Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8494

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41 

2)  они  включают  право  на  охрану  достоинства  личности,  что  возлагает 

соответствующие  обязанности  на  государство  и  других  граждан  и 
предполагает  определенную  этику  и  законность  поведения  государ-
ственных служащих, а равно требование к членам общества не нару-
шать права и свободы других; 

3)  особо значимы и наиболее уязвимы. 
Цель данной группы прав и свобод состоит в охране и защите той сферы, 

где проявляется индивидуальность и личностное своеобразие человека. Иными 
словами, речь идет об ограждении автономии личности, пространства действия 
индивидуальных, частных интересов. 

Политические  права  связаны  с  участием  в  общественно-политической 

жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на 
государственную  власть  (например,  путем  политических  демонстраций).  Эти 
права  принадлежат,  как  правило,  лишь  гражданам  данного  государства.  К  по-
литическим правам относятся такие, как право собраний, митингов, демонстра-
ций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть из-
бранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в 
отправлении правосудия; право на обращение. 

Политические  права  являются  непременным  условием  реализации  всех 

других  прав  граждан,  поскольку  они  образуют  основу  системы  демократии  и 
выступают  как  средство  контроля  за  властью,  не  позволяющее  ей  приобрети 
всеобъемлющий диктаторский характер. Именно этим объясняется стремление 
тоталитарных  режимов  ограничить  политические  права  и  тем  самым  освобо-
дить себя от контроля со стороны граждан. 

Права и свободы, входящие в группу социально-экономических, образу-

ют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. В их число 
входят  культурные  права,  которые  в  силу  относительной  самостоятельности 
можно выделить и в самостоятельную группу. Они относятся к таким важным 
сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, обра-
зование, и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других 
социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает 
государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень 
жизни человека, его свободное развитие. 

Отношение к социально-экономическим правам в различных странах не-

одинаково. В государствах тоталитарного социализма им придается особое зна-
чение, и они находятся на первом месте в главе конституций о правах и обязан-


background image

42 

ностях  граждан.  В  постсоциалистических  конституциях  они  оттеснены  назад 
естественными правами человека. В конституциях капиталистических стран, а 
также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с 
другими правами. 

В  конституциях,  принятых  до  Первой  мировой  войны,  не  говорилось  о 

социально-экономических правах личности и граждан. Включение таких поло-
жений  в  широком  масштабе  (отдельные  упоминания  встречались  в  конститу-
ции  Мексики  1917 г.,  Веймарской  конституции  Германии  1919 г.)  связано  с 
опытом России, затем СССР и других стран тоталитарного социализма. После 
Второй мировой войны положения о социально-экономических правах граждан 
стали включаться в конституции капиталистических стран (в японскую 1946 г., 
итальянскую  1947 г.).  Однако  и  сейчас  не  только  в  действующих  старых  кон-
ституциях (например, США), но и во многих новых основных законах нет норм 
о социально-экономических правах граждан, а во многих случаях (в том числе 
и в некоторых постсоциалистических государствах) соответствующие положе-
ния сформулированы как пожелания, как определенные намерения государства. 
К тому же нормы о социально-экономических правах допускают иные вариан-
ты (право на труд не исключает безработицы). В ряде стран положения о соци-
ально-экономических  правах  включены  в  разделы  о  директивных  принципах 
политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защища-
емые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительства (Индия, Ни-
герия, Филиппины и др.). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституционно-правовой  институт  обязанностей  граждан 

начал  оформляться  и  приобретать  юридическое  выражение  лишь 
после Второй мировой войны. В целом обязанности имеют различ-
ную природу. Кроме вытекающих из принадлежности лица к граж-
данству государства, связанных с его статусом члена общества, все 
отрасли  права  закрепляют  круг  обязанностей,  соответствующих 
другим  видам  правового  статуса  личности.  Это  обязанности  лица 
как  депутата,  как  избирателя,  как  служащего  различных  органов 
государственного  механизма  и  органов  местного  самоуправления, 
как обладателя других видов правового статуса (предпринимателя, 
банкира,  рабочего,  служащего,  учащегося,  обвиняемого,  свидетеля 
и т. п.). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

43 

Традиционными обязанностями, которые государство молчаливо или от-

крыто возлагало на своих граждан, являлись: подчинение законам и иным нор-
мативным  актам,  уплата  налогов  и  воинская  повинность.  В новейших  консти-
туциях  появляется  не  только  сам  термин  «обязанности  граждан»,  но  даже 
соответствующие главы и разделы (в итальянской Конституции часть I «Права 
и обязанности граждан», в Конституции Венесуэлы часть III «Личные и обще-
ственные  права  и  обязанности»,  в  Конституции  Панамы  раздел III  «Личные  и 
социальные  права  и  обязанности»,  в  Конституции  Испании  секция 2  главы I 
«О правах и обязанностях граждан»). 

Наряду с провозглашением свободы труда и даже права на труд в некото-

рых  конституциях  декларируется  обязанность  трудиться.  Так,  Конституция 
Гватемалы устанавливает: «Труд является правом. Всякое лицо обязано своим 
трудом  способствовать  социальному  прогрессу  и  благосостоянию.  Бродяжни-
чество  наказуемо»  (ст. 112);  Конституция  Коста-Рики  гласит:  «Труд  является 
правом  человека  и  его  обязанностью  в  отношении  общества.  Государство 
должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным 
трудом...»  (ст. 56);  в  Конституции  Испании  говорится:  «Все  испанцы  имеют 
право на труд и обязаны трудиться...» (ст. 35). 

