Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8494
Скачиваний: 25
41
2) они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает
соответствующие обязанности на государство и других граждан и
предполагает определенную этику и законность поведения государ-
ственных служащих, а равно требование к членам общества не нару-
шать права и свободы других;
3) особо значимы и наиболее уязвимы.
Цель данной группы прав и свобод состоит в охране и защите той сферы,
где проявляется индивидуальность и личностное своеобразие человека. Иными
словами, речь идет об ограждении автономии личности, пространства действия
индивидуальных, частных интересов.
Политические права связаны с участием в общественно-политической
жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на
государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти
права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. К по-
литическим правам относятся такие, как право собраний, митингов, демонстра-
ций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть из-
бранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в
отправлении правосудия; право на обращение.
Политические права являются непременным условием реализации всех
других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии и
выступают как средство контроля за властью, не позволяющее ей приобрети
всеобъемлющий диктаторский характер. Именно этим объясняется стремление
тоталитарных режимов ограничить политические права и тем самым освобо-
дить себя от контроля со стороны граждан.
Права и свободы, входящие в группу социально-экономических, образу-
ют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. В их число
входят культурные права, которые в силу относительной самостоятельности
можно выделить и в самостоятельную группу. Они относятся к таким важным
сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, обра-
зование, и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других
социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает
государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень
жизни человека, его свободное развитие.
Отношение к социально-экономическим правам в различных странах не-
одинаково. В государствах тоталитарного социализма им придается особое зна-
чение, и они находятся на первом месте в главе конституций о правах и обязан-
42
ностях граждан. В постсоциалистических конституциях они оттеснены назад
естественными правами человека. В конституциях капиталистических стран, а
также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с
другими правами.
В конституциях, принятых до Первой мировой войны, не говорилось о
социально-экономических правах личности и граждан. Включение таких поло-
жений в широком масштабе (отдельные упоминания встречались в конститу-
ции Мексики 1917 г., Веймарской конституции Германии 1919 г.) связано с
опытом России, затем СССР и других стран тоталитарного социализма. После
Второй мировой войны положения о социально-экономических правах граждан
стали включаться в конституции капиталистических стран (в японскую 1946 г.,
итальянскую 1947 г.). Однако и сейчас не только в действующих старых кон-
ституциях (например, США), но и во многих новых основных законах нет норм
о социально-экономических правах граждан, а во многих случаях (в том числе
и в некоторых постсоциалистических государствах) соответствующие положе-
ния сформулированы как пожелания, как определенные намерения государства.
К тому же нормы о социально-экономических правах допускают иные вариан-
ты (право на труд не исключает безработицы). В ряде стран положения о соци-
ально-экономических правах включены в разделы о директивных принципах
политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защища-
емые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительства (Индия, Ни-
герия, Филиппины и др.).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституционно-правовой институт обязанностей граждан
начал оформляться и приобретать юридическое выражение лишь
после Второй мировой войны. В целом обязанности имеют различ-
ную природу. Кроме вытекающих из принадлежности лица к граж-
данству государства, связанных с его статусом члена общества, все
отрасли права закрепляют круг обязанностей, соответствующих
другим видам правового статуса личности. Это обязанности лица
как депутата, как избирателя, как служащего различных органов
государственного механизма и органов местного самоуправления,
как обладателя других видов правового статуса (предпринимателя,
банкира, рабочего, служащего, учащегося, обвиняемого, свидетеля
и т. п.).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
43
Традиционными обязанностями, которые государство молчаливо или от-
крыто возлагало на своих граждан, являлись: подчинение законам и иным нор-
мативным актам, уплата налогов и воинская повинность. В новейших консти-
туциях появляется не только сам термин «обязанности граждан», но даже
соответствующие главы и разделы (в итальянской Конституции часть I «Права
и обязанности граждан», в Конституции Венесуэлы часть III «Личные и обще-
ственные права и обязанности», в Конституции Панамы раздел III «Личные и
социальные права и обязанности», в Конституции Испании секция 2 главы I
«О правах и обязанностях граждан»).
Наряду с провозглашением свободы труда и даже права на труд в некото-
рых конституциях декларируется обязанность трудиться. Так, Конституция
Гватемалы устанавливает: «Труд является правом. Всякое лицо обязано своим
трудом способствовать социальному прогрессу и благосостоянию. Бродяжни-
чество наказуемо» (ст. 112); Конституция Коста-Рики гласит: «Труд является
правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство
должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным
трудом...» (ст. 56); в Конституции Испании говорится: «Все испанцы имеют
право на труд и обязаны трудиться...» (ст. 35).
