Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8502

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56 

вятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жиз-
ненным принципом. 

Развитое гражданское общество обладает такой степенью независимости 

и  автономии  от  государства,  которая  гарантирует  безопасность  личности  от 
злоупотреблений,  связанных  с  недобросовестным  использованием  государ-
ственной  власти.  Каждый  член  гражданского  общества  является  прежде  всего 
субъектом  права,  а  только  уж  потом  –  гражданином  государства,  именно  по-
этому гражданское общество защищает права человека, в то время как с госу-
дарством связаны права гражданина. 

Гражданскому обществу, которое сложилось в развитых демократических 

странах, присущи дополнительные характеристики, одной из которых является 
открытость.  Открытость  гражданского  общества  предполагает  высокую  соци-
альную мобильность ее членов. Такое общество само регулирует деятельность 
важнейших  своих  институтов  и  делегирует  государству  столько  полномочий, 
сколько считает необходимым. 

Гражданское  общество  находится  в  диалектической  взаимосвязи  с  госу-

дарством. Она проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем 
менее  заметна  роль  государства.  И наоборот  –  неразвитое  гражданское  обще-
ство  приводит  к  чрезмерному  усилению  государства,  которое  поглощает  пер-
вое. 

Гражданское общество обладает рядом существенных признаков: 

•  наличие  социального  рыночного  хозяйства,  в  котором  обеспечены 

свобода  экономической  деятельности,  предпринимательства,  труда, 
разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их за-
щита, добросовестная конкуренция; 

•  обеспечение  социальной  защищенности  граждан,  достойной  жизни  и 

развития человека; 

•  признание  приоритета  прав  человека,  подлинных  свобод  и  демокра-

тии; 

•  свобода инициативы граждан и их коллективов на основе принципов 

самоуправления и саморегулирования. 

Важнейшие структурные элементы гражданского общества: 

•  добровольно  сформировавшиеся  первичные  самоуправляющиеся 

общности  людей  (различные  ассоциации,  хозяйственные  корпорации 
и другие общественные объединения); 


background image

57 

•  совокупность  негосударственных  (неполитических)  общественных 

отношений; 

•  производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и тради-

ции; 

•  сфера жизни свободных индивидов и их организаций, защищенная от 

вмешательства государственной власти. 

Названные элементы закрепляются в законодательстве зарубежных стран 

в  качестве  конституционных  основ  экономических  и  социальных  отношений, 
функционирования  политической  системы  общества,  организации  духовной 
жизни населения страны. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Гражданское  общество  функционирует,  основываясь  на  ряде 

принципов. 

В их числе: 
1) равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; 
2) гарантированная юридическая защита прав и свобод граж-

дан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем миро-
вом сообществе; 

3)  экономическая  независимость  индивидов,  основанная  на 

праве  каждого  иметь  собственность  или  получать  справедливое 
вознаграждение за честный труд; 

4)  гарантированная  законом  возможность  граждан  объеди-

няться в независимые от государства и партий общественные объ-
единения по интересам и профессиональным признакам; 

5) свобода граждан в образовании партий и гражданских дви-

жений; 

6)  создание  необходимых  материальных  и  прочих  условий 

для развития  науки,  культуры,  образования и  воспитания граждан, 
формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых 
и социально активных, ответственных перед законом членов обще-
ства; 

7) свобода создания и деятельности средств массовой инфор-

мации  вне  рамок  государственной  цензуры,  ограниченная  только 
законом; 

8)  существование  механизма,  стабилизирующего  отношения 

между  государством  и  гражданским обществом (механизм  консен-


background image

58 

суса).  Этот  механизм,  формальный  или  неформальный,  включает 
законодательные  акты,  демократические  выборы  народных  пред-
ставителей в различные органы власти, институты самоуправления 
и т. д.   
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Указанные принципы закрепляются в конституциях и являются показате-

лями степени зрелости гражданского общества. Поэтому закрепление в консти-
туционных нормах основ гражданского общества позволяет юридически обес-
печить  независимость  общества  от  государства,  предусмотреть  гарантии  от 
незаконного  вмешательства  в  дела  общества,  установить  границы  и  пределы 
государственного воздействия на общественные отношения. 

4.2 Конституционные основы социально-экономической  

системы общества 

Фундамент  гражданского  общества  составляют  отношения,  связанные  с 

обеспечением жизнедеятельности общества. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Прежде всего, это экономические отношения, основанные на 

экономическом  плюрализме,  многообразии  форм  собственности 
при  соблюдении  интересов  личности  и  общества  в  целом.  Именно 
экономический  плюрализм  дает  возможность  преодолеть  суще-
ствующее отчуждение человека от средств производства. Граждан-
ское  общество  только  тогда  будет  жизнеспособно,  когда  каждый 
его  член  станет  обладать  вполне  конкретной  собственностью  или 
иметь  право  на  использование  и  распоряжение  собственностью, 
произведенным  им  общественным  продуктом  по  своему  усмотре-
нию.  Современные  конституции  содержат  специальные  разделы 
(главы),  закрепляющие  нормы,  регулирующие  указанные  отноше-
ния (гл. 3 Конституции Испании – «Об основных принципах эконо-
мической  и  социальной  политики»,  разд. 3  ч. 1  Конституции  Ита-
лии – «Экономические отношения»). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституции  демократических  государств  устанавливают  равноправие 

всех  форм  собственности  –  частной,  государственной,  муниципальной  и  др. 
Вместе с тем, правовой режим различных форм собственности может отличать-


background image

59 

ся

1

.  Например,  ст. 42  Конституции  Италии  устанавливает,  что  «собственность 

может  быть  государственной  или  частной.  Экономические  блага  принадлежат 
государству, обществам или частным лицам. Частная собственность признается 
и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и поль-
зования, а также ее пределы с целью обеспечения ее социальной функции и до-
ступности  для  всех.  В предусмотренных  законом  случаях  частная  собствен-
ность  может  быть  отчуждена  в  общих  интересах  при  условии  выплаты 
компенсации». 

В условиях  современной  рыночной  экономики  провозглашается  свобода 

экономической  деятельности:  «Экономическая  система  Республики  Сербия 
должна  основываться  на  рыночной  экономике,  открытом  и  свободном  рынке, 
свободе предпринимательства, независимости субъектов предпринимательства 
и  равенстве  частной  и  других  форм  собственности»  (ст. 84  Конституции  Сер-
бии).  Вмешательство  государства  в  экономическую  сферу  ограничивается  как 
на конституционном уровне, так и на уровне текущего законодательства. Кон-
ституции  демократических  стран  закрепляют  свободу  конкуренции  и  антимо-
нопольную  политику:  «Акты,  которые  противоречат  Закону  и  ограничивают 
свободную конкуренцию путем создания или злоупотреблением монопольным 
или  доминирующим  положением,  должны  быть  строго  запрещены»  (ст. 84 
Конституции Сербии). 

Большое  значение  в  новых  конституциях  придается  роли  труда.  В  от-

дельных  конституциях  труд  провозглашается  основой  общества,  устанавлива-
ется обязанность трудиться в его интересах: «Все испанцы обязаны трудиться и 
имеют право на труд и на свободный выбор профессии или занятия, продвиже-
ние по службе и на вознаграждение, достаточное для удовлетворения своих по-
требностей и потребностей своей семьи, при условиях, что не может иметь ме-
ста дискриминация по признакам пола» (ст. 35 Конституции Испании). 

Признается  право  на  создание  и  деятельность  профессиональных,  пред-

принимательских  и  профсоюзных  организаций.  Работники  и  руководители 
предприятий имеют право защищать свои экономические и социальные интере-
сы.  Закон  определяет  условия  осуществления  этого  права,  гарантируя  сотруд-
ничество в оказании основополагающих услуг обществу. 

                                           

1

Чиркин  В.  Е.  Конституционное  право  зарубежных  стран  :  учебник  /  В.  Е.  Чиркин.  –  М.  : 

НОРМА: ИНФРА-М, 2012. – С. 111. 


background image

60 

4.3 Конституционные основы политической системы общества 

В  большинстве  конституций  стран  мира  в  первых  статьях  содержатся 

нормы,  характеризующие  политическую  систему,  прежде  всего  через  опреде-
ление сущности, целей и основных форм государства: «1. Испания конституи-
руется как правовое демократическое социальное государство, которое провоз-
глашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство 
и политический плюрализм. 2. Носителем национального суверенитета являет-
ся  испанский  народ,  источник  государственной  власти.  3. Политической  фор-
мой  испанского  государства  является парламентская  монархия»  (ст. 1 Консти-
туции Испании). 

Учитывая  то,  что  государство,  составляющее  основу  политической  си-

стемы, тем не менее, не исчерпывает ее, конституции чаще всего включают ха-
рактеристику  конституционных  основ  организации  и  деятельности  и  других 
элементов политической системы. Так, Конституция Португалии содержит гла-
ву «Права, свободы и гарантии политического участия» и раздел, посвященный 
общим принципам организации политической власти. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В рамках  общей  характеристики  политической  системы  сле-

дует  особо  выделить  проблему  участия  граждан  в  политике. 
В современных  конституциях  отмечается,  что  «прямое  и  активное 
участие  граждан  в  политической  жизни  является  условием  и  важ-
ным  инструментом  упрочения  демократической  жизни»  (ст. 109 
Конституции Португалии). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституции также закрепляют такие формы политического участия, как 

право на участие в выборах, на занятие государственных должностей, на пода-
чу петиций и народные акции и др. 

Особое значение в обеспечении политического участия имеет свобода со-

здания и членства в политических партиях и организациях, являющихся важной 
составной частью политической системы. Для современных конституций демо-
кратических стран наиболее характерной чертой является признание принципа 
политического  плюрализма  (принцип,  содействующий  существованию  много-
образия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в 
органах государственной власти). 

Другая  общая  важная  черта  конституционных  основ  современной  демо-

кратической  политической  системы  –  свобода  создания  и  функционирования