Аналогичные  положения  содержатся  в  конституциях  Панамы,  Уругвая, 

Японии, Габонской Республики и некоторых других. Несмотря на всю свою де-
кларативность,  эта  обязанность  демократична  по  своему  характеру,  ибо  она 
укрепляет легальные позиции трудящихся в борьбе против безработицы. 

Довольно  широкое  распространение  получило  провозглашение  такой 

обязанности,  как  забота  о  детях.  Так,  в  ст. 30  Конституции  Итальянской  Рес-
публики  провозглашается:  «Родители  вправе  и  обязаны  содержать,  обучать  и 
воспитывать детей, даже если они рождены вне брака». 

3.5 Гарантии конституционных прав и свобод 

Государство не может и не должно принуждать граждан к использованию 

права.  Вместе  с  тем  нормальное  функционирование  общества  без  использова-
ния гражданином прав и свобод невозможно. Поэтому государство не ограни-
чивается  юридической  фиксацией  прав  граждан.  Закрепляя  права  и  свободы 
личности, государство берет на себя обязанность гарантировать их осуществле-
ние всеми доступными ему средствами: правовыми, экономическими, полити-
ческими, культурными. Чем выше степень реализации прав и свобод личности, 


background image

44 

тем  в  большей  мере  ограничивается  возможность  произвола  со  стороны  госу-
дарства и его органов. 

Гарантированность прав и свобод – это своеобразный внешний механизм 

ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению 
своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. 

В странах  с  авторитарным и  тоталитарным режимами  степень  защищен-

ности  основных  прав  и  свобод  сравнительно  невелика.  В этих  государствах 
конституционно  закрепленные  права  и  свободы  воспринимаются  как  лозунги, 
декларации, которые соблюдать не обязательно. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Гарантии  прав  и  свобод  –  это  условия,  средства,  меры 

направленные на обеспечение практического их применения, охрану 

и защиту. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Все гарантий условно можно разделить на две группы: 

•  условия реализации конституционны прав и свобод; 

•  средства реализации. 
Первая  группа  направлена  на  создание  благоприятной  обстановки  для 

пользования основными правами и свободами и исполнения обязанностей. 

Вторая группа обеспечивает органы государства, органы местного само-

управления, общественные организации, самих граждан эффективным инстру-
ментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод. 

Юридические  гарантии  конституционных  прав  и  свобод  многочисленны 

и разнообразны. Но их объединяет одно присущее всем им общее свойство. Все 
они выражены, закреплены в законодательстве. 

Юридические  гарантии  непосредственно  связаны  с  применением  право-

вых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, ор-
ганов  местного  самоуправления,  должностных  лиц,  общественных  объедине-
ний, самих граждан. 

Гарантии  можно  классифицировать  по  характеру  предписаний.  Одни 

служат условиями и средствами охраны, обеспечения и защиты всех или значи-
тельной части прав и свобод, другие же – строго определенных, т. е. первые но-
сят общий, вторые – специальный характер. 

Все  гарантии  основываются  на  принципах,  которыми  должны  руковод-

ствоваться в своей правоохранительной структуре общества и государства. 


background image

45 

Первый принцип – комплексность и полнота гарантий. Данный принцип 

означает, что при анализе процесса реализации основных прав и свобод нужно 
с  максимально  возможной  полнотой  учитывать  роль  каждого  из  отмеченных 
видов гарантий и помнить, что в реальной жизни они действуют системно, под-
крепляя  и  взаимно  усиливая  друг  друга.  Кроме  того,  юридические  гарантии 
прав и свобод нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономических, по-
литико-правовых и культурно-нравственных. 

Второй принцип – действенность, эффективность гарантий прав и сво-

бод. Его суть состоит в том, что гарантии должны обеспечить человеку и граж-
данину реальное пользование предоставленными конституцией и законами бла-
гами. 

Эффективность  гарантий  конституционных  прав  и  свобод  в  конечном 

счете определяется существующими в  стране экономической обстановкой, со-
циальными условиями жизни и политическим режимом. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституционные  гарантии  обеспечены  авторитетом  самого  Основного 

закона. Подобного рода гарантии закреплены, например, в п. 3 ст. 40 Конститу-
ции Ирландии: 

«1. Государство гарантирует в своих законах соблюдение и – в пределах 

общепринятого – защиту и поддержание личных прав граждан. 

2. Государство всеми силами охраняет посредством законов жизнь, лич-

ность, доброе имя и имущественные права каждого гражданина от несправед-
ливых  нападений,  а  в  случае  совершения  несправедливости  оказывает  ему 
должную защиту». 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  этой  статье  практически  не  содержится  ничего,  кроме  общих  пожела-

ний,  которые  сами  по  себе  большого  юридического  значения  не  имеют.  Кон-
ституционная  гарантия  может  стать  реальной  лишь  в  том  случае,  если  содер-
жащиеся  в  ней  положения  будут  конкретизированы  и  детализированы  в 
соответствующем  законе,  устанавливающем  механизм  применения  данной  га-
рантии. 

В Конституции США нет прямого указания на то, что государство гаран-

тирует соблюдение прав и свобод. Но это вытекает из п. 18 разд. 8 ст. I, кото-
рый  устанавливает  право  Конгресса  издавать  законы,  необходимые  для  осу-