Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8508
Скачиваний: 25
66
деления могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения
потребностей партии; 5) партии содействуют формированию и выражению по-
литической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в
частности участие в выборах; 6) партия – это организация, построенная и дей-
ствующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности,
открытости; 7) партия ставит своей целью завоевание государственной власти,
участие в ней, давление на нее, используя конституционные способы.
В соответствии с демократическими конституциями партии организуются
и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного (явоч-
но-регистрационного) порядка, т. е. никаких предварительных уведомлений
или разрешения государственных органов не требуется. Партии сами опреде-
ляют свою структуру, внутреннюю организацию, порядок деятельности, что ре-
гламентируется принимаемыми ими уставами.
Вместе с тем, в соответствии с общепринятыми нормами международно-
го права, свобода объединения, как и некоторые другие политические права,
могут подлежать ограничениям. Такие ограничения возможны лишь в интере-
сах государственной или общественной безопасности, общественного порядка,
охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других
лиц и могут быть установлены только законами. В соответствии с этим в демо-
кратических странах конституциями или специальными законами запрещены
создание и деятельность партий, проповедующих насилие, разжигание соци-
альной и национальной розни, преследующих антиконституционные цели, про-
пагандирующих человеконенавистническую идеологию.
Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, об-
ладающими политическими правами и достигшими возраста политического со-
вершеннолетия (как правило, 18 лет). Иностранные граждане и лица без граж-
данства создавать политические партии и иные политические объединения не
вправе.
В подавляющем большинстве государств партии строятся на основе ин-
дивидуального членства. Для создания партии созывается учредительное со-
брание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом
число граждан, имеющих право быть членами партии. На учредительном со-
брании избирают председателя и секретаря, составляется учредительный про-
токол о создании партии. На этом же или на другом собрании принимаются
устав партии, ее программный документ (возможен краткий документ о целях
партии). Во многих странах в результате этих действий партия считается со-
67
зданной, ее члены могут проводить собрания, обсуждать различные вопросы, в
том числе политического характера, принимать партийные решения; партия яв-
ляется легальной. Но такая партия еще не имеет прав юридического лица: не
может выдвигать от имени партии кандидатов на выборах, приобретать на имя
партии имущество и т. д. В некоторых странах партию можно не регистриро-
вать, в других она подлежит обязательной государственной регистрации, но
почти всегда для того, чтобы стать юридическим лицом, партия должна быть
зарегистрирована уполномоченными на то законом органами государства.
Конституции демократических государств устанавливают, что внутрен-
няя организация и деятельность партий должны соответствовать принципам
демократии и национального суверенитета. Законы о политических партиях де-
тализируют эти положения. Принцип демократии означает, что прием в партию
не должен носить дискриминационного характера (не может быть ограничен, в
частности, по признакам языка, национальности, пола, религии и т. д.); устав и
программа партии должны быть приняты на собрании ее членов или их пред-
ставителями; периодически должны созываться собрания, съезды, конферен-
ции, на которых определяется политика партии, а также собрания местных пар-
тийных организаций; периодически должны проводиться выборы центральных
органов партии и руководства ее местных отделений.
Гласность в деятельности партий означает, что устав и программа партии
должны быть опубликованы, а граждане страны (а не только члены данной пар-
тии) должны быть информированы о лицах, входящих в руководство партии, об
источниках и использовании партиями финансовых средств.
Государственная власть, согласно законодательству, должна одинаково
относиться ко всем партиям в том, что касается требований о соблюдении зако-
нов, предоставлении равных возможностей пользоваться общественными зда-
ниями, радио и телевидением, финансируемыми за счет государства, государ-
ственной финансовой поддержкой (если она предусматривается). На деле
правящая партия всегда пользуется фактическими преимуществами, а в услови-
ях авторитарных режимов она сращивается с государственным аппаратом.
Партии обладают самостоятельностью, автономией, но государство, в ли-
це уполномоченных органов, обязано следить за соответствием деятельности
партии конституции, законодательству, уставу и программным документам
партии. При нарушении этих документов партией уполномоченный орган впра-
ве и обязан сделать ей предупреждение. Если и после этого нарушения продол-
68
жаются, то следует обращение в суд с иском о приостановлении деятельности
данной партии или о ее запрещении.
В подавляющем большинстве стран роспуск политической партии может
быть осуществлен только судом (общим или конституционным). В авторитар-
ных и тоталитарных государствах партии запрещаются специально принятыми
законами, после военных и государственных переворотов – военным советом,
хунтой.
