Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8502
Скачиваний: 25
56
вятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жиз-
ненным принципом.
Развитое гражданское общество обладает такой степенью независимости
и автономии от государства, которая гарантирует безопасность личности от
злоупотреблений, связанных с недобросовестным использованием государ-
ственной власти. Каждый член гражданского общества является прежде всего
субъектом права, а только уж потом – гражданином государства, именно по-
этому гражданское общество защищает права человека, в то время как с госу-
дарством связаны права гражданина.
Гражданскому обществу, которое сложилось в развитых демократических
странах, присущи дополнительные характеристики, одной из которых является
открытость. Открытость гражданского общества предполагает высокую соци-
альную мобильность ее членов. Такое общество само регулирует деятельность
важнейших своих институтов и делегирует государству столько полномочий,
сколько считает необходимым.
Гражданское общество находится в диалектической взаимосвязи с госу-
дарством. Она проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем
менее заметна роль государства. И наоборот – неразвитое гражданское обще-
ство приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает пер-
вое.
Гражданское общество обладает рядом существенных признаков:
• наличие социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены
свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда,
разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их за-
щита, добросовестная конкуренция;
• обеспечение социальной защищенности граждан, достойной жизни и
развития человека;
• признание приоритета прав человека, подлинных свобод и демокра-
тии;
• свобода инициативы граждан и их коллективов на основе принципов
самоуправления и саморегулирования.
Важнейшие структурные элементы гражданского общества:
• добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся
общности людей (различные ассоциации, хозяйственные корпорации
и другие общественные объединения);
57
• совокупность негосударственных (неполитических) общественных
отношений;
• производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и тради-
ции;
• сфера жизни свободных индивидов и их организаций, защищенная от
вмешательства государственной власти.
Названные элементы закрепляются в законодательстве зарубежных стран
в качестве конституционных основ экономических и социальных отношений,
функционирования политической системы общества, организации духовной
жизни населения страны.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде
принципов.
В их числе:
1) равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
2) гарантированная юридическая защита прав и свобод граж-
дан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем миро-
вом сообществе;
3) экономическая независимость индивидов, основанная на
праве каждого иметь собственность или получать справедливое
вознаграждение за честный труд;
4) гарантированная законом возможность граждан объеди-
няться в независимые от государства и партий общественные объ-
единения по интересам и профессиональным признакам;
5) свобода граждан в образовании партий и гражданских дви-
жений;
6) создание необходимых материальных и прочих условий
для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан,
формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых
и социально активных, ответственных перед законом членов обще-
ства;
7) свобода создания и деятельности средств массовой инфор-
мации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только
законом;
8) существование механизма, стабилизирующего отношения
между государством и гражданским обществом (механизм консен-
58
суса). Этот механизм, формальный или неформальный, включает
законодательные акты, демократические выборы народных пред-
ставителей в различные органы власти, институты самоуправления
и т. д.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Указанные принципы закрепляются в конституциях и являются показате-
лями степени зрелости гражданского общества. Поэтому закрепление в консти-
туционных нормах основ гражданского общества позволяет юридически обес-
печить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от
незаконного вмешательства в дела общества, установить границы и пределы
государственного воздействия на общественные отношения.
4.2 Конституционные основы социально-экономической
системы общества
Фундамент гражданского общества составляют отношения, связанные с
обеспечением жизнедеятельности общества.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Прежде всего, это экономические отношения, основанные на
экономическом плюрализме, многообразии форм собственности
при соблюдении интересов личности и общества в целом. Именно
экономический плюрализм дает возможность преодолеть суще-
ствующее отчуждение человека от средств производства. Граждан-
ское общество только тогда будет жизнеспособно, когда каждый
его член станет обладать вполне конкретной собственностью или
иметь право на использование и распоряжение собственностью,
произведенным им общественным продуктом по своему усмотре-
нию. Современные конституции содержат специальные разделы
(главы), закрепляющие нормы, регулирующие указанные отноше-
ния (гл. 3 Конституции Испании – «Об основных принципах эконо-
мической и социальной политики», разд. 3 ч. 1 Конституции Ита-
лии – «Экономические отношения»).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституции демократических государств устанавливают равноправие
всех форм собственности – частной, государственной, муниципальной и др.
Вместе с тем, правовой режим различных форм собственности может отличать-
59
ся
1
. Например, ст. 42 Конституции Италии устанавливает, что «собственность
может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат
государству, обществам или частным лицам. Частная собственность признается
и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и поль-
зования, а также ее пределы с целью обеспечения ее социальной функции и до-
ступности для всех. В предусмотренных законом случаях частная собствен-
ность может быть отчуждена в общих интересах при условии выплаты
компенсации».
В условиях современной рыночной экономики провозглашается свобода
экономической деятельности: «Экономическая система Республики Сербия
должна основываться на рыночной экономике, открытом и свободном рынке,
свободе предпринимательства, независимости субъектов предпринимательства
и равенстве частной и других форм собственности» (ст. 84 Конституции Сер-
бии). Вмешательство государства в экономическую сферу ограничивается как
на конституционном уровне, так и на уровне текущего законодательства. Кон-
ституции демократических стран закрепляют свободу конкуренции и антимо-
нопольную политику: «Акты, которые противоречат Закону и ограничивают
свободную конкуренцию путем создания или злоупотреблением монопольным
или доминирующим положением, должны быть строго запрещены» (ст. 84
Конституции Сербии).
Большое значение в новых конституциях придается роли труда. В от-
дельных конституциях труд провозглашается основой общества, устанавлива-
ется обязанность трудиться в его интересах: «Все испанцы обязаны трудиться и
имеют право на труд и на свободный выбор профессии или занятия, продвиже-
ние по службе и на вознаграждение, достаточное для удовлетворения своих по-
требностей и потребностей своей семьи, при условиях, что не может иметь ме-
ста дискриминация по признакам пола» (ст. 35 Конституции Испании).
Признается право на создание и деятельность профессиональных, пред-
принимательских и профсоюзных организаций. Работники и руководители
предприятий имеют право защищать свои экономические и социальные интере-
сы. Закон определяет условия осуществления этого права, гарантируя сотруд-
ничество в оказании основополагающих услуг обществу.
1
Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник / В. Е. Чиркин. – М. :
НОРМА: ИНФРА-М, 2012. – С. 111.
60
4.3 Конституционные основы политической системы общества
В большинстве конституций стран мира в первых статьях содержатся
нормы, характеризующие политическую систему, прежде всего через опреде-
ление сущности, целей и основных форм государства: «1. Испания конституи-
руется как правовое демократическое социальное государство, которое провоз-
глашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство
и политический плюрализм. 2. Носителем национального суверенитета являет-
ся испанский народ, источник государственной власти. 3. Политической фор-
мой испанского государства является парламентская монархия» (ст. 1 Консти-
туции Испании).
Учитывая то, что государство, составляющее основу политической си-
стемы, тем не менее, не исчерпывает ее, конституции чаще всего включают ха-
рактеристику конституционных основ организации и деятельности и других
элементов политической системы. Так, Конституция Португалии содержит гла-
ву «Права, свободы и гарантии политического участия» и раздел, посвященный
общим принципам организации политической власти.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В рамках общей характеристики политической системы сле-
дует особо выделить проблему участия граждан в политике.
В современных конституциях отмечается, что «прямое и активное
участие граждан в политической жизни является условием и важ-
ным инструментом упрочения демократической жизни» (ст. 109
Конституции Португалии).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституции также закрепляют такие формы политического участия, как
право на участие в выборах, на занятие государственных должностей, на пода-
чу петиций и народные акции и др.
Особое значение в обеспечении политического участия имеет свобода со-
здания и членства в политических партиях и организациях, являющихся важной
составной частью политической системы. Для современных конституций демо-
кратических стран наиболее характерной чертой является признание принципа
политического плюрализма (принцип, содействующий существованию много-
образия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в
органах государственной власти).
Другая общая важная черта конституционных основ современной демо-
кратической политической системы – свобода создания и функционирования