского общества. 
3.  Дайте  характеристику  политическим,  экономическим,  социально-

культурным основам гражданского общества. 

 

 

 


background image

64 

5 Конституционно-правовое положение  

негосударственных организаций 

1.  Основы и пределы правового регулирования негосударственных орга-

низаций.  

2.  Конституционно-правовой статус политических партий.  
3.  Правовое положение общественных объединений. 

5.1 Основы и пределы правового регулирования  

негосударственных организаций 

Систему негосударственных организаций образуют политические партии, 

социально-экономические  и  социально-культурные  общественные  объедине-
ния, массовые общественные движения. 

В конституционном  праве  изучаются  лишь  те  объединения,  которые 

имеют публичный характер, т. е. главной целью их создания является не извле-
чение прибыли, а участие в общественной жизни. Так, ч. 1 ст. 12 Конституции 
Греции  гласит:  «Греки  имеют  право  образовывать  союзы  и  объединения,  не 
ставящие целью извлечение прибыли, соблюдая при этом законы государства, 
которые ни в коем случае не могут предусматривать, что осуществлению этого 
права  должно  предшествовать  предварительное  разрешение».  О  некоммерче-
ском характере общественных объединений прямо говорит и часть первая §48 
Конституции Эстонской Республики 1992 г.: «Каждый имеет право вступать в 
некоммерческие общества и союзы». 

Не  будучи  непосредственными  носителями  государственной  власти,  не-

государственные  организации  являются  важными  элементами  гражданского 
общества,  выполняют  функции  «посредников»  между  государством  и  обще-
ством,  опосредуют  интересы  граждан  в  сфере  государственной  власти. 
В постсоциалистических  странах  сравнительно  часто  в  разных  вариантах 
встречается формула с указанием на цели такого объединения: «Каждый имеет 
право свободно объединяться с другими лицами для защиты своих экономиче-
ских и социальных интересов» (ч. 1 ст. 37 Конституции Словакии); «Гражданам 
гарантируется  право  на  свободное  объединение  для  защиты  своих  интересов 
или  выражения  социальных,  экономических,  политических,  национальных, 
культурных и иных убеждений и целей. Для этого граждане могут свободно со-


background image

65 

здавать политические партии, профсоюзы и иные объединения, присоединяться 
к ним или выходить из них» (ст. 43 Конституции Хорватии). 

Внутренняя  организация  и  деятельность  политических  партий  и  обще-

ственных  объединений  регулируется  их  уставами  –  документами,  принимае-
мыми самими этими объединениями на их съездах. Государство не вмешивает-
ся  во  внутренние  дела  общественных  объединений,  но  в  силу  того,  что  они 
имеют публичный характер, на законодательном уровне регулирует принципи-
альные аспекты их структуры и деятельности, имеющие значение для общества 
в целом. 

Конституции и текущее законодательство обычно предусматривают: 
1)  порядок создания и регистрации общественных объединений; 
2)  роль в жизни общества; 
3)  общие принципы организации и деятельности; 
4)  порядок финансирования; 
5)  порядок прекращения деятельности. 

5.2 Конституционно-правовой статус политических партий 

Наиболее  значимой  для  конституционно-правовых  отношений  формой 

негосударственной организации является политическая партия. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Политическая  партия  –  это  добровольная  устойчивая  са-

моуправляющаяся  организация  граждан,  созданная  на  основе  общ-

ности  убеждений  и  целей  ее  членов,  действующая  на  основе  прин-

ципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не 

извлечение  прибыли  или  удовлетворение  профессиональных,  куль-

турных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и 

выражении политической воли народа и в борьбе за государствен-

ную власть мирными, конституционными средствами. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

К числу существенных признаков политической партии относят следую-

щие:  1) свободно  создаваемая  автономная  организация,  действующая  на  нача-
лах самоуправления; 2) устойчивая организация, объединяющая граждан на по-
стоянной  основе  (разумеется,  с  правом  выхода);  3) объединение  в  партию 
осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов – общности 
убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; 
4) партия не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подраз-