Ликвидация партии может быть осуществлена также путем ее само-
роспуска.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Политические партии выполняют несколько функций. Первая
функция политических партий состоит в том, что они выступают
средством борьбы за обладание правительственной властью в цен-
тре и на местах между отдельными соперничающими группами.
Это соперничество выливается в форму избирательной борьбы, где
силы противников оцениваются по количеству полученных голо-
сов.
Вторая функция политических партий состоит в том, что они
принимают важнейшее участие в формировании и деятельности
всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти
и управления как в центре, так и на местах (президенты, парламен-
ты, представительные органы субъектов федерации, муниципаль-
ные советы и др.) создаются при непосредственном участии поли-
тических партий.
Третья функция политических партий состоит в том, что они
принимают прямое или опосредствованное участие в разработке,
формировании и осуществлении внутри- и внешнеполитического
курса государства. Правящие партии через свои руководящие орга-
ны, правительства и парламентские фракции непосредственно
участвуют в принятии политических решений и их реализации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В отношении государственного аппарата правящие партии играют осо-
бую роль. Руководящие органы таких партий не только формируют правитель-
ства, но и определяют персональный состав руководства всех центральных ис-
полнительных ведомств. Наиболее эффективно эта задача решается партиями в
69
странах с парламентарными формами правления (Великобритания, Италия,
ФРГ, Швеция, Дания, Нидерланды и др.).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Классификация политических партий возможна по самым
различным основаниям. В политологии выделяют буржуазные, кре-
стьянские, рабочие и другие партии, правые, левые, центристские
партии, демократические и авторитарные, радикальные и рефор-
мистские и т. д. С точки зрения организационной структуры приня-
то различать партии кадровые, массовые и партии-движения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Кадровые партии основаны на признании довольно жесткой дисципли-
ны, обязательных членских взносов; руководство ими в значительной степени
централизовано.
В массовых партиях, как правило, нет фиксированного членства, или оно
недостаточно строго учитывается. Партийные взносы обычно не имеют фикси-
рованного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвова-
ний в партийную кассу. На местах нередко нет партийных организаций, собра-
ния не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из
известных бизнесменов и политиков.
Партии-движения существовали в развивающихся странах различной
ориентации (Гвинея, Заир и др.). Это была обычно единственная разрешенная
партия, ее членами считалось большинство жителей страны. Законодательные,
исполнительные, судебные органы квалифицировались как органы партии (За-
ир). С крушением тоталитарных систем такие партии распадаются.
Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разно-
образием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических,
религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству.
Партийные системы можно подразделить на основные группы.
Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При
этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным
большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода по-
литические союзы с целью создания коалиционного правительства (Бельгия,
Дания).
Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При
этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной пар-
тии, которая формирует однопартийные правительства (Мексика).
70
Двухпартийные системы. Они представляют собой своеобразную разно-
видность многопартийности, которая возникла в ряде зарубежных стран при
различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной от-
личительной особенностью является монопольное господство на политической
арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти.
Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая – оппозиционной.
Время от времени они меняются местами (США, Великобритания).
Однопартийные системы. Они существуют в странах с авторитарными
политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена
монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун и др.).
Возможна и беспартийная система, при которой деятельность политиче-
ских партий запрещена, например в мусульманских странах (Катар, Кувейт,
Саудовская Аравия и др.).
5.3 Правовое положение общественных объединений
Кроме политических партий важным элементом конституционных обще-
ственных отношений являются социально-экономические, социально-куль-
турные и иные объединения граждан (организации, ассоциации). Это профсою-
зы рабочих и служащих, крестьянские кооперативы, объединения предприни-
мателей, культурные общества, союзы потребителей, женские и молодежные
организации, экологические, благотворительные, спортивные общества и т. д.
В ряде государств в форме общественных организаций создаются торгово-
промышленные, ремесленные, крестьянские палаты. В странах Африки суще-
ствуют племенные объединения, в Индии – кастовые общества (во многих гос-
ударствах они запрещены законом).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Общественные объединения – добровольные, самоуправляе-
мые некоммерческие формирования, созданные по инициативе
граждан, объединившихся на основе общности интересов для реа-
лизации общих целей.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Социально-экономические и культурные объединения не ставят своей це-
лью извлечение прибыли, однако они могут заниматься предпринимательской,
торговой деятельностью для обеспечения своих нужд. В отличие от политиче-
ских партий они не имеют своей главной задачей овладение государственным
руководством обществом (исключение составила, например, деятельность