Аналогичные положения содержатся в конституциях Панамы, Уругвая,
Японии, Габонской Республики и некоторых других. Несмотря на всю свою де-
кларативность, эта обязанность демократична по своему характеру, ибо она
укрепляет легальные позиции трудящихся в борьбе против безработицы.
Довольно широкое распространение получило провозглашение такой
обязанности, как забота о детях. Так, в ст. 30 Конституции Итальянской Рес-
публики провозглашается: «Родители вправе и обязаны содержать, обучать и
воспитывать детей, даже если они рождены вне брака».
3.5 Гарантии конституционных прав и свобод
Государство не может и не должно принуждать граждан к использованию
права. Вместе с тем нормальное функционирование общества без использова-
ния гражданином прав и свобод невозможно. Поэтому государство не ограни-
чивается юридической фиксацией прав граждан. Закрепляя права и свободы
личности, государство берет на себя обязанность гарантировать их осуществле-
ние всеми доступными ему средствами: правовыми, экономическими, полити-
ческими, культурными. Чем выше степень реализации прав и свобод личности,
44
тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны госу-
дарства и его органов.
Гарантированность прав и свобод – это своеобразный внешний механизм
ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению
своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.
В странах с авторитарным и тоталитарным режимами степень защищен-
ности основных прав и свобод сравнительно невелика. В этих государствах
конституционно закрепленные права и свободы воспринимаются как лозунги,
декларации, которые соблюдать не обязательно.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры
направленные на обеспечение практического их применения, охрану
и защиту.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Все гарантий условно можно разделить на две группы:
• условия реализации конституционны прав и свобод;
• средства реализации.
Первая группа направлена на создание благоприятной обстановки для
пользования основными правами и свободами и исполнения обязанностей.
Вторая группа обеспечивает органы государства, органы местного само-
управления, общественные организации, самих граждан эффективным инстру-
ментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод.
Юридические гарантии конституционных прав и свобод многочисленны
и разнообразны. Но их объединяет одно присущее всем им общее свойство. Все
они выражены, закреплены в законодательстве.
Юридические гарантии непосредственно связаны с применением право-
вых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, ор-
ганов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объедине-
ний, самих граждан.
Гарантии можно классифицировать по характеру предписаний. Одни
служат условиями и средствами охраны, обеспечения и защиты всех или значи-
тельной части прав и свобод, другие же – строго определенных, т. е. первые но-
сят общий, вторые – специальный характер.
Все гарантии основываются на принципах, которыми должны руковод-
ствоваться в своей правоохранительной структуре общества и государства.
45
Первый принцип – комплексность и полнота гарантий. Данный принцип
означает, что при анализе процесса реализации основных прав и свобод нужно
с максимально возможной полнотой учитывать роль каждого из отмеченных
видов гарантий и помнить, что в реальной жизни они действуют системно, под-
крепляя и взаимно усиливая друг друга. Кроме того, юридические гарантии
прав и свобод нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономических, по-
литико-правовых и культурно-нравственных.
Второй принцип – действенность, эффективность гарантий прав и сво-
бод. Его суть состоит в том, что гарантии должны обеспечить человеку и граж-
данину реальное пользование предоставленными конституцией и законами бла-
гами.
Эффективность гарантий конституционных прав и свобод в конечном
счете определяется существующими в стране экономической обстановкой, со-
циальными условиями жизни и политическим режимом.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституционные гарантии обеспечены авторитетом самого Основного
закона. Подобного рода гарантии закреплены, например, в п. 3 ст. 40 Конститу-
ции Ирландии:
«1. Государство гарантирует в своих законах соблюдение и – в пределах
общепринятого – защиту и поддержание личных прав граждан.
2. Государство всеми силами охраняет посредством законов жизнь, лич-
ность, доброе имя и имущественные права каждого гражданина от несправед-
ливых нападений, а в случае совершения несправедливости оказывает ему
должную защиту».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В этой статье практически не содержится ничего, кроме общих пожела-
ний, которые сами по себе большого юридического значения не имеют. Кон-
ституционная гарантия может стать реальной лишь в том случае, если содер-
жащиеся в ней положения будут конкретизированы и детализированы в
соответствующем законе, устанавливающем механизм применения данной га-
рантии.
В Конституции США нет прямого указания на то, что государство гаран-
тирует соблюдение прав и свобод. Но это вытекает из п. 18 разд. 8 ст. I, кото-
рый устанавливает право Конгресса издавать законы, необходимые для